Исследование представлений об «идеальном» отце у подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие об образе идеального отца в психологии 7
1.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка 20
1.2.1 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
зарубежной литературе 20
1.2.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
отечественной литературе 27
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 36
1.3.1 Особенности подросткового возраста в периодизации 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ «ИДЕАЛЬНОМ» ОТЦЕ У ПОДРОСТКОВ 47
2.1 Методики исследования и характеристика групп испытуемых 47
2.2 Результаты исследования и выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие об образе идеального отца в психологии 7
1.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка 20
1.2.1 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
зарубежной литературе 20
1.2.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
отечественной литературе 27
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 36
1.3.1 Особенности подросткового возраста в периодизации 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ «ИДЕАЛЬНОМ» ОТЦЕ У ПОДРОСТКОВ 47
2.1 Методики исследования и характеристика групп испытуемых 47
2.2 Результаты исследования и выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Из-за изменений в системе отцовских и материнских ролей интерес исследователей к феномену отцовства значительно возрос, который уже изучался в психологических исследованиях недостаточно системно.
Семья - это ведущий социальный институт, который формирует личность ребенка, определяет его социальную адаптацию и представления о мире. Сами родители также имеют определенную представленность в глазах ребенка. На разных этапах психического развития эта представленность может иметь качественные отличия. Образ родителя может быть в разной степени осознанным, на его формирование влияют характер детско-родительских отношений, уровень психического, в частности умственного развития, ребенка, его пол и гендер и т.д.. Большое значение в воспитании ребенка, его развитии, формировании качественных характеристик играет семья-факт, который нет необходимости доказывать.
Семейная ситуация развития ребенка позволяет запечатлевать ему функции поведения матери и отца, какова динамика детско-родительских отношений. Семья помогает понять ребенку окружающую действительность, реакции и оценку воспринимаемого мира. И то, как каждый родитель будет поддерживать ребенка при освоении окружающей действительности, в процессе социализации и адаптации, будет зависеть отношение ребенка к миру, образ Я, система социальных взаимодействий на протяжении всей жизни.
Чаще при анализе научных исследований мы встречаем работы, посвященные взаимодействию в системе мать -дитя. Однако, отец имеет для развития ребенка не меньшее значение. За последние годы наблюдается рост числа исследований, посвященных роли отца в семейных взаимоотношениях.
Отец, как и мать, является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в интеллектуальное развитие, стимулирует развитие задатков ребенка, приобретение различных навыков. Отец, учитывая важность его роли, не может быть заменен кем-либо другим без ущерба для ребенка. Дети зачастую испытывают к отцам амбивалентное отношение: даже при характеристике отца как директивного, враждебного, дети отмечают необходимость в общении со своим отцом.
В современной семье качественно меняются значение и функции родителей в связи с тем, что растет число неполных семей, изменяются функциональные роли мужа и жены, изменяются межпоколенные связи и их роль.
Так, на фоне разрушения генеалогической системы общества и семьи разрушаются традиционные отношения, меняются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема образа родителей, и в частности образа отца-родителя, в воспитании подростков приобретает особую актуальность и значение.
Роль отца является ведущей по сравнению с матерью при формировании полоролевой идентификации, создании гендерной модели поведения. Данный процесс активно протекает в подростковом возрасте. В становлении юноши- подростка отец является прямым образцом взрослого поведения будущего мужчины. Влияние на дочь является опосредованным, отец способствует развитию женских ролевых стереотипов. При создании и представлении образа матери ребенок опирается на образ собственной матери, дополняя его информацией из источников информации и переживаемого опыта взаимодействия с другими детьми и их матерями.
Несмотря на признание важности фигуры отца в развитии подростков (мальчиков и девочек), характеристики образа отца, влияние образа отца на самосознание подростка все еще остаются недооцененными.
С учетом актуальности вышеизложенного и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования ’’Исследование представлений об идеальном отце у подростков”.
Цель исследования: изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
Объектом исследования являются представления подростков об отце.
Предмет исследования - представление подростков об “идеальном” отце.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научные источники по проблеме образа идеального отца.
2. Подобрать и разработать методический инструментарий для изучения представлений об “идеальном” отце у подростков юношей и девушек.
3. Изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
4. Сравнить представления об “идеальном” отце у юношей и девушек
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях об «идеальном» отце у подростков в зависимости от пола.
Существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек
База исследования: данное исследование проводилось на базе Школы № 10 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 100 человек, из них 50 учащихся мальчиков и 50 учащихся девочек. Общее количество испытуемых составило 100 человек, средний возраст испытуемых от 12 до 14 лет. Исследованные подростки по полу распределились относительно равномерно.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Методики:
а) Вариант теста М. Партленда ”20 утверждений”;
б) Диагностика межличностных отношений Т. Лири
в) Анкета направленная на сбор информации о семье подростка, особенностях взаимоотношений в семье, и включающая вопросы об «идеальном» отце.
Семья - это ведущий социальный институт, который формирует личность ребенка, определяет его социальную адаптацию и представления о мире. Сами родители также имеют определенную представленность в глазах ребенка. На разных этапах психического развития эта представленность может иметь качественные отличия. Образ родителя может быть в разной степени осознанным, на его формирование влияют характер детско-родительских отношений, уровень психического, в частности умственного развития, ребенка, его пол и гендер и т.д.. Большое значение в воспитании ребенка, его развитии, формировании качественных характеристик играет семья-факт, который нет необходимости доказывать.
Семейная ситуация развития ребенка позволяет запечатлевать ему функции поведения матери и отца, какова динамика детско-родительских отношений. Семья помогает понять ребенку окружающую действительность, реакции и оценку воспринимаемого мира. И то, как каждый родитель будет поддерживать ребенка при освоении окружающей действительности, в процессе социализации и адаптации, будет зависеть отношение ребенка к миру, образ Я, система социальных взаимодействий на протяжении всей жизни.
Чаще при анализе научных исследований мы встречаем работы, посвященные взаимодействию в системе мать -дитя. Однако, отец имеет для развития ребенка не меньшее значение. За последние годы наблюдается рост числа исследований, посвященных роли отца в семейных взаимоотношениях.
Отец, как и мать, является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в интеллектуальное развитие, стимулирует развитие задатков ребенка, приобретение различных навыков. Отец, учитывая важность его роли, не может быть заменен кем-либо другим без ущерба для ребенка. Дети зачастую испытывают к отцам амбивалентное отношение: даже при характеристике отца как директивного, враждебного, дети отмечают необходимость в общении со своим отцом.
В современной семье качественно меняются значение и функции родителей в связи с тем, что растет число неполных семей, изменяются функциональные роли мужа и жены, изменяются межпоколенные связи и их роль.
Так, на фоне разрушения генеалогической системы общества и семьи разрушаются традиционные отношения, меняются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема образа родителей, и в частности образа отца-родителя, в воспитании подростков приобретает особую актуальность и значение.
Роль отца является ведущей по сравнению с матерью при формировании полоролевой идентификации, создании гендерной модели поведения. Данный процесс активно протекает в подростковом возрасте. В становлении юноши- подростка отец является прямым образцом взрослого поведения будущего мужчины. Влияние на дочь является опосредованным, отец способствует развитию женских ролевых стереотипов. При создании и представлении образа матери ребенок опирается на образ собственной матери, дополняя его информацией из источников информации и переживаемого опыта взаимодействия с другими детьми и их матерями.
Несмотря на признание важности фигуры отца в развитии подростков (мальчиков и девочек), характеристики образа отца, влияние образа отца на самосознание подростка все еще остаются недооцененными.
С учетом актуальности вышеизложенного и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования ’’Исследование представлений об идеальном отце у подростков”.
Цель исследования: изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
Объектом исследования являются представления подростков об отце.
Предмет исследования - представление подростков об “идеальном” отце.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научные источники по проблеме образа идеального отца.
2. Подобрать и разработать методический инструментарий для изучения представлений об “идеальном” отце у подростков юношей и девушек.
3. Изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
4. Сравнить представления об “идеальном” отце у юношей и девушек
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях об «идеальном» отце у подростков в зависимости от пола.
Существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек
База исследования: данное исследование проводилось на базе Школы № 10 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 100 человек, из них 50 учащихся мальчиков и 50 учащихся девочек. Общее количество испытуемых составило 100 человек, средний возраст испытуемых от 12 до 14 лет. Исследованные подростки по полу распределились относительно равномерно.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Методики:
а) Вариант теста М. Партленда ”20 утверждений”;
б) Диагностика межличностных отношений Т. Лири
в) Анкета направленная на сбор информации о семье подростка, особенностях взаимоотношений в семье, и включающая вопросы об «идеальном» отце.
В работе было проведено исследование семьи как основы развития целостной личности ребенка; проанализированы психологические особенности образа отца в представлении подростков, особенности развития личности в подростковом возрасте.
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает в качестве основы развития целостной личности ребенка. Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма - половым созреванием. Кроме того, в этом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. В это время на основе индивидуальных особенностей и опыта формируется личность, происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, социальное сознание, оформляются представления об отцовской и материнской ролях
Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Процесс половой идентификации, происходящий в подростковом возрасте, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Представления об отношениях с родителями, в частности с отцом, матерью и другими людьми, выполняют регулирующую функцию в развитии отношений с другими людьми. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют определенный образ родителей ребенка. В дальнейшем существующие образы матери и отца сами начинают определять специфику детско-родительских отношений.
Образ отца - это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.
Можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца: отец как кормилец - исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины как кормильца семьи; отец как защитник - также исторически закрепленная функция мужчины; отец как воспитатель - история показывает множество примеров, когда воспитание и образование подрастающего поколения было делом мужчины -отца. При этом следует отметить, что роль отца является одной из важнейших как для нового поколения, так и для развития личности самого отца и многогранных социальных ролей, имеет глубокие исторические корни. Социальные предписания по ее выполнению и представления о ее сущности представлены в социальных стереотипах, однако они зачастую противоречивы.
У подростков-девушек прослеживается позитивный, полный и многомерный образ идеального отца, который у них весьма близок к образу реального отца. Респонденты считают своего отца добрым, внимательным, с которым имеются совместные интересы, увлечения, которые отчасти заключаются в передаче каких-либо знаний, умений, навыков. У подростков- юношей образ идеального отца отличается от образа реального отца, который достаточно беден и уплощен. В описании отца они весьма редко используют такие слова, как "любящий", "мягкий", "справедливый", тогда как идеального отца хотели бы видеть именно таким. Но при этом они отмечают привязанность и теплоту по отношению к родителю воспринимают его как близкого человека. Таким образом, подростки -юноши позиционируют своего отца как независимого, который поступает в силу своих убеждений, тогда как им хотелось бы иметь с ним общие интересы, чаще ощущать рядом, получать дельные советы и наставления. Соответственно, можно сделать вывод о том, что гипотезы, выдвинутые нами в начале работы, нашли свое подтверждение, а именно: существуют ли различия в представлениях об “идеальном” отце у подростков в зависимости от пола и существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек.
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает в качестве основы развития целостной личности ребенка. Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма - половым созреванием. Кроме того, в этом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. В это время на основе индивидуальных особенностей и опыта формируется личность, происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, социальное сознание, оформляются представления об отцовской и материнской ролях
Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Процесс половой идентификации, происходящий в подростковом возрасте, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Представления об отношениях с родителями, в частности с отцом, матерью и другими людьми, выполняют регулирующую функцию в развитии отношений с другими людьми. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют определенный образ родителей ребенка. В дальнейшем существующие образы матери и отца сами начинают определять специфику детско-родительских отношений.
Образ отца - это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.
Можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца: отец как кормилец - исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины как кормильца семьи; отец как защитник - также исторически закрепленная функция мужчины; отец как воспитатель - история показывает множество примеров, когда воспитание и образование подрастающего поколения было делом мужчины -отца. При этом следует отметить, что роль отца является одной из важнейших как для нового поколения, так и для развития личности самого отца и многогранных социальных ролей, имеет глубокие исторические корни. Социальные предписания по ее выполнению и представления о ее сущности представлены в социальных стереотипах, однако они зачастую противоречивы.
У подростков-девушек прослеживается позитивный, полный и многомерный образ идеального отца, который у них весьма близок к образу реального отца. Респонденты считают своего отца добрым, внимательным, с которым имеются совместные интересы, увлечения, которые отчасти заключаются в передаче каких-либо знаний, умений, навыков. У подростков- юношей образ идеального отца отличается от образа реального отца, который достаточно беден и уплощен. В описании отца они весьма редко используют такие слова, как "любящий", "мягкий", "справедливый", тогда как идеального отца хотели бы видеть именно таким. Но при этом они отмечают привязанность и теплоту по отношению к родителю воспринимают его как близкого человека. Таким образом, подростки -юноши позиционируют своего отца как независимого, который поступает в силу своих убеждений, тогда как им хотелось бы иметь с ним общие интересы, чаще ощущать рядом, получать дельные советы и наставления. Соответственно, можно сделать вывод о том, что гипотезы, выдвинутые нами в начале работы, нашли свое подтверждение, а именно: существуют ли различия в представлениях об “идеальном” отце у подростков в зависимости от пола и существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек.
Подобные работы
- ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ БРАКЕ МОЛОДЫХ И ЗРЕЛЫХ
МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ МЕЖПОКОЛЕННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Социальные представления современных девушек об идеальном мужчине
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Представление о гендерной идентичности девочек-подростков,
воспитывающихся в семьях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Социальный портрет современного отца
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - Образ отца у женщин, воспитанных в условиях отцовской депривации,
как предиктор созависимых отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Образ семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Психологические особенности образа отца у лиц с различной
степенью созависимости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016



