Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ МИФОЛОГИИ ФЭНТЕЗИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Работа №101099

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы217
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. МИФ КАК ОСНОВА ЭПИЧЕСКИХ ЖАНРОВ 6
1.1. Литературная эволюция мифа 20
ГЛАВА II. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ И РОМАНТИЧЕСКАЯ
КОМПОНЕНТА В ЛИТЕРАТУРЕ ФЭНТЕЗИ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ИХ ВЛИЯНИЯ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ 35
2.1. Соотношение мифологической и романтической компоненты в
литературе фэнтези 35
2.2. Основные механизмы влияния жанра фэнтези на мировоззрение
читателя 51
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 108


Фэнтези в различных своих проявлениях занимает обширную нишу в современной культуре. Литература фэнтези, будучи специфическим жанром, является ярким феноменом XX в., что обеспечивает интерес к нему как со стороны исследователей, так и со стороны читателей, особенно молодежи. Широкая распространенность феномена, в том числе проникновение эстетики фэнтези в другие виды искусства и распространение ролевого движения, как нельзя лучше иллюстрируют это.
Несомненно, литература любого жанра оказывает влияние на читателя и в той или иной мере является источником формирования его мировоззрения, в частности, литература фэнтези в основном воспринимается как феномен, провоцирующий эскапистские тенденции среди поклонников жанра. Подобный стереотип формируется из-за специфических особенностей повествования в данном жанре, которые, как предполагается, полноценно воспринимаются только ограниченной группой людей, заинтересованной в литературе фэнтези и объединяющиеся в социальные группы на этом основании. В нашей работе мы попытаемся проанализировать данный стереотип и подтвердить или опровергнуть его.
Жанр фэнтези появился в начале XX столетия и оформился в своем классическом виде к середине века, став своеобразным индикатором социальных проблем западного общества. Нестабильность социальных и политических вопросов привели к мировоззренческому кризису, специфическое решение которого и предлагается авторами фэнтези. Таким образом, феномен фэнтези сформировался как ответ на некоторые мировоззренческие вопросы, вставшие перед человеком в эпоху постмодернизма. Синтезируя две мощнейшие традиции, фэнтези обладает большим потенциалом для формирования мировоззренческих оснований, что обязывает нас подробно и обстоятельно изучить данный вопрос.
Анализом мифологической традиции, на работы которых мы опирались занимались такие отечественные и зарубежные мифологи, как М. Элиаде, Е.М. Мелетинский, К. Леви-Стросс, М.И. Стеблин-Каменский, В. Пропп, В. Мириманов и В.Н. Топоров. Теоретико-методологическую основу анализа литературных текстов составили труды М. Бахтина, А. Гуревича, Н. Лейдермана, А.Ф. Лосева, Т. Рибо, П. Зюмтора и Т. Тороповой.
Вопросами романтической традиции занимались главным образом такие исследователи, как В.В. Вансолов, В.С. Толкачева и О.В. Виноградова, а также И. Карпов, Д. Обломиевский, Г.А. Соколова, М. Тертерян, К. Хорват и Э.Н. Шевякова. Кроме того, изучением фэнтези как жанра литературы занимались такие исследователи как В.Л. Гопман, А.И. Самсонова и В. Гончаров.
Однако большинство этих исследований посвящено мифологии и литературе романтизма как отдельным феноменам, либо изучению их частных проявлений в жанре фэнтези. Обобщающего исследования фэнтези с точки зрения трансформации мифологической и романтическим традициям и его роли в формировании мировоззрения читателей до сих пор не было проведено, несмотря на то, что данная тема представляет большой научный интерес.
Объект исследования - жанр фэнтези.
Предмет исследования - мифология, формируемая жанром фэнтези.
Цель - определить роль мифологии фэнтези в формировании мировоззрения современного человека.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить взаимосвязь мифа, литературы и мировоззрения.
2. Проследить процесс трансформации мифа в фэнтези.
3. Охарактеризовать соотношение мифологических и романтических компонентов в жанре фэнтези.
4. Выявить основные механизмы влияния фэнтези на мировоззрение человека.
5. На материале эмпирического исследования выявить специфику влияния жанра фэнтези на мировоззрение современных молодых людей.
В процессе проведения эмпирического исследования мы сосредоточились на опросе российских читателей фэнтези, возраст которых не превышает 30 лет, так как именно эта возрастная группа является целевой аудиторией данного жанра.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы такие общенаучные методы как теоретический анализ и синтез, в частности, анализ литературы. Кроме того, при изучении конкретных свойств феномена фэнтези нами был использован сравнительный подход. Эмпирическое исследование было проведено посредством интервьюирования целевой группы респондентов.
Содержательная часть магистерской диссертации разделена на три главы. Первая глава посвящена уточнению базовых понятий исследования, таких как «миф», «фэнтези» и «мировоззрение», первичному анализу их взаимодействия и роли феномена фэнтези в организации влияния мифа на мировоззрение современного человека. Вторая часть первой главы посвящена анализу мифологической компоненты в эволюционной цепочке эпических жанров, предшествующих формированию литературы фэнтези.
Вторая глава посвящена анализу жанра фэнтези с точки зрения наличия мифологической и романтической компоненты и их роли в формировании тенденции к эскапизму у читателей. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выяснить степень влияния выявленной ранее связи романтической и мифологической компоненты в пространстве литературы фэнтези на мировосприятие в целом и на специфику формирования тенденции к эскапизму у читателя данной литературы в частности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фэнтези - это новый и практически неисследованный феномен, заявивший о себе в полную силу в середине XX века, однако основания, на которых он сформировался, существовали в культуре задолго до появления столь нехарактерного для эпохи постмодернизма жанра. Литература фэнтези является результатом продолжительного и сложного эволюционного процесса и важнейшими его участниками стали романтическая и мифологическая традиция.
В процессе анализа взаимосвязи мифа, литературы и мировоззрения мы выяснили, что специфика мифологического сознания провоцирует появление творческой деятельности, а в последствии и формирование литературы, в той или иной степени наследующей мифологическую традицию. В доисторических обществах мифологическая традиция является доминирующим источником формирования мировоззрения, что обеспечивается взаимодействием нескольких характерных для мифологического сознания черт, таких как формирование особого времени и пространства, наличие бинарных оппозиций, специфическое взаимодействие человека с природой и синкретичность мышления.
С точки зрения реализации этих черт были рассмотрены такие жанры, как эпическая поэма, сказка и рыцарский роман. Кроме того, с этой же позиции была проанализирована литература романтизма как совокупность жанров, имеющих общую специфику. Мифологическое мировоззрение, переплетаясь со специфическим мировоззрением той или иной эпохи, в трансформированном виде проявляет себя во всех этих жанрах и литературных феноменах.
Мифологическая традиция выступает одним из основных источников формирования как художественного творчества в целом, так и литературы в частности, однако уже в античной литературе проявляется тенденция к уходу от мифологического глобального осмысления мира в пользу его более частного восприятия. В дальнейшем эта тенденция развивается, реализуя себя в таких жанрах, как сказка и рыцарский роман. Несмотря на то, что сказка является производным от мифа феноменом и своеобразным проводником мифологического сознания, в ней наличествуют элементы, нехарактерные для мифологического восприятия мира, что свидетельствует о том, что мифологическое мышление перестает быть культурной доминантой.
Самым ярким из рассмотренных нами примеров жанра, наиболее далеко отошедшего от мифологической традиции, оказывается рыцарский роман, однако уже литература романтизма - следующий элемент в данной эволюционной цепочке - переосмысляет мифологическую традицию, вплетая в неё лирическое начало, характеризующееся субъективным драматическим повествованием.
Подобный же синтез глобального (мифологического) и индивидуального (романтического) основания является одной из основополагающих особенностей жанра фэнтези. Переосмысление мифологической и романтической традиции, их специфическое взаимодействие, обеспечивающее, с одной стороны, глобальный простроенный хронотоп произведения, а с другой - тесное взаимодействие с личностным началом лирического героя, наделяет фэнтези мощными инструментами для формирования специфического мировоззрения читателей.
Мифологическая компонента в литературе фэнтези является основным источником формирования такого элемента мировоззрения, как мировосприятие, что отражается как на построении пространственно-временного континуума произведения, так и на формировании общих мировоззренческих характеристик социума в пространстве произведения. Романтический аспект, в свою очередь, отождествляется с таким элементом, как мироощущение, и отвечает за субъективную сторону повествования - индивидуализацию героя и включение читателя в пространство произведения в рамках теории романтического двоемирия.
Подобное разделение романтического характера лирического героя в произведении фэнтези играет очень большую роль - отождествление читателя с лирическим героем в данном жанре происходит на более глубоком уровне, нежели в других литературных жанрах. Распределение характерных черт романтического героя между героем произведения и читателем свидетельствует о том, что читатель, будучи частично наделен чертами романтического героя, «сопричаствует» происходящему в произведении, взаимодействуя со специфической мифологической компонентой, заложенной в произведении фэнтези.
Таким образом, как мифологическая традиция построения специфического пространственно-временного континуума произведения, так и романтическая тенденция включения читателя в пространство произведения провоцирует эскапизм у читателей фэнтези. Стоит заметить, однако, что механизмы реализации тенденции к эскапизму определяются степенью заинтересованности читателя в литературе данного жанра и его способностью вычленить основные элементы мифологического и романтического аспекта в процессе чтения литературы фэнтези.
В процессе анализа результатов эмпирического исследования мы пришли к выводу, что тенденция к эскапизму ярче всего себя проявляет в группе респондентов, не заинтересованных в литературе фэнтези, читающих её периодически. Столь неожиданный вывод мы сделали на основании ответов респондентов данной группы, свидетельствующих о том, что они читают литературу фэнтези в основном для того, чтобы погрузится в другой мир.
Важным моментом является тот факт, что, стремясь попасть в отличные от реальности условия, ориентируясь на другое, глобальное время и пространство, они, тем не менее, не взаимодействуют с произведением, наблюдая за действиями героев со стороны. Таким образом, респонденты данной группы в полной мере считывают мифологическую компоненту жанра, отмечая все основные черты мифа, присутствующие в фэнтези, однако романтическая компонента считывается ими лишь частично - погружаясь в пространство произведения фэнтези, они находятся там только на момент
прочтения произведения и не отождествляют себя с героями, не вписывают себя в тот мир.
Что касается группы респондентов, заинтересованных в данном жанре, в частности, объединяющихся в социальные группы на основании этой заинтересованности, можно отметить, что тенденция к эскапизму у них также присутствует, но она реализуется совершенно по-другому. Считывание в равной степени мифологической и романтической компоненты дает возможность респондентам данной группы взаимодействовать с произведением фэнтези, реализуя одну из основных линий романтической типизации - специфический творческий характер деятельности.
Парадоксальным образом погружение представителей этой группы в пространство произведения позволяет им творчески переосмыслить его, формируя на данном основании стремление к социальному взаимодействию. Романтическая компонента в данном случае играет роль проводника в другие миры, где приобретается специфический опыт, нехарактерный для окружающей реальности. Таким образом, респонденты, объединяющиеся в социальные группы на основании заинтересованности в литературе фэнтези, с одной стороны, активно взаимодействуют с произведением, оставаясь в «другом» мире довольно долгое время и получая специфический опыт, а с другой - именно этот специфический опыт провоцирует их выстраивать особые отношения с реальностью, используя его в социальном взаимодействии.
Таким образом, мы выяснили, что мифологическая традиция, присутствующая в литературе фэнтези, способствует формированию специфического мировосприятия у всех групп респондентов, читающих литературу данного жанра, однако степень и особенности её влияния на их мировоззрение разительно отличаются. В числе прочего в той или иной степени у всех групп читателей данной литературы прослеживается тенденция к эскапизму, но механизмы её формирования и реализации в процессе чтения литературы фэнтези также значительно отличается.
Таким образом, цель данной работы достигнута, однако в данной области осталось множество нерешенных задач, которые невозможно охватить в одной исследовательской работе. В частности, популярность литературы фэнтези, сочетающей в себе столь нехарактерные для эпохи постмодернизма феномены, как глобальное целостное мифологическое мышление и романтическое существование в рамках «другого», параллельного мира свидетельствует о специфических процессах в современной культуре, нуждающихся в осмыслении и глубоком анализе, который, однако, не мог быть проведен в рамках магистерской диссертации. На наш взгляд, этот вопрос требует отдельной тщательной проработки, и, возможно, будет предметом нашего исследования в дальнейшем.



Однотомные издания, монографии
1. Бахтин, М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.
2. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 234-408.
3. Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Текст] / М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 544 с.
4. Бахтин, М. Эпос и роман [Текст] / М. Бахтин. - М. : Азбука, 2000. - 300 с.
5. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. П. Белокурова. - СПб. : Паритет, 2006. - 320 с.
6. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии [Текст] / Н. Я. Берковский. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 512 с.
7. Блок, А. А. О романтизме [Текст] / сост. Т. Н. Беднякова // О литературе. - М. Художественная литература, 1980. - С. 251-262.
8. Вакенродер, В. Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве [Текст] / В. Вакенродер // Фантазии об искусстве / под ред. А. С. Дмитриева. - М. : Книга по требованию, 2013. - С. 55-59.
9. Ванслов, В.В. Эстетика романтизма [Текст] / В. В. Вансолов. - М. : Искусство, 1966. - 397 с.
10. Волошин, М. А. Лики творчества [Текст] / М. А. Волошин. - М. : Наука, 1988. - 878 с.
11. Гомер. Илиада [Текст] / пер. Н. И. Гнедича. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. - 446 с.
12. Григорьев, А. А. Литературная критика [Текст] / А. А. Григорьев. - М. : Советский писатель, 1967. - 630 с.
13. Гуревич, А. Категории средневековой культуры [Текст] / А. Гуревич. - М. : Искусство, 1984. - 350 с.
14. Дильтей, В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах [Текст] / В. Дильтей // Культурология. XX век. Антология / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - М. : Юрист, 1995. - С. 213-255.
15.Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм [Текст] : учебное пособие / Т. Л. Шумкова. - М.: Флинта ; Наука, 2002. - 240 с.
16.Зарубежная литература XIX века: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов : учеб. пособие [Текст] / сост.: А. С. Дмитриев, Б. И. Колесников, Н. Н. Новикова. - М. : Высшая школа, 1990. - 367 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ