Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование личностных особенностей спортсменов- лыжников

Работа №101205

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

спорт и туризм

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 7
1.1. Специфика профессиональной деятельности спортсменов 7
1.2. Профессионально-важные качества спортсменов 15
1.3. Личностные особенности спортсменов, занимающихся лыжным
спортом 22
Выводы по 1 главе 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ 34
2.1. Ход и процедура исследования 34
2.2. Описание выборки исследования 35
2.3. Описание методик и их обоснование 37
2.4. Результаты исследования и их обсуждение 51
Выводы по 2 главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 92
ПРИЛОЖЕНИЕ З 95
ПРИЛОЖЕНИЕ И 98
ПРИЛОЖЕНИЕ К 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась ведущей в спортивно-психологической проблематике. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях ее структурных характеристик у квалифицированных спортсменов, а также представителей различных видов спортивной деятельности. Психологическая подготовка спортсмена - сложный процесс, который требует применения специальных средств исследования и методов воздействия. Продуктивным оказался поиск общих проявлений личности, обуславливающих успех в спорте. К числу таких личностных черт следует отнести стремление к лидерству, эмоциональную устойчивость, активность в преодолении препятствий. В целом типологические особенности личности следует учитывать при индивидуализации управления спортивной деятельностью.
Несмотря на большое количество работ, посвященных психологии спорта, особенности личности, влияющие на успешность спортсменов, изучены недостаточно. Результаты исследования этой проблемы могут помочь спортивным психологам, тренерам, педагогам спортивных учебных заведений в формировании свойств личности спортсмена, которые будут способствовать его успешной реализации в спортивной деятельности и в жизни.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы таких ученых, как: Б.А. Вяткина Е. Н Гогунова, Е.П. Ильина, В.Л. Марищук, А.В. Родионова, А.Ц. Пуни и других [3, 9, 18, 29, 50, 53].
Целью нашей работы является исследование личностных особенностей, спортсменов, занимающихся лыжными гонками.
Объектом нашего исследования являются спортсмены, занимающиеся лыжными гонками. В выборку вошли спортсмены, занимающиеся лыжными гонками. В данном исследовании принимало участие 120 человек, в возрасте от 18 до 28 лет. В рамках исследования спортсмены были разделены на две группы. В первую группу, условно названную нами спортсмены высших достижений, вошли лыжники, имеющие разряды мастера спорта международного класса (МСМК), мастера спорта (МС) и кандидата в мастера спорта (КМС). Во вторую группу, также условно названную нами спортсмены стремящиеся к достижениям, вошли спортсмены, имеющие 1,2 и 3 разряды.
Предмет исследования: личностные особенности, влияющие на успешность спортсменов-лыжников.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические источники по проблеме психологии спорта, и, в частности, личностных особенностей спортсменов;
2. осуществить подбор методик для изучения личностных особенностей спортсменов;
3. провести сравнительный анализ двух групп;
4. обобщить и проанализировать полученные данные.
Для решения поставленных задач была выдвинута следующая гипотеза: существуют различия в личностных особенностях спортсменов, стремящихся к достижениям и спортсменов высших достижений.
Опираясь на анализ литературы, а именно на работы Т. В. Огородовой, Р. А. Пилояна, А. В. Родионова, Ю.Л. Ханина, О. А. Черниковой [37, 45, 53, 63, 65], мы можем конкретизировать гипотезу следующим образом: для достижения высоких результатов у спортсменов должны быть более выражены следующие личностные особенности, а именно высокий уровень мотивации, оптимальный уровень тревожности, интернальный локус контроля, высокий уровень притязаний и высокий уровень саморегуляции.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методики:
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
• шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина;
• опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера;
• опросник «Оценка уровня притязаний» В. К. Гербачевского;
• тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные можно использовать в работе спортивного тренера, что позволит ему достигать высоких результатов с помощью учета не только психофизиологических особенностей спортсмена, но и личностных.
Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 67 наименований и 11 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящий момент в системе психологической подготовки спортсменов уделяется недостаточно внимания составлению модели личности успешного спортсмена. В действительности в практической деятельности спортивного психолога систематизация и оптимизация работы имеют большое значение. В зависимости от вида спорта, квалификации спортсмена, стажа занятий спортом психологу необходимо подбирать соответствующие инструментарий и подход к своей профессиональной деятельности.
Достижение высоких результатов является одним из основных критериев успешности и правильности воспитательного и учебно - тренировочного процесса. Результат накапливает в себе все компоненты спортивной деятельности в их единстве и многообразии.
На основе достоверных данных о личностных особенностях спортсменов и их трудностях в психологической подготовке спортивный психолог имеет возможность лучше планировать и анализировать работу.
Также указанная информация может быть использована в целях мониторинга эффективности деятельности психолога и оценки количественных и качественных показателей его деятельности.
В данной работе был проведен анализ литературы, рассмотрена специфика спортивной деятельности, изучены профессионально-важные качества спортсменов, а также были выявлены личностные особенности спортсменов, занимающиеся лыжными гонками.
В ходе нашего исследования спортсмены были поделены на две группы: спортсмены высших достижений и спортсмены, стремящиеся к достижениям.
На основании полученных данных мы можем сказать, что чем выше степень успешности спортсмена, тем сильнее его мотивация к успеху. Спортсмены высших достижений отличаются от спортсменов, стремящихся к достижениям следующими показателями:
- более высокой мотивацией к успеху;
• они имеют оптимальный уровень тревожности, уравновешенно ведут себя при возникновении какой-либо неожиданной ситуации и могут вполне быстро и собранно найти способы ее решения
• имеют интернальный локус контроля. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.высоким уровнем притязаний;
• высоким уровнем волевой саморегуляции. Такие спортсмены настойчивы и способны сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
В заключение хочется отметить, что изучение личности спортсмена с
помощью психологических методик является необходимой предпосылкой для серьезной научной ориентации в вопросе о рекордных результатах в спорте и требует разработки адекватных методик диагностики, важных для данного вида спорта психологических особенностей личности.
Таким образом, наша гипотеза доказана: существуют различия в личностных особенностях спортсменов, стремящихся к достижениям и спортсменов высших достижений. Цель достигнута. Задачи, поставленные перед нами в начале работы, выполнены в полной мере.


1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М:, 2001 - 336 с.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. - М.: ФиС, 1978. - 134 с.
3. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А Вяткин. - М.: ФиС, 1981. - 112 с.
4. Вяткин Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности / Б. А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - 2000. - С. 115-128.
5. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной
готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: ФиС, 1971. - 245 с.
6. Геселевич В. А. Предстартовое состояние спортсмена / В.
А. Геселевич. - М.: ФиС, 1969. - 85 с.
7. Гиссен Л. Д. Психология и психогигиена в спорте / Л. Д. Гиссен. - М.: ФиС, 1973. - 149 с.
8. Гиссен Л. Д. Время стрессов / Л. Д. Гиссен. - М.: ФиС, 1990. - 192с.
9. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
10. Гошек В., Калинин Е.А. Состояние и деятельность спортсменов в связи с особенностями мотивации достижения / В. Гошек, Е.А. Калинин // Вопросы спортивной психогигиены. - М.: издательство ВНИИФК, 1977. - С. 21-29.
11. Дамадаева А.С. Гендерные исследования в спортивной психологии / А.С. Дамадаева // Психол. журн. - 2012. - № 1. - С. 40-49.
12. Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. - М.: ФиС. 1983. - 80 с.
13. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов // Инженерная психология как наука. - Л.: ЛГУ, 1979. - С. 129-137.
14. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена / Д.В. Журавлёв. - М., 2009. - 120 с.
15. Ильин А. Б. Оценка личности спортсменов разных
специализаций и квалификаций / А. Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 24-26, 39-40...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ