ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
РЕФОРМИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Цели и этапы перехода российских аудиторских организаций на
международные стандарты 8
1.2 Основные задачи и принципы аудиторской деятельности в соответствии с
Международными Стандартами Аудита 13
1.3 Изменения на рынке аудиторских услуг, связанные с процессом
реформирования 22
2 АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА И ДЕЙСТВОВАВШИХ РАНЕЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
29
2.1 Сравнение концептуальных вопросов стандартизации и организации
аудиторской деятельности 29
2.2 Сравнение стандартов, раскрывающих процедуры и результаты
аудиторских проверок 34
2.3 Результаты сравнительного анализа ФСАД и МСА 39
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ПРИ
ВНЕДРЕНИИ МЕЖДУ НАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В ПРАКТИКУ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 44
3.1 Проблемы в деятельности аудиторских организаций, выявленные в первый
год перехода на Международные Стандарты Аудита 44
3.2 Анализ конкурентной среды аудиторской организации в условиях
переходного периода 52
3.3 Систематизация и оценка факторов риска аудиторской организации в
условиях реформирования сферы аудиторских услуг 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что аудиторская отрасль сейчас находится в фазе, следующей за значительными изменениями нормативно-правовой базы, регламентирующей оказываемый вид услуг, что не могло не повлиять на данную сферу деятельности в целом и отдельные её субъекты.
Последовательное и подробное исследование данной темы необходимо как с теоретической, так и с прикладной точки зрения. Теоретически представляют интерес ключевые отличия применявшихся ранее Федеральных и применяющихся теперь Международных Стандартов, сам процесс их внедрения и его последствия для отрасли. С практической стороны указанные вопросы также имеют вес, однако важно и понимание влияния нововведений на деятельность конкретной аудиторской организации, какие шаги ей необходимо предпринимать в складывающихся условиях.
Цель исследования - разработка модели оценки факторов риска аудиторских организаций в условиях реформирования.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• изучить нормативную базу, регулирующую процесс реформирования аудиторской деятельности в Российской Федерации;
• выявить и проанализировать тенденции в аудиторской сфере, связанные с переходом на МСА;
• провести сравнительный анализ Международных Стандартов Аудита по сравнению с Федеральными Стандартами Аудита и Федеральными Правилами (Стандартами) Аудита;
• проанализировать последствия обновления регулирующего законодательства и выявленных ранее трендов в отрасли на аудиторские организации;
• проанализировать риски отдельной аудиторской фирмы и разработать рекомендации для сохранения и укрепления её конкурентных позиций в переходный период;
• разработать алгоритмы оценки факторов риска аудиторских организаций для выработки управленческих решений в условиях реформирования.
Объект исследования: сфера аудиторской деятельности на
государственном и корпоративном уровнях.
Предмет исследования: изменения в регламентирующей аудит
нормативно-законодательной базе и их влияние на деятельность аудиторских организаций.
Методы исследования: систематизация и группировка материалов вторичного статистического наблюдения, анализ сгруппированных материалов, графический метод, сравнение, РЕЗТ-анализ, SWOT-анализ, конкурентный стратегический анализ.
Информационной базой исследования послужили научные публикации по изучаемой проблеме, учебная литература по тематике исследования, законодательные акты Российской Федерации (в том числе утверждённые на её территории Международные Стандарты), статистические данные Министерства Финансов РФ.
Разнообразие научной литературы по аудиту не слишком велико. Наиболее известным, рекомендуемым и цитируемым учебником является "Аудит", авторы - Шеремет А.Д. и Суйц В.П. (МГУ им. М.В. Ломоносова) [31], в котором рассматриваются все теоретические аспекты аудита. Основы аудита также изложены в учебниках «Аудит» под редакцией Казаковой Н.А. [30] и «Аудит: теория и практика» за авторством Ворониной Л.И. (РЭУ им. Г.В. Плеханова) [29]. Важные аспекты аудита рассмотрены в учебном пособии «Основы аудита», авторы - Юдина Г.А. и Черных М.Н. (Сибирский Федеральный Университет) [36].
Международные Стандарты Аудита также изучаются достаточно небольшим кругом специалистов. Так, им посвящён учебник «Международные Стандарты Аудита» под редакцией Рогуленко Т.М. (Государственный Университет Управления, г. Москва) [33]. Теоретические и практические вопросы применения МСА рассматриваются в учебнике «Международные Стандарты Аудита» под редакцией Кеворковой Ж.А. [32] и учебном пособии за авторством Ситнова А.А. с тем же заглавием (Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации) [34]. Вопросы МСА рассматриваются в учебном пособии уже упоминавшихся ранее Юдиной Г.А. и Черных М.Н..
Тема международных стандартов чаще рассматривается в научных публикациях обозначенных выше авторов и некоторых других, перечисленных далее: Р.П. Булыга и М.В. Мельник (Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации), А.Н. Петров и Т.Б. Турищева (РЭУ им. Г.В. Плеханова). П.М. Владимирова и Е.Ю. Князева (Российский Государственный Гуманитарный Университет, г. Москва), а также другими исследователями.
Традиционно освещаемые в литературе вопросы аудита затрагивают, в основном, практические проблемы проведения проверок, а также методические материалы, способствующие более качественному аудиту.
В связи с тем, что переход на международные стандарты начался только в 2017 г., накоплено еще недостаточно опыта, поэтому исследователи разъясняют положительные и отрицательные стороны перехода, его причины, освещают проблемы, которые, возможно, будут в связи с этим возникать.
Особое внимание уделяется принципам и методам внедрения международных стандартов и их адаптации к деятельности российских аудиторских компаний. Также проводится сравнительный анализ действовавших ранее и вновь вводимых стандартов.
Научная новизна исследования заключается в комплексном обобщении множества аспектов теоретического и прикладного характера, обусловленных реформированием аудиторской отрасли.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности применения изложенной методики анализа рисков и рекомендаций в практической деятельности аудиторской фирмы для преодоления переходного периода без потерь качества оказываемых услуг, репутации и реальных доходов.
В магистерской диссертации сформулированы и раскрыты следующие положения научной новизны:
1) идентифицированы и систематизированы наиболее существенные различия и тенденции преемственности между федеральными и внедряемыми международными стандартами аудита;
2) сформулированы и структурированы проблемы переходного периода, влияющие на финансово-экономическое положение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выявлена взаимосвязь между изменениями в стандартизации аудита и возможностями их внедрения в практическую деятельность российских аудиторских организаций в настоящее время;
3) разработана многофакторная модель оценки рисков аудиторской организации для повышения ее конкурентоспособности в условиях реформирования отрасли.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 97 наименований. Работа содержит 14 рисунков, 16 таблиц, 2 приложения.
В первой главе рассмотрены основные цели и этапы процесса реформирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, включая наиболее существенные изменения в ее нормативном регулировании. Проведен анализ изменений на рынке аудиторских услуг за период с 2013 по 2017 годы, предшествовавшие непосредственному переходу российских организаций на МСА. Выявлены тенденции сокращения активности аудиторских организаций в целом по стране и концентрации аудиторских фирм в Центральном федеральном округе, а также изменения структуры услуг, оказываемых аудиторскими организациями.
Во 2 главе проведен сравнительный анализ международных стандартов аудита и действовавших ранее федеральных. Выявлены направления преемственности и наиболее существенные различия в концептуальных стандартах организации аудиторской деятельности и стандартах, описывающих процедуры проверок и формирования аудиторских заключений.
В 3 главе выявлены и структурированы главные проблемы, возникшие у аудиторских организаций во время внедрения международных стандартов в практику их деятельности. Проведены PEST и SWOT анализ на примере конкретной организации, выявлены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на ее функционирование, а также на финансовую политику переходного периода. Разработана модель, позволяющая оценивать факторы риска в условиях реформирования отрасли для повышения конкурентоспособности аудиторской организации.
По теме магистерской диссертации опубликованы 9 статей общим объемом 2,76 п.л., в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, а также представлены в сборниках докладов российских и международных научно-практических конференций (приложение А).
Основным результатом исследования, проведенного в магистерской диссертации, является обобщение и систематизация нормативно-правовых, организационных, методических аспектов реформирования аудиторской деятельности и разработка аналитической модели, позволяющей повысить эффективность работы аудиторских организаций в переходный период.
В первой главе магистерской диссертации рассмотрены цели и задачи процесса реформирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, хронология происходящих изменений в ее нормативном регулировании и на рынке аудиторских услуг.
Выводы по первой главе.
За период с 2013 по 2017 г. на рынке аудиторских услуг наблюдались следующие тенденции: сокращение общего количества индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций лет на 15,78%, концентрация аудиторов в Центральном ФО на уровне 47-48%, в то время как в других субъектах РФ данная цифра не превышает 15%, снижение общего объема услуг, оказываемых аудиторскими организациями, изменение структуры услуг, оказываемых аудиторскими организациями в пользу сопутствующих аудиту и прочих совместимых с аудитом услуг.
После внедрения ратифицированных МСА в практику российских организаций с 2018 г. начинается переходный период, в ходе которого предполагается укрепление аудита в финансовой сфере, а также преодоление указанных выше негативных тенденций.
Во 2 главе проведен сравнительный анализ действовавших ранее федеральных стандартов аудита и внедряемых в настоящее время международных стандартов. Сравнение проведено по двум группам стандартов: регламентация аудиторской деятельности в целом и процедуры проведения проверок.
Выводы по второй главе.
В целом наблюдается преемственность наиболее значимых стандартов с различной степенью детализации раскрываемой в них информации, при этом международные стандарты более систематизированы и структурированы. Для международных стандартов характерна ориентированность на раскрытие положений, связанных с миссией аудиторской деятельности, правовых аспектах и роли аудита в мировых бизнес-процессах, включая оценку возможных рисков. Федеральные стандарты имели более практическую направленность с описанием применяемых процедур и инструментов, а также с элементами контрольных функций.
Поскольку в данной работе в силу ограниченного объема рассмотрены не все изменения, а только наиболее значимые, аудиторским организациям необходимо в своей практической деятельности проводить более детальное сравнение стандартов применительно к осуществляемым ими видам деятельности.
В 3 главе исследованы проблемы переходного периода внедрения международных стандартов в практику деятельности аудиторских организаций. Проведены PEST и SWOT анализ конкурентной среды на примере конкретной организации. Разработана модель, позволяющая оценивать факторы риска в условиях реформирования отрасли для повышения конкурентоспособности аудиторской организации.
Выводы по третьей главе.
Сформулированы и структурированы проблемы переходного периода, влияющие на финансово-экономическое положение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Наиболее существенными из них являются изменение организационной структуры и укрупнение СРО, усиление контроля за качеством аудита со стороны Министерства финансов, усложнение процедуры получения квалификационного аттестата.
Выявлена взаимосвязь между изменениями в стандартизации аудита и возможностями их внедрения в практическую деятельность российских аудиторских организаций, а также внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на их функционирование и формирование финансовой политики.
По результатам проведенного конкурентного анализа для конкретной аудиторской организации сделан вывод, что, наблюдаемые негативные тенденции на рынке аудиторских услуг связаны не только со сложностями перехода на международные стандарты, но и с целым комплексом проблем объективного характера. К ним можно отнести проблемы функционирования экономики в целом, оказывающие влияние на финансово-хозяйственное положение организаций, являющихся потребителями аудиторских услуг, а также субъективного восприятия деятельности аудиторов руководителями проверяемых предприятий, недооценивающих значение этой сферы деятельности.
Эффективность проведения PEST- и SWOT -анализа можно существенно повысить, дополняя стандартные методы оценкой факторов риска, с которыми сталкивается аудиторская организация в условиях нестабильности. Для этой цели предлагается разработанная автором модель, общая концепция которой определяет алгоритм действий руководства аудиторской организации с учетом влияния факторов конкурентной среды. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений на каждом из этапов, целесообразно разделить на факторы, связанные с реформированием отрасли, и факторы, которые действуют независимо от внедрения МСА. Также проведена апробация предложенной модели на примере исследуемой аудиторской организации.
Перечень факторов и степень их влияния на принятие управленческих решений разработаны на основании комплексных выводов проведенного в работе исследования. Разработанные предложения носят теоретический и прикладной характер, включая совершенствование методов конкурентного анализа и их адаптации к сфере аудиторских услуг.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 29.05.2019)
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (в ред. от23.04.2018)
3. Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ (в ред. от 25.12.2018)
4. Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 №215-ФЗ (в ред. от 29.07.2018)
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (в ред. от29.07.2018)
6. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 №315-ФЗ (в ред. от 03.08.2018)
7. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (в ред. от 15.05.2018)
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.10.2015 №728н «Об утверждении профессионального стандарта «Аудитор»
9. Приказ Минфина России от 09.01.2019 №2н «О введении в действие
Международных Стандартов Аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства Финансов Российской Федерации»
10. Приказ Минфина России от 09.03.2017 №33н «Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг»
11. Приказ Минфина России от 26.09.2017 №147н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности"
12. Международный Стандарт Аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
13. Международный Стандарт Аудита 210 «Согласование аудиторских заданий» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
14. Международный Стандарт Аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчётности» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)
15. Международный Стандарт Аудита 230 «Аудиторская документация» (утв. Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н)...