ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. История развития исследований интеллекта и его роль в обучении 7
1.2. Значение личностных черт в контексте академической успеваемости. .12
1.3. Мотивация и воля в учебной деятельности 17
1.4. Обзор платформ онлайн-образования 20
1.5. Специфика онлайн-обучения 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 31
2.1. Методики исследования 31
2.2. Выборка и статистические методы исследования 37
2.3. Результаты и обсуждение 41
2.3.1. Описательная статистика 41
2.3.2. Контрастные группы 50
2.3.3. Корреляционный анализ 55
2.3.5. Регрессионный анализ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В современном обществе онлайн-образование становится все более популярным. Согласно «Атласу новых профессий», профессия лектора устаревает и теряет свою необходимость в обществе, т. к. в будущем большая часть образования перейдет в онлайн-режим [71]. И действительно количество онлайн-платформ для самостоятельного обучения как школьного, так и профессионального растет (Интуит, Постнаука, Лекториум, Универсариум, Открытое образование, Coursera и т. д.). Многие высшие образовательные учреждения включают в программу обучения методы онлайн-обучения [1; 2; 3]. Так, например, в Уральском федеральном университете на платформе «Открытое образование» размещено 52 курса, среди которых как общепрофессиональные, так и узкопрофессиональные [73].
Обучение в онлайн-формате онлайн дает огромные возможности: использование различных инструментов обучения (презентации, видеоматериалы, скайп обучение, чаты и т.д.); обучение из дома представляется удобным для людей с трудностями свободного перемещения (например, люди с ограниченными возможностями здоровья); возможность пересматривать урок несколько раз; экономия времени; экономия денег; возможность получения образования для жителей отдаленных регионов страны [22].
При этом существуют определенные недостатки такого формата: лекторы и студенты должны владеть навыками работы с компьютером; различные возможности разных платформ проведения курсов (индивидуальные плюсы и минусы различных платформ); нехватка личного контакта с преподавателем и другими студентами; трудности самодисциплины и т. д. [22].
Наиболее явно значимость развития форм онлайн-обучения проявилась в связи с пандемией COVID19, т. к. традиционная форма обучения стала
школа» (РЭШ), «ЯКласс» и электронный журнал «Дневник.ру». Выявилось множество проблем, таких как: нехватка электронных устройств, с которых можно было бы проходить онлайн-курсы; отсутствие интернет соединения в некоторых регионах страны; загруженность онлайн-платформ из-за большого количества одновременного пользования; трудности организационного характера; низкая подготовка персонала в работе с платформами обучения; использование нескольких платформ для разных курсов; платный доступ к платформам; саботаж и срыв уроков учениками и т. д. [8; 51; 53].
Обобщая вышеперечисленное, можно выделить следующие особенности обучения в онлайн-форме: технические, экономические, временные, психологические. При разработке онлайн-платформ большее внимание уделяется первым трем из перечисленных особенностей. В настоящее время существует множество исследований и публикаций на данные темы [58; 67; 69]. Технический прогресс продолжается и курсы непрерывно совершенствуются, их удобство растет. Так как психологический аспект также является немаловажным, существует необходимость в более подробном его изучении. Много работ посвящено психологическим особенностям студентов при очном классическом обучении [13; 33; 35; 43; 46]. Множество работ есть по теме онлайн-образования, видов онлайн курсов, развитии форм онлайн-образования [28]. Однако работ, которые изучали бы психологические аспекты онлайн-образования сравнительно немного [29; 30; 31]. Этим фактом подтверждается актуальность нашего исследования.
Гипотеза. Значимые психологические предикторы эффективности очного обучения являются значимыми и для успешного онлайн-обучения.
Объектом нашего исследования стали психологические предикторы эффективности онлайн-образования.
Предмет: связь интеллекта, видов учебной мотивации, самоконтроля, личностных характеристик и перцептивной модальности студентов с эффективностью их онлайн-образования.
Цель нашего исследования - изучить связь интеллекта, видов учебной мотивации, самоконтроля, личностных характеристик и перцептивной модальности студентов с эффективностью их онлайн-образования.
Задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по проблематике исследования: изучение и отбор психологических предикторов эффективности очного обучения с целью дальнейшей проверки их связи с эффективностью онлайн-обучения; изучение особенностей онлайн-обучения.
2. Подобрать диагностические методики и методы исследования для выявления связей между психологическими предикторами и эффективностью онлайн-обучения.
3. Провести эмпирическое исследование связи индивидуально-психологических особенностей личности студентов с их академическими достижениями по результатам прохождения онлайн-курсов.
4. Провести статистическую обработку данных с помощью метода контрастных групп, корреляционного, факторного и регрессионного анализов, и проанализировать результаты исследования.
Практическая значимость работы. Учет данных характеристик может дать опору для специалистов, занимающихся разработкой онлайн- платформ в реализации индивидуального подхода к обучению [12; 26; 88]. Используя психологическую диагностику, можно выделять группы студентов, которые в силу своих психологических особенностей, например, нуждаются в постоянном контроле преподавателя, личном общении или особой форме отчетности, что далее позволяет видоизменять форму взаимодействия преподаватель-студент в режиме онлайн-обучения: некоторой части студентов позволить самостоятельно осваивать дисциплину, других же поддерживать и курировать в ходе обучения.
Работа выполнена как самостоятельная часть в рамках научного проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 17¬36-01069 «Исследование психологических предикторов эффективности дистанционного обучения» под руководством Клименских Марины Владимировны. Личное участие в проекте заключалось в организации и проведении исследования на базе студентов различных направлений в Институте радиоэлектроники и информационных технологий-РтФ УрФУ, к чему относились сбор данных с помощью гугл-опроса, сбор информации об успеваемости студентов через балльно-рейтинговую систему (БРС), их статистическая обработка, анализ данных, поиск информации и работа над теоретической частью исследования.
Результаты настоящего исследования показали наличие достоверных связей нескольких психологических предикторов с успешностью онлайн- обучения, рассчитанных посредством трех разных статистических анализов.
Корреляционный анализ выявил достоверные связи полученных студентами баллов по онлайн-курсу с 6 показателями. Положительная связь была выявлена со средним баллом по всем предметам за весь период обучения, указанным студентом баллом по онлайн-курсу, средним балом по очным курсам и добросовестностью. Добросовестность стала единственным собственно психологическим качеством, достоверно положительно связанным с академической успешностью по онлайн-курсу. Эта закономерность согласуется с результатами исследований психологических предикторов в очном обучении. Визуальная перцептивная модальность и курс обучения оказались достоверно отрицательно связаны результатом онлайн-обучения.
С использованием контрастных групп были выявлены достоверные различия в баллах по онлайн-курсу между группами с высокими и низкими показателями по шкалам «Добросовестность», «Экстернальная мотивация», «Самоконтроль» и «Визуал». При этом группа с высокими результатами по шкалам «Добросовестность» и «Самоконтроль» имеют более высокие баллы за онлайн-курс, по остальным двум шкалам закономерность обратная.
В ходе факторного анализа было выделено 8 факторов: «Открытость опыту», «Интеллект», «Внешняя мотивация», «Общая успеваемость» «Внутренняя мотивация», «Учебный опыт», «Перцептивное развитие» и «Отношение к курсу». Из них в регрессионную модель вошло 4: «Общая успеваемость»; «Внутренняя мотивация»; «Фактор учебного опыта» и «Фактор перцептивного развития». Последний фактор имеет отрицательное влияние на эффективность онлайн-обучения. Внутри фактора учебного опыта присутствует отрицательная связь двух переменных - возраста и курса обучения.
Таким образом, анализ контрастных групп выявил 4 психологических предиктора эффективности онлайн-обучения (добросовестность, самоконтроль, экстернальная мотивация, визуал), согласно корреляционному анализу - 2 предиктора (добросовестность и визуал), регрессионный анализ выявил 4 психологических предиктора (мотивация саморазвития, амотивация, самоконтроль и перцептивная модальность). Достоверная значимость добросовестности и самоконтроля в нашем исследовании подтверждается двумя различными методами, что показывает важность этих показателей для успешного онлайн-обучения. Визуальная перцептивная модальность оказалась значимой по всем методам нашего исследования. Данный показатель достоверно отрицательно связан с успешность онлайн- обучения. Отличительным предиктором онлайн-формы обучения от очной оказалась связь с амотивацией. В онлайн-обучении фактор амотивации достоверно положительно связан с эффективностью обучения.
Таким образом, для исследования нами были отобраны показатели, которые по литературным данным имеют значение для эффективного обучения в очной традиционной форме. Часть из них оказалась достоверно значимой и для онлайн-обучения. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. В общем и целом, это указывает на то, что успешные в традиционной учебе студенты остаются успешными и при онлайн-обучении.
1. Приказ Минобрнауки РФ № 137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании
дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06052005-n-137/ (дата
обращения: 23.04.2020).
2. Приказ Минобразования РФ № 117 от 18 апреля 2007 г. «О Совете по дистанционным образовательным технологиям при федеральном государственном учреждении «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]. URL: https://goo.su/1BWM (дата обращения: 23.04.2020).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ N 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 (дата обращения: 22.04.2020).
4. Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования. Документ подготовлен рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию. Утвержден заседанием Правления Ассоциации «НПОО» Протокол № 2 от 23.07.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://npoed.ru/about(дата обращения: 26.05.2020).
5. Айзенк Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. - М.: 1972. - 121 с.
6. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / А. Анастази,
С. Урбина. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
7. Антонова З. В. Возможности использования результатов психологического тестирования студентов при обучении иностранному языку / З. В. Антонова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Череповецкие научные чтения. - 2016. - С. 9-11.
8. Арачашвили Л. Готова ли система школьного образования к дистанционному формату обучения / Л. Арачашвили [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5e78fe309a79476795a3350e ( дата обращения: 17.05.2020)
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л. И. Божович // М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Бондаренко И. Н. Некогнитивные предикторы академической успеваемости учащихся 9-11 классов: структурные модели / И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганов, В. И. Моросанова // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции, 05-07 октября 2018 г . Ч. I: Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». Иваново. - 2018. - С. 62-69.
11. Винник В. К. Обзор дистанционных электронных платформ обучения /
В. К. Винник // Научный поиск. - 2013. - №2.5. - С. 5-7.
12. Воробьева А. А. Волевые и познавательные черты личности как факторы учебных достижений студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Воробьева; Российский ун-т дружбы народов. - Москва, 2015. - 246 с.
13. Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успешности старшеклассников: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / В. В. Гижицкий; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2016. - 22 с.
14. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов / Т. О. Гордеева, О.
А. Сычев // Вестник московского университета. Психология. - 2017. - №1. - Сер. 14. - С. 67-87
15. Гордеева Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 35-45.
16. Гордеева Т. О. Опросник Шкалы академической мотивации / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 4. - С. 96-107.
17. Гордеева Т. О. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, В. В. Гижицкий, Т. К. Гавриченкова // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 2. - С. 65-74.
18. Гордеева Т. О. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Д. Д. Сучков, Т. Ю. Иванова, О. А. Сычев, В. В. Бобров // Культурно-историческая психология, изд. МГППУ (М.), 2016. - Т. 12. - № 2. - С. 46-58.
19. Дружинин В. Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие / В. Н. Дружинин // М.: Per Se, СПб.: Иматон, 2001. - 223 с.
20. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
21. Егорова М. С. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) / М. С. Егорова, О. В. Паршикова // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9, - № 45. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 17.04.2020).
22. Иванникова М. В. Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения в системе непрерывного образования / М. В. Иванникова // Январские педагогические чтения. - 2017. - №. 3(15). - С. 16-21.
23. Ивашкевич И. Н. К проблеме учета особенностей восприятия в обучении иностранным языкам// Материалы конференции РИВШ. 2005. - С. 247-250
24. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - Издательский дом «Питер», 2011. - 701 с.
25. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса / Е. Р. Исаева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15). [Электронный ресурс]. URL: http://medpsy.ru(дата обращения: 20.04.2020).
26. Исаева Е. Р. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов / Е. Р. Исаева, О. В. Тюсова, А. В. Тишков, А. М. Шапоров, О. В. Павлова, Д. А. Ефимов, Т. Д. Власов // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21, № 2. - С. 163-175.
27. Ишмуратова Ю. А. Некогнитивные предикторы академических достижений в различные периоды обучения / Ю. А. Ишмуратова, А. М. Потанина, И. Ю. Цыганов, В. И. Моросанова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. - № 3. - С. 25-40.
28. Клименских М. В. Психолого-педагогический ресурс концепции учебно-профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения в вузе. Часть 1. Учебно-профессиональная ситуация и контроль / М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев // Известия уральского федерального университета. - 2019. - Т. 25. - № 4 (192). - С. 160-167.
29. Клименских М. В. Психологические факторы эффективного онлайн- обучения студентов / М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В.
В. Савельев // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 312-321.
30. Клименских М.В., Мальцев А. В., Савельев В. В., Агеева Е.
В. Психолого-педагогическая характеристика личности успешных студентов он-лайн курсов / М. В. Клименских, А. В. Мальцев, В. В. Савельев, А. Е. Агеева // В сборнике: Глобальная конференция по технологиям в образовании EDCRUNCH URAL: Новые образовательные технологи в вузе - 2019 сборник статей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». - 2019. - С. 66-72.
31. Клименских М. В. Психологические особенности, влияющие на качество исследовательской деятельности слушателей массовых открытых онлайн-курсов (на примере студенческой выборки) / М. В. Клименских, А. В. Мальцев, В. В. Савельев, О. А. Селиванова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - №3 (33). - С. 151- 158.
32. Климентьев Д. Д., Климентьева В. В. Оптимизация академических образовательных программ российских вузов за счет использования массовых открытых онлайн-курсов / Д. Д. Климентьев, В. В. Климентьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2015. - № 4 (14). -
С. 22-27.
33. Конопкин О. А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции / О. А. Конопкин, Г. С. Прыгин // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 42-52.
34. Корнилов С. А. Самооценка интеллекта и успешность обучения: мини-метаанализ / С. А. Корнилов // Вестник Московского университета. Психология. - 2011. - Сер. 14. - №. 3. - С. 56-66.
35. Корнилова Т. В., Новикова М. А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успеваемостью / Т. В. Корнилова, М. А. Новикова // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5. - № 23. - С. 2. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/686-novikova23.html(29.04.2020).
36. Кочергина Е. В. Факторы «Большой пятёрки» как психологические
предикторы академической успеваемости студентов вузов / Е. В. Кочергина, Дж. В. К. Най, Е. А. Орёл // Психологические исследования: 2013. - Т. 6. - № 27. - С. 4 [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html(дата обращения: 29.04.2020).
37. Кузьминов Я. И. - Карной М. Открытая дискуссия. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета // Вопросы образования. Образовательная политика. - 2015. - № 3. - С. 8-43.
38. Лаак Я., Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания / Я. Лаак, Г. Бругман // - М.: Книжный дом «Университет». - 2003. - 112 с.
39. Лесин С. М. Анализ мирового и отечественного рынка провайдеров для МООК / С. М. Лесин // Интерактивное образование. - 2018. - №1-2. - С. 72¬77.
40. Малахова С. И. Связь психометрического интеллекта с личностной саморегуляцией студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Малахова С. И.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва, 2013. - 227 с.
41. Малых С. Б. Половые различия во взаимосвязях личностных черт «Большой пятерки» и интеллекта / С. Б. Малых, И. А. Воронин, В. И. Исматуллина, И. М. Захаров, Т. Н. Тихомирова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - № 4. - С. 17-35.
42. Малых С. Б., Тихомирова Т. Н. Личностные черты и интеллект: взаимосвязи и их природа / С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 147-160.
43. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - Т. 5. - С. 129-138.
44. Мишкевич А. М. Черты личности как предиктор учебной успеваемости старшеклассников / А. М. Мишкевич // Актуальные проблемы психологического знания. Москва. - 2015. - № 3. - С. 69 - 79.
45. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Регуляторные аспекты основных личностных измерений (на модели Большой Пятёрки) / В. И. Моросанова, Е. М. Коноз // Журнал практической психологии. - 2003. - № 3. - С. 51-57.
46. Моросанова В. И. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и
когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью / В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, Ю. В. Ковас // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. - Т. 7. - № 34. - С. 11. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/963-
morosanova34.html(29.04.2020).
47. Оносов А. А. Зарубежные образовательные платформы в системе российского образования: оценка потенциала и прогнозирование рисков / А.
A. Оносов, Е. В. Брызгалина, Н. Е. Савина, С. В. Туманов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 8-9. - С. 135-151.
48. Мухордова О. Е., Шрейбер Т. В. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т.
B. Шрейбер. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. - 70 с.
49. Равен Дж. Прогрессивные матрицы Равена: изменение и стабильность в зависимости от места и времени / Дж. Равен // Иностранная психология. -
1998. - №10. - С. 58-65.
50. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / Л. С. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
51. Рыженков А. В. Массовые открытые онлайн курсы и российская система образования / А. В. Рыженков, В. А. Дашковский, М. А. Винник // Вестн. Моск. ун-та. Педагогическое образование. - 2016. - Сер. 20. - №1. - С. 75-87.
52. Семенова Т. В. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России / Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 173-197.
53. Синельников В. В. Результаты всероссийского исследования: насколько школьная система готова к внедрению новых технологий в образовании / В. В. Синельников, Н. А. Чеботарь, А. Н. Тарасенко, А. Г. Милякина, Е. В. Абашева // Материалы VI международной конференции «Информационные технологии для новой школы» / СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий». - 2015. - Том I. - С. 9-11.
54. Слободская Е. Р. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков / Е. Р. Слободская, М. В. Сафронова, О. А. Ахметова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 70¬79.
55. Спиридонов М. Ю. Ваши курсы не проходят до конца? Вот как это исправить / М. Ю. Спиридонов. - 2019. [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/opinion/ne-zakonchili-onlajn-kursy/) (дата обращения: 24.05.2020).
56. Степанова Н. А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе / Н. А. Степанова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2011. - С. 134-140.
57. Степанова Ю. Ученье - сайт. Рынок онлайн-образования активно растет [Электронный ресурс] / Ю. Степанова. -
2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4275439 (дата обращения: 02.05.2020).
58. Таютина Т. В., Егоров В. Н. Активные и инновационные технологии лекций в преподавании студентов-медиков / Т. В. Таютина, В. Н. Егоров // ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет». -
2017. - С. 203-214.
59. Тихомирова Т. Н. Взаимосвязь показателей общего интеллекта и успешности в обучении / Т. Н. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 207-213.
60. Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, или горечь самопознания / Д. В. Ушаков // Психология. - 2004. - Том 1. - № 2. - С. 76-93.
61. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. - 1990. -Т. 3. - 528 с.
62. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 166 с.
63. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер,
2003. - 143 с.
64. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во Юрайт, 2019. - 334 с.
65. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно¬методическое пособие / А. Б. Хромов. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
66. Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности / П. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 607 с.
67. Чайковская А.В. Интеграция информационных технологий в образовательный процесс российской федерации / А. В. Чайковская // Материалы II Международной научно-технической и научно-методической конференции «Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке иобразовании» (Санкт-Петербург, 27-28 февраля 2013 г.) / Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург. - 2013. - С. 1009-1012.
68. Черных А., Миронова К. Лекции переносят в онлайн-аудиторию
[Электронный ресурс] / А. Черных, К. Миронова // Газета "Коммерсантъ". -
2018. - № 179. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3758336) (дата
обращения: 24.05.2020).
69. Цой М. Е. Анализ инструментов продвижения в сфере дополнительного онлайн образования / М. Е. Цой, А. А. Иванова, А. Л. Нагайцев // Российское предпринимательство. - Том. 18. - № 21. - 2017. - С. 3183-3206.
70. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - М.: Университетская книга; АСТ, 1997. - 716 с.
71. Атлас профессий [Электронный ресурс] URL: http://atlas100.ru/(дата обращения: 05.05.2020).
72. Национальная платформа открытого образования [Электронный ресурс]. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» // URL: https://elearning.hse.ru/platform/(дата обращения: 05.05.2020).
73. Открытое образование [Электронный ресурс]. URL: https://openedu.ru/(дата обращения: 05.05.2020).
74. Россия на Coursera в цифрах [Электронный ресурс]. / Edutainme // 2018.
- URL: http://www.edutainme.ru/post/rossiya-na-coursera-v-tsifrakh/(дата обращения: 04.05.2020).
75. Учитесь онлайн с Яндексом [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/online-courses/(дата обращения: 04.05.2020).
76. Coursera [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org/(дата обращения: 04.05.2020).
77. Class Central [Электронный ресурс]. URL: https://www.classcentral.com/about(дата обращения: 04.05.2020).
78. Edutainme [Электронный ресурс]. URL: http://www.edutainme.ru/about/(дата обращения: 04.05.2020).
79. Chamorro-Premuzic T., Moutafi J. &Furnham A. The relationship between personality traits, subjectively-assessed and fluid intelligence / T. Chamorro- Premuzic, J. Moutafi, A. Furnham // Personality and Individual Differences. - 2005. - Vol. 38(7). - P. 1517-1528.
80. Costa P.T., McCrae R.R. Revised NEO Five Factor Inventory (NEO-PIR) and the NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) / P.T. Costa, R.R. McCrae // Professional manual. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1992. - 101 p.
81. Harms P. An evaluation of the consequences of using short measures of the Big Five personality traits / P. Harms // Journal of Personality and Social Psychology. - 2012. - №. 102. - P. 874-888.
82. Hoehn L., Birely M. K. Mental process preferences of gifted children / L. Hoehn, M. K. Birely // Illinois Council for the Gifted Journal. - 1988. - №. 7. - P. 28-31.
83. Hollands F., Tirthali D. (2014) MOOCs: Expectations and Reality [Electronic resource] / F. Hollands, D. Tirthali // Full report. Center for Benefit¬Cost Studies of Education. Teachers College, Columbia University. - 2014. - 210 p.
84. Jencks, C., et al. Who Gets Ahead? The Determinants of Economic Success in America / С. Jencks. - N. Y.: Basic Books. - 1979. - 397 p.
85. Laney M.O. The Introvert Advantage: How to Thrive in an Extrovert World. Workman Publishing / M. O. Laney. - 2002. - 330 p.
86. McCrae R.R., John O.P. An introduction to the five-factor model and its applications / R.R. McCrae, O.P. John // Journal of Personality. - 1992. - №. 60 (2). - P. 175-215.
87. Rammstedt B. & John O.P. Measuring personality in one minute or less: A 10-item short version of the Big Five Inventory in English and German / B. Rammstedt, O. P. John // Journal of Research in Personality. - 2007. - P. 203-212.
88. Rosander P. The importance of personality, IQ and learning approaches: Predicting academic performance / P. Rosander // Lund University, 2013. - 94 p.
89. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions / R.M. Ryan, E.L. Deci // Contemporary Educational Psychology. - 2000. - Vol. 25. - № 1. - P. 54-67.
90. Trapmann S. Meta-Analysis of the Relationship Between the Big Five and Academic Success at University / S. Trapmann, B. Hell, J. O. W. Hirn, H. Schuler // Zeitschrift fur Psychologie-Journal of Psychology. - 2007. - Vol. 215. - № 2. - P. 132-151.
91. Wolfe R. N., Johnson S. D. Personality as a predictor of college performance / R. N. Wolfe, S. D. Johnson // Educational and Psychological Measurement. - 1995. - Vol. 55(2). - P. 177—185.
92. Zhang L. Does the big five predict learning approaches? / L. Zhang // Personality and Individual Differences. - 2003. - Т. 34. - № 8. - С. 1431-1446.
93. Zhang J., Ziegler M. How do the big five influence scholastic performance? A big fivenarrow traits model or a double mediation model / J. Zhang, M. Ziegler // Learning and Individual Differences. - 2016. - Vol. 50. - P. 93-102.