ВВЕДЕНИЕ 12
1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГЕ 17
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАЛОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
2.1 ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
2.2 ТИПОВАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАНАЛОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 47
2.3.1 Описание используемых каналов 47
2.3.2 Анализ результатов работы Университетов 50
2.4 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЧАТ-БОТА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 56
2.5 ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРУКТУРЫ КАФЕДРЫ
МОДЕЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЕМЫЗ СИСТЕМ УРФУ 63
2.6 АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ 66
2.7 ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ68
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ЧАТ-БОТА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ НА ПРОГРАММЫ КАФЕДРЫ МУС УРФУ 70
3.1 УСТАВ ПРОЕКТА 70
3.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ ПРОЕКТА 72
3.3 МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН 75
3.4 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 78
3.5 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 80
3.6 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ЧАТ-БОТА 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
Приложение 1 (Техническое задание на разработку чат-бота)
Приложение 2 (Алгоритм работы чат-бота)
Приложение 3 (Скриншоты процесса разработки чат-бота)
Приложение 4 (Бриф на добавление в чат-бот информации об образовательной программе)
В условиях современной динамично развивающейся экономики и изменчивого рынка, на первый план для каждой организации выходит и оптимизация деятельности и поиск эффективных каналов привлечения клиентов. Понимание своей роли на рынке, интересов потребителей, сильных и слабы сторон конкурентов даёт преимущества и возможность оказывать влияние на потребительский интерес и увеличить прибыль в условиях конкурентной борьбы. И учреждения высшего профессионального образования не являются исключением, напротив, для данных организаций крайне актуален вопрос привлечения абитуриентов. В огромном разнообразии инструментов маркетинга бывает крайне сложно выбрать те, которые при минимальных затратах на реализацию принесут максимальный результат. Именно поэтому так важно проанализировать деятельность предприятия, рыночную ситуацию и разработать такую систему маркетинга, которая будет понятной и актуальной для данного конкретного учреждения в текущий момент времени.
В современном мире, в связи с процессами глобализации, у молодых людей существует множество вариантов получения высшего образования, это приводит к тому, что университеты сталкиваются с проблемой привлечения студентов. Кроме того, каждый университет заинтересован в привлечении спонсоров и научных сотрудников. Все эти проблемы решаются при помощи грамотно построенной системы маркетинга, которая обеспечивает имидж университета. В работе рассмотрена задача: разработка системы маркетинга университета, на основе анализа систем маркетинга ведущих университетов России и мира.
Для разработки системы маркетинга необходимо рассмотреть маркетинговые инструменты, применяемые организацией, оценить их эффективность и возможность внедрения новых маркетинговых инструментов. Для поиска новых каналов привлечения абитуриентов, которые могли бы показать большую эффективность, чем уже применяемые, необходимо произвести анализ конкурентов и компаний с похожей структурой на других рынках. Организация рассмотренная в данной статье - Уральский Федеральный Университет. Для анализа системы маркетинга конкурентов и схожих по структуре организаций были выбраны: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), Московский физико-технический институт (МФТИ), Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики (ИТМО) и Новосибирский Государственный Университет (НГУ).
В данной работе будет рассмотрено применение технологии чат-бот для привлечения абитуриентов на программы высшего профессионального образования для конкретного высшего учебного заведения, Уральского Федерального Университета, на примере кафедры Моделирования Управляемых Систем Института Экономики и Управления. Данные для исследования были получены в ходе обучения на кафедре и прохождения практики, что позволит максимально реалистично описать каждый процесс и построить качественную модель деятельности организации.
Проблема, решаемая данным исследованием - поиск эффективного канала для привлечения студентов и преподавателей на программы высшего образования кафедры Моделирования Управляемых Систем, Уральского Федерального Университета является актуальной, так как именно привлечение студентов и преподавателей позволяет Университету добиваться высоких результатов работы. Ресурсы на привлечение студентов ограничены, в связи с этим руководство Университета вынуждено выбирать каналы привлечения, которые при минимальных затратах позволяют получить наилучший результат, для решения данной задачи целесообразно использовать маркетинг и информационные технологии.
Исходя из актуальности внедрения технологии чат-бот для привлечения абитуриентов на программы высшего профессионального образования, целью выпускной квалификационной работы был выбран анализ существующих каналов привлечения абитуриентов и разработка чат-бота для оптимизации
- изучить теоретические основы применения интеллектуальных технологий в маркетинге;
- составить описание отрасли высшего профессионального образования и типовую структуру системы маркетинга организаций этой отрасли;
- произвести сравнительный анализ каналов привлечения абитуриентов, описать применяемые каналы;
- изучить примеры применения технологии чат-бот для автоматизации бизнес-процессов;
- описать деятельность и структуру кафедры МУС УрФУ;
- построить модель As-Is бизнес-процесса «Привлечение
абитуриентов» в нотациях IDEF0, IDEF3, DFD;
- построить модель To-Be бизнес-процесса «Привлечение
абитуриентов» в нотациях IDEF0, IDEF3, DFD;
- разработать устав проекта по разработке чат-бота для автоматизации процесса привлечения абитуриентов;
- составить план проекта в MS Project;
- проанализировать конкурентные преимущества и потенциальные угрозы проекта;
- составить маркетинговый и организационный планы проекта;
- произвести расчет экономической эффективности проекта;
- реализовать проект, обеспечивающий эффективное привлечение абитуриентов на программы высшего профессионального образования, согласно проведённому планированию.
Объект исследования: технология чат-бот для привлечения студентов на программы высшего профессионального образования кафедры Моделирования Управляемых Систем, Уральского Федерального Университета.
Предмет исследования: комплекс маркетинга и бизнес-процесс привлечения абитуриантов.
В процессе выполнения работы был использован инструментарий: MS Visio, MS Project Expert, BpWin.
Выпускная квалификационная работа включает в себя Введение, Список использованных источников, Заключение и следующие главы:
- применение интеллектуальных технологий в маркетинге;
- анализ эффективности каналов привлечения студентов на программы высшего профессионального образования;
- разработка проекта внедрения чат-бота для привлечения студентов на программы кафедры МУС УрФУ.
В первом разделе раскрыто понятие комплекса маркетинга и его значения для деятельности предприятия, описаны основные преимущества и недостатки применения интеллектуальных технологий в маркетинге, раскрыта и актуализирована проблема поиска эффективного канала для привлечения клиентов.
Во втором разделе приведено описание отрасли высшего профессионального образования, произведён сравнительный анализ каналов привлечения абитуриентов, описаны применяемые каналы. Представлены примеры применения технологии чат-бот для автоматизации бизнес-процессов, разработана и описаны деятельность и структура кафедры МУС УрФУ, создана модель AS-IS, в которой выделена проблема, заключающаяся в выборе наиболее эффективного канала привлечения абитуриентов, далее создана модель TO-BE.
В третьем разделе составлены устав и план проекта по созданию чат-бота для привлечения абитуриентов на программу магистратуры кафедры МУС УрФУ, проанализированы конкурентные преимущества и возможные угрозы проекта, составлен маркетинговый и организационный планы проекта, произведён расчёт экономической эффективности проекта, поэтапно описан процесс реализации проекта. Техническое задание на разработку, алгоритм работы и скриншоты процесса разработки, согласно проведённому планированию, приведены в приложениях 1-3.
В основу исследования положены данные, полученные в ходе трудовой деятельности на предприятии и консультации с работодателем по вопросу проблем, решение которых приведёт к качественным изменениям в работе предприятия. В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы были использованы работы отечественных авторов, электронные ресурсы, устав и нормативные документы организации, ГОСТы, Федеральные законы.
Методологический инструментарий, используемый при подготовке выпускной квалификационной работы:
- наблюдение за деятельностью компании;
- описание деятельности компании;
- анализ возможностей для оптимизации;
- моделирование бизнес-процессов.
Практическая значимость результатов исследования обусловлена применением данных результатов для оптимизации бизнес-процессов привлечения абитуриентов в Высшем Учебном Заведении. Исследование, проведённое в рамках данного выпускной квалификационной работы может быть применено к деятельности других Высших Учебных Заведений со схожей структурой бизнес-процессов привлечения абитуриентов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы её цель была достигнута, а задачи решены.
В первой главе раскрыто понятие комплекса маркетинга и его значения для деятельности предприятия, описаны основные преимущества и недостатки применения интеллектуальных технологий в маркетинге, раскрыта и актуализирована проблема поиска эффективного канала для привлечения клиентов.
Деятельность кафедры Моделирования Управляемых Систем, для которой разрабатывается информационная технология, была подробно рассмотрена во второй главе выпускной квалификационной работы, где представлено описание деятельности кафедры.
Было составлено описание отрасли высшего профессионального образования и типовой структуры системы маркетинга организаций этой отрасли, произведен сравнительный анализ каналов привлечения абитуриентов, описаны применяемые каналы, изучены примеры применения технологии чат- бот для автоматизации бизнес-процессов.
Далее была создана модель AS-IS бизнес-процесса привлечения абитуриентов, в которой выделена проблема, заключающаяся в выборе наиболее эффективного канала привлечения абитуриентов. Также, создана модель TO-BE, характеризующая предъявляемые требования к процессу привлечения абитуриентов на программы высшего профессионального образования в соответствии с комплексом маркетинга.
Предложения по оптимизации бизнес-процессов отдела продаж, разработанные в рамках выполнения данного проекта были приняты к рассмотрению руководством кафедры и на сегодняшний день уже частично реализованы.
Был разработан устав проекта по созданию чат-бота для привлечения абитуриентов на программу магистратуры кафедры МУС УрФУ, проанализированы конкурентные преимущества и возможные угрозы проекта, составлен маркетинговый и организационный планы проекта.
Экономическое обоснование проекта, составленное в рамках подготовки данной работы, доказывает экономическую эффективность данного проекта, что явилось весомым аргументом для реализации проекта на кафедре. Были описаны основные этапы реализации проекта.
Техническое задание на разработку, алгоритм работы и скриншоты процесса разработки, согласно проведённому планированию, приведены в приложениях 1-4.
В результате выполнения работы:
- изучены теоретические основы применения интеллектуальных технологий в маркетинге;
- составлено описание отрасли высшего профессионального образования и типовую структуру системы маркетинга организаций этой отрасли;
- произведен сравнительный анализ каналов привлечения абитуриентов, описать применяемые каналы;
- изучены примеры применения технологии чат-бот для автоматизации бизнес-процессов;
- разработан устав проекта по разработке чат-бота для автоматизации процесса привлечения абитуриентов;
- составлен план проекта в MS Project;
- проанализированы конкурентные преимущества и потенциальные угрозы проекта;
- составлены маркетинговый и организационный планы проекта;
- произведен расчет экономической эффективности проекта;
- реализован проект, обеспечивающий эффективное привлечение абитуриентов на программы высшего профессионального образования, согласно проведённому планированию.
Результаты реализации ИТ-проекта были презентованы руководству кафедры МУС УрФУ и применены к деятельности кафедры. В настоящее время на кафедре реализован проект, разработанный в рамках выполнения данной работы.
В ходе внедрения результатов выпускной квалификационной работы в процесс деятельности кафедры были выявлены преимущества применения чат- бота для привлечения абитуриентов, в частности: часть функций ранее выполняемых сотрудниками кафедры могут быть автоматизированы, повысилась лояльность абитуриентов, так как если им необходимо срочно получить актуальную информацию не надо ждать ответа сотрудника, а можно решить это оперативно при помощи чат-бота, кроме того сотрудники кафедры были освобождены от части рутинных действий, что позволило больше рабочего времени уделять непосредственной коммуникации со студентами и преподавателями.
ОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
2. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»
3. ГОСТ P ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М.: ГОССТАНДАРТ РОССИИ , 2001. -51 с.
4. ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, 2014.
6. Конституция Российской Федерации, 1993, ст. 43.
7. Акулич Маргарита. Чат-боты и маркетинг. М, Издательские решения - 2018, 150 с.
8. Александров О. А. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / О. А. Александров, Ю. Н. Егоров, М.: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
9. Алиев, В. С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert [Текст]: учеб. пособ. / В.С. Алиев. -2- е изд., перераб. и доп.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010. - 288 с.
10. Балашова, М.В. Маркетинг: учебник: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Балашова и др.; под общ. ред. Н.М. Кондратенко [Текст]. - М.: Юрайт, 2012. - 317 с.
11. Блинова А.О. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления [Текст]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 335 с.
12. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта [Текст]: Учебное пособие / Т.С. Бронникова [Текст]. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
13. Болгова Е. В. Система высшего образования: территориальный аспект понятия // Вестник экономики, права и социологии. — 2014. — Вып. 2.- ISSN 1998-5533.
14. Галямина И. Г. Управление процессами [Текст]. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
15. Годин Сет Доверительный маркетинг: Как из незнакомца сделать друга и превратить его в покупателя / Сет Годин. [Текст] - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 235 с.
16. Грекул В. И. Методические основы управления ИТ-проектами [Текст]: учебник для студентов вузов направления подготовки "Бизнес- информатика" / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Ю. В. Куприянов [Текст]. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 391 с.
17. Джанарсанам Срини: Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов
- ДМК-Пресс, 2019 г. - 340 с.
18. Джобер, Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие / Д. Джобер. - пер. с англ. [Текст] - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.- 688 с.
19. Домингос П., Верховный алгоритм [Текст] - М.: МИФ, 2016. - 336 с.
20. Иванов А. Бесплатная реклама. Результат без бюджета / Алексей Иванов [Текст]. - М.: Альпина Паблишерз, 2015. - 207 с.
21. Карпенко М. П. Развитие отрасли высшего профессионального
образования в России [электронный ресурс] - URL: file:///C:/Users/%D0%9C%D0%B0%D1%88%D0%B0/Downloads/razvitie -otrasli-v-sshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii.pdf (дата
обращения: 15.02.2020)
22. Кевеш А.Л. Федеральная служба государственной статистики, Малое и среднее предпринимательство в России, Москва, 2017.
23. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов [Текст]: учебное пособие. - М: Флинта, 2011 г. - 272 с
24. Колмыкова Т. С. Инвестиционный анализ [Текст]: Учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 204 с.
25. Котлер, Филип. Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ — М Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с.
26. Котлер Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее- к человеческой душе / Айвен Сетиаван, Филип Котлер, Хермаван Картаджайя. [Текст] - М.: Эксмо, 2011. - 240 с.
27. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф. Котлер. [Текст]. - СПб: Питер ком, 2011. - 896 с.
28. Культин Н. Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project [Текст] / Никита Культин. - Санкт-Петербург: БХВ- Петербург, 2009. — 160 с.
29. Кузьмина Е.Е., Маркетинг образовательных услуг. Научная школа: МИСиС (г.Москва). Институт непрерывного образования. - 2014, 330 с.
30. Культин Н. Б. Инструменты управления проектами: Project Expert и Microsoft Project [Текст] / Никита Культин. - Санкт-Петербург: БХВ- Петербург, 2009. — 160 с.
31. Куянцев И.А. Экономика предприятия.3. Сборник студенческих работ,
Ч. 2 [Текст]. - М.: Студенческая наука, 2012. - 1485 с
32. Лумпов А. И., Лумпов А. А. Бизнес-планирование инвестиционных проектов [Текст]. - М.: Флинта, 2012. - 166 с.
33. Манн, Игорь. Маркетинг на 100% - Москва, МИФ, 2015.
34. Орлова П. И. Бизнес-планирование [Текст]: Учебник / П.И. Орлова - М.: Дашков и К, 2012 - 284 с.
35. Петухова С. В. Бизнес-планирование. Как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]. - М.: Омега - Л, 2011. - 171 с.
36. Попадюк Т. Г. Бизнес-планирование [Текст]: Учебник / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА- М, 2014. - 296 с.
37. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление.
[Текст]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 512 с
38. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов [Текст]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.— 544 с.
39. Ривкин Стив. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции / Стив Ривкин, Джек Траут [Текст]. - СПб: Питер, 2010. - 304 с.
40. Романов, А.Н., Корлюгов, Ю.Ю. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов и др.; под ред. А.Н. Романова [Текст]. - М.: Банки и биржи, Юнит, 2011. - 560 с.
41. Салмина Н.Ю. Имитационное моделирование: учебное пособие / Н.Ю, Салмина [Текст]. -Томск: Эль Контент, 2012. - 90 с.
42. Самуйлов К.Е., Чукарин А.В., Быков С.Ю. Основы формальных методов описания бизнес-процессов [Текст]: учебное пособие. - М.: РУДН, 2011. -123 с.
43. Самылин А. И. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / А.И. Самылин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 413 с.
44. Силич В.А., Силич М.П. Моделирование и анализ бизнес-процессов [Текст]: учебное пособие. -Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2011. -212 с.
45. Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия [Текст]: Учебник. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 378 с.
46. Срини Джанарсанам. Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов. ДМК-Пресс, 2019 - 340 с.
47. Стивенс-Давидовиц Сет, Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все[Текст] - М.: ЭКСМО, 2018. - 384 с.
48. Стивен Левитт, Стивен Дабнер. Суперфрикономика. М.: МИФ, 2010 - 288 с.
49. Уэс Маккинни, Python и анализ данных - М: ДМК Пресс, 2015. - 484 с.
50. Фласинский М. Управление информационными проектами [Текст]:
учебное пособие / М. Фласинский; пер. с пол. И. Д. Рудинского. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2013. - 190 с.: ил. - Библиогр: с. 183-187 (97 назв.)
51. Форд Б., Борнстайн Дж., Пруэтт П. Руководство Ernst&Young по со-ставлению бизнес-планов [Текст]. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 264 с.
52. Шевченко Д.А. Маркетинговая деятельность вуза: структура,
управление и содержание. [электронный ресурс] - URL:
https://www.cfin.ru/press/practical/2013-09/01.shtml(дата обращения: 15.02.2020)
53. Янковская В. В. Планирование на предприятии [Текст]: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 425 с. - (Высшее образование).
54. «Бизнес-реинжиниринг как средство управления предприятием» [электронный ресурс]. - URL: https://goo.gl/r15FaH(дата обращения 10.04.2018).
55. Информационный портал Betec - «Бизнес-инжиниринговые
технологии» [Электронный ресурс] - URL: http://www.betec.ru/secure/(дата обращения 15.04.2018).
56. Журнал «Форбс» [электронный ресурс] - URL:
https://www.forbes.ru/tehnologii/363869-skazka-stanet-bylyu- iskusstvennyy-intellekt-ubet-magaziny(дата обращения 09.05.2019).
57. Компания «Медум Корпорэйшн» [электронный ресурс] -
URL:https://medium.com/@transformatortv/(дата обращения 09.05.2019).
58. Маркетинговое CRM-агентство «INBRIEF» [электронный ресурс] -URL:https://www.inbrief.ru/blog/36/(дата обращения 08.05.2019).
59. Образование в цифрах 2019. [электронный ресурс] - URL:
https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.PDF (дата
обращения: 10.01.2020).
60. Площадка «vc.ru» [электронный ресурс] -
URL:https://vc.ru/marketing/53920-iskusstvennyy-intellekt-na-sluzhbe-pr(дата обращения 08.05.2019).
61. Программирование глубоких нейронных сетей на Python, Онлайн курс
[электронный ресурс] - URL:
https: //www.youtube. com/channel/UC5gufuYHPSsJA-j ul-iwyXA/videos (дата обращения: 08.12.2018).
62. Сайт «УрФУ» [электронный ресурс] - URL: https://urfu.ru/ru/(дата обращения 01.04.2020).
63. Сайт SmartBot [электронный ресурс] - URL: https://smartbot-vk.ru/(дата обращения 27.03.2020).
64. Сообщество в социальной сети Вконтакте «Магистратура УрФУ: ИИ в управлении капиталом». [электронный ресурс] - URL: https://vk.com/public193807086(дата обращения 30.03.2020).
65. Сайт «ВЦИОМ» [электронный ресурс] - URL:http://www.wciom.ru(дата обращения 01.11.2019).
66. Сайт «УрФУ» [электронный ресурс] - URL: https://urfu.ru/ru/(дата обращения 01.11.2019).
67. Сайт «Times Higher Education (THE)» [электронный ресурс] - URL: https://www.timeshighereducation.com/(дата обращения 10.11.2019).
68. Сайт «ИТМО» [электронный ресурс] - URL:
http://www.ifmo.ru/ru/ratings/ratings.htm(дата обращения 10.11.2019).
69. Сайт «НИУ ВШЭ» [электронный ресурс] - URL: https://strategy.hse.ru/rating-rus(дата обращения 12.11.2019).
70. Сайт «МФТИ» [электронный ресурс] - URL:
https://mipt.ru/about/mipt_rankings/(дата обращения 12.11.2019).
71. Сайт «НГУ» [электронный ресурс] - URL:
https://www.nsu.rU/n/university/rankings/(дата обращения 12.11.2019).
72. Управление организацией на основе бизнес-процессов [электронный
ресурс] - URL: https://knowledge.allbest.ru/management/2c0a656
25a3ad68b5d43b89521206c26_4.html (дата обращения: 05.05.2014)
73. Яндекс подбор слов. [электронный ресурс] - URL:
https://wordstat.yandex.ru/(дата обращения 15.03.2020).
74. «BPWin» [электронный ресурс]. - URL: https://goo.gl/tSvoCS(дата обращения 08.04.2018).
75. «Cossa» Интернет-издание [электронный ресурс] -
URL:https://www.cossa.ru/trends/198226/(дата обращения 08.05.2019).
76. Google Trends. [электронный ресурс] - URL:
https://trends.google.ru/trends/?geo=RU(дата обращения 21.03.2020).