Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование представлений об «идеальном» отце у подростков

Работа №101171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8099
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1 Понятие об образе идеального отца в психологии 7
1.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка 20
1.2.1 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
зарубежной литературе 20
1.2.2 Подходы к изучению роли отца в формировании личности ребенка в
отечественной литературе 27
1.3 Психологические особенности подросткового возраста 36
1.3.1 Особенности подросткового возраста в периодизации 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ОБ «ИДЕАЛЬНОМ» ОТЦЕ У ПОДРОСТКОВ 47
2.1 Методики исследования и характеристика групп испытуемых 47
2.2 Результаты исследования и выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Из-за изменений в системе отцовских и материнских ролей интерес исследователей к феномену отцовства значительно возрос, который уже изучался в психологических исследованиях недостаточно системно.
Семья - это ведущий социальный институт, который формирует личность ребенка, определяет его социальную адаптацию и представления о мире. Сами родители также имеют определенную представленность в глазах ребенка. На разных этапах психического развития эта представленность может иметь качественные отличия. Образ родителя может быть в разной степени осознанным, на его формирование влияют характер детско-родительских отношений, уровень психического, в частности умственного развития, ребенка, его пол и гендер и т.д.. Большое значение в воспитании ребенка, его развитии, формировании качественных характеристик играет семья-факт, который нет необходимости доказывать.
Семейная ситуация развития ребенка позволяет запечатлевать ему функции поведения матери и отца, какова динамика детско-родительских отношений. Семья помогает понять ребенку окружающую действительность, реакции и оценку воспринимаемого мира. И то, как каждый родитель будет поддерживать ребенка при освоении окружающей действительности, в процессе социализации и адаптации, будет зависеть отношение ребенка к миру, образ Я, система социальных взаимодействий на протяжении всей жизни.
Чаще при анализе научных исследований мы встречаем работы, посвященные взаимодействию в системе мать -дитя. Однако, отец имеет для развития ребенка не меньшее значение. За последние годы наблюдается рост числа исследований, посвященных роли отца в семейных взаимоотношениях.
Отец, как и мать, является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в интеллектуальное развитие, стимулирует развитие задатков ребенка, приобретение различных навыков. Отец, учитывая важность его роли, не может быть заменен кем-либо другим без ущерба для ребенка. Дети зачастую испытывают к отцам амбивалентное отношение: даже при характеристике отца как директивного, враждебного, дети отмечают необходимость в общении со своим отцом.
В современной семье качественно меняются значение и функции родителей в связи с тем, что растет число неполных семей, изменяются функциональные роли мужа и жены, изменяются межпоколенные связи и их роль.
Так, на фоне разрушения генеалогической системы общества и семьи разрушаются традиционные отношения, меняются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема образа родителей, и в частности образа отца-родителя, в воспитании подростков приобретает особую актуальность и значение.
Роль отца является ведущей по сравнению с матерью при формировании полоролевой идентификации, создании гендерной модели поведения. Данный процесс активно протекает в подростковом возрасте. В становлении юноши- подростка отец является прямым образцом взрослого поведения будущего мужчины. Влияние на дочь является опосредованным, отец способствует развитию женских ролевых стереотипов. При создании и представлении образа матери ребенок опирается на образ собственной матери, дополняя его информацией из источников информации и переживаемого опыта взаимодействия с другими детьми и их матерями.
Несмотря на признание важности фигуры отца в развитии подростков (мальчиков и девочек), характеристики образа отца, влияние образа отца на самосознание подростка все еще остаются недооцененными.
С учетом актуальности вышеизложенного и недостаточной разработанности этой проблемы нами была выбрана тема исследования ’’Исследование представлений об идеальном отце у подростков”.
Цель исследования: изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
Объектом исследования являются представления подростков об отце.
Предмет исследования - представление подростков об “идеальном” отце.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научные источники по проблеме образа идеального отца.
2. Подобрать и разработать методический инструментарий для изучения представлений об “идеальном” отце у подростков юношей и девушек.
3. Изучить представления об “идеальном” отце у подростков.
4. Сравнить представления об “идеальном” отце у юношей и девушек
Гипотеза исследования: существуют различия в представлениях об «идеальном» отце у подростков в зависимости от пола.
Существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек
База исследования: данное исследование проводилось на базе Школы № 10 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 100 человек, из них 50 учащихся мальчиков и 50 учащихся девочек. Общее количество испытуемых составило 100 человек, средний возраст испытуемых от 12 до 14 лет. Исследованные подростки по полу распределились относительно равномерно.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Методики:
а) Вариант теста М. Партленда ”20 утверждений”;
б) Диагностика межличностных отношений Т. Лири
в) Анкета направленная на сбор информации о семье подростка, особенностях взаимоотношений в семье, и включающая вопросы об «идеальном» отце.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе было проведено исследование семьи как основы развития целостной личности ребенка; проанализированы психологические особенности образа отца в представлении подростков, особенности развития личности в подростковом возрасте.
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает в качестве основы развития целостной личности ребенка. Основой жизнедеятельности семьи является система общения - межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма - половым созреванием. Кроме того, в этом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. В это время на основе индивидуальных особенностей и опыта формируется личность, происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, социальное сознание, оформляются представления об отцовской и материнской ролях
Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Процесс половой идентификации, происходящий в подростковом возрасте, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.
Представления об отношениях с родителями, в частности с отцом, матерью и другими людьми, выполняют регулирующую функцию в развитии отношений с другими людьми. Опыт отношений с матерью, отцом, характер этих отношений формируют определенный образ родителей ребенка. В дальнейшем существующие образы матери и отца сами начинают определять специфику детско-родительских отношений.
Образ отца - это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.
Можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца: отец как кормилец - исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины как кормильца семьи; отец как защитник - также исторически закрепленная функция мужчины; отец как воспитатель - история показывает множество примеров, когда воспитание и образование подрастающего поколения было делом мужчины -отца. При этом следует отметить, что роль отца является одной из важнейших как для нового поколения, так и для развития личности самого отца и многогранных социальных ролей, имеет глубокие исторические корни. Социальные предписания по ее выполнению и представления о ее сущности представлены в социальных стереотипах, однако они зачастую противоречивы.
У подростков-девушек прослеживается позитивный, полный и многомерный образ идеального отца, который у них весьма близок к образу реального отца. Респонденты считают своего отца добрым, внимательным, с которым имеются совместные интересы, увлечения, которые отчасти заключаются в передаче каких-либо знаний, умений, навыков. У подростков- юношей образ идеального отца отличается от образа реального отца, который достаточно беден и уплощен. В описании отца они весьма редко используют такие слова, как "любящий", "мягкий", "справедливый", тогда как идеального отца хотели бы видеть именно таким. Но при этом они отмечают привязанность и теплоту по отношению к родителю воспринимают его как близкого человека. Таким образом, подростки -юноши позиционируют своего отца как независимого, который поступает в силу своих убеждений, тогда как им хотелось бы иметь с ним общие интересы, чаще ощущать рядом, получать дельные советы и наставления. Соответственно, можно сделать вывод о том, что гипотезы, выдвинутые нами в начале работы, нашли свое подтверждение, а именно: существуют ли различия в представлениях об “идеальном” отце у подростков в зависимости от пола и существуют различия в представлениях “реального” и “идеального” отца у юношей и девушек.


1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 1998.- 379 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов [Текст] / А. Адлер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 358 с.
3. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в
системе детско-родительских отношений [Текст] / Н.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. //
https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-predstavleniy-o-semie-i-obraze-roditelya- v-sisteme-detsko-roditelskih-otnosheniy-1.
4. Андреева Т. В. Психология семьи: Учеб.пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.
5. Басалаева Н.В. К проблеме влияния семейного воспитания на ребенка [Текст] / Н.В. Басалаева, Т.А. Сырынчева // Журнал практического психолога. - 2005.- № 5.- С. 99-106.
6. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт
пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] / Е.П. Белинская // Психологические исследования.2013.Т.6.№ 30.С.5.ПКЕ:
http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата
обращения: 02.04.2019).
7. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска [Текст] / С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2005. - № 2. - С.21-32.
8. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности [Текст] / Т.Н. Березина // Психологический журнал. - 1998. - Т.19. - № 4. - С.13-26.
9. Борисенко Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В. Борисенко. -
Москва-Обнинск: "ИГ-СОЦИН", 2007. - 220 с.
10. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка [Текст] / Н. С. Буракова //Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 1. - С. 54-76.
11. Василькова Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 440 с.
12. Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) [Текст] / Н.В. Васина, А.А. Бодалев.
- М.: Речь, 2005.- 316 с.
13. Вассерман Л.И., Горьковая, И.А., Ромицына, Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. - СПб.: "Речь", 2004.
- 256 с.
14. Гайтс Ф. Психология подростков и юношеского возраста [Текст] / Ф. Гайтс. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.- 656 с.
15. Ганзен В.А. Систематика мысленных образов [Текст] / В.А. Ганзен, А.А. Гостев // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. - № 2. - С.12-21.
16. Гостев А.А. Образная сфера человека [Текст] / А.А. Гостев. - М. : ИП РАН, 1992. - 194 с.
17. Гримак Л.П. Магия биополя [Текст] / Л.П. Гримак. - М. : Республика, 1994. - 448 с.
18. Гурко Т.А. Феномен современного отцовства [Текст] /Т.А. Гурко // Мужчина и женщина в современном мире. Меняющиеся роли и образы. - М: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. - С. 171-184.
19. Дебес М. Подросток [Текст] / М. Дебесс.- СПб.: Питер, 2004.- 127 с.
20. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 2001. - № 5. - С. 108-111.
21. Демидова Н.И. Формирование "образа семьи" у старших дошкольников: Дис. ...канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Н.И. Демидова.- М., 2003. - 182 с.
22. Дружинина Н. Педагогическая поддержка подростков [Текст] / Н. Дружинина // Социальная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 45-50.
23. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде отец -ребенок как фактор развития личности [Текст] / Ю.В. Евсеенкова, А.Г. Портнова // Семейная психология и семейная терапия, 2003. - С. 30-47.
24. Завалова Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности [Текст] / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко. - М. : НАУКА, 1986. - 173 с.
25. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.
26. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.
27. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
28. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг [Текст] / Н.В. Клюева.- Ярославль: Академия развития, 2001.- 160 с.
29. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений [Текст] / И.С. Кон. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
30. Конюхов Н.Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст] / Н.Н. Конюхов. - М. : Знание, 1994. - 203 с.
31. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей [Текст] / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 40-46.
32. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок [Текст] / Б.И. Кочубей. - М.:
Академия. - 2001.- 324 с.
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2002.- 464 с.
34. Кульчицкая Р.Ю. Психологические характеристики отцовства [Текст] / Р.Ю. Кульчицкая, Е.В. Воробьева // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека "Дубна".- 2013.- № 2.- С. 121-131.
35. Курышева О.В. Категория образа в традиции современной психологии [Текст] / О.В. Курышева // Философская теория и социальная практика. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 221-241.
36. Кюглер П. Психические образы как мост между субъектом и объектом [Текст] / П. Кюглер // Кембриджское руководство по аналитической психологии : сборник / под ред. П. Янг-Айзендрат, Т. Даусона. - М. : Добросвет, 2000. - С. 121-141.
37. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 2 [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 397 с.
38. Манеров Р.В. Отцовство как проявление личностно-смысловой сферы мужчины [Текст] / под ред. В.Х. Манерова // Смысловые пространства современного человека. - СПб.: Питер, 2005. - 397 с.
39. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в семье [Текст] // Воспитание детей в семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980. - 128 с. 24
40. Мещерякова И.А. Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей [Электронный ресурс] / И.А. Мещерякова// Психологическая наука и образование. 2004. №3. С.12—33. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2004/n3/ Meshcherjakova.shtml (дата обращения: 08.04.2019).
41. Минияров В.М. Психология семейного воспитания [Текст] / В.М.
Минияров. М.- Воронеж: МОДЭК. - 2000. - 256 с.
42. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье [Текст] // Социальная педагогика.- 2005 .- № 2 .-С.63-66.
43. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. М.: Изд-во Института психотерапии,2003. - 319 с.
44. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
45. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос, 2004. - 328 с.
46. Ощанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ [Текст] / Д.А Ощанин. - Воронеж : МОД ЭК, 1999. - 512 с.
47. Петровский А.В. Теоретическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и специальности "Психология" / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М. : Академия, 2001. - С. 133-156.
48. Полищук Е.А. Подходы к пониманию категории образа в психологии [Электронный ресурс] / Е. А. Полищук // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Электрон. журн. - Курск, 2006-2014. - Режим доступа: URL: http://www.jurnal.org/ articles/2010/psih11.html. - (дата обращения: 22.03.2019).
49. Пономаренко В.А. Психический образ в практике профессионального обучения [Текст] / В.А. Пономаренко, С.В. Алешин, А.А. Ворона // Вопросы психологии. - 1986. - № 3. - С. 16.
50. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни [Текст] / П. Попова. - М.: Мысль, 1989.- 194 с.
51. Посохова С.Т. Образ отца как фактор самоактуализации у подростков и взрослых [Текст] / С.Т. Посохова, С.В. Липпо // Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. - СПб.: Изд-во АНО "ИПП", 2007. - С. 81-87.
52. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / под общей ред.
А.А. Реана.- СПб.: "прайм-ЕВРОЗНАК", М.: "ОЛМА-ПРЕСС", 2003.- 432 с.
53. Психология развития [Текст] / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Сфера, 2001.- 352 с. 32
54. Райгородский Д.Я. Психология семьи [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2002 .- 752 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
56. Слученкова К.А. Образ реального и идеального отца: особенности представлений у подростков [Электронный ресурс] / К.А. Слученкова // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. - 2018.
- № 3(45). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5613. (дата
обращения: 18.03.2019).
57. Собкин В.С. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт [Текст] / В.С. Собкин // Психологическая наука и образование.
- 2019. Т. 24, №2. - C. 5—18
58. Собкин В.С. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии / В.С. Собкин, А.В Федотова // Национальный психологический журнал. - 2018. - №3(31). - С. 23-30
59. Солсо Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо. - СПб. : Питер, 2006. - 589 с.
60. Суннатова Р.И. Стиль отношения значимых взрослых к ребенку как условие становления школьной неуспешности [Текст] / Р.И. Сннатова // Психологическая наука и образование. - 2019. Т. 24, № 2. - С. 93-103.
61. Суханова М.О. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста [Текст] / М.О. Суханова, Е.В. Шеряина // Культурно - историческая психология. - 2019. Т. 15, № 1. - С. 102-115.
62. Т окарева Ю. А. Психология отцовства как воспитательная деятельность: монография [Текст] / Токарева Ю. А. - СПб. : Астерион, 2011. - 258 с.
63. Токарева Ю. А. Системно-динамический анализ отцовства как воспитательной деятельности [Текст] / Токарева Ю. А. // Общественные науки. - М., 2011. - С. 84-95.
64. Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков [Текст] / Л.Ф. Фомичева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 26-39.
65. Фэйдимен Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Т. 1 [Текст] / Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер. - М. : Три Л, 1996. - 208 с.
66. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы [Текст] / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Политиздат, 1978. - 228 с. 36
67. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка [Текст] / Г. Хоментаускас. - М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003. - 224 с.
68. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы [Текст] / Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. - 284 с.
69. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст] / В.М. Целуйко.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
70. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер.- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
71. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб: Питер, 2008. - 672 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ