Повышение эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе активизации его инновационной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СОДЕРЖАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИЯ И
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 29
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 35
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 35
2.2 ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ 45
2.3 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «УРАЛДОРТЕХНОЛОГИИ» 53
3 АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО¬
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 66
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 66
3.2 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 СОДЕРЖАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИННОВАЦИЯ И
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.3 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 29
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 35
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 35
2.2 ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ 45
2.3 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «УРАЛДОРТЕХНОЛОГИИ» 53
3 АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО¬
СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ 66
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЕГО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 66
3.2 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время уровень развития автомобильных дорог в России значительно отстаёт от растущих потребностей в автомобильных перевозках и от темпов роста автомобилизации населения и отраслей национальной экономики.
Техническое развитие автомобильных дорог в России отстаёт на 40-50 лет в своём развитии от автомагистралей в ведущих зарубежных странах. Поэтому можно утверждать, что на сегодняшний день в дорожном строительстве недостаточно активно осуществляется инновационная деятельность.
В дорожном строительстве, когда говорится об инновационном развитии, подразумевается применение усовершенствованной техники, которая наиболее производительна, так же более современных технологий и материалов, основная задача которых при использовании в строительстве дорог показывать большую надежность, долговечность, что позволит увеличить срок эксплуатации автомобильных дорог.
Постоянно растущее количество автомобилей на дорогах страны и состояние дорожных коммуникаций, делает актуальным тему развития дорожного строительства. Большое значение приобретает исследование взаимосвязи между инновационной активностью предприятий сферы дорожного строительства и эффективностью их деятельности, а также поиск путей повышения эффективности, в том числе на основе внедрения инноваций. Поэтому выбранная тема данной работы является актуальной.
Цель работы состоит в разработке методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование понятий «инновация», «инновационная деятельность»;
- анализ особенностей и эффективности инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий;
- разработка методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности;
- апробирование методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия и оценка эффекта от его применения.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность дорожно-строительных предприятий.
Предмет исследования - отношения, возникающие на предприятии по повышению эффективности его функционирования на основе внедрения инноваций.
Проблемы научно-технологической сферы вызывают большой интерес, как среди ученых, так и среди практиков. Исследованием этих проблем занимаются известные ученые, в частности Н. И. Лапин, Р. Р. Байтасов, В. В.Поляков, П. Н. Завлина и другие. Научные исследования проблематики инновационной деятельности предприятий и внедрения достижений научно-технического прогресса проводили отечественные и зарубежные ученые, в частности Д. А. Томасова, Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева, Б. Твисс, С. В. Валдайцев.
Значительный вклад в экономике дорожного строительства внесли работы российских экономистов - А. Г. Кожин, Ю. Н. Четверткова, Н. Б. Ходжаева, М. А. Федорченко, А. И. Невядомская, А. А. Дериглазов и др. В работах этих авторов исследованы различные аспекты инновационного развития экономики в дорожном строительстве.
Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: статистические, аналитические, математические, экономические.
Научная новизна исследования: разработан методический подход к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия, основанный на предложенном двухэтапном алгоритме выбора приоритетных направлений инновационного развития предприятия и конкретных инновационных проектов, внедрение которых внесет наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия. Он позволяет предприятиям принимать более обоснованные решения в выборе направлений своего развития, совершенствовать именно те стороны своей деятельности, которые нуждаются в первоочередных изменениях.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный методический подход способствует повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия за счет внедрения инноваций.
Эмпирическую базу исследования составили статистические сборники, нормативная документация, материалы научной печати, отчеты предприятия ООО «УралДорТехнологии».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, представлена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические и методические основы исследования инновационной деятельности предприятия» раскрываются основные понятия, которые связаны с темой исследования; содержится анализ существующих подходов к оценке инновационной активности.
Во второй главе «Анализ инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий» рассматриваются современные направления инновационного развития дорожно-строительных предприятий; анализируются основные показатели инновационной активности в России; характеризуется дорожно-строительное предприятие ООО «УралДорТехнологии» с точки зрения инновационной деятельности и эффективности функционирования.
В третьей главе «Активизация инновационной деятельности дорожно-строительного предприятия как инструмент повышения его эффективности» предложен методический подход к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности, который включает в себя два этапа:
- определение приемлемых диапазонов значений качественных характеристик, допустимого уровня цен с учетом спроса на услуги и проблем;
- выбор направлений совершенствования технологий и инновационных проектов для устранения выявленных проблем.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования, даны рекомендации для повышения эффективности функционирования предприятия.
Техническое развитие автомобильных дорог в России отстаёт на 40-50 лет в своём развитии от автомагистралей в ведущих зарубежных странах. Поэтому можно утверждать, что на сегодняшний день в дорожном строительстве недостаточно активно осуществляется инновационная деятельность.
В дорожном строительстве, когда говорится об инновационном развитии, подразумевается применение усовершенствованной техники, которая наиболее производительна, так же более современных технологий и материалов, основная задача которых при использовании в строительстве дорог показывать большую надежность, долговечность, что позволит увеличить срок эксплуатации автомобильных дорог.
Постоянно растущее количество автомобилей на дорогах страны и состояние дорожных коммуникаций, делает актуальным тему развития дорожного строительства. Большое значение приобретает исследование взаимосвязи между инновационной активностью предприятий сферы дорожного строительства и эффективностью их деятельности, а также поиск путей повышения эффективности, в том числе на основе внедрения инноваций. Поэтому выбранная тема данной работы является актуальной.
Цель работы состоит в разработке методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование понятий «инновация», «инновационная деятельность»;
- анализ особенностей и эффективности инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий;
- разработка методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности;
- апробирование методического подхода к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия и оценка эффекта от его применения.
Объектом исследования является хозяйственная деятельность дорожно-строительных предприятий.
Предмет исследования - отношения, возникающие на предприятии по повышению эффективности его функционирования на основе внедрения инноваций.
Проблемы научно-технологической сферы вызывают большой интерес, как среди ученых, так и среди практиков. Исследованием этих проблем занимаются известные ученые, в частности Н. И. Лапин, Р. Р. Байтасов, В. В.Поляков, П. Н. Завлина и другие. Научные исследования проблематики инновационной деятельности предприятий и внедрения достижений научно-технического прогресса проводили отечественные и зарубежные ученые, в частности Д. А. Томасова, Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева, Б. Твисс, С. В. Валдайцев.
Значительный вклад в экономике дорожного строительства внесли работы российских экономистов - А. Г. Кожин, Ю. Н. Четверткова, Н. Б. Ходжаева, М. А. Федорченко, А. И. Невядомская, А. А. Дериглазов и др. В работах этих авторов исследованы различные аспекты инновационного развития экономики в дорожном строительстве.
Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: статистические, аналитические, математические, экономические.
Научная новизна исследования: разработан методический подход к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия, основанный на предложенном двухэтапном алгоритме выбора приоритетных направлений инновационного развития предприятия и конкретных инновационных проектов, внедрение которых внесет наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия. Он позволяет предприятиям принимать более обоснованные решения в выборе направлений своего развития, совершенствовать именно те стороны своей деятельности, которые нуждаются в первоочередных изменениях.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный методический подход способствует повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия за счет внедрения инноваций.
Эмпирическую базу исследования составили статистические сборники, нормативная документация, материалы научной печати, отчеты предприятия ООО «УралДорТехнологии».
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, представлена научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические и методические основы исследования инновационной деятельности предприятия» раскрываются основные понятия, которые связаны с темой исследования; содержится анализ существующих подходов к оценке инновационной активности.
Во второй главе «Анализ инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий» рассматриваются современные направления инновационного развития дорожно-строительных предприятий; анализируются основные показатели инновационной активности в России; характеризуется дорожно-строительное предприятие ООО «УралДорТехнологии» с точки зрения инновационной деятельности и эффективности функционирования.
В третьей главе «Активизация инновационной деятельности дорожно-строительного предприятия как инструмент повышения его эффективности» предложен методический подход к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности, который включает в себя два этапа:
- определение приемлемых диапазонов значений качественных характеристик, допустимого уровня цен с учетом спроса на услуги и проблем;
- выбор направлений совершенствования технологий и инновационных проектов для устранения выявленных проблем.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования, даны рекомендации для повышения эффективности функционирования предприятия.
Автомобильные дороги являются важнейшей частью транспортной системы государства и требуют не только усовершенствования, но и поддержания их в технически исправном состоянии. Для этого необходимо использование инновационных материалов и технологий в дорожном строительстве.
В первой главе были рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов. После изучения литературы, было выявлено, что данные определения являются неполными. На их основе были дополнены и сформулированы более совершенные определения:
- инновация - процесс и результат введения в использование нового или улучшенного продукта (товара, услуги), новых технологии, методов организации производства, освоения новых рынков и ресурсов, с включением следующих стадий: появление потребности, выдвижение идеи, практическое применение, положительный эффект;
- инновационная деятельность является инновационным процессом предприятия, направленным на разработку и внедрение результатов законченных научных исследований или научно-технических достижений в новый продукт, услугу, технологию, процесс, то есть в инновацию.
Во второй главе был произведен анализ инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий, по результатам которого сделаны следующие выводы:
- годовые затраты на строительство 1 км дороги в России значительно выше, чем у ведущих зарубежных стран мира;
- в рассматриваемом периоде с 2007-2018 гг. наблюдается увеличение общей суммы финансирования Росавтодора в 5 раз;
- в 2018 году наибольшее внимание было уделено прогрессивным технологиям управления, автоматизации и повышения безопасности дорожного движения и технологиям для содержания автомобильных дорог;
- отсутствие представления у дорожно-строительных предприятий об инновациях как важном элементе своей хозяйственной деятельности и механизме их влияния на эффективность деятельности.
В третьей главе разработаны методические рекомендации к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности.
Методический подход включает в себя два последовательно реализуемых этапа:
- определение приемлемых диапазонов значений качественных характеристик, допустимого уровня цен с учетом спроса на услуги и проблем, требующих решения на основе внедрения инноваций;
- выбор направлений совершенствования технологий и инновационных проектов для устранения выявленных проблем.
В результате применения данного подхода на предприятии ООО «УралДорТехнологии» с использованием такого инновационного материала, как пеностекольный щебень, существенно возрастет экономическая эффективность его деятельности, в том числе значительно увеличатся такие показатели, как прибыль (на 285 млн руб. или 690,8 %), выручка (на 87 млн руб. или 5 %), также снизятся затраты на рубль товарной продукции (на 11,6 %) и рентабельность продукции увеличится до 21,8 %.
Предлагаемый подход позволит дорожно-строительным предприятиям принимать обоснованные решения в выборе направлений своего развития и дает возможность предприятию более четко идентифицировать свои рыночные позиции и принимать целенаправленные меры по их улучшению в комплексе с решением проблемы повышения эффективности своей деятельности.
В первой главе были рассмотрены труды зарубежных и отечественных авторов. После изучения литературы, было выявлено, что данные определения являются неполными. На их основе были дополнены и сформулированы более совершенные определения:
- инновация - процесс и результат введения в использование нового или улучшенного продукта (товара, услуги), новых технологии, методов организации производства, освоения новых рынков и ресурсов, с включением следующих стадий: появление потребности, выдвижение идеи, практическое применение, положительный эффект;
- инновационная деятельность является инновационным процессом предприятия, направленным на разработку и внедрение результатов законченных научных исследований или научно-технических достижений в новый продукт, услугу, технологию, процесс, то есть в инновацию.
Во второй главе был произведен анализ инновационной деятельности дорожно-строительных предприятий, по результатам которого сделаны следующие выводы:
- годовые затраты на строительство 1 км дороги в России значительно выше, чем у ведущих зарубежных стран мира;
- в рассматриваемом периоде с 2007-2018 гг. наблюдается увеличение общей суммы финансирования Росавтодора в 5 раз;
- в 2018 году наибольшее внимание было уделено прогрессивным технологиям управления, автоматизации и повышения безопасности дорожного движения и технологиям для содержания автомобильных дорог;
- отсутствие представления у дорожно-строительных предприятий об инновациях как важном элементе своей хозяйственной деятельности и механизме их влияния на эффективность деятельности.
В третьей главе разработаны методические рекомендации к повышению эффективности функционирования дорожно-строительного предприятия на основе его инновационной деятельности.
Методический подход включает в себя два последовательно реализуемых этапа:
- определение приемлемых диапазонов значений качественных характеристик, допустимого уровня цен с учетом спроса на услуги и проблем, требующих решения на основе внедрения инноваций;
- выбор направлений совершенствования технологий и инновационных проектов для устранения выявленных проблем.
В результате применения данного подхода на предприятии ООО «УралДорТехнологии» с использованием такого инновационного материала, как пеностекольный щебень, существенно возрастет экономическая эффективность его деятельности, в том числе значительно увеличатся такие показатели, как прибыль (на 285 млн руб. или 690,8 %), выручка (на 87 млн руб. или 5 %), также снизятся затраты на рубль товарной продукции (на 11,6 %) и рентабельность продукции увеличится до 21,8 %.
Предлагаемый подход позволит дорожно-строительным предприятиям принимать обоснованные решения в выборе направлений своего развития и дает возможность предприятию более четко идентифицировать свои рыночные позиции и принимать целенаправленные меры по их улучшению в комплексе с решением проблемы повышения эффективности своей деятельности.
Подобные работы
- Совершенствование системы взаимодействия государственного (муниципального) заказчика и исполнителя дорожно-строительных работ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка модели управления инновационным развитием дорожно¬строительной отрасли
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Налоговый потенциал банковского сектора
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ АТР
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАНИЦЫ
ЕКАТЕРИНОГРАДСКОЙ ПРОХЛАДНЕНСКОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПОДДЕРЖКУ ТРАНСПОРТА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Направления совершенствования региональной инвестиционной политики (на примере Республики Алтай)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



