Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития
технологического мышления учащихся общеобразовательной школы 6
1.1 Сущность технологического мышления как
системообразующего качества современной личности 6
1.2 Характеристика факультатива как формы внеурочной
деятельности учащихся в школе 15
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Методические аспекты разработки факультатива
технологической направленности в средней школе 27
2.1 Проектирование факультативного курса технологической
направленности 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой
работы 38
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 57
Достижения научно-технического прогресса в различных сферах материального производства в настоящее время оказывают значительное влияние на развитие общества и обуславливают его переход от индустриального к постиндустриальному (информационному). Данное социальное явление характеризуется диалектическим единством двух сторон - качественными сдвигами в науке и технике, с одной стороны, и всесторонним влиянием системы «наука - техника» на все социальные процессы - с другой.
На современном этапе развития общества, когда глобальные изменения (экономические, технологические, социальные) преобразовав все стороны жизни человека, вызвали качественные изменения в его восприятии, осознании, мышлении.
Существует достаточно большое множество различных видов мышления и технологическое мышление является одним из подвидов мышления, направленного на преобразовательную деятельность. Технологическое мышление является связующим звеном между теоретическим и практическим типами мышления и служит методологическим инструментом разрешения проблем и решения задач с помощью обобщённых способов анализа и реализации. Основным определяющим признаком технологического мышления является особая его направленность на преобразование окружающей действительности.
Образовательная практика детерминирует необходимость развития у учащихся нового типа мышления, отвечающим вызовам времени. Так, в определениях большинства исследователей мышление трактуется как высшая познавательная способность, процесс активного целенаправленного, обобщенного и опосредованного отражения в сознании человека объективной реальности в утверждениях, понятиях, суждениях, путем творческого создания новых идей и прогнозирования событий, составляющая высшую ступень познания [55].
С точки зрения педагогики для нас важна, отмеченная психологами, познавательная сторона мышления, которая заключается в активной переработке имеющейся и вновь полученной информации, осуществляемой в процессе решения проблем, открытия нового знания. В этом аспекте, мышление рассматривается как система взаимосвязанных друг с другом действий (операций), которые выполняются человеком в процессе его мыслительной деятельности [42]. Поэтому одним из педагогических аспектов развития мышления является формирование умений работы с информацией, её осмысление, преобразование, тем самым формирование общеучебных умений, способов деятельности.
Переход общества к новому технологическому укладу приводит к социально-экономическим и технологическим изменениям, требующим своего отражения в сфере общего школьного образования, так как прогрессирующие общество ставить перед образованием задачу в формировании личности способной к быстрому переходу от одного вида деятельности к другому, в быстроменяющихся условиях жизни. Вследствие чего процессы модернизации содержания и технологий обучения, особенно остро протекающие в предметной области «Технология», которая является основой для формирования технологического мышления, должны отражать современную технико-технологическую картину мира.
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников, поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным.
Технологическое мышление возможно формировать не только на уроках технологии, но и во внеурочной деятельности технологической направленности. В отличие от учебной деятельности, осуществляемой на уроках технологии, внеурочная деятельность имеет ряд преимуществ. Во-первых, учащихся не оценивают, что дает возможность им в более свободной форме выдвигать свои идей и предположения, не боясь получить неудовлетворительную оценку. Во- вторых, выбор изучаемых тем зависит от познавательного интереса учащихся и предполагает содержания материала, не встречающегося в основной программе.
Таким образом, считаем выбранное направление исследования актуальным.
Тема исследования: Развитие технологического мышления учащихся средней школы на занятиях факультатива.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в старшей школе.
Предмет исследования: содержание и методическое сопровождение занятий факультатива, способствующего развитию технологического мышления учащихся старшей школы.
Цель исследования: разработать проект факультатива, способствующего развитию технологического мышления у учащихся старшей школы.
Задачи исследования:
• провести анализ нормативной, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования;
• охарактеризовать общеметодические основы факультатива как формы внеурочной деятельности в школе;
• разработать проект факультативного курса, его тематическое и содержательное наполнение, способствующего развитию технологического мышления учащихся старшей школы;
• обобщить результаты исследования.
В исследовании были применены следующие методы:
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического набора материалов (тематическое планирование, информационные материалы, тезаурус, конструкты отдельных занятий), факультативного курса «Постиндустриальное общество». Предлагаемые документы могут быть интересны учителям технологии, осуществляющим внеурочную деятельность.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №173 г. Екатеринбург. В констатирующем этапе опытно-поисковой работы приняли участие учащиеся одной возрастной группы 16-17 лет в количестве двадцати человек.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы (64), одного приложения.
В современных условиях стремительного развития научно-технического прогресса, обуславливающего переход общества в новый этап постиндустриального развития, необходимо формирование личности, готовой к активной преобразовательной деятельности в различных сферах жизни общества, обладающей технологическим мышлением.
В связи с этим в ряду актуальных задач современной школьной системы образования является развитие учащихся как субъектов преобразовательной и будущей профессиональной деятельности, и формирование у них технологической культуры как компонента общей культуры.
Но основной проблемой в реализации данных задач является тот факт, что предметная область «Технология» в большинстве случаев базируется на индустриальных технологиях ручного труда, а материально-техническая база, имеющаяся в школе, не позволяет учащимся на уроках в полной мере решать актуальные производственно-технологические и проектно-исследовательские задачи.
В соответствии с этим в качестве повышения уровня технологической подготовки учащихся целесообразно расширить возможности предметной области «Технологии» на основе развития внеурочной деятельности технологической направленности в школе, ориентированной на программные требования и познавательные потребности обучающихся.
Внедрение в систему школьного образования внеурочной деятельности технологической направленности позволит сформировать у учащихся такие важные компетенции как: инициативность, способность технологически мыслить и находить нестандартные решения проблемных ситуации, предприимчивость, способность к самообучению.
Анализ исследования проблемы технологического мышления учащихся старшей школы, показал, что у большинства не сформировано технологическое мышление, в результате чего они не могут в полной мере оценить деятельность
В настоящей выпускной квалификационной работе выполнено исследование на тему «Развитие технологического мышления учащихся средней школы на занятиях факультатива».
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты проблемы развития технологического мышления учащихся общеобразовательной школы, раскрывается сущность технологического мышления как системообразующего качества современной личности, а так же даётся характеристика факультатива как формы внеурочной деятельности в школе.
Во втором разделе раскрыты методические аспекты разработки факультатива технологической направленности в старшей школе, а так же осуществлено проектирование факультатива «Постиндустриальное общество». Проведена опытно-поисковая работа (констатирующий этап), произведена обработка, анализ и интерпретация её результатов.
В оформленном приложении дипломного исследования представлен информационный материал к факультативному курсу технологической направленности «Постиндустриальное общество» для учащихся старшей школы. Разработаны тезаурус и конструкты учебных занятий к вышеупомянутому факультативному курсу.
В результате проведенного анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных, цель исследования достигнута, выпускная квалификационная работа логически завершена.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы в практике современного образования.
1 Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 201 с.
2 Атутов П. Р. Дидактика технологического образования / П. Р. Атутов. — М.: ИОСО, 1997. — 289 с.
3 Баженов В.М. Технологическая культура. Словарь-справочник. / В.М. Баженов. — М.: Кострома, 2013. — 64 с.
4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. —101 с.
5 Бехман Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман; пер. с нем В.Г. Горохова // Вопросы философии : Научно-теоретический журнал. —
2007. — № 1. — С. 22-46.
6 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. / Ж. Бодрийяр. — М.: Добросвет, 2000. — 123 с.
7 Великанова Л. К. Факультативные занятия как одна из форм углублённого и дифференцированного обучения в общеобразовательной средней школе. / Л.К. Великанова, Т.И. Горелова. — М.: Новосибирск, 1980. — 18 с.
8 Ворожбитова А. А. Методы и технология выпускного
квалификационного исследования [Электронный ресурс] / А.А. Ворожбитова. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976526013.html (дата
обращения: 06.03.2020).
9 Воронин А. М. Актуальные проблемы технологического образования / А. М. Воронин, О. А. Самоторова // Вестник Брянского государственного университета. Брянск : РИО БГУ, 2016. — № 3 (29). — С. 201-203.
10 Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон. — М.: УРАО, 1999. — 68 с.
11 Гаррас Ж. Е. Обеспечение обоснованности и достоверности научно-педагогического знания посредством применения эмпирических методов / Ж. Е. Гаррас. Известия. - 2012. — № 148. — С. 25-29.
12 Гладская И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие для учителей. / И. В. Гладская. — СПб.; М.: КАРО, 2005. — 128 с.
13 Горбунова Т. В. Методика обучения: курс лекций. / Т. В. Горбунова. — М.; Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. — 105 с.
14 Горохов В. Г. Введение в философию техники : учеб. пособие / В. Г. Горохов, В. М. Розин; науч. ред. Ц. Г. Азарканян. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 73 с.
15 Давлятов К. Д. Факультативные занятия по профессиональной ориентации учащихся: Методические рекомендации / К. Д Давлятов, В. А. Чичиков. — М.; Ташкент: Укитувчи, 1983. — 102 с.
16 Даниленко О. В. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты научно- исследовательской работы [Электронный ресурс] / О. В. Даниленко. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976527119.html(дата обращения: 26.04.2020).
17 Егорова К. Е. Золото: факульт. курс для уч-ся. 10-11 кл / К. Е. Егорова. — М.; Якутск: Полиграфист, 1994. — 43 с.
18 Журавлёв Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования : курс лекций / Д. В. Журавлёв. — М.: МГОУ, 2003. — 61 с.
19 Запрудский Н. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе: учеб. пособие / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. — М.; Минск: Зорны верасень, 2008. — 164 с.
20 Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. / И. Г. Захарова. — М.: Академия, 2003. — 78 с.
21 Каверина А. А. Проблемы подготовки учителей к проведению факультативных занятий в средней школе / гл. ред. Д. А. Эпштейн, А. А. Каверина. — М.: НИИ-СиМО, 1980. — 147 с.
22 Кашин М. П. Развитие системы факультативных занятий / М. П. Кашин, О. Ф. Кабардин // Советская педагогика. - 1981. - № 12. - С. 57-60.
23 Кашин М. П. Факультативы - итоги и проблемы / М. П. Кашин, О. Ф. Кабардин // Советская педагогика. - 1977. - № 7. - С. 21-27.
24 Концепции технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://edu.crowdexpert.ru/technologykonception(дата обращения 02.03.2020).
25 Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач / Т. В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
26 Кузнецова А. Я. Рефлексивность методологии современного образования / А. Я. Кузнецова // Педагогический вестник Казахстана. - 2005. - № 2. - С. 13-21.
27 Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: АСТ, 2003. — 605 с.
28 Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — М.: АСТ, 2002. — 201 с.
29 Матяш Н. В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования / Н. В. Матяш. — М.; Мозырь: Белый ветер, 2000. — 49 с.
30 Махотин Д. А. Содержание технологического образования в российской школе: традиция и новации / Д. А. Махотин // East European Scientific Journal. — 2016. — № 5. — С. 43-51.
31 Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии /
В. В. Никандров — СПб.; М.: Речь, 2002. — 72 с.
32 Новиков С. М. Путь совершенствования факультативных занятий / С. М. Новиков, Д. М. Комский // Советская педагогика. - 1977. - № 3. - С. 28-34.
33 Новосёлов С. А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации / С. А.
Новосёлов. - изд. Уральского гос. проф.-пед. ун-та. — Екатеринбург, 1995. — 211 с.
34 Овечкин В. П. Содержание технологического образования : основания, принципы, условия проектирования : монография / В. П. Овечкин. — М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. - 301 с.
35 Панов В. Г. Факультативные занятия / В. Г. Панов. // Российская педагогическая энциклопедия. 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://didacts.ru/dictionary/1041/word/fakultativnye-zanjatija(дата обращения: 12.04.2020).
36 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 3-е изд., стер. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с.
37 Подготовка курсовых и дипломных работ по педагогическим наукам [Электронный ресурс]. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976512(дата обращения: 27.03.2020).
38 Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255, устанавливающее порядок реализации внеурочной деятельности при внедрении образовательных стандартов второго поколения [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/#ixzz5F6e(дата обращения: 12.04.2020).
39 Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». - 49 с.
40 Проектирование [Электронный ресурс]. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/проектирование (дата обращения: 12.03.2020).
41 Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 98 с.
42 Радугина А. Л. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. Л. Радугина. - 2-изд. испр. и доп. — М.: Центр, 2002. — 252 с.
43 Роль индивидуальных творческих заданий в формировании специалиста / Е. В. Рыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 5. С. 83-85.
44 Серебренников Л. Н. Состояние и перспективы технологического образования / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. - 2011. - № 2. - С. 3-8.
45 Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований / Я. Скалова. — М.: АСТ, 1989. — 142 с.
46 Советова Е. В. Предпрофильная подготовка в школе / Е. В. Советова. — М.; Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 288 с.
47 Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М.: Контакт-Альфа, 1995. — 23 с.
48 Твердынин Н. М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образовательном пространстве : монография / Н. М. Твердынин. — М.: Социальный проект, 2008. — 321 с.
49 Технологическое образование : теория, методология, практика / B. П. Овечкина. — М.; Ижевск, 2003. - 301 с.
50 Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Изд- во АСТ», 2002. — 109 с.
51 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
52 Факультатив / Большая советская энциклопедия. В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. - Т. 10. - С.57.
53 Факультативные занятия / Дидактика средней школы [Электронный ресурс]. URL: http://didaktica.ru/differenciaciya-obucheniya-v-srednej/66-5- vozmozhnye-formy-differenciacii.html(дата обращения: 23.04.2020).
54 Факультатив / Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://tolkslovar.ru/f225.html(дата обращения: 12.04.2020).
55 Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогическая проблема построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития
56 Философский словарь / под общ. ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 29 с.
57 Хамитов И. С. Формирование технологической культуры школьников / И. С. Хамитов, Г. С. Гумерова. — М.: МПГУ, 2010. — 56 с.
58 Хотунцев Ю. Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся / Ю. Л. Хотунцев // Педагогика. - 2006. - № 4. - С. 10-15.
59 Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников / Ю. Л. Хотунцев. — М.: Эслан, 2007. — 190 с.
60 Хуторской А. В. Эвристическое обучение / А. В. Хуторской. — М.: Междунар. пед. акад., 1998. — 58 с.
61 Цветкова М. Е. Особенности факультативных занятий для старшеклассников / М.Е. Цветкова. — М.: «Академия», 1983. — 37 с.
62 Чечель И. Д. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы / И.Д. Чечель. — М.: Москва, 2004. — 57 с.
63 Чистякова С. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. - 2002. -№ 1. - С. 101-123.
64 Эпштейн Д. А. Изучение факультативного курса : учеб. пособие / Д. А. Эпштейн, Ю. Д. Хацинская, А. А. Каверина. — М.: Просвещение, 1976. — 106 с.