Исследование толерантности к неопределенности у подростков 14-17 лет в связи с их мотивацией достижения и самоэффективностью
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения толерантности к неопределенности в подростковом возрасте 6
1.1. Современные подходы к изучению толерантности к
неопределенности 6
1.2. Психологическая характеристика детей старшего подросткового
возраста 17
1.3. Особенности мотивации достижения и самоэффективности в
подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование толерантности к неопределенности подростков 14-17 лет 40
2.1. Методики исследования и описание выборки 40
2.2. Мотивация к успеху и избегание неудачи: предварительный этап
исследования 43
2.3. Дескриптивная статистика и общее описание выборки: основной этап...45
2.4. Результаты исследования 48
2.4.1. Сравнительный анализ 48
2.4.2. Корреляционный анализ 51
2.5. Динамика личностных ресурсов старших подростков в условиях
исследовательской и творческой деятельности 54
2.6. Интерпретация и обсуждение результатов 57
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения толерантности к неопределенности в подростковом возрасте 6
1.1. Современные подходы к изучению толерантности к
неопределенности 6
1.2. Психологическая характеристика детей старшего подросткового
возраста 17
1.3. Особенности мотивации достижения и самоэффективности в
подростковом возрасте 24
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 39
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование толерантности к неопределенности подростков 14-17 лет 40
2.1. Методики исследования и описание выборки 40
2.2. Мотивация к успеху и избегание неудачи: предварительный этап
исследования 43
2.3. Дескриптивная статистика и общее описание выборки: основной этап...45
2.4. Результаты исследования 48
2.4.1. Сравнительный анализ 48
2.4.2. Корреляционный анализ 51
2.5. Динамика личностных ресурсов старших подростков в условиях
исследовательской и творческой деятельности 54
2.6. Интерпретация и обсуждение результатов 57
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78
Актуальность проблемы исследования. Мир современного человека все чаще характеризуется как пространство неопределенности и риска [23, 29, 35, 60, 65]. «Неопределенность при этом выступает тем «полем» взаимодействия, на котором разворачивается активность человека, отвечающего вызовам конкретной ситуации, так и в более широком контексте собственной судьбы» (Корнилова Т. В. с соавт.) [37, с. 159].
Возрастающая сложность современного мира ставит перед индивидом проблему поиска адекватного ответа на ее вызовы [23, 29, 34, 35, 60]. События 2020 года, принесшие вместе с новой коронавирусной инфекцией радикальное изменение социальных практик многих людей, привели к необходимости принимать решения с высокой ценой ответственности и адаптироваться в противоречивых, постоянно меняющихся условиях.
В повседневной жизни социальная ситуация детей старшего подросткового возраста предполагает поиск самостоятельных ответов на вопросы личностного и профессионального самоопределения, выбора ценностных ориентиров в общении со сверстниками, определения степени влияния на свою жизнь. Все это подразумевает максимальную опору на личностные качества подростков, их способность выдерживать неопределенность в процессе принятия жизненно значимых решений.
Анализ современной научно-исследовательской литературы показал наличие исследований о взаимосвязи толерантности к неопределенности с креативностью и творческой деятельностью подростков. Но для решения стоящих перед ними жизненных задач приходится опираться на иные личностные качества, составляющие основу личностных ресурсов человека [29, 64].
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между потребностью современного образования в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, и малой изученностью толерантности к неопределенности подростков и ее связи с факторами, способствующими эффективности и успешности.
Объектом исследования данной работы является толерантность к неопределенности.
Предмет исследования - взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью старших подростков.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью у старших подростков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет;
2) подобрать методики, направленные на изучение взаимосвязи толерантности к неопределенности и таких личностных особенностей как мотивация достижения, самоэффективность, автономия;
3) провести эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных;
4) проанализировать и соотнести полученные данные с имеющимися в литературе.
Методологическая база исследования:
Концепция культурно - исторического развития психики ребенка Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теоретические представления о закономерностях развития подростка (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фильдштейн), теоретические представления толерантности к неопределенности как черте личности (Д. МакЛейн, Т. В. Корнилова, И. Н. Леонов), интегративная модель мотивации достижения (Т. О. Гордеева), теория самодетерминации (Р. Райан, Э. Деси), теория самоэффективности (А. Бандура), концепция ментальных ресурсов субъекта (Хазова С. А.)
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что толерантность к неопределенности старших подростков связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
Это предположение конкретизируется в более частных гипотезах о том, что:
1) Толерантность к неопределенности подростков 14-17 лет положительно связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
2) У юношей и девушек эта взаимосвязь может иметь свои особенности.
Исследование проводилось в два этапа в период с 2018-2019 гг. На предварительном этапе в исследовании приняли участие 195 подростков (83 юноши и 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. В выборочную совокупность вошли обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся старшего подросткового возраста, участвующие в летних программах дополнительного образования.
На втором этапе исследования приняли участие 72 человека, обучающиеся по программам дополнительного образования, среди них 45 девушек и 27 юношей. Средний возраст испытуемых - 15,3 ± 1,11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики: «Шкала общей толерантности к неопределенности» (Д. МакЛейн, 1993; Е. Г. Луковицкая, 1998) в адаптации Е. Н. Осина (2010) [49]; Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2006) [52], «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского, 2011) [32]; Шкала «Автономия» из опросника «Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005) [72].
Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна-Уитни (U), критерий Спирмена (rs), дисперсионный анализ, Т-критерий Вилкоксона.
Возрастающая сложность современного мира ставит перед индивидом проблему поиска адекватного ответа на ее вызовы [23, 29, 34, 35, 60]. События 2020 года, принесшие вместе с новой коронавирусной инфекцией радикальное изменение социальных практик многих людей, привели к необходимости принимать решения с высокой ценой ответственности и адаптироваться в противоречивых, постоянно меняющихся условиях.
В повседневной жизни социальная ситуация детей старшего подросткового возраста предполагает поиск самостоятельных ответов на вопросы личностного и профессионального самоопределения, выбора ценностных ориентиров в общении со сверстниками, определения степени влияния на свою жизнь. Все это подразумевает максимальную опору на личностные качества подростков, их способность выдерживать неопределенность в процессе принятия жизненно значимых решений.
Анализ современной научно-исследовательской литературы показал наличие исследований о взаимосвязи толерантности к неопределенности с креативностью и творческой деятельностью подростков. Но для решения стоящих перед ними жизненных задач приходится опираться на иные личностные качества, составляющие основу личностных ресурсов человека [29, 64].
Проблема данного исследования связана с наличием противоречия между потребностью современного образования в мотивации подростков к самореализации в условиях большей свободы выбора образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, и малой изученностью толерантности к неопределенности подростков и ее связи с факторами, способствующими эффективности и успешности.
Объектом исследования данной работы является толерантность к неопределенности.
Предмет исследования - взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью старших подростков.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью у старших подростков.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет;
2) подобрать методики, направленные на изучение взаимосвязи толерантности к неопределенности и таких личностных особенностей как мотивация достижения, самоэффективность, автономия;
3) провести эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных;
4) проанализировать и соотнести полученные данные с имеющимися в литературе.
Методологическая база исследования:
Концепция культурно - исторического развития психики ребенка Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, теоретические представления о закономерностях развития подростка (Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фильдштейн), теоретические представления толерантности к неопределенности как черте личности (Д. МакЛейн, Т. В. Корнилова, И. Н. Леонов), интегративная модель мотивации достижения (Т. О. Гордеева), теория самодетерминации (Р. Райан, Э. Деси), теория самоэффективности (А. Бандура), концепция ментальных ресурсов субъекта (Хазова С. А.)
В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что толерантность к неопределенности старших подростков связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
Это предположение конкретизируется в более частных гипотезах о том, что:
1) Толерантность к неопределенности подростков 14-17 лет положительно связана с их мотивацией достижения и самоэффективностью.
2) У юношей и девушек эта взаимосвязь может иметь свои особенности.
Исследование проводилось в два этапа в период с 2018-2019 гг. На предварительном этапе в исследовании приняли участие 195 подростков (83 юноши и 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет. В выборочную совокупность вошли обучающиеся общеобразовательной школы и обучающиеся старшего подросткового возраста, участвующие в летних программах дополнительного образования.
На втором этапе исследования приняли участие 72 человека, обучающиеся по программам дополнительного образования, среди них 45 девушек и 27 юношей. Средний возраст испытуемых - 15,3 ± 1,11 лет.
При проведении исследования были использованы следующие методики: «Шкала общей толерантности к неопределенности» (Д. МакЛейн, 1993; Е. Г. Луковицкая, 1998) в адаптации Е. Н. Осина (2010) [49]; Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан, 2006) [52], «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского, 2011) [32]; Шкала «Автономия» из опросника «Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко, 2005) [72].
Для статистического анализа полученных данных использовались критерий Манна-Уитни (U), критерий Спирмена (rs), дисперсионный анализ, Т-критерий Вилкоксона.
Нами было проведено исследование взаимосвязи толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и самоэффективностью у юношей и девушек 14 - 17 лет.
Для этого были проанализированы литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет. Анализ показал малую изученность данной проблематики, эклектичность имеющихся данных.
Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных. В результате выявлены связь толерантности к неопределенности с возрастом, наличие гендерных особенностей толерантности к неопределенности и ее взаимосвязи с личностными ресурсами старших подростков.
Проведен анализ данных, в результате которого установлены тенденции, подтвержденные на выборках взрослых людей и студентов: взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и автономией. Определены качественные отличия толерантности к неопределенности у юношей и девушек. Выбраны теоретические модели, способствующие более системному пониманию взаимного влияния толерантности к неопределенности и личностных ресурсов старших подростков (Т. В. Корнилова, С. А. Хазова).
Гипотеза данного исследования о связи толерантности к неопределенности старших подростков с их мотивацией достижения и самоэффективностью подтвердилась.
Частные гипотезы о положительном характере связи между толерантностью к неопределенности и самоэффективностью и об особенностях данных взаимосвязей у юношей и девушек подтвердились.
Цель исследования достигнута. Результаты исследования будут апробированы на Всероссийском форуме с международным участием психологов образования «Психология образования: современный вектор развития» (ноябрь 2020), подготовлена публикация «Исследование толерантности к неопределенности у юношей и девушек старшего подросткового возраста в связи с их личностными особенностями» (в соавторстве с О. С. Виндекер).
Результаты исследования могут быть применены при разработке дополнительных образовательных программ различной направленности, мониторинге эффективности образовательных программ для старших подростков.
Развитие исследования может быть связано с изучением динамики личностных ресурсов подростков посредством широкого спектра диагностических инструментов: интервью, проективные методики, наблюдение, оценка результатов продуктивной деятельности.
Для этого были проанализированы литературные источники по проблеме толерантности к неопределенности и ее особенностей у старших подростков 14-17 лет. Анализ показал малую изученность данной проблематики, эклектичность имеющихся данных.
Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи толерантности к неопределённости, мотивации достижения и самоэффективности старших подростков с привлечением методов статистической обработки данных. В результате выявлены связь толерантности к неопределенности с возрастом, наличие гендерных особенностей толерантности к неопределенности и ее взаимосвязи с личностными ресурсами старших подростков.
Проведен анализ данных, в результате которого установлены тенденции, подтвержденные на выборках взрослых людей и студентов: взаимосвязь толерантности к неопределенности с мотивацией достижения и автономией. Определены качественные отличия толерантности к неопределенности у юношей и девушек. Выбраны теоретические модели, способствующие более системному пониманию взаимного влияния толерантности к неопределенности и личностных ресурсов старших подростков (Т. В. Корнилова, С. А. Хазова).
Гипотеза данного исследования о связи толерантности к неопределенности старших подростков с их мотивацией достижения и самоэффективностью подтвердилась.
Частные гипотезы о положительном характере связи между толерантностью к неопределенности и самоэффективностью и об особенностях данных взаимосвязей у юношей и девушек подтвердились.
Цель исследования достигнута. Результаты исследования будут апробированы на Всероссийском форуме с международным участием психологов образования «Психология образования: современный вектор развития» (ноябрь 2020), подготовлена публикация «Исследование толерантности к неопределенности у юношей и девушек старшего подросткового возраста в связи с их личностными особенностями» (в соавторстве с О. С. Виндекер).
Результаты исследования могут быть применены при разработке дополнительных образовательных программ различной направленности, мониторинге эффективности образовательных программ для старших подростков.
Развитие исследования может быть связано с изучением динамики личностных ресурсов подростков посредством широкого спектра диагностических инструментов: интервью, проективные методики, наблюдение, оценка результатов продуктивной деятельности.



