Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов

Работа №101142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 4
1.1 Одиночество как социально-психологический феномен 4
1.2 Теоретический анализ понятий Интернет и социальные сети 26
1.3 Субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость
от Интернета и социальных сетей 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 43
2.1 Организация и методики исследования 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 52
2.3 Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования . 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Актуальность темы исследования. Долгое время считалось, что одиночество является проблемой Западного общества и в Советском Союзе или в России такой проблемы нет и быть не может. Однако, в последнее время, проблема одиночества стала актуальной для многих россиян. Психологическое одиночество, рассматриваемое в данной работе, является не физической или социальной изоляцией от общества, а одиночеством в обществе, когда человек зачастую состоит в обширной сети коммуникаций.
В последнее время, с технологическим развитием человеку проще оставаться на связи, в любой стране мира посредством интернета можно связаться со своими друзьями или родственниками. Наиболее популярный инструмент для связи - это социальные сети. В них можно отправить сообщение, позвонить или использовать видеосвязь. По состоянию на март 2019 года число активных пользователей интернета и социальных сетей в России составляет 93,6 млн человек, из них 90,7 млн человек еженедельно пользуются интернетом и социальными сетями, а 82,8 млн человек - ежедневно. Обычный пользователь проводит в сети в среднем 183 минуты в день, а пользователи в возрасте 12-24 лет - 194 минуты в день [3].
Почти 63% населения России пользуется интернетом и социальными сетями и есть основания полагать, что доля живого общения в жизни людей, а особенно молодежи до 24 лет, снизилась. Таким образом, данное исследование проверит, имеется ли взаимосвязь между уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от интернета и социальных сетей
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость от интернета и социальных сетей у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и интернета и социальных сетей у студентов.
Цель работы: изучить характер взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме субъективного ощущения одиночества.
2) Изучить основные теоретические подходы к проблеме психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
3) Дать теоретическое обоснование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
4) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Гипотезы исследования:
1) Существует взаимосвязь между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
2) Между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различия в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Исследование проводилось на базе Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в период с февраля по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие 134 студента 1-3 курса, обучающиеся в Уральском гуманитарном институте и в Институте экономики и управления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части данной работы были рассмотрены теоретические аспекты подходов к изучению проблемы одиночества, в т.ч. у студентов. Основное определение одиночества, на которое мы опирались в работе: «Одиночество - это болезненное психическое состояние человека, возникающее вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми, в том числе в доверительном» [14]. Различные подходы изучения данного состояния по-разному оценивают причинные его возникновения. Представители одних подходов считают, что предпосылки его возникновения складываются в раннем детском возрасте, другие, что причины формируются в текущем возрасте индивида и зависят от пережитого им опыта. Сходство же большинства подходов заключается в том, что субъективное ощущение одиночества сопровождается переживанием негативных эмоций и присутствием психологического дискомфорта от данного состояния.
В современном мире возникновение и развитие проблемы одиночества у студентов может быть обусловлена быстрым развитием технологий, сопровождающимся активным их применением в учебном процессе. Современная молодежь проводит очень много времени в интернете, особенно в различных социальных сетях, которые являются удобной и доступной платформой для общения. Ряд исследований, рассматривающих общение в интернете, доказывают, что люди имеют тенденцию использовать данный способ взаимодействия с окружающими в результате дефицита реального, живого общения. Исследователи принимают во внимание развитие тенденции «одиночества в сети», а также влияние психологической зависимости от интернета и социальных сетей на возникновение субъективного ощущения одиночества. Технологизация жизни и процессов обучения так или иначе вынуждает студентов прибегать к интернет-общению в социальных сетях, что вызывает трудности в развитии навыков межличностного общения лицом к лицу и, тем самым, может приводить к усилению субъективного ощущения одиночества в студенческой среде.
Было проведено эмпирическое исследования обсуждаемой проблемы.
По итогам опроса студентов были получены следующие результаты:
1) Дифференциальный опросник переживания одиночества (краткая версия) ДОПО-3к Осина Е.Н. и Леонтьева Д.А.
• Общее переживание одиночества: высокое - 4,5%, среднее - 20,1%, низкое - 75,4%;
• Зависимость от общения: высокая - 9,7%, средняя - 36,6%, низкая - 53,7%;
• Позитивное одиночество: высокое - 62,7%, среднее - 35,8%, низкое - 1,5%.
2) Диагностический опросник «Одиночество» Корчагиной С.Г.
• Диффузное одиночество: высокое - 12,7%, среднее - 62,7% низкий - 24,6%;
• Отчуждающее одиночество: высокое - 14,2%, среднее - 71,6%, низкое - 14,2%;
• Диссоциированное одиночество: высокое - 23,9%, среднее - 70,9%, низкое - 5,2%.
3) Методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС-2) Рассказовой Е.И, Емелина В.А., Тхостова А.Ш.
• Невозможность отказа от мобильного телефона: высокая - 43,3%, средняя - 42,5%, низкая - 14,2%;
• Субъективная зависимость от мобильного телефона: высокая - 46,3%, средняя - 38,1%, низкая - 15,7%;
• Невозможность отказа от интернета: высокая - 14,2%, средняя - 74,6%, низкая - 11,2%;
• Субъективная зависимость от интернета: высокая - 26,1%, средняя - 39,6%, низкая - 34,3%.
4) Общая шкала проблемного использования интернета-3 (GPIUS-3) Герасимовой А.А. и Холмогоровой А.Б.
• Предпочтение онлайн общения: высокое - 2,2%, среднее - 16,7%, низкое - 79,1%;
• Регуляция настроения: высокая - 35,1%, средняя - 42,5%, низкая - 22,4%;
• Когнитивная поглощенность: высокая - 9,0%, средняя -35,8%, низкая - 55,2%;
• Компульсивное использование: высокое - 15,75, среднее - 46,3%, низкое - 38,1%;
• Негативные последствия: высокое - 5,2%, среднее - 23,9%, низкое - 70,9%;
5) Обнаруженные значимые прямые нелинейные корреляционные связи между шкалами.
• Общее переживание одиночества - Субъективная зависимость от интернета, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Невозможность отказа от интернета;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от телефона и интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Отчуждающее одиночество - Субъективная зависимость от телефона и интернета, Невозможность отказа от интернета, Предпочтение онлайн общения, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Предпочтение онлайн общения, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов подтвердилась.
6) Обнаруженные различия среди студентов с различным уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества по шкалам проблемного использования мобильного телефона и интернета с использованием t-критерия Стьюдента.
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Когнитивная поглощенность;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Когнитивная поглощенность.
По остальным шкалам различий не обнаружено. Гипотеза о наличии между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различий в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей подтвердилась.
Данная работа может стать практически значимой для дальнейших исследований, призванных определить причинно-следственные связи между переживанием субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от Интернета и социальных сетей.



1) Аветисова А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8. - №4. - С. 35-58.
2) Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. - 384 с.
3) Аудитория социальных сетей в России [Электронный ресурс] URL:https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii(дата обращения: 25.03.2020).
4) Бурова В. А. Механизмы формирования Интернет-аддикции / В. А. Бурова, В.И. Есаулов // Материалы XIII съезда психиатров России. - М., 2000. - С. 290-291.
5) Вейс Р. Вопросы изучения одиночества / Р. Вейс // Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - C. 114-128.
6) Вербицкая С. Л. От описания особенностей восприятия одиночества - к его определению / С.Л. Вербицкая // Прикладная психология. - 2001. - №5. - С. 21-26.
7) Винник В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу / В. Д. Винник // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
8) Герасимова А. А. Общая шкала проблемного использования интернета: Апробация и валидизация в Российской выборке третьей версии опросника / А. А. Герасимова, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 3. - С. 56-79.
9) Головаха Е. И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 189 с.
10) Доржиева А. В. К вопросу о социокультурных функциях интернета / А. В. Доржиева // Вестник Бурятского Государственного Университета, 2011. № 11 - С. 95-98.
11) Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с интернет - зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2005. - Т. 5. - №2. - С. 91-98.
12) Егоршин А. П. Маркетинг организации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. П. Егоршин. - СПб.: Питер, 2016. - 384 с.
13) Ефимов Е. Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования) / Е. Г. Ефимов. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2015. - 169 с.
14) Зинченко Е. В. Одиночество / Е.В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь. - М.: Когито-Центр, 2015. - С.98-99.
15) Иванищева А. С. Влияние феномена одиночества на преодоление адаптационных трудностей у студентов колледжа / А.С. Иванищева, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2015. - №11. - С. 109¬114.
16) Иванова В. В. Зависимость от Интернет-общения: гендерные различия, особенности, последствия / В.В. Иванова. - М.: 2010.
17) Карпенко Л. А. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп./ Л. А.Карпенко. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.
18) Козлова Н. С. Взаимосвязь социально -психологических качеств и базовых потребностей, процессов, реализуемых личностью в интернет -среде / Н. С. Козлова, И. Р. Сушков // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. № 4 (32) - С. 58-62.
19) Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2008. - С. 117-134.
20) Корчагина С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. - М.: МПСИ, 2005. - 196 с.
21) Крайг Г. Одинокие люди: мифы и реальность / Г. Крайг // Психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - С. 704-705.
22) Любякин А. А. Особенности переживания психологического одиночества студентами-первокурсниками / А. А. Любякин, Л. В. Оконечникова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - № 2. - С. 108 - 115.
23) Любякин А. А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности / А. А. Любякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 4 (144). - С. 122- 127.
24) Люлин П. Б. Эволюция науки о системах / П. Б. Люлин // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 5-1. - С. 151-156.
25) Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с.
26) Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - Москва: КноРус, 2014. - 718 с.
27) Нестеренко Г.О. Сучасш сощальш мереж! як шструмент неформально! освгги / Нестеренко Г.О., Тишкова О.В. // Плея. Науковий в!сник. - Випуск 49 (№7). - 2011р. - С. 451-458.
28) Носов Н. А. Виртуальная психология. / Н. А. Носов. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.
29) Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 55-81.
30) Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch / Е. Д. Патаркин // Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society). - 2013. - Т.16. - № 2. - С. 505-528.
31) Патюков С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига // Юный ученый.
- 2017. - №2 (11). - С. 75-77.
32) Пепло Л. Одиночество и самооценка / Л. Пепло, М. Мораш. - Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. - С. 169-191.
33) Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло. - М.: Прогресс, 1989. - С. 152-168.
34) Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф. / Перев. с англ. А. М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 304 с.
35) Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М.К. Омарова. - Киев: Финансовая Рада Украины, 2017. - 76 с.
36) Пузанова Ж. В. Одиночество: возможности эмпирического
исследования / Ж. В. Пузанова // Вестник РУДН. - 2008. - №4. - С. 28-38.
37) Рассказова Е. И. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека: учеб.-метод. пособие для студентов психологических специальностей / Е. И. Рассказова, В. А. Емелин, А. Ш. Тхостов. - М.: Акрополь, 2015. - 115 с.
38) Роджерс К. К науке о личности / К. Роджерс. - М ., 1986. - 432 с.
39) Садлер У. От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон. - М.: Прогресс, 1989. - С. 21-52.
40) Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей / Т. С. Садыгова // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №3 (10). -
С. 192-194.
41) Сазанов В. М. Социальные сети как новая общественная сфера. Системный анализ и прогноз / В. М. Сазанов. - М.: Лаборатория СВМ, 2010.
- 180 с.
42) Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества / В. Серма. - М.: Прогресс, 1989. - 227 с.
43) Симеонова Л. Человек рядом / Л. Симеонова. - М.: Политиздат, 1989. - 159 с.
44) Скородумова О. Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: дис. д-ра филос. наук: 24.00.01 / О. Б. Скородумова; МГУ. - Москва, 2004. - 435 с.
45) Тихонов Г. М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты: автореф. дис. д-ра философских наук: 09.00.11 / Г.М. Тихонов; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Ижевск, 2006. - 48 с.
46) Топ популярных социальных сетей. [Электронный ресурс] URL: https://www.similarweb.com/top-websites(дата обращения: 25.03.2020).
47) Ускова Л. Подход к терапии при Интернет-зависимости / Л. Ускова // Материалы III Всеукраинской научно-практической конференции «Феномен зависимости». - Днепропетровск. - 2008. - С. 131-137.
48) Филиндаш Е. В. Особенности информационного общества, инициирующие одиночество в среде российской молодежи / Е. В. Филиндаш // Вестник университета, 2015, № 8. - С. 243-248.
49) Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Дайджест, 1990. - 372 с.
50) Фромм Э. Человек одинок / Пер. с англ. Р. Облонской // Иностранная литература. - 1996. - №1. - С. 230-233.
51) Хрусталева Н.С., Беглер А.М., Беркалиев Т.Н. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и её последствия. Учебник / Н. С. Хрусталева, А. М. Беглер, Т. Н. Беркалиев; под ред. Н. С. Хрусталевой. - СпбГУ, 2013. - 582 с.
52) Цой Н. А. Феномен Интернет-зависимости и одиночество / Н. А. Цой // Журнал «Социальная психология». - 2011. - № 15. - С. 98-107.
53) Шагивалеева Г. Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Алмедиа, 2007. - 157 с.
54) Шаймарданова А. В. Одиночество студентов в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям / А. В. Шаймарданова, Е. Н. Кулакова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - №3. - С. 50.
55) Шестакова Е. Ф. Эпоха интернета [Электронный ресурс] / Е. Ф.
Шестакова, А. С. Абрамова // ИТпортал, 2015. №2 (6). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/epoha-interneta(дата обращения 26.03.2020).
56) Шильштейн, Е. С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте / Е.С. Шильштейн // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 69-79.
57) Штейнберг И. Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий / И. Е.Штейнберг // Социологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 86.
58) Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
59) Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Класс, 2004. - 576 с.
60) Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение / Д. И. Янг // Лабиринты одиночества: сборник статей. - М.: Прогресс, 1989. - С. 552-593.
61) Barnes J. A. Class and committees in a Norwegian Island Parish / J. A. Barnes // Human Relations. - 1954. - V. 7. - P. 39-58.
62) Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. - New York: International Universities Press. - 1976. - 368 p.
63) Junco R. Comparing actual and self-reported measures of Facebook use / R. Junco // Computers in Human Behavior. - 2013. - № 29. - P. 626-631.
64) Leiderman P.H. Loneliness: A psychodinamic interpretation/ P.H. Leiderman. Hartog J., Audy J.R. & Cohen Y.A. (Eds.) // The anatomy of loneliness.- NY.: International University Press, 1980. - P. 35-61
65) Moustakas С. Е. Portraits of loneliness and love. Englewood Cliffs /
C. E. Moustakas // N. J.: Prentice-Hall. а - 1975 - P. 31-37.
66) Never Ending Friending. / D. Strassel // Fox Interactive Media, Inc. Isobar & CaratUSA. - 2007. - 68 p.
67) Risman D. The lonely crowd / D. Risman, R. Denney & N. Glazer. - New Haven: Yale University Press, 2001. - 307 p.
68) Surratt C. Netaholic, The Creation of a Pathology / C. Surrat // Commack, N.Y.: Nova Science Publ. - 1999. - 254 p.
69) Zilboorg G. Loneliness / G. Zilbourg // Atlantic Monthly. - 1938. - 139 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ