Введение 3
1. Теоретико-методологические основы использования активных методов в образовательном процессе 8
1.1 Современные тенденции развития образования: компетентностный
подход 8
1.2 Активные методы обучения: классификация и характеристика 18
2 Проектирование образовательного процесса на основе модели активных методов профессионального обучения 30
2.1 Моделирование системы активных методов профессионального
обучения 30
2.2 Анализ результативности реализации модели активных методов
профессионального обучения 41
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение А 63
Приложение Б 71
Приложение В
Актуальность исследования. Современные условия характер и функции профессионального образования, которое развить способности к самоопределению, готовить будущих специалистов к самостоятельным действиям. В этой связи в рамках образовательного процесса качественно меняется взаимодействие преподавателя и студентов. Студент в современной ситуации является субъектом деятельности, а преподаватель ее организатором.
Проблема реализации компетентностного подхода в системе профессионального образования рассматривалась в исследованиях В.И. Байденко, В.А. Болотова, A.A. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, B.C. Леднева, H.H. Нечаева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, В.Д. Шадрикова, А.В: Хуторского и др.
Проблеме развития профессиональной компетентности посвящены исследования Л.П. Алексеевой, М.Д. Ильязовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковй, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, A.A. Скамницкого, М.Г. Тайчинова, К.С. Шаблыгиной и др.
Вопросы формирования профессиональной направленности и моделирования образовательной среды средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля рассматривали Н. Н. Аниськина, Е. В. Лапочкин, В. И. Ороховский и др.
Аспекты деятельности медицинских сестер рассматривали А. Я. Иванюшкин, А. К. Хетагурова, Т. П. Галиуллина, И. В. Островская, Л. В. Островская и др.
Решение задачи реализации компетентностного подхода в образовательном процессе системы СПО, перехода к реальной индивидуализации обучения, совершенствованию навыков самостоятельной деятельности возможно на основе активных методов обучения.
Применение активных методов обучения приводит необходимости осмысления содержательных аспектов процесса взаимодействия, осуществляемого в системе образования СПО. Отметим важность проблемы развития способности педагога использовать в образовательном процессе активные методы, поскольку именно они (методы) обеспечивают конструктивные изменения в образовательном процессе, помогают обучающимся не только оценить собственные способности и возможности, но и определить свое место и пути профессиональной карьеры.
Анализ проблем позволил выявить противоречия между:
- потребностью социума в медицинских работниках среднего звена с высоким уровнем профессиональных компетенций и недостаточным уровнем организации образовательного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования для развития профессиональных компетенций;
- осознанием необходимости проектирования содержания образовательного процесса в образовательном учреждении среднего профессионального образования на компетентностной основе и недостаточной разработанностью методического сопровождения образовательного процесса профессионального образования.
Сложившаяся ситуация требует изменений в подходах подготовки специалистов.
Проблемами профессионального образования в своих исследованиях занимались С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.А. Бутко, А.Т. Глазунов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, К.Г. Кязимов, А.Н. Лейбович, A.M. Маркова, A.M. Новикова, П.Н. Новиков, Л.Г. Семушина, И.П. Смирнов, М.П. Сибирская.
В исследованиях отмечается не только необходимость полноценного педагогического взаимодействия, но и возможность его реализации в диалогическом пространстве учебного заведения.
Подготовка специалистов начального и среднего профессионального образования, студентов техникума как социальной группы имеет свою специфику, а научные исследования в этой области открывают перед преподавателями большой выбор возможностей, как теоретических, так и практических.
Активные методы обучения исследовались A.A. Балаевым, М.Н. Гаруновым, A.A. Вербицким, П.Б.Гребенюк, Г.И. Ибрагимовым, Е.А. Литвиненко, В.Я. Платовым, В.В. Подиновским, В.И. Рыбальскии и др. Социально-психологические аспекты активных методов обучения изучались Ю.Н. Емельяновым, В.П. Захаровым, Г.А. Ковалевым, С.И. Макшановым, JI.A. Петровской.
Современные активные методы обучения опираются на деятельностный подход, который раскрыт Н.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, Н.Г. Салминой, Н.Ф. Талызиной и др. Компетентностный подход предполагает максимальное включение обучающихся в разнообразные виды самостоятельной познавательной деятельности посредством системы заданий и специально разработанных средств обучения.
В целях современной организации образовательного процесса и успешного профессионального самоопределения необходима разработка и внедрение активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поиск решения обозначенной проблемы определил выбор темы выпускной квалификационной работы: «Активные методы обучения как средство методического обеспечения компетентностного подхода в системе СПО».
Цель исследования: разработать модель системы активных метолов обучения, способствующую в процессе дополнительного профессионального образования и профессионального обучения студентов медицинского колледжа реализации компетентностного подхода.
Объект исследования - процесс дополнительного профессионального образования и профессионального обучения студентов медицинского колледжа.
Предмет исследования - система активных методов обучения в процессе дополнительного образования и профессионального обучения студентов медицинского колледжа.
Гипотеза: Активные методы активного обучения как часть методического обеспечения в процессе дополнительного образования и профессионального обучения студентов медицинского колледжа могут способствовать реализации компетентностного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику активных методов обучения и их классификацию.
3. Разработать модель системы активных методов профессионального обучения систему для образовательного модуля «Общепрофессиональные вопросы».
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной модели системы активных методов профессионального обучения в составе образовательного модуля «Общепрофессиональные вопросы».
База исследования: ГБПОУ Нижнетагильский филиал «Свердловский областной медицинский колледж», отделение последипломного и дополнительного образования.
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе использованы методы диагностики, проблемно-ориентированного анализа, моделирования, проектирования, теоретического анализа по проблеме исследования; экспертизы продукта педагогического проектирования
Теоретико-методологическими ориентирами работы выступали работы о сущности и методологии компетентностного подхода в СПО А.В. Андреева, A.B. Баранникова, В.А. Болотова, О.Н. Олейниковой, П.Н. Новикова, М.В. Рыжакова, С.Б. Серяковой БИ.Д. Фрумина, С.Е. Шишова и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализирован, обобщен и систематизирован научно-методический материал по использованию активных методов обучения в условиях компетентностного подхода в системе СПО. Разработана методика целенаправленного использования системы активных методов обучения в подготовке студентов медицинских специальностей, позволяющая расширить знания и умения студентов медицинского колледжа.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности преподавателей медицинского колледжа любой специализации.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование показало, что важным аспектом методического сопровождения реализации компетентностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа является практическая реализация активных методов профессионального образования.
Итог проделанной работы представлен постановкой и разрешением организационной проблемы, связанной с разработкой и внедрение модели активных методов профессионального обучения в образовательный процесс и методическое обеспечение медицинского колледжа.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. ФГОС среднего профессионального образования требует повышения качества среднего профессионального образования на основе переноса предметно-дисциплинарной стороны на систему компетенций.
2. Профессиональная компетентность является центральным понятием профессионального образования, одним из важнейших элементов системы подготовки кадров. Компетентностный подход в настоящее время является основой развития системы компетенций как итоговых результатов профессионального образования.
3. Обновление содержания методического сопровождения с целью реализации компетентностного подхода в системе СПО связано с совершенствованием образовательного процесса на основе модели активных методов профессионального обучения.
4. Образовательный процесс в медицинском колледже на компетентностной основе должен быть организован на принципах:
- интеграции (взаимодействие профессиональных и общеобразовательных дисциплин)
- функциональности (единение теоретического и практического компонентов образовательного процесса);
- развития (поиск новых способов организации образовательного процесса);
- социального партнерства (коллегиальная разработка программ, модулей и междисциплинарных курсов);
- модульности (возможность индивидуализации обучения, вариативности содержания, способов обучения на основе базовой подготовки обучающихся);
- гибкости (способность оперативно реагировать на изменение содержательных и технологических аспектов медицинского образования.
5. Педагогическими условиями реализации компетентностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа являются:
- выбор средств, методов, форм обучения, адекватным компетентностному подходу;
- коллегиальность в деятельности в образовательном процессе всех преподавателей, заинтересованных в развитии компетентного специалиста,
6. Реализация модели активных методов профессионального обучения в медицинском колледже включает в себя следующие этапы:
- подготовка преподавателей к внедрению модели активных методов обучения в образовательный процесс;
- разработка программ учебных дисциплин, профессиональных модулей теоретического и практического обучения с применением модели активных методов профессионального обучения.;
- внедрение модели активных методов профессионального обучения;
- мониторинг результатов внедрения в образовательный процесс модели активных методов профессионального обучения, совершенствование и обновление методических материалов, сопровождающих использование модели активных методов профессионального обучения в образовательном процессе.
7. Разработанная модель активных методов профессионального обучения и комплекс учебных и методических материалов служат основанием для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа, практического проектирования образовательных программ, модулей.
8. Обоснованы организационные и дидактические основы применения модели активных методов профессионального обучения, способствующие возможности разработки содержания образовательного процесса учреждения среднего профессионального образования.
9. Разработан и реализован комплекс учебных и методических материалов, представлен алгоритм организации работы по внедрению модели активных методов профессионального обучения.
В результате решения задач исследования цель выпускной квалификационной работы достигнута; положения гипотезы были подтверждены.
Результаты исследования можно рассматривать в качестве основы для дальнейшей работы по решению проблемы профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа, реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, Дальнейшая разработка проблематики исследования может способствовать обогащению практики методического сопровождения в среднем профессиональном образовании.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.03.2020)
2. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на
долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://static- 1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/023/688/original/ (дата
обращения: 01.02.2020)
3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1386 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06
Профессиональное обучение (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2014 № 34994)
4. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / В.П. Бедерханова. - Краснодар, 2000. - 54 с.
5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. - 2005. - № 5. - С. 1-12.
6. Бешенков С. А. Моделирование и формализация: метод. пособие / С. А. Бешенков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
7. Богатырев А. И. Теоретические основы педагогического
моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А. И. Богатырев. URL: http: //www. rusnauka. com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev
%20a.i..doc.htm (дата обращения: 25.05.2020)
8. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
9. Бурняшева Л. А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л. А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 219 с.
10. Ветошкина Т., Шнайдер Н. Активные и интерактивные методы обучения / Т. Ветошкина, Н. Шнайдер. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 164 с.
11. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании.
Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018. - 598.c.
12. Гайдамак Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе
обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] URL:
http://ito.edu.rU/2003/II/3/II-3-2577.html(дата обращения: 27.05.2020).
13. Галимова Е.Я. Использование интерактивных форм обучения в изучении курса «Организационное проектирование»: Науч. доклад / Е. Я. Галимова. - М.: Машиностроение, 2018. - 276 c.
14. Генике Е.А. Активные методы обучения. Новый подход / Е.А. Генике. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 832 c.
15. Глузман Н. А. Категориально-понятийный аппарат теории профессионализма будущих учителей / Н. А. Глузман // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 122-130.
16. Глузман Н.А. Категория профессионализма в подготовке будущего педагога / Н.А. Глузман // International Research Journal (Международный научно-исследовательский журнал). 2017. № 11 (65) Часть 2. - С. 170-172.
17. Глузман Н.А. Методологические ориентиры компетентностного подхода к оценке качества образования // Проблемы современного педагогического образования, 2014. - № 44-1. - С. 10-20.
18. Головин Ю.А., Коханая О. Е. Инновационные методы обучения студентов университета в институте масс медиа: материалы учебно-методической конференции / Ю.А. Головин; О. Е. Коханая. - М.: ИЛ, 2018. - 625 c.
19. Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения. - М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2013. - 184 с.
20. Давыдов Л. Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. Д. Давыдов. - М., 2006. - 26 с.
21. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: монография / А. Н. Дахин.
- Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 230 с.
22. Жук А. И., Кошель Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. пособ. / А. И. Жук, Н. Н. Кошель.
- М.: Аверсов, 2004. - 336 с.
23. Загвязинский В. И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. / В. И. Загвязинский // Alma mater. - 2004.
- № 9. - с. 24-31.
24. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А. С. Земскова // Совет ректоров. - 2008. - №8. - С. 12-16.
25. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. - М.: АПКиТШРО, 2005. - 101 с.
26. Камалеева А. Р. Компетентность как результат образовательного процесса / А. Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - № 5. - С. 6-18.
27. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001. - 59 с.
28. Компетентностный подход как способ достижения нового качества- образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / под рук. К. Г. Митрофанова. - М.: НФПК-ИНТ, 2002. - 80 с.
29. Кулибина О. В. Активные методы обучения: гигиена и экология в медицинском вузе / О. В. Кулибина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 925 c.
30. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 248 c.
31. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3-15.
32. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография / Е. А. Лодатко. - Славянск: СГПУ, 2010. - 148 с.
33. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Н.А. Глузман, Д.П. Алимасова, Л.С. Анисимова, О.Ю. Горячук, Н.В. Давкуш, Ю.К. Картавая, Н.Н. Колосова, В.Н. Раскалинос, А.В. Хитрова, Г.Р. Шпиталевская; под общей ред. Н.А. Глузман. - Симферополь: АРИАЛ, 2016. - 302 с.
34. Монахов В. М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований / В.М. Монахов // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 75-89.
35. Павленко Б. М. Золотые хиты под гитару. Безнотный метод обучения / Б. М. Павленко. - М.: Феникс, 2014. - 135 c.
36. Педагогическое моделирование // Циклопедия. Словарь терминов и определений [Электронный ресурс]. URL: http://cyclowiki.org/ wiki. (дата доступа: 08.04.2020)
37. Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: Издательство Владос, 1999. - 574 с.
38. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
39. Программно-целевое управление развитием образования: опыт,
проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образоват. учреждений и территор. образоват. систем / Под ред. А. М. Моисеева. - 2. изд., с изм. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 250 c.
40. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального
образования педагога: сборник материалов научно-практической
конференции, 12-13 апреля 2018 г., г. Евпатория / Ред. кол.:Н. А. Глузман, Я. А. Ивлева, И. Б. Каменская, Ю. К. Картавая, В. Н. Раскалинос. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2018. - 356 с.
41. Романов В. А. Педагогическое проектирование как средство повышения профессиональных качеств преподавателя вуза / В. А. Романов // Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога», 26-27 мая 2017 года, ЕИСН (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», г. Евпатория, 2017. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 98-102.
42. Савина Е.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (5). - С. 249-252.
43. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
44. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования / А. И. Уемов. - М., 2015 - 198 с.
45. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.
46. Цыганов А. В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса / А. В. Цыганов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2010. - № 136. - С. 136-143.
47. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 209 с.
48. Ширшов Е. В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: словарь / Е.В. Ширшов. Под ред. Т.С. Буториной. - Ростов-н/Д.: Феникс. 2006. - 256 с.
49. Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С. 39-41.
50. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.