Влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования взаимосвязей культуры и экономики .. 7
1.1. Взаимосвязь культуры и экономики в российских исследованиях 7
1.2. Теоретические подходы зарубежных экономистов 16
1.3. Позиция культуры в экономических моделях 22
2. Методики анализа культурных факторов 34
2.1. Классификация методик оценки организационной культуры 34
3. Исследование влияния социокультурных факторов на ведение бизнеса в
международных компаниях на примере России, Германии и Японии 57
3.1. Характеристика экономических факторов 57
3.2. Характеристика социокультурных факторов 73
3.3. Влияние социокультурных факторов на экономический успех компаний 89
Заключение 94
Список литературы 98
Приложения
1. Теоретические основы исследования взаимосвязей культуры и экономики .. 7
1.1. Взаимосвязь культуры и экономики в российских исследованиях 7
1.2. Теоретические подходы зарубежных экономистов 16
1.3. Позиция культуры в экономических моделях 22
2. Методики анализа культурных факторов 34
2.1. Классификация методик оценки организационной культуры 34
3. Исследование влияния социокультурных факторов на ведение бизнеса в
международных компаниях на примере России, Германии и Японии 57
3.1. Характеристика экономических факторов 57
3.2. Характеристика социокультурных факторов 73
3.3. Влияние социокультурных факторов на экономический успех компаний 89
Заключение 94
Список литературы 98
Приложения
Сегодня культура оказывает влияние на различные сферы социальной жизни, включая экономику, политику, образование, спорт и бизнес. Многие авторитетные предприниматели и успешные новаторы видят в обращении к культуре стратегический ресурс управления и необходимое условие для продвижения креативного маркетинга.
Всё самое значимое в глобальных трансформациях, включая экономические и политические изменения, так или иначе, обусловлены культурой - её ценностями, мировоззренческими установками, стереотипами поведения и интересами. Сегодня многие экономисты признают, что среди основных причин мирового финансового кризиса 2008 г. в первом ряду стоят такие определяемые культурой человеческие синдромы как вседозволенность, безнравственность, алчность, эгоцентризм, недоверие, самообман.
Нельзя продвигать экономику, образование и социальные услуги лишь опираясь на модернизацию, технологические новации. Так же как ошибочно искать ответ на проблемы модернизации России лишь в новых технологиях. Для эффективного экономического роста необходимо генерирование новой социально-коммуникативной среды, ядром и архитектором которой выступает культура.
На это важное обстоятельство обратил внимание в своём выступлении на XX Петербургском международном экономическом форуме проф. Массачусетского технологического института (МТИ) Л. Грэхем. Весьма показательны ключевые темы дискуссий: на пороге новой экономической реальности, человеческий фактор в развитии экономики, драйверы позитивных изменений, в поисках новых стимулов развития и лучших практик управления. Новые идеи - важны, но они сами по себе ничего не меняют. Ключ к успеху - в руках именно культуры, в той коммуникативной среде, которая ею задаётся и направляется. [8]
Поведение людей, их различие во многом обусловлено культурой, которой они окружены: культурные и исторические особенности развития, социальные нормы, особенности менталитета. Характер, привычки, модели поведения развиваются на протяжении всей нашей жизни. Конечно, все это оказывает влияние и на экономическую составляющую нашей жизни в целом, и на модели ведения бизнеса, в частности. Культура, поведение людей и экономика неразрывно связаны между собой, а значит можно отследить культурные предпосылки, которые способствуют экономическому успеху. Выявив их, можно не только использовать эти знания для повышения конкурентоспособности и успеха компаний на международном рынке, но и улучшить взаимопонимание народов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена все возрастающим влиянием социокультурных факторов на ведение бизнеса во многих международных компаниях.
Объектом исследования является деятельность международных компаний.
Предметом исследования являются социокультурные факторы, оказывающие влияние на ведение бизнеса в международных компаниях.
Для осуществления исследования была выдвинута следующая гипотеза: социальная среда, исторически сложившаяся культура, обычаи, традиции и нормы общества оказывают непосредственное влияние на экономическое поведение агентов, в том числе и на модели ведения бизнеса в международных компаниях.
Цель исследования: выполнить сравнение социокультурных особенностей России, Японии и Германии и определить их влияние на ведение бизнеса в международных компаниях.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
- изучить теоретическую базу исследования, доказывающую влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях;
- определить культурные особенности исследуемых стран (России, Германии и Японии);
- определить факторы, влияющие на ведение бизнеса в международных компаниях России, Германии и Японии;
- предложить модель выстраивания отношений с учетом выявленных факторов, влияющих на ведение бизнеса в международных компаниях России, Германии и Японии;
- обобщить результаты исследования и предложить рекомендации для успешного выстраивания бизнес-стратегий в международных компаниях.
Методологической основой исследования послужили работы как российских (Л.И. Абалкин, Н.В. Левкин, Д.В. Кадочников, Г.А. Гольц, Л.В. Милов, В.О. Богомолов, А. Д. Некипелов, А.С Кокшаров, Н.И. Боенко, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, К.Н. Панферов, И.Г. Минервин) так и зарубежных авторов (Э. Дэнисон, Г. Хофстеде, К. Камерон и Р. Куинн, Ван де Пост).
Новизна исследования обусловлена проведением многостороннего анализа взаимосвязи между социокультурными и экономическими факторами, демонстрирующими успешность компаний.
Теоретическая значимость исследования определяется обобщением теоретического и практического опыта ведения бизнеса в международных компаниях исследуемых стран (Россия, Германия, Япония).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные можно использовать при ведении бизнеса с международными компаниями России, Германии, Японии.
Апробация исследования. По материалам исследования опубликована статья Иванова Г.О., Куприна Т.В. Влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в межкультурной среде. - Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика: сборник статей II Международной научно-практической конференции (3 мая 2020 г.) -
Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 73-80, получившая Диплом I степени (Приложение А, Б).
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (74 источника), 2 Приложений. Во введении определяется актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методологическая и эмпирическая базы, новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования взаимосвязей культуры и экономики. Во второй главе - методики оценки организационной культуры. В третьей главе исследуется влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях.
В заключение обобщаются результаты исследования и предлагаются рекомендации.
Всё самое значимое в глобальных трансформациях, включая экономические и политические изменения, так или иначе, обусловлены культурой - её ценностями, мировоззренческими установками, стереотипами поведения и интересами. Сегодня многие экономисты признают, что среди основных причин мирового финансового кризиса 2008 г. в первом ряду стоят такие определяемые культурой человеческие синдромы как вседозволенность, безнравственность, алчность, эгоцентризм, недоверие, самообман.
Нельзя продвигать экономику, образование и социальные услуги лишь опираясь на модернизацию, технологические новации. Так же как ошибочно искать ответ на проблемы модернизации России лишь в новых технологиях. Для эффективного экономического роста необходимо генерирование новой социально-коммуникативной среды, ядром и архитектором которой выступает культура.
На это важное обстоятельство обратил внимание в своём выступлении на XX Петербургском международном экономическом форуме проф. Массачусетского технологического института (МТИ) Л. Грэхем. Весьма показательны ключевые темы дискуссий: на пороге новой экономической реальности, человеческий фактор в развитии экономики, драйверы позитивных изменений, в поисках новых стимулов развития и лучших практик управления. Новые идеи - важны, но они сами по себе ничего не меняют. Ключ к успеху - в руках именно культуры, в той коммуникативной среде, которая ею задаётся и направляется. [8]
Поведение людей, их различие во многом обусловлено культурой, которой они окружены: культурные и исторические особенности развития, социальные нормы, особенности менталитета. Характер, привычки, модели поведения развиваются на протяжении всей нашей жизни. Конечно, все это оказывает влияние и на экономическую составляющую нашей жизни в целом, и на модели ведения бизнеса, в частности. Культура, поведение людей и экономика неразрывно связаны между собой, а значит можно отследить культурные предпосылки, которые способствуют экономическому успеху. Выявив их, можно не только использовать эти знания для повышения конкурентоспособности и успеха компаний на международном рынке, но и улучшить взаимопонимание народов.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена все возрастающим влиянием социокультурных факторов на ведение бизнеса во многих международных компаниях.
Объектом исследования является деятельность международных компаний.
Предметом исследования являются социокультурные факторы, оказывающие влияние на ведение бизнеса в международных компаниях.
Для осуществления исследования была выдвинута следующая гипотеза: социальная среда, исторически сложившаяся культура, обычаи, традиции и нормы общества оказывают непосредственное влияние на экономическое поведение агентов, в том числе и на модели ведения бизнеса в международных компаниях.
Цель исследования: выполнить сравнение социокультурных особенностей России, Японии и Германии и определить их влияние на ведение бизнеса в международных компаниях.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи:
- изучить теоретическую базу исследования, доказывающую влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях;
- определить культурные особенности исследуемых стран (России, Германии и Японии);
- определить факторы, влияющие на ведение бизнеса в международных компаниях России, Германии и Японии;
- предложить модель выстраивания отношений с учетом выявленных факторов, влияющих на ведение бизнеса в международных компаниях России, Германии и Японии;
- обобщить результаты исследования и предложить рекомендации для успешного выстраивания бизнес-стратегий в международных компаниях.
Методологической основой исследования послужили работы как российских (Л.И. Абалкин, Н.В. Левкин, Д.В. Кадочников, Г.А. Гольц, Л.В. Милов, В.О. Богомолов, А. Д. Некипелов, А.С Кокшаров, Н.И. Боенко, Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко, К.Н. Панферов, И.Г. Минервин) так и зарубежных авторов (Э. Дэнисон, Г. Хофстеде, К. Камерон и Р. Куинн, Ван де Пост).
Новизна исследования обусловлена проведением многостороннего анализа взаимосвязи между социокультурными и экономическими факторами, демонстрирующими успешность компаний.
Теоретическая значимость исследования определяется обобщением теоретического и практического опыта ведения бизнеса в международных компаниях исследуемых стран (Россия, Германия, Япония).
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные можно использовать при ведении бизнеса с международными компаниями России, Германии, Японии.
Апробация исследования. По материалам исследования опубликована статья Иванова Г.О., Куприна Т.В. Влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в межкультурной среде. - Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика: сборник статей II Международной научно-практической конференции (3 мая 2020 г.) -
Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 73-80, получившая Диплом I степени (Приложение А, Б).
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы (74 источника), 2 Приложений. Во введении определяется актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методологическая и эмпирическая базы, новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования взаимосвязей культуры и экономики. Во второй главе - методики оценки организационной культуры. В третьей главе исследуется влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях.
В заключение обобщаются результаты исследования и предлагаются рекомендации.
Изучив теоретическую базу исследования, доказывающую влияние социокультурных факторов на ведение бизнеса в международных компаниях, мы определили культурные особенности исследуемых стран (России, Германии и Японии); определили факторы, влияющие на ведение бизнеса в международных компаниях. Теоретические и практические исследования, проведенные в рамках написания магистерской диссертации, позволяют сформулировать следующие выводы.
Проведя сравнительный анализ экономик России, Германии и Японии, мы сделали вывод, что специализация стран на мировой арене тесно связана с их сильными и слабыми сторонами и исходными условиями развития наций. Россия, с обширными запасами полезных ископаемых, к сожалению, все еще большей частью играет роль сырьевого придатка, поставляя в другие страны материалы и сельскохозяйственную продукцию, она закупает высокотехнологические товары, производство которых самостоятельно, если и возможно, то обходится в несколько раз дороже. Германия, находясь в ЕС попадает под разделение труда союза. Не имея больших возможностей для сельского хозяйства или полезных ископаемых, страна пополняет их недостачу торговлей. Наиболее развитыми являются сферы услуг и человеческого капитала, пользуются большой популярностью немецкие технологии. Япония - островное государство с очень ограниченным запасом природных и полезных ископаемых, поэтому, большую часть товаров данного типа страна пополняет за счет торговли. Те же условия жесткой ограниченности способствовали развитию бережливости и высоких технологий. Посредством производства высокоинтеллектуальной продукции страна занимает высокое место на мировой арене.
Особенности культур стран также, как и экономическое развитие неразрывно связаны с условиями формирования стран. Россия: Крупное континентальное государство с большим разнообразием природных и климатических зон. Имеются обширные запасы пресной воды и выходы к крупным водным торговым путям. Расселение граждан не равномерно как по географическому положению, так и по этническому составу. Характерные черты культуры: щедрость, коллективность, неоднородность. Германия: Небольшое континентальное государство с преимущественно равнинной и горной местностью и континентальным климатом. Имеются выходы к морским торговым путям. Национальный состав населения не однороден, присутствует большое количество беженцев. Характерные черты культуры: точность, надежность, трудолюбие, правила. Япония: Небольшое островное государство с преимущественно горной местностью, сейсмически не стабильная зона. Население преимущественно однородно. Характерные черты культуры: коллективность, традиционность, экономия.
Корпоративные культуры, приобрели черты, характерные каждой стране в отдельности, но при этом имеют и общие черты. Россия: культура полиактивная, характерен тип управления «семья». В российских компаниях куда сложнее продвинуть свою идею в главенствующие структуры, если идти стандартными путями. Однако, очень многое зависит от личного общения, знакомств и связей. На работе, общение играет не менее важную роль чем усердие и трудолюбие. Приветствуется общение не только с «ближним кругом» сослуживцев, но и с персоналом других отделов. При этом информационное сообщение в компаниях по нетрадиционным путям способствует большей информированности персонала и эффективности деятельности. Германия: культура моноактивна, тип управления - «Эйфелева башня». В немецких компаниях успех зависит от знаний и опыта. Низкая дистанция власти и склонность к индивидуализму открывают путь для инициативных сотрудников, что способствует развитию компаний; присутствует реальная возможность для продвижения перспективных идей «снизу». Япония: культура реактивная, тип управления «семья». Для японских компаний характерна командная работа с ориентацией на успех и стремлением выложиться на работе на все сто процентов. Доскональный анализ всех факторов несколько замедляет рабочий процесс, что в свою очередь полностью оправдывается качеством финального товара.
Наконец, выделив экономические факторы по модели Денисона, посредствам корреляционного и регрессионного анализа мы оценили их влияние на экономические факторы, определяющих успешность деятельности крупных международных компаний каждой из стран. Мы выяснили, что на российскую деятельность в большей степени влияет фактор адаптивности, который трансформирует запросы внешней среды компании в необходимые действия, которые компания должна предпринять для успешности бизнеса., что особенно важно в условиях нестабильной переходной экономики. Для немецких и японских компаний главным определяющим культурным фактором успеха является миссия, определяющая значимое направление развития корпорации. Фактор вовлеченности, обозначающий уровень ответственности сотрудников всей компании за общее дело, ориентацию компании на человеческий потенциал, является значимым как для российских так и для немецких компаний, что создает предпосылки для рассмотрения корпоративной культуры германии и модели развития компаний, как образец, для деятельности российских компаний Также российским компаниям стоит обратить внимание на фактор согласованности, который определяет ценности и системы, которые лежат в основе создания корпоративной культуры и имеет большее влияние в компаниях Германии и Японии: сотрудники поддерживающие единые цели и разделяющие ценности, ведя компанию в одном направлении обеспечивают ей большую эффективность.
Итак, сопоставив все результаты по работе, мы считаем, что выдвинутая гипотеза подтверждается: Социальная среда, исторически сложившаяся культура, обычаи, традиции и нормы общества непосредственно влияют на экономическое поведение агентов, в том числе и на модели ведения бизнеса в международных компаниях.
Культура стран, как и их экономика формируется веками, исходя из первоначальных условий. При этом образуются характерные черты, которые помогают не только выживать, но и находить особые пути развития. Эти пути, черты характера, модели поведения можно применять и в других «первоначальных условиях» для получения лучших результатов, главное не заимствовать все подряд и без разбору. На наш взгляд российским компаниям есть что перенять у зарубежных коллег. Например, внедрение бережливых технологий, применяемых на японских предприятиях, помогло бы оптимизировать процессы и сэкономить лишние расходы. Также можно обратить внимание на практику японских компаний: ответственность на себя принимает вышестоящее начальство, а не рядовые исполнители. Обратив внимание на немецкие компании, можно пересмотреть свое производство - усилить контроль процессов. Также в немецких компаниях открыт путь для инициатив сотрудников, что помогает быстрее найти решение рабочих проблем, руководство может взглянуть на процесс со всех позиций и скорректировать условия работы в нужном направлении.
Проведя сравнительный анализ экономик России, Германии и Японии, мы сделали вывод, что специализация стран на мировой арене тесно связана с их сильными и слабыми сторонами и исходными условиями развития наций. Россия, с обширными запасами полезных ископаемых, к сожалению, все еще большей частью играет роль сырьевого придатка, поставляя в другие страны материалы и сельскохозяйственную продукцию, она закупает высокотехнологические товары, производство которых самостоятельно, если и возможно, то обходится в несколько раз дороже. Германия, находясь в ЕС попадает под разделение труда союза. Не имея больших возможностей для сельского хозяйства или полезных ископаемых, страна пополняет их недостачу торговлей. Наиболее развитыми являются сферы услуг и человеческого капитала, пользуются большой популярностью немецкие технологии. Япония - островное государство с очень ограниченным запасом природных и полезных ископаемых, поэтому, большую часть товаров данного типа страна пополняет за счет торговли. Те же условия жесткой ограниченности способствовали развитию бережливости и высоких технологий. Посредством производства высокоинтеллектуальной продукции страна занимает высокое место на мировой арене.
Особенности культур стран также, как и экономическое развитие неразрывно связаны с условиями формирования стран. Россия: Крупное континентальное государство с большим разнообразием природных и климатических зон. Имеются обширные запасы пресной воды и выходы к крупным водным торговым путям. Расселение граждан не равномерно как по географическому положению, так и по этническому составу. Характерные черты культуры: щедрость, коллективность, неоднородность. Германия: Небольшое континентальное государство с преимущественно равнинной и горной местностью и континентальным климатом. Имеются выходы к морским торговым путям. Национальный состав населения не однороден, присутствует большое количество беженцев. Характерные черты культуры: точность, надежность, трудолюбие, правила. Япония: Небольшое островное государство с преимущественно горной местностью, сейсмически не стабильная зона. Население преимущественно однородно. Характерные черты культуры: коллективность, традиционность, экономия.
Корпоративные культуры, приобрели черты, характерные каждой стране в отдельности, но при этом имеют и общие черты. Россия: культура полиактивная, характерен тип управления «семья». В российских компаниях куда сложнее продвинуть свою идею в главенствующие структуры, если идти стандартными путями. Однако, очень многое зависит от личного общения, знакомств и связей. На работе, общение играет не менее важную роль чем усердие и трудолюбие. Приветствуется общение не только с «ближним кругом» сослуживцев, но и с персоналом других отделов. При этом информационное сообщение в компаниях по нетрадиционным путям способствует большей информированности персонала и эффективности деятельности. Германия: культура моноактивна, тип управления - «Эйфелева башня». В немецких компаниях успех зависит от знаний и опыта. Низкая дистанция власти и склонность к индивидуализму открывают путь для инициативных сотрудников, что способствует развитию компаний; присутствует реальная возможность для продвижения перспективных идей «снизу». Япония: культура реактивная, тип управления «семья». Для японских компаний характерна командная работа с ориентацией на успех и стремлением выложиться на работе на все сто процентов. Доскональный анализ всех факторов несколько замедляет рабочий процесс, что в свою очередь полностью оправдывается качеством финального товара.
Наконец, выделив экономические факторы по модели Денисона, посредствам корреляционного и регрессионного анализа мы оценили их влияние на экономические факторы, определяющих успешность деятельности крупных международных компаний каждой из стран. Мы выяснили, что на российскую деятельность в большей степени влияет фактор адаптивности, который трансформирует запросы внешней среды компании в необходимые действия, которые компания должна предпринять для успешности бизнеса., что особенно важно в условиях нестабильной переходной экономики. Для немецких и японских компаний главным определяющим культурным фактором успеха является миссия, определяющая значимое направление развития корпорации. Фактор вовлеченности, обозначающий уровень ответственности сотрудников всей компании за общее дело, ориентацию компании на человеческий потенциал, является значимым как для российских так и для немецких компаний, что создает предпосылки для рассмотрения корпоративной культуры германии и модели развития компаний, как образец, для деятельности российских компаний Также российским компаниям стоит обратить внимание на фактор согласованности, который определяет ценности и системы, которые лежат в основе создания корпоративной культуры и имеет большее влияние в компаниях Германии и Японии: сотрудники поддерживающие единые цели и разделяющие ценности, ведя компанию в одном направлении обеспечивают ей большую эффективность.
Итак, сопоставив все результаты по работе, мы считаем, что выдвинутая гипотеза подтверждается: Социальная среда, исторически сложившаяся культура, обычаи, традиции и нормы общества непосредственно влияют на экономическое поведение агентов, в том числе и на модели ведения бизнеса в международных компаниях.
Культура стран, как и их экономика формируется веками, исходя из первоначальных условий. При этом образуются характерные черты, которые помогают не только выживать, но и находить особые пути развития. Эти пути, черты характера, модели поведения можно применять и в других «первоначальных условиях» для получения лучших результатов, главное не заимствовать все подряд и без разбору. На наш взгляд российским компаниям есть что перенять у зарубежных коллег. Например, внедрение бережливых технологий, применяемых на японских предприятиях, помогло бы оптимизировать процессы и сэкономить лишние расходы. Также можно обратить внимание на практику японских компаний: ответственность на себя принимает вышестоящее начальство, а не рядовые исполнители. Обратив внимание на немецкие компании, можно пересмотреть свое производство - усилить контроль процессов. Также в немецких компаниях открыт путь для инициатив сотрудников, что помогает быстрее найти решение рабочих проблем, руководство может взглянуть на процесс со всех позиций и скорректировать условия работы в нужном направлении.
Подобные работы
- Культурные факторы ведения бизнеса в Японии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ С УЧЕТОМ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Разработка проекта по повышению конкурентоспособности компании
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Управление корпоративной культуры в китайской компании
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов
Диссертации (РГБ), предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Развитие методологии бухгалтерского учета и отчетности: сравнительная характеристика китайских сравнительная бухгалтерских стандартов и требований МСФО
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - БИЗНЕС-КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - РОЛЬ БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СОУПРАВЛЕНИЯ В АРКТИКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления стабилизации трудового коллектива в строительной организации (на примере ООО «Вираж»)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020



