Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 4
1.1 Одиночество как социально-психологический феномен 4
1.2 Теоретический анализ понятий Интернет и социальные сети 26
1.3 Субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость
от Интернета и социальных сетей 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 43
2.1 Организация и методики исследования 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 52
2.3 Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования . 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 4
1.1 Одиночество как социально-психологический феномен 4
1.2 Теоретический анализ понятий Интернет и социальные сети 26
1.3 Субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость
от Интернета и социальных сетей 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 43
2.1 Организация и методики исследования 43
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 52
2.3 Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования . 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Актуальность темы исследования. Долгое время считалось, что одиночество является проблемой Западного общества и в Советском Союзе или в России такой проблемы нет и быть не может. Однако, в последнее время, проблема одиночества стала актуальной для многих россиян. Психологическое одиночество, рассматриваемое в данной работе, является не физической или социальной изоляцией от общества, а одиночеством в обществе, когда человек зачастую состоит в обширной сети коммуникаций.
В последнее время, с технологическим развитием человеку проще оставаться на связи, в любой стране мира посредством интернета можно связаться со своими друзьями или родственниками. Наиболее популярный инструмент для связи - это социальные сети. В них можно отправить сообщение, позвонить или использовать видеосвязь. По состоянию на март 2019 года число активных пользователей интернета и социальных сетей в России составляет 93,6 млн человек, из них 90,7 млн человек еженедельно пользуются интернетом и социальными сетями, а 82,8 млн человек - ежедневно. Обычный пользователь проводит в сети в среднем 183 минуты в день, а пользователи в возрасте 12-24 лет - 194 минуты в день [3].
Почти 63% населения России пользуется интернетом и социальными сетями и есть основания полагать, что доля живого общения в жизни людей, а особенно молодежи до 24 лет, снизилась. Таким образом, данное исследование проверит, имеется ли взаимосвязь между уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от интернета и социальных сетей
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость от интернета и социальных сетей у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и интернета и социальных сетей у студентов.
Цель работы: изучить характер взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме субъективного ощущения одиночества.
2) Изучить основные теоретические подходы к проблеме психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
3) Дать теоретическое обоснование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
4) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Гипотезы исследования:
1) Существует взаимосвязь между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
2) Между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различия в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Исследование проводилось на базе Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в период с февраля по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие 134 студента 1-3 курса, обучающиеся в Уральском гуманитарном институте и в Институте экономики и управления.
В последнее время, с технологическим развитием человеку проще оставаться на связи, в любой стране мира посредством интернета можно связаться со своими друзьями или родственниками. Наиболее популярный инструмент для связи - это социальные сети. В них можно отправить сообщение, позвонить или использовать видеосвязь. По состоянию на март 2019 года число активных пользователей интернета и социальных сетей в России составляет 93,6 млн человек, из них 90,7 млн человек еженедельно пользуются интернетом и социальными сетями, а 82,8 млн человек - ежедневно. Обычный пользователь проводит в сети в среднем 183 минуты в день, а пользователи в возрасте 12-24 лет - 194 минуты в день [3].
Почти 63% населения России пользуется интернетом и социальными сетями и есть основания полагать, что доля живого общения в жизни людей, а особенно молодежи до 24 лет, снизилась. Таким образом, данное исследование проверит, имеется ли взаимосвязь между уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от интернета и социальных сетей
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества и психологическая зависимость от интернета и социальных сетей у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и интернета и социальных сетей у студентов.
Цель работы: изучить характер взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить основные теоретические подходы к проблеме субъективного ощущения одиночества.
2) Изучить основные теоретические подходы к проблеме психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
3) Дать теоретическое обоснование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
4) Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Гипотезы исследования:
1) Существует взаимосвязь между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов.
2) Между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различия в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей.
Исследование проводилось на базе Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в период с февраля по апрель 2020 года. В исследовании приняли участие 134 студента 1-3 курса, обучающиеся в Уральском гуманитарном институте и в Институте экономики и управления.
В теоретической части данной работы были рассмотрены теоретические аспекты подходов к изучению проблемы одиночества, в т.ч. у студентов. Основное определение одиночества, на которое мы опирались в работе: «Одиночество - это болезненное психическое состояние человека, возникающее вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми, в том числе в доверительном» [14]. Различные подходы изучения данного состояния по-разному оценивают причинные его возникновения. Представители одних подходов считают, что предпосылки его возникновения складываются в раннем детском возрасте, другие, что причины формируются в текущем возрасте индивида и зависят от пережитого им опыта. Сходство же большинства подходов заключается в том, что субъективное ощущение одиночества сопровождается переживанием негативных эмоций и присутствием психологического дискомфорта от данного состояния.
В современном мире возникновение и развитие проблемы одиночества у студентов может быть обусловлена быстрым развитием технологий, сопровождающимся активным их применением в учебном процессе. Современная молодежь проводит очень много времени в интернете, особенно в различных социальных сетях, которые являются удобной и доступной платформой для общения. Ряд исследований, рассматривающих общение в интернете, доказывают, что люди имеют тенденцию использовать данный способ взаимодействия с окружающими в результате дефицита реального, живого общения. Исследователи принимают во внимание развитие тенденции «одиночества в сети», а также влияние психологической зависимости от интернета и социальных сетей на возникновение субъективного ощущения одиночества. Технологизация жизни и процессов обучения так или иначе вынуждает студентов прибегать к интернет-общению в социальных сетях, что вызывает трудности в развитии навыков межличностного общения лицом к лицу и, тем самым, может приводить к усилению субъективного ощущения одиночества в студенческой среде.
Было проведено эмпирическое исследования обсуждаемой проблемы.
По итогам опроса студентов были получены следующие результаты:
1) Дифференциальный опросник переживания одиночества (краткая версия) ДОПО-3к Осина Е.Н. и Леонтьева Д.А.
• Общее переживание одиночества: высокое - 4,5%, среднее - 20,1%, низкое - 75,4%;
• Зависимость от общения: высокая - 9,7%, средняя - 36,6%, низкая - 53,7%;
• Позитивное одиночество: высокое - 62,7%, среднее - 35,8%, низкое - 1,5%.
2) Диагностический опросник «Одиночество» Корчагиной С.Г.
• Диффузное одиночество: высокое - 12,7%, среднее - 62,7% низкий - 24,6%;
• Отчуждающее одиночество: высокое - 14,2%, среднее - 71,6%, низкое - 14,2%;
• Диссоциированное одиночество: высокое - 23,9%, среднее - 70,9%, низкое - 5,2%.
3) Методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС-2) Рассказовой Е.И, Емелина В.А., Тхостова А.Ш.
• Невозможность отказа от мобильного телефона: высокая - 43,3%, средняя - 42,5%, низкая - 14,2%;
• Субъективная зависимость от мобильного телефона: высокая - 46,3%, средняя - 38,1%, низкая - 15,7%;
• Невозможность отказа от интернета: высокая - 14,2%, средняя - 74,6%, низкая - 11,2%;
• Субъективная зависимость от интернета: высокая - 26,1%, средняя - 39,6%, низкая - 34,3%.
4) Общая шкала проблемного использования интернета-3 (GPIUS-3) Герасимовой А.А. и Холмогоровой А.Б.
• Предпочтение онлайн общения: высокое - 2,2%, среднее - 16,7%, низкое - 79,1%;
• Регуляция настроения: высокая - 35,1%, средняя - 42,5%, низкая - 22,4%;
• Когнитивная поглощенность: высокая - 9,0%, средняя -35,8%, низкая - 55,2%;
• Компульсивное использование: высокое - 15,75, среднее - 46,3%, низкое - 38,1%;
• Негативные последствия: высокое - 5,2%, среднее - 23,9%, низкое - 70,9%;
5) Обнаруженные значимые прямые нелинейные корреляционные связи между шкалами.
• Общее переживание одиночества - Субъективная зависимость от интернета, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Невозможность отказа от интернета;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от телефона и интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Отчуждающее одиночество - Субъективная зависимость от телефона и интернета, Невозможность отказа от интернета, Предпочтение онлайн общения, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Предпочтение онлайн общения, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов подтвердилась.
6) Обнаруженные различия среди студентов с различным уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества по шкалам проблемного использования мобильного телефона и интернета с использованием t-критерия Стьюдента.
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Когнитивная поглощенность;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Когнитивная поглощенность.
По остальным шкалам различий не обнаружено. Гипотеза о наличии между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различий в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей подтвердилась.
Данная работа может стать практически значимой для дальнейших исследований, призванных определить причинно-следственные связи между переживанием субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от Интернета и социальных сетей.
В современном мире возникновение и развитие проблемы одиночества у студентов может быть обусловлена быстрым развитием технологий, сопровождающимся активным их применением в учебном процессе. Современная молодежь проводит очень много времени в интернете, особенно в различных социальных сетях, которые являются удобной и доступной платформой для общения. Ряд исследований, рассматривающих общение в интернете, доказывают, что люди имеют тенденцию использовать данный способ взаимодействия с окружающими в результате дефицита реального, живого общения. Исследователи принимают во внимание развитие тенденции «одиночества в сети», а также влияние психологической зависимости от интернета и социальных сетей на возникновение субъективного ощущения одиночества. Технологизация жизни и процессов обучения так или иначе вынуждает студентов прибегать к интернет-общению в социальных сетях, что вызывает трудности в развитии навыков межличностного общения лицом к лицу и, тем самым, может приводить к усилению субъективного ощущения одиночества в студенческой среде.
Было проведено эмпирическое исследования обсуждаемой проблемы.
По итогам опроса студентов были получены следующие результаты:
1) Дифференциальный опросник переживания одиночества (краткая версия) ДОПО-3к Осина Е.Н. и Леонтьева Д.А.
• Общее переживание одиночества: высокое - 4,5%, среднее - 20,1%, низкое - 75,4%;
• Зависимость от общения: высокая - 9,7%, средняя - 36,6%, низкая - 53,7%;
• Позитивное одиночество: высокое - 62,7%, среднее - 35,8%, низкое - 1,5%.
2) Диагностический опросник «Одиночество» Корчагиной С.Г.
• Диффузное одиночество: высокое - 12,7%, среднее - 62,7% низкий - 24,6%;
• Отчуждающее одиночество: высокое - 14,2%, среднее - 71,6%, низкое - 14,2%;
• Диссоциированное одиночество: высокое - 23,9%, среднее - 70,9%, низкое - 5,2%.
3) Методика оценки изменения психологических границ при пользовании техническими средствами (МИГ-ТС-2) Рассказовой Е.И, Емелина В.А., Тхостова А.Ш.
• Невозможность отказа от мобильного телефона: высокая - 43,3%, средняя - 42,5%, низкая - 14,2%;
• Субъективная зависимость от мобильного телефона: высокая - 46,3%, средняя - 38,1%, низкая - 15,7%;
• Невозможность отказа от интернета: высокая - 14,2%, средняя - 74,6%, низкая - 11,2%;
• Субъективная зависимость от интернета: высокая - 26,1%, средняя - 39,6%, низкая - 34,3%.
4) Общая шкала проблемного использования интернета-3 (GPIUS-3) Герасимовой А.А. и Холмогоровой А.Б.
• Предпочтение онлайн общения: высокое - 2,2%, среднее - 16,7%, низкое - 79,1%;
• Регуляция настроения: высокая - 35,1%, средняя - 42,5%, низкая - 22,4%;
• Когнитивная поглощенность: высокая - 9,0%, средняя -35,8%, низкая - 55,2%;
• Компульсивное использование: высокое - 15,75, среднее - 46,3%, низкое - 38,1%;
• Негативные последствия: высокое - 5,2%, среднее - 23,9%, низкое - 70,9%;
5) Обнаруженные значимые прямые нелинейные корреляционные связи между шкалами.
• Общее переживание одиночества - Субъективная зависимость от интернета, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Невозможность отказа от интернета;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от телефона и интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Отчуждающее одиночество - Субъективная зависимость от телефона и интернета, Невозможность отказа от интернета, Предпочтение онлайн общения, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Предпочтение онлайн общения, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия.
Гипотеза о существовании взаимосвязи между уровнями субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов подтвердилась.
6) Обнаруженные различия среди студентов с различным уровнем выраженности субъективного ощущения одиночества по шкалам проблемного использования мобильного телефона и интернета с использованием t-критерия Стьюдента.
• Зависимость от общения - Невозможность отказа от телефона, Субъективная зависимость от интернета, регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Позитивное одиночество - Когнитивная поглощенность;
• Диффузное одиночество - Невозможность отказа от интернета, Субъективная зависимость от телефона и интернета, Регуляция настроения, Когнитивная поглощенность, Компульсивное использование, Негативные последствия;
• Диссоциированное одиночество - Когнитивная поглощенность.
По остальным шкалам различий не обнаружено. Гипотеза о наличии между психологически одинокими и неодинокими студентами существуют различий в показателях психологической зависимости от интернета и социальных сетей подтвердилась.
Данная работа может стать практически значимой для дальнейших исследований, призванных определить причинно-следственные связи между переживанием субъективного ощущения одиночества и психологической зависимостью от Интернета и социальных сетей.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПРОБЛЕМНОМ ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИИ
ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Работа с семьей по профили клике зависимости младших школьников от социальных сетей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРА МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ В КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАСРЕДЕ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ МИФОЛОГИЗАЦИИ ИМИДЖА МУЗЫКАНТА)
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Архетипические образы в романе М. Петросян «Дом, в котором...» и их проявления в молодёжной субкультуре «Домовцы»
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



