ВВЕДЕНИЕ 9
1 ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ 13
1.1 Договорное регулирование коммерческой концессии 13
1.2 Нормативно-правовое регулирование коммерческой концессии 24
1.3 Экономическая сущность коммерческой концессии 34
2 АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ .... 40
2.1 Организационно-экономический анализ ООО «Магнитив» 40
2.2 Анализ судебной практики по делам коммерческой концессии в целях
минимизации правовых рисков ООО «Магнитив» 58
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ ПУТЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ 66
3.1 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правового
регулирования коммерческой концессии 66
3.2 Реализация коммерческой концессии на ООО «Магнитив» в целях
совершенствования управления продажами 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления продажами посредством использования договора коммерческой концессии и предполагает следующие аспекты: экономический, нормативно-правовой, управленческий.
Экономический аспект заключается в том, что в последнее время все большее распространение получает использование коммерческой концессии в современной предпринимательской деятельности по всему миру, что вызывает потребность в усилении государственного регулирования в сфере деятельности компаний, работающих по договору коммерческой концессии, так как данная конструкция позволяет приобрести ряд преимуществ, как для правообладателя, так и для пользователя и, безусловно, для конечного потребителя товара, что определенно положительно сказывается не только для отдельных юридических лиц, но и для экономики любой страны в целом.
В настоящее время изучение коммерческой концессии является одним из актуальных вопросов российской экономики, что требует повышения надежности договорно-хозяйственных связей во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов. Благодаря существованию такого института растет общая культура предпринимательских отношений, создаются новые рабочие места, возникают новые идеи, методы и технологии.
Правовой аспект данной диссертации состоит в том, что договор коммерческой концессии является одной из самых значимых и юридически сложных сделок с интеллектуальной собственностью, так как для отечественного рынка коммерческая концессия является относительно новым явлением, а значит далеко не все правовые аспекты учтены и проработаны как следует, и с другой стороны - предприниматели все чаще и чаще использует такой инструмент в своей деятельности, и законодательство просто не успевает за таким активным прогрессом данного института.
Следовательно, эти два фактора очень сильно взаимодействуют и пересекаются с друг другом, приводя к многочисленным гражданско-правовым спорам и проблемам, что приводит к необходимости совершенствования законодательства РФ в отношении договора коммерческой концессии, а также потребности обобщения деловой договорной практики и судебной практики по делам коммерческой концессии.
Управленческий аспект отражается в коммерческой концессии, как в главном инструменте в наше время для масштабирования своей деятельности и улучшения финансового положения своих компаний. В сложившейся рыночной ситуации именно использование данной бизнес-модели позволит различным организациям эффективно функционировать в конкурентной среде, что безусловно зависит от грамотно выстроенного управления сети коммерческой концессии, как со стороны правообладателей, так и со стороны пользователей. Отсюда и существует основная потребность в совершенствовании управления продажами путем использования коммерческой концессии.
Объект исследования в экономическом аспекте - ООО «Магнитив».
Объект исследования в юридическом аспекте - Общественные отношения, возникающие в связи с коммерческой концессией.
Предмет исследования - Управление продажами посредством использования договора коммерческой концессии.
Цель работы - комплексный анализ коммерческой концессии как средства совершенствования управления продажами на примере ООО «Магнитив».
Задачи магистерской диссертации:
• Изучить нормативно-правовое и договорное регулирование коммерческой концессии;
• Определить экономическую сущность коммерческой концессии;
• Провести организационно-экономический анализ ООО «Магнитив»;
• Проанализировать судебную практику по делам коммерческой
концессии в целях минимизации правовых рисков ООО «Магнитив»;
• Предложить рекомендации по совершенствованию нормативно правового регулирования;
• Обосновать проект внедрения коммерческой концессии для ООО «Магнитив».
Методологический инструментарий исследования составили
общенаучные и частноправовые методы познания, такие, как синтез, анализ, абстрагирование, исторический, формально-логический, статистический, конкретно-социологический и структурно-функциональный.
Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей достоверность, надежность, точность выводов и предположений, послужили методы изучения и анализа литературных источников, информация, изложенная в монографиях и научных статьях, нормативные акты российского законодательства, устав и локальные документы предприятия.
Основные положения, выносимые на защиту. Научная новизна диссертационного исследования выражается в оригинальности постановки цели и задач исследования, положениях, которые выносятся на защиту.
1. Внедрение модели коммерческой концессии для цели управления продажами в ООО «Магнитив» и обоснование эффективности этой модели.
2. Формирование предложений, направленных на оптимизацию договорного регулирования отношений коммерческой концессии для ООО «Магнитив».
3. Разработка рекомендаций для ООО «Магнитив» на основе обобщения судебной практики по спорам, связанным с заключением и исполнением договоров коммерческой концессии, для цели минимизации правовых рисков правообладателя (ООО «Магнитив»).
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней выводы и положения развивают и дополняют сложившиеся в науке представления о коммерческой деятельности как предмете правового регулирования и могут быть полезны для дальнейших исследований в области коммерческой концессии. Основные идеи и выводы исследования могут быть выгодны и использованы для успешной реализации коммерческой концессии в ООО «Магнитив», а также в совершенствовании деятельности организации в целом.
Апробация результатов диссертации. Полученные научные и практические результаты докладывались автором на Международной и практической конференции «Российские регионы в фокусе перемен». По теме магистерской работы опубликована 1 статья: «Проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии», сборник РИНЦ.
Структура магистерской работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования, состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованной литература.
После глубокого и тщательного изучения исследуемой темы моей диссертационной работы, определенно можно сказать, что в наше время роль коммерческой концессии в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как сейчас она является одним из самых эффективных каналов дистрибуции по всему миру.
Распространение договора коммерческой концессии с положительным опытом использования этой формы предпринимательской деятельности в порядке 80 странах доказывает, что он эффективен в применении, и это дает основания полагать, что развитие данного института в Российской Федерации вполне актуально.
Оценив научные работы и монографии большого количества авторов, можно сделать вывод, что договор коммерческой концессии имеет свой предмет, объект и цель, что характеризует его как самостоятельный вид гражданско-правового договора. Поэтому, не стоит его смешивать и путать с другими похожими и смежными договорами, что, к сожалению, зачастую можно встретить на практике.
Проанализировав проблемы правового регулирования коммерческой концессии и разобрав судебную практику по делам коммерческой концессии, можно сделать вывод, что исследуемая бизнес-модель пользуется большим спросом у предпринимателей, но при этом относительно недавно появилась в нашем законодательстве, что приводит к множеству правовых споров и проблем, которые можно легко избежать при правильном государственном регулировании и внимательности самих участников данных правоотношений.
Зная о таких темпах роста франчайзинга на отечественном ранке и о тех многочисленных трудностях, которые существуют в использовании коммерческой концессии - просто обязаны быть законодательная инициатива и внесение соответствующих изменений в законы и нормативные акты, связанные с данным договором. Возможно, что именно строгий контроль и унифицированность всех систем коммерческой концессии к общим стандартам будет способствовать правильному развитию франчайзинга в России.
Помимо этого, рассмотрев все основные проблемы теории и практики, связанные с коммерческой концессией, мной были предложены соответствующие рекомендации по их устранению, которые могут положительно сказаться на развитии данного института.
Также, чтобы лучше изучить такую систему на практике, был произведен полноценный анализ компании ООО «Магнитив», в которой планируется реализовать соответствующую бизнес-модель, что поможет этой организации успешно масштабироваться и улучшить свое финансовое положение, а данный исследовательский опыт даст нам наиболее правильно понять значение коммерческой концессии на предпринимательском рынке.
На основе изучения теоретических и практических аспектов договорноправовой работы мы провели анализ правового обеспечения договорноправовой работы предприятия, а также провели разработку рекомендаций по совершенствованию договорно-правовой работы предприятия ООО «Магнитив», которые необходимо тщательно проработать и внедрить в хозяйственную деятельность данной компании.
Детальный анализ ООО «Магнитив» показал нам, что данная компания имеет все предпосылки для использования в своей деятельности такую бизнес- модель, как коммерческая концессия, что позволит ей успешно расширить дислокацию своих субъектов, используя торговую марку данной организации.
Можно сделать небольшой вывод, что использование такой договорной конструкции является отличным решением для успешного ведения бизнеса в различных сферах, как для правообладателя, так и для пользователя.
Главное, важно понимать, что коммерческая концессия в России лишь начинает свое «оформление», но для нее в России имеются достаточно широкие перспективы, и для реализации этих возможностей просто необходимо создать определенные и нужные условия, что покажет время и практика правоприменения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс»
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 21 октября 1994 года № 51 ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 22 декабря 1995 года № 15-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
4. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Административного
регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации» от 29.10.2008 № 321 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
5. Приказ Роспатента «Об утверждении рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации» от 29.12.2009 № 186 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Арбитражный
Процессуальный кодекс Российской Федерации» от 02.03.2016 № 47-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.02.2016, действующая редакция) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
7. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 32-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.02.2015, последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
8. Федеральный закон от 18.07.2011 № 216-ФЗ «О внесении изменений в
часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] //
Российская газета. - 22 июля 2011 г.
9. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Текст] // Российская газета. - 27 июля 2006 г.; 30 декабря 2013 г.
10. О франчайзинге. [Электронный ресурс]: проект № 503845-6 федер.
закона, внесен на рассмотрение 21.04.2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
11. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. Гражданское право. Учебное пособие [Текст]. Москва, 2012.
12. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник [Текст]. М.: Норма, 2013.
13. Гражданское право: учебник / В.А. Бессонов, И.В. Бондарь, М.В. Карпычев, А.М. Хужин; под ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. [Текст] М.: ИНФРА-М, 2011.
14. Гражданское право: учебник. Часть II [Текст] / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Москва: Статут, 2012. С. 648.
15. Суханов Е. А. Российское гражданское право. В 2 томах. [Текст] М.: Статут, 2013. С. 581...