Стратегическое управление и анализ на различных этапах жизненного цикла организации
|
Объект исследования - ОАО «РУСАЛ» .
Проведен краткий анализ финансового состояния за 2020-2021 годы.
Сделан стратегический анализ компании
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла товара 5
1.1 Концепция жизненного цикла товара 5
1.2 Различные кривые жизненного цикла товара 9
1.3 Анализ этапов жизненного цикла товара 11
1.4 Маркетинговая стратегия на каждом этапе жизненного цикла 15
Глава 2. Стратегический анализ на примере компании “ ОАО «РУСАЛ»” 25
2.1 Краткая характеристика компании 25
2.2 Основные финансовые показатели компании 28
2.3 Стратегический анализ компании 32
Заключение 40
Список использованных источников 42
Проведен краткий анализ финансового состояния за 2020-2021 годы.
Сделан стратегический анализ компании
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы жизненного цикла товара 5
1.1 Концепция жизненного цикла товара 5
1.2 Различные кривые жизненного цикла товара 9
1.3 Анализ этапов жизненного цикла товара 11
1.4 Маркетинговая стратегия на каждом этапе жизненного цикла 15
Глава 2. Стратегический анализ на примере компании “ ОАО «РУСАЛ»” 25
2.1 Краткая характеристика компании 25
2.2 Основные финансовые показатели компании 28
2.3 Стратегический анализ компании 32
Заключение 40
Список использованных источников 42
Каждый товар, производимый фирмой, имеет свой период существования – жизненный цикл, характеризующийся индивидуальной продолжительностью. На его формирование оказывают влияние множество различных факторов. В условиях постоянно растущей конкуренции и НИОКР продолжительность жизненных циклов товаров сокращается, и их приходится заменять новыми. Длительность циклов за последние 150 лет сократилась с нескольких десятилетий до нескольких лет или даже месяцев. Цель компании, выпускающей продукт, заключается в том, чтобы, по возможности, продлить срок пребывания товара на рынке, сокращая при этом продолжительность убыточных стадий и удлиняя прибыльные этапы. Анализ жизненного цикла товара и управление им позволяет выявить сильные и слабые стороны выпускаемой продукции и применить соответствующие маркетинговые стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла товара. Одна из задач маркетинга – использовать жизненный цикл товара для повышения эффективности и прибыльности работы фирмы, курировать товар на протяжении всего его жизненного цикла, учитывать проблемы и возможности, специфичные для каждой стадии жизненного цикла, реализовать потенциальные возможности получения максимальной прибыли в различных его стадиях.
Одним из существенных факторов, влияющих на объем продаж товара и, следовательно, на его жизненный цикл, является поведение потребителей. Если еще пару десятилетий назад, в условиях дефицита продуктов и отсутствия выбора, производитель особо не зависел от потребителей (им приходилось покупать то, что есть), то сейчас развитие рынка привело к расширению возможностей выбора, покупатель «задает тон», сам решает, какой продукт ему приобрести и может легко отказаться от покупки и предпочесть товар конкурента. Именно поэтому теперь потребитель находится в центре интересов производителя, его привлечение становится основной задачей компании. Таким образом, наряду с управлением жизненного цикла, не менее важным аспектом для фирмы является изучение современных тенденций потребителей и их учет при планировании маркетинговых мероприятий для продвижения товара.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами питания и относятся к товарам повседневного спроса. В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы можно заметить значительное расширение ассортимента хлебной продукции, так как потребление традиционных пшеничных и ржаных хлебов сокращается в пользу различных многозерновых хлебов с добавками. Расширение ассортимента, в свою очередь, приводит к сокращению жизненного цикла каждого хлеба и хлебобулочного изделия. Поэтому задача продления жизненного цикла товара будет актуальна и для данной отрасли.
Цель работы изучить особенности стратегического управления и анализа на различных этапах жизненного цикла организации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущности и понятие стратегического управления и анализа;
2. Рассмотреть концепцию и определение жизненного цикла компании;
3. Изучить основные методы и модели стратегического управления и анализа на основе жизненного цикла компании;
4. Провести стратегический анализ компании (матрица БКГ, модель рынок-продукт, модель жизненного цикла товара).
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Одним из существенных факторов, влияющих на объем продаж товара и, следовательно, на его жизненный цикл, является поведение потребителей. Если еще пару десятилетий назад, в условиях дефицита продуктов и отсутствия выбора, производитель особо не зависел от потребителей (им приходилось покупать то, что есть), то сейчас развитие рынка привело к расширению возможностей выбора, покупатель «задает тон», сам решает, какой продукт ему приобрести и может легко отказаться от покупки и предпочесть товар конкурента. Именно поэтому теперь потребитель находится в центре интересов производителя, его привлечение становится основной задачей компании. Таким образом, наряду с управлением жизненного цикла, не менее важным аспектом для фирмы является изучение современных тенденций потребителей и их учет при планировании маркетинговых мероприятий для продвижения товара.
Хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами питания и относятся к товарам повседневного спроса. В настоящее время в условиях жесткой конкурентной борьбы можно заметить значительное расширение ассортимента хлебной продукции, так как потребление традиционных пшеничных и ржаных хлебов сокращается в пользу различных многозерновых хлебов с добавками. Расширение ассортимента, в свою очередь, приводит к сокращению жизненного цикла каждого хлеба и хлебобулочного изделия. Поэтому задача продления жизненного цикла товара будет актуальна и для данной отрасли.
Цель работы изучить особенности стратегического управления и анализа на различных этапах жизненного цикла организации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущности и понятие стратегического управления и анализа;
2. Рассмотреть концепцию и определение жизненного цикла компании;
3. Изучить основные методы и модели стратегического управления и анализа на основе жизненного цикла компании;
4. Провести стратегический анализ компании (матрица БКГ, модель рынок-продукт, модель жизненного цикла товара).
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты жизненного цикла товара. Были проанализированы: концепция, кривые и этапы жизненного цикла товара, комплекс возможных маркетинговых мероприятий на каждом этапе жизненного цикла, инструменты для разработки маркетинговых стратегий. Были приведены примеры жизненного цикла конкретного товара, а также примеры успешных продвижений товара на каждой стадии. По первой главе можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, каждый товар имеет свой жизненный цикл − период существования от момента его появления на рынке до снятия с продаж. Кривая жизненного цикла для каждого товара различна, имеет свою форму и продолжительность. В классической модели выделяют четыре последовательные стадии: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад. Каждый этап имеет свои характеристики и особенности: объем продаж, прибыль, уровень конкуренции и т.д. В зависимости от этапа, на котором находится ее товар, фирма должна применять различные маркетинговые стратегии для управления продолжительностью этого этапа. Правильная стратегия на стадии внедрения товара обеспечит более быстрое проникновение на рынок, и, следовательно, сокращение продолжительности данной стадии. И наоборот, наиболее прибыльными этапами являются стадия роста и стадия зрелости, поэтому компания должна стремиться продлить их. Что касается комплекса маркетинговых мероприятий, то на этапе внедрения все усилия компании должны быть направлены на увеличение узнаваемости нового товара и стимулировании первых пробных покупок. Фирма в зависимости от специфики рынка и товара может установить либо высокую, либо низкую цену на товар. На этапе роста фирма должна захватить максимальную долю рынка и стремиться создавать барьеры для входа новых конкурентов. Здесь фирма начинает постепенно улучшать различными способами свой товар и расширять выпуск. На этапе зрелости наиболее острая конкурентная борьба, именно поэтому здесь компании следует максимально расширить сбыт поиском новых рынков, новых сфер использования товара. Также фирма может максимально модифицировать товар, расширить ассортиментную линейку или же стимулировать продажи снижением цен или проведением различных акций или программ лояльности, чтобы удержать своих клиентов. На этапе спада, если фирма решает продолжить производство, имеет смысл сократить общие потери от стареющего продукта путем сокращения маркетинговых затрат, сужением рынка, максимальным снижением цены. После того, как товар вообще перестал приносить какую-либо прибыль, предприятию стоит принять решение о снятии его с продаж.
На основе рассмотренных стратегий также стоит выделить их общие черты, характерные для каждого этапа жизненного цикла:
1. Непрерывные расходы на маркетинг и продвижение товара.
2. Постоянная связь с потребителем и мониторинг потребительского поведения в отношении товара.
3. Необходимость обслуживания товара.
4. Работа с контрагентами.
5.Установление и изменение цены на товар в соответствии с актуальностью предложения, а также проведение различного рода акций и скидок.
6. Неценовое стимулирование спроса.
7. Постоянный контроль за деятельностью конкурентов.
8. Оптимальная и актуальная ассортиментная линейка, модификации.
9. Улучшение качества продукции, снижение процента брака.
На основе рассмотренных стратегий также стоит выделить их общие черты, характерные для каждого этапа жизненного цикла:
1. Непрерывные расходы на маркетинг и продвижение товара.
2. Постоянная связь с потребителем и мониторинг потребительского поведения в отношении товара.
3. Необходимость обслуживания товара.
4. Работа с контрагентами.
5.Установление и изменение цены на товар в соответствии с актуальностью предложения, а также проведение различного рода акций и скидок.
6. Неценовое стимулирование спроса.
7. Постоянный контроль за деятельностью конкурентов.
8. Оптимальная и актуальная ассортиментная линейка, модификации.
9. Улучшение качества продукции, снижение процента брака.



