ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИТНЕСА КАК ТЕХНОЛОГИИ
ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ МОЛОДЕЖИ 13
1.1 Современная молодежь, ее особенности, ценностные ориентации,
проблемы 13
1.2 Особенности влияния фитнеса на становление личности молодого
человека 23
1.3 Виртуальная реальность, интернет-зависимость и ее профилактика .... 34
Выводы по первой главе 44
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ МОЛОДЕЖИ (на примере
учащихся старших классов МАОУ СОШ № 113 города Екатеринбурга) 45
2.1 Предпроектный анализ 45
2.2 Разработка проекта по профилактике интернет-зависимости
школьников старших классов фитнес-технологией 66
2.3 Оценка и показатели эффективности проекта 76
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРОГРАММА эмпирического исследования на тему: «Выявление интернет-зависимости молодежи на примере учащихся старших классов МАОУ СОШ № 113 города Екатеринбурга» 94
Актуальность исследования. В современном социуме за последние десятилетия сформировалась социокультурная среда, главной характеристикой которой является практически безграничный доступ человека к большим объемам разнообразной информации. Глобальное распространение сети Интернет оказывает прямое воздействие на современную молодежь, которая проводит в сети огромное количество времени, что может приводить к утрате личностного развития потенциала индивидуума, ослаблению навыков реального общения, искажению процессов социализации и формирования жизненных ориентиров и стратегий. Исследования компании «Лаборатории Касперского» свидетельствуют, что «68 % российских подростков (14-16 лет) почти постоянно находятся онлайн... уровень ежедневного использования Интернета детьми практически уже достиг своего максимума: в 2010 году каждый день выходили в сеть 82 % подростков, а в 2016-м - уже 92 %. При этом около 80 % детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а каждый седьмой - 8 часов и более [51]. В связи с этими положениями представляется довольно актуальным изучение проблемы интернет- зависимости среди учеников старших классов и разработка проекта по профилактике интернет-зависимости молодежи.
Объект диссертационного исследования: интернет-зависимость
молодежи.
Предмет исследования: особенности профилактики интернет-
зависимости среди учеников старших классов средствами фитнес-индустрии.
Целью исследования является разработка социального проекта с использованием фитнес-технологий для профилактики интернет- зависимости молодежи.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности учеников старших классов как социальной группы, ее ценностно-смысловые ориентации в современном обществе;
• осветить возможности развития личности молодого человека средствами фитнес-технологий;
• рассмотреть негативные факторы воздействия интернета и социальных сетей на становление личности и развития потенциала учеников старших классов;
• разработать и апробировать социальный проект по профилактике интернет-зависимости среди учеников старших классов с применением средств фитнес-технологии.
Гипотеза исследования: увлеченность физической активностью и выбор фитнеса как хобби для проведения свободного времени позволят уменьшить количество времени, проводимого в сети и снизить степень интернет-зависимости у подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ, синтез и обобщение научной литературы;
• методы эмпирических исследований: опрос (анкетирование
и интервью), параллельный эксперимент;
• мониторинг интернет-активности участников проекта с помощью специального приложения, устанавливаемого на телефон;
• математико-статистические методы;
• методы проектирования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования:
1. В 2019 году был проведен опрос учеников старших классов города Екатеринбурга. Анкетирование проводилось на базе МАОУ СОШ № 113 города Екатеринбурга методом случайной выборки. Всего было опрошено 250 человек.
2. Проведение интервью с участниками проекта (10 человек) до внедрения проекта и после с целью анализа эффективности его реализации.
Степень и уровень разработанности проблемы. В литературе основное внимание исследователей при изучении различных аспектов интернет- аддикции основывается на поисках причин, последствий, разновидностей данной зависимости (работы А. М. Богомоловой, Т. С. Бузиной, Е. Е. Воеводсковой, А. Е. Войкунского, А. Ю. Гуреевой, С. В. Сизова,
A. И. Самойлика).
Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с работающей молодежью проведено исследование Н. В. Поповой. Ею рассмотрены виды спортивных соревнований и их роль в становлении молодого человека [54, с. 67]...
Молодежь - это социально-демографическая группа, «выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
В условиях социальной трансформации, при которой происходит замена старых устоявшихся ценностей новыми социальными отношениями, молодые люди оказались одной из наиболее социально незащищенных групп, которая испытывает на себе как позитивные, так и негативные эффекты перемен.
Проблема интернет-зависимости является одной из самых актуальных проблем современности. Необходимо осуществлять поиск возможностей для снижения компьютерной зависимости у учеников старших классов, а также проводить мероприятия, связанные с профилактикой аддиктивного поведения.
Понятие интернет-зависимости/интернет-аддикции (аддикция - зависимость, пагубная привычка) - это одна из форм деструктивного поведения, характеризующаяся патологическим изменением потребностей и мотивов, смыслообразующим мотивом деятельности человека становится потребность и навязчивое желание проводить длительное время в сети.
Рассмотрение фитнеса, прежде всего, как социокультурного феномена позволяет отмежевать его биомеханической парадигмы, которая изучает фитнес, прежде всего, как физическое направление, связанное в двигательной активностью. В данном ключе, фитнес влияет не только на физическую составляющую развития человека, но и социальную, культурную.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 было открыто 13 марта 1958 года. Сегодня школа расположена в динамично застраивающемся микрорайоне Уралмаша.
Проведенное исследование «Выявление интернет-зависимости молодежи на примере учащихся старших классов МАОУ СОШ № 113 города Екатеринбурга» показало, что большинство школьников испытывают ежедневную потребность в интернете, около половины считают себя зависимыми, тратят в день на пользование интернетом более 3 часов в день.
Данные показатели свидетельствовали о том, в учреждении присутствует проблема повышенной зависимости учеников от интернета, также необходимо отметить низкие показатели занимающихся спортом подростков, и помехи в учебе, которые создает интернет-зависимость. Была установлена необходимость разработки и реализации комплексного профилактического проекта.
Экспертный опрос показал, что подросток может проводить в сети без ущерба для здоровья в сети 1 час, интернет может мешать учебе; подростки нуждаются в регулярных занятиях спортом, фитнесом ; спорт и фитнес могут быть профилактикой интернет-зависимости у учеников старших классов.
Таким образом, сложившаяся ситуация с увлечением подростков интернетом отрицательно сказывается на их здоровье и учебе, а занятия спортом и фитнесом могут быть профилактикой данной зависимости.
По результатам реализации проекта выявлено, что желание принимать участие в подобных мероприятиях в будущем появилось у 150 человек старшего школьного возраста. Среднее ежедневное время пребывание в интернете сократилось вдвое. Это свидетельствует о том, что предложенный проект является эффективным средством профилактики интернет-зависимости у подростков, что подтверждает правильность выдвинутой нами гипотезы.
1. Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р.
3. ГОСТ Р 56644-2015. Услуги населению. Фитнес-услуги. Общие требования.
4. Международный классификатор болезней Одиннадцатого пересмотра МКБ-11 [Электронный ресурс] : офиц. сайт. — Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en/.
5. Андросова, Г.А. Потребление фитнес-услуг как индикатор качества жизни населения / Г. А. Андросова, Л. Ю. Заболотских // Экономика: теория и практика. — 2017. — № 4 (48). — С. 78-83.
6. Антипьев, А.Г. Социализация современной российской учеников старших классов: состояние и проблемы / А.Г. Антипьев, Н.Н. Захаров // ПСОМ — 2012. — №5. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya- sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-sostoyanie-i-problemy.
7. Арендачук, П.В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной учеников старших классов / П. В. Арендачук // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2018. — №3. — С. 287-307.
8. Бабаян, Г.К. Влияние физической культуры на формирование личности [Электронный ресурс] / Г. К. Бабаян, Е. В. Егорычева // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — Режим доступа: 1111р^:/7111(^^с1спсе1Ьги.п1лт|/рс11'/2015/17718.рс1Г
9. Белый, О.П. Определение понятия «молодежь» / О. П. Белый // Теория и практика общественного развития. — 2012. — №12. — С. 156-158.
10. Бердиева, Х.К. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Х. К. Бердиева // Вопросы педагогики. — 2018. — № 3. — С. 23-25.
11. Богомолова, М.А. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции [Электронный ресурс] /
А. М. Богомолова, Т. С. Бузина // Медицинская психология в России. — 2018. — Т. 10. № 2 (49). — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36414299.
12. Борилкевич, В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» = On Identification of Concept «Fitness» / Борилкевич В.Е. // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 2. — С. 45-46.
13. Боронина, Л.Н. Основы управления проектами: учебное пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук; Екатеринбург: УрФУ, 2016. — 134 с.
14. Будкина, Е.К. Культура досуга и проблемы социализации современной учеников старших классов [Электронный ресурс] / Е. К. Будкина, Ю. В. Будкин // Научный вестник МГТУ ГА. — 2009. — №142. — С. 139-143. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZkultura- dosuga-i-problemy-sotsializatsii-sovremennoy-molodezhi.
15. Валиев, Э.Ч. Социокультурная ситуация развития учеников старших классов в условиях современного общества / Э. Ч. Валиев // Ученый XXI века. — 2016. — № 3-2 (16). — С. 50-52...