Введение 4
Глава 1. ООН и проблема стимулирования экономического развития и
помощи развивающимся странам (конец 40-х - начало 70-х гг. ХХ в.) 13
1.1. Становление идей стимулирования экономического развития и ООН 13
1.2. ЮНКТАД и группа неприсоединившихся государств 25
1.3. «Международная стратегия развития ООН на второе десятилетие» . . 35
Глава 2. Новый международный экономический порядок в повестке для ООН 40
2.1. Созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи 40
2.2. Работа шестой специальной сессии Генеральной Ассамблеи: основной
ход дискуссии, позиции ведущих государств 43
2.3. Принятие Декларации и Программы действий по установлению нового
международного экономического порядка 59
2.4. Рассмотрение вопроса нового международного экономического
порядка в ЭКОСОС 70
2.5. Учреждение специального фонда 73
Глава 3. Идея и практика Нового международного экономического порядка во второй половине 1970-х гг 78
3.1. Принятие Хартии экономических прав и обязанностей государств и
попытки реализации ее положений на практике 78
3.2. Деятельность ЮНКТАД по установлению Нового международного
экономического порядка 82
3.2. Сворачивание работ по реализации мероприятий Нового
международного экономического порядка 87
Заключение 92
Список источников и литературы 95
Литература 98
После Второй мировой войны колониальные державы начали предоставлять независимость своим колониям. С 1947 г. по 1975 г. на карте мира появилось свыше 50 независимых, ранее никогда не существовавших государств. Появление новых игроков значительно усложнило мировую экономическую систему, что поставило весь мир перед задачей решать новые проблемы и вызовы. Одним из самых актуальных вопросов, попавших во внимание мировой общественности, стал вопрос стимулирования экономического развития наименее развитых стран, большая часть которых и состояла из новых независимых государств.
Развивающиеся страны поставляли на мировой рынок по большей части сырьё и продукты сельского хозяйства, стоимость которых как правило была низкой. При этом, этим странам необходимо было импортировать товары и услуги из развитых стран по высоким ценам.
У развивающихся государств был доступ к внешним займам, прежде всего МВФ и Всемирного банка, за счёт которых они могли бы провести модернизацию. Но условия кредитования этих организаций были слишком сложными для новых государств: внешний долг в итоге становился для стран- заёмщиков тяжким бременем, что выливалось в экономическую зависимость и падение темпа роста национальных экономик.
Однако, при всех этих проблемах, в 1970-е гг. увеличивается влияние развивающихся стран на мировой арене, но в первую очередь в Г енеральной ассамблее ООН. В 1964 г. страны Третьего мира объединились в Группу-77, и так как эти государства в совокупности составляли подавляющее большинство членов ООН, они получили большие возможности оказывать влияние на мировую экономику через эту организацию.
Несмотря на обретение независимости, лидеры развивающихся стран начали обвинять бывшие колониальные державы в насаждении политики так называемого неоколониализма. Впервые этот термин упомянул глава республики Гана Кваме Нкрума при написании в одной из своих книг. Неоколониализм выражался в монополистическом капитализме, расовой сегрегации, создание новых политических, экономических и военно- стратегических сфер и зон влияния. В итоге данный термин стали использовать представители и главы многих развивающихся государств во время своих выступлений.
Кризисы в мировой экономике с 1970 года имели серьезные последствия для развивающихся стран: инфляция и рост стоимости импортируемых необходимых товаров из развитых стран значительно подорвали экономический рост и уровень жизни.
В связи с данной ситуацией, постоянный председатель Алжира при ООН Абделлатиф Рахаль 30 января 1974 г. написал письмо генеральному секретарю ООН с просьбой созвать специальную сессию Генеральной Ассамблеи. С 9 апреля по 2 мая 1974 года в Нью Йорке проходила шестая специальная сессия Генеральной Ассамблеи, посвящённая становлению нового международного экономического порядка с принятием соответствующих резолюций.
Ассамблея провела трехнедельные общие прения по вопросу сырья и развития, в ходе которых 107 членов представили свои мнения. На заключительных заседаниях Ассамблея приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка; они были воплощены в резолюциях 3201 (З-УХ) и 3202 (З-УХ), соответственно. Одновременно в ходе общих прений официальные предложения рассматривались Специальным комитетом шестой специальной сессии, который Ассамблея учредила для этой цели. Специальный комитет, в свою очередь, создал Рабочую группу полного состава для рассмотрения предложений, внесенных членами на пленарных заседаниях. Резолюции 3201 (З-УХ) и 3202 (З-УХ) были приняты 1 мая.
Проблема экономического взаимоотношения между развивающимися странами с развитыми европейскими странами усугублялась со дня начала распада колониальных систем. Несмотря на приобретение независимости, глобализацию и технологический прогресс, разрыв в экономическом и социальном развитии между бывшими колониями и их метрополиями непрерывно продолжал расти. Шестая специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН была первой серьёзной попыткой сделать мировую экономическую систему более благоприятной по отношению к развивающимся странам. Распад колониальных империй в условии нарастающего противостояния между капиталистическими и социалистическими странами поставил вопрос о глобальном экономическом регулировании, его принципах и о механизмах развития для новых государств. Дискуссии о новом экономическом порядке тесно связаны с обсуждением подхода к стимулированию развития и оказанию помощи государствам, появившимся в процессе деколонизации. Также немаловажным фактором, повлиявшим на ход этих дискуссий, стало соперничество США и СССР за влияние в странах третьего мира. Накануне созыва шестой специальной сессии, это противостояние особенно остро ощущалось в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.
Объектом настоящего исследования является политическое взаимодействие развивающихся стран и экономически-развитых стран в рамках ООН 1970-х гг.
Предметом исследования концепции, программы, отдельные действия государств-членов ООН в связи с разработкой и реализацией Нового мирового экономического порядка.
Цель работы - проанализировать политику ведущих стран-членов ООН в рамках движения к установлению «Нового международного экономического порядка». Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать формирование противоречий по вопросам экономического развития в рамках ООН.
2. Изучить ранний опыт ООН и развитых стран стимулировать экономическое развитие Третьего мира.
3. Проанализировать ход дискуссии развитых и развивающихся стран во время Шестой специальной сессии 1974 года, а также принятые резолюции.
4. Изучить опыт реализации нового международного экономического порядка во второй половине 1970-х гг.: проанализировать изменение отношений между развитыми и развивающимися государствами и трансформацию мировых рынков.
Магистерская работа охватывает промежуток времени от 1949 г., когда вопрос о стимулировании экономического развития слаборазвитых регионов с помощью международных организаций впервые поднял в своей инаугурационной речи президент США Гарри Трумэн, до 1981 г., когда долгое противодействие развитых стран к установлению Нового международного экономического порядка привело к тому, что на саммите Север-Юг в Канкуне, посвященному вопросам международного развития, президент США Рональд Рейган отказался обсуждать предоставление прав, которые развивающиеся страны требовали на протяжении почти 20 лет. Наиболее подробно будет рассматриваться период с 1974 по 1981 гг., когда международное сообщество активно работало над установлением нового международного экономического порядка.
Историография проблемы включает работы исследователей, изучавших экономические отношения между развитыми и развивающимися государствами (Север и Юг), научные труды, посвященные истории ООН и агентств системы ООН.
Учитывая, что в данной диссертации необходимо рассмотреть историю взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами в рамках системы ООН, в первую очередь надо обратиться к истории самой ООН. Наилучшим образом её раскрывают Ежегодники ООН. Это серия книг, публикуемая Департаментом глобальных коммуникаций ООН, которые наиболее подробно отражают историю всей организации с момента её появления и до наших дней. Каждая книга рассматривает отдельный год деятельности ООН и описывает все актуальные вопросы, дебаты, принятые решения и их реализацию в рамках системы. В ходе данной работы, требовалось подробно рассмотреть период с 1971 по 1979 гг.
Также в качестве литературы по истории ООН была использована работа Пола Кеннеди «Парламент человека: прошлое настоящее и будущее ООН». В ней автор описал основные проблемы, с которыми столкнулись развивающиеся страны после обретения независимости, а также причины, почему идея нового международного экономического порядка так и не был реализована.
При написании данной работы была использована книга Марка Мазовера «Власть над миром». В ней автор описывает внешнюю политику США в период распада колониальных держав и становления ООН и других международных организаций, имеющих огромное влияние на международные отношения: Вашингтон вносил огромный вклад в идеи развития бедных регионов с помощью системы ООН и пересмотр кабальных отношений между Севером и Югом, с целью предотвратить распространение влияния СССР на регионы, долгое время находившиеся под колониальным гнётом.
В ходе выполнения работы, необходимо было изучить историю ЮНКТАД и ход её работы в интеграции развивающихся государств в мировую экономику. Эти события достаточно подробно описали историки Мишель Кристиан, Сандрина Котт и Ондрей Матейка в книге «Планирование Холодной войны в Европе: конкуренция, сотрудничество, распространение». В главе «ЮНКТАД и регулирование международной торговли в 1970-х годах» достаточно подробно описан процесс развития этой организации, а также сотрудничество со странами Первого и Второго мира.
Новый международный экономический порядок подробно разобран в книге Крэйга Мёрфи «Появление идеологии Нового международного экономического порядка». В ней автор прослеживает связь появления идеи этого порядка, начиная со Второй мировой войны и какой вид она приняла в 1970-х гг.
Рассмотренные при написании работы научные статьи включали в себя описание процессов по установлению нового международного экономического порядка, а также критику действий и принятых соглашений.
Среди просмотренных статей о Новом международном экономическом порядке из зарубежных журналов, наблюдается огромное разнообразие подходов к рассмотрению этой темы.
Такие авторы, Ральф Оматайо Оланиан, Судхир Сэн и Натаниэль Лефф в своих работах объясняют невозможность установления Нового международного экономического порядка с экономической точки зрения.
Сунити Кумар Чартеджи и Гамани Кореа исследовали правовое поле применения принципов Нового международного экономического порядка после его провозглашения.
Гарольд Джекобсон, Дуглас Смит и Брахат Варивалла в своих статьях исследуют проблему взаимоотношений между странами в годы провозглашения Нового международного экономического порядка.
В отечественной историографии большого интереса к теме данной диссертации не наблюдается, что свидетельствует малое количество русскоязычной литературы, напрямую затрагивающих эту тему. Русскоязычная литература ограничивается журнальными статьями, написанными Бабуриной Ольгой Николаевной доцента кафедры экономики и менеджмента МГА им. Ф. Ф. Ушакова и Ганюшкиной Елены Борисовны доцента кафедры международного права ВШЭ.
Первая в статье «Вариации представлений о мировом порядке и новый мировой экономический беспорядок» проанализировала попытки установления такого порядка, как попытку создания более надёжной мировой экономической системы. Вторая в статье «Формирование международного экономического порядка» рассмотрела эту тему, как один из этапов к экономической глобализации.
Исходя из этого, российским исследователям Новый экономический порядок больше интересен, как трансформация международных отношений в мировой экономике. Однако эта тема очень легко поддаётся междисциплинарному подходу, так что есть большой потенциал её для исследования.
Наиболее важным источником материалов для написания данной работы стал архив Генеральной Ассамблеи ООН. В этом архиве можно найти все документы, созданные в рассматриваемом в диссертации периоде времени. Их можно разделить на несколько категорий:
1. Резолюции Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС, ЮНКТАД: в них отражены все принятые решения этих органов в ходе прений представителей стран-членов на пленарных заседаниях конкретных сессиях .
2. Стенограммы пленарных заседаний: в них содержатся речи представителей стран-членов ООН во время заседания в каком-либо из органов. В этих речах отражены позиции государств по вопросам Нового международного экономического порядка. Также вместе со стенограммами показываются результаты голосований по принятию решений ООН .
3. Переписка Генерального секретаря с отдельными органами ООН: в них можно отследить позицию представителей органов ООН по каким-либо вопросам, касающихся международной обстановки.
Ещё одной категорией документов, необходимых для написания работы, стали дипломатические документы стран-членов ООН, из которых можно было подчерпнуть взгляды и опасения по поводу ситуации, во время которой они были созданы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором определена актуальность темы, цель, задачи исследования, объект и предмет работы, теоретическая и историографическая база. В первой главе рассматриваются основные события из истории стран третьего мира, которые подтолкнули их к требованию установления нового международного экономического порядка. Во второй главе описывается ход дискуссии представителей 107 государств, собравшихся во время Шестой специальной сессии Генеральной Ассамблеи и Пятьдесят седьмой сессии Экономического и социального совета, и принятие соответствующих резолюций. В третьей главе анализируется изменения экономических отношений между Севером и Югом во второй половине 1970-х гг. и даётся оценка эффективности действия нового международного экономического порядка.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием историко-экономического, логико-теоретического - в изучении категориального аппарата, сравнительно-правового методов, а также метода всестороннего анализа международно-правовых событий 1970-х гг. Проблематика, связанная с изучением установления нового международного экономического порядка в рамках ООН, потребовала использования междисциплинарного подхода и обращения к исследованию международно-правовой, политологической и экономической литературы, а также трудов специалистов по международным отношениям. В исследовании широко используются различные международные документы (метод первичного анализа) и исследования других авторов (метод вторичного анализа). В диссертационной работе использован последовательный методический прием изложения.
В заключении подводятся итоги исследования, оценивается влияние рассматриваемого исторического события на современность и определяются перспективы развития темы.
Обострение конфронтации между Севером и Югом во второй половине XX в. была закономерной. Даже после предоставления независимости колониям, бывшие метрополии всё равно имели огромное влияние на них, прежде всего экономическое. Неудачные попытки стимулирования экономического роста в развивающихся странах, нежелание возмещать ущерб, понесённый за годы колониализма, сохранение контроля над природными ресурсами транснациональных корпораций и непропорционально-огромное влияние на мировую экономику - все эти факторы заставляли слаборазвитые страны искать возможности борьбы с экономическим доминированием Севера.
Среди промышленно-развитых стран больше всех попыток помощи деколонизированным государствам предпринимали США. В 1950-1960е гг. они стали главным финансовым донором ООН, а также пытались реализовать свои собственные проекты по стимулированию экономического роста слаборазвитых стран: до сих пор США остаётся лидером в этих областях. Однако эти усилия сводили на нет слабость ООН, усиление долгового бремени стран Третьего мира, а также приоритет личных политических целей перед их национальными интересами государств. Если первые 20 лет после окончания Второй мировой войны США пытались возглавить антиколониальное движение и стать для освободившихся стран маяком к процветанию, то начиная с 1964 г. она, наоборот, ушла в конфронтацию с ними. Войны в Юго-Восточной Азии и Кубе, содействие военным переворотам, разжигание мирового валютного кризиса превратили США в глазах Третьего мира в главный оплот неоколониализма.
В условиях начала «холодной войны» и распада колониальных империй, международное сообщество больше не могло игнорировать проблемы неразвитых стран. Чем больше новых государств появлялось на карте мира, тем активнее развивались международные организации, а также идеи преодоления экономического разрыва между странами бедными и богатыми странами. Таким образом вопрос Север-Юг оказал значительное влияние на процесс глобализации.
Формирующееся единство мира доказали экономические кризисы 1970¬х гг., последствия которых затронули в той, или иной мере все государства на планете. Эти кризисы создали благоприятную почву для переговоров о перестройке экономических взаимоотношений и сокращения разрыва между развитыми и развивающимися странами.
С момента созыва первой конференции ЮНКТАД, на долгие годы установилась модель взаимоотношений между Севером и Югом в органах ООН: сформировавшаяся Группа-77 противостояла развитым государствам при нахождении и принятии решений по реструктуризации мировой экономики. Но закономерно, на прениях побеждала коалиция стран Третьего мира из-за численного перевеса. Это противостояние продолжалось и на Шестой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и будет продолжаться дальше.
Отношениях между Севером и Югом не могло не затронуть влияние Холодной войны на продвижение развивающихся стран в международных органах: социалистические страны одобряли все инициативы Группы-77, и поэтому последние всегда могли рассчитывать на поддержку стран Восточного блока, особенно если это шло против интересов стран НАТО. Однако, Группа-77 охотно сотрудничала как с капиталистическими развитыми странами, так и с социалистическими странами Восточной Европы.
Но, к сожалению, Группа-77 так и не смогла достичь консенсуса с развитыми странами, что повлияло на реализацию идеи Нового международного экономического порядка. Ни одна развитая страна не показала твёрдого желания придерживаться принятым резолюциям. Постепенно, они утрачивали свой смысл, как и большинство других резолюций ООН.
Прогресс в установлении Нового международного экономического порядка, над которым международное сообщество работало на протяжении 1970-х гг., шёл медленно из-за развитых стран, опасающихся разрушения давно сложившегося мирового экономического механизма, который до сих пор давал им значительные выгоды и укреплял их лидирующее положение. В 1970-е гг. на фоне кризисов промышленно-развитые страны беспокоились, прежде всего, за своё экономическое положение, поэтому практика принятия протекционистских меры и уменьшение количества первоначально запланированных уступок странам Третьего мира стали закономерными.
Реализацию Нового международного экономического порядка также тормозило наличие принципов, которые в условиях рыночной экономики воплотить невозможно. К ним относятся индексация цен на сырьё и промышленные товары, которые импортируют развивающиеся страны и создание торговых альянсов по конкретным товарам, наподобие ОПЕК.
Но несмотря на провал Нового международного экономического порядка, мировая экономика претерпела изменения. В рамках ЮНКТАД сформировалось множество торговых альянсов самого разного уровня, а также Общий фонд сырьевых ресурсов и Ломейская конвенция, которые до сих под функционируют. Дискуссии о реализации Нового международного экономического порядка заострили проблему взаимоотношений между Севером и Югом и на долго время предопредели обсуждение проблемы стимулирования экономического развития на международном уровне.
1. 2207-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчет/ Документ ООН - Л/РУ.2207.
2. 2208-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2208.
3. 2209-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2209.
4. 2210-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2210.
5. 2211-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2211.
6. 2212-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2212.
7. 2213-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2213.
8. 2214-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2214.
9. 2215-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2215.
10. 2216-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2216.
11. 2217-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2217.
12. 2218-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2218.
13. 2219-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2219.
14. 2220-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2220.
15. 2221-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2221.
16. 2222-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2222.
17. 2223-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2223.
18. 2224-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2224.
19. 2225-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2225.
20. 2226-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2226.
21. 2227-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2227.
22. 2228-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2228.
23. 2229-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2229.
24. 2230-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2230.
25. 2231-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2231.
26. 2315-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи.
Официальный отчёт/ Документ ООН - Л/РУ.2315.
27. Международная стратегия развития на второе десятилетие.
Резолюция Генеральной Ассамблеи №2626/ Документ ООН - Л/КЕ8.2626.
28. Официальный отчёт восьмой сессии ЭКОСОС/ Документ ООН - Е/1310.
29. Письмо Постоянного представителя Алжира при Организации Объединенных Наций от 30 января 1974 года на имя Генерального секретаря/ Документ ООН - A/9541.
30. Программа развития ООН/Документ ООН - 1965 -
A/RES/2093(XX).
31. Резолюции, принятые на шестой специальной сессии.
Официальный отчёт/ Документ ООН - A/9559.
32. Хартия экономических прав и обязанностей. Резолюция
Генеральной Ассамблеи №3281/ Документ ООН - A/RES.3281.
33. Учреждение специального фонда. Резолюция Генеральной Ассамблеи №3356/ Документ ООН - A/9952.
34. 1921st meeting of the fifty-seventh session of the Economic and Social Council. Summary records of meetings/ Документ ООН - E/SR.1921.
35. Message dated 4 April 1974 from His Holiness Pope Paul VI/ Документ ООН - A/9554.
36. Convening of the sixth special session of the general assembly/ Документ ООН - A/9542.
37. Statement on the collection of contributions as at 31 December 1954 / Документ ООН - ST/ADM/SER.B/59.
38. Study of the problems of raw materials and development. Report of the Ad Hoc Committee of the 6th Special Session. Part II/ Документ ООН - A/9556.
39. The Department of State Bulletin. The official monthly record of United States foreign policy/ Office of Public Communication, Bureau of Public Affairs - 1955 - 734 p.
40. Cancun meeting fails to resolve key differences. By Alan Riding,
Special To the New York Times/ The New York Times archives, Oct. 24, 1981. URL: https: //www.nytimes.com/1981/10/24/world/cancun-meeting-fails-to-
resolve-key-differences.html (дата обращения: 22.06.20).
41. Joint declaration of the seventy-seven developing countries. Geneva, 15 June 1964. URL:https: //www. g7 7. org/doc/Joint%20Declaration.html(Дата обращения: 13.05.2020).
42. Summary of agreement between the World Bank and United Nations. Oct. 2, 1947. URL: https:
https: //timeline. worldbank. org/themes/timeline/pdfj s/web/viewer. html (дата обращения: 19.06.20)
43. T elegram 99106 From the Department of State to Certain Diplomatic Posts, May 13, 1974, 2237Z. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1969-76ve14p1/d9(дата обращения 20.06.20).
Литература
1. Бабурина О.Н. Вариации представлений о мировом порядке и новый мировой экономический беспорядок/ Финансы и кредит - 2008 - № 2 - С. 20-27.
2. Волкова С. В., Пашенцев Д. А., Рудакова Е. Н., Тимофеев С. В., Эриашвили Н. Д.. Всемирная организация здравоохранения: история создания и развития/ Вопросы истории - 2020 - №3 - C. 94-99.
3. Ганюшкина Е.Б. Формирование международного
экономического порядка/ Международное право и международные организации - 2012 - № 1 - C. 10-33.
4. Захаров А.П., Лобанов Л.Г. Жгучие проблемы развивающихся стран перед форумом ООН/ Международная жизнь - 1968 - №5 - C.39-47
5. Мазовер М. Власть над миром: История идеи/ Пер. с англ. И.Д. Голыбиной - Москва: Кучково поле, 2016. - 432 c.
6. Пашенцев Д. А., Рудакова Е. Н., Матвиенко С. В., Шутикова Н. С., Щебренко Э. Д. История создания и деятельности Сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО)/ Вопросы истории - 2020 - № 5 - С. 140-145.
7. Подбиралина Г.В. Организационные и экономические аспекты сотрудничества ЕС и африканских стран/ Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова - 2006 - No 1. - С. 103-107.
8. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему
альтернатива? М. : ИЛА, 1992 - 337 с.
9. Родионова И.А. Экономическая и социальная география мира/ Москва: Юрайт, 2019 - 385 с.
10. Сагимбаев А.В. Проблема экономического развития колоний в контексте реформирования колониальной стратегии Великобритании в 1920 - х гг/ Вестник Брянского государственного университета - 2019 - С. 118-127.
11. Той Д. 50 лет ЮНКТАД: Краткая история/ Женева: Организация объединённых наций, 2014 - 154 с.
12. Удовенко С.П., Кузминых Ю.В. Системы тарифных преференций в международной торговле и особенности их предоставления в современных условиях/ Вестник Московского университета МВД России - 2016 - No 6 - С. 172-176.
13. Черкасов П.П. Судьба империи. Очерк колониальной экспансии Франции в XVI-XX вв. М.:Наука, 1983 - 183 с.
14. Murphy C. The Emergence of the NIEO Ideology/ New York: Taylor & Francis Ltd, 1984 - 190 p.
15. Alacevich M. Not a Knowledge Bank: The Divided History of Development Economics and Development Organizations/ Social Science History Association - Vol. 40, No. 4 - P. 645-649.
16. Bockman J. Socialist Globalization against Capitalist Neocolonialism: The Economic Ideas behind the New International Economic Order/ An International Journal of Human Rights, Humanitarianism, and Development - 2015 - Vol. 6, № 1 - P. 109-128.
17. Chatterjee S. K. The Charter of Economic Rights and Duties of States: An Evaluation alter 15 Years/ The International and Comparative Law Quarterly - 1991 - Vol. 40, No. 3. - P. 669-684.
18. Christian M., Kott S., Matejka O. Planning in Cold War Europe: Competition, Cooperation, Circulations/ Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co KG. 2018. - 383 p.
19. Corea G. UNCTAD and the New International Economic Order/ International Affairs - 1977 - Vol. 53, Issue 2 - P. 177-187.
20. Kennedy P. The Parliament of Man: The Past, Present, and Future of the United Nations/ New York: Random House, 2006. - 384 p.
21. Mills J. C. The international monetary crisis and its implications for Malawi/ The Society of Malawi Journal - 1972 - Vol. 25, No. 1. - P. 20-32.
22. Ogle V. State Rights against Private Capital: The New International Economic Order and the Struggle over Aid, Trade, and Foreign Investment, 1962-1981/ Humanity: An International Journal of Human Rights, Humanitarianism and Development - 2014 - Vol. 5, No. 2 - P. 211-234.
23. Omotayo R. O. The New International Economic Order (NIEO): A Review/ Nigerian Forum - 1987 - No 3 - P. 1-7.
24. Proceedings of the United Nations Conference on Trade and Development. Fourth session Nairobi, 5-31 May 1976 - 190 p.
25. Sen S. International Development Strategy of the United Nations/ India International Centre Quarterly - 1984 - Vol. 11, No. 3. - P. 271-286.
26. The Woods Presidency/ World bank group archives. Exhibit Series - 2016 - №23 - 10 p.
27. Yearbook of United Nations 1951/ New York: Department of public information United nations, 1952 - 986 p.
28. Yearbook of United Nations 1962/ New York: Department of public information United nations, 1964 - 730 p.
29. Yearbook of United Nations 1964/ New York: Department of public information United Nations, 1966 - 650 p.
30. Yearbook of United Nations 1970/ New York: Department of public information United Nations, 1972 - 1100 p.
31. Yearbook of United Nations 1971/ New York: Department of public information United Nations, 1974 - 816 p.
32. Yearbook of United Nations 1972/ New York: Department of public information United Nations, 1975 - 882 p.
33. Yearbook of United Nations 1973/ New York: Department of public information United Nations, 1976 - 1036 p.
34. Yearbook of United Nations 1974/ New York: Department of public information United Nations, 1977 - 1170 p.
35. Yearbook of United Nations 1976/ New York: Department of public information United Nations, 1979 - 1102 p.
36. Yearbook of United Nations 1985/ New York: Department of public information United nations, 1988 - 1446 p.
37. Wariavwalla B. Developing and Developed Countries/ India International Centre Quarterly - 1977 - Vol. 4, No. 1 - P. 24-37.
38. White R. C. Expropriation of the Libyan Oil Concessions — Two Conflicting International Arbitrations/ International & Comparative Law Quarterly - 1981 - Vol. 30, Issue 1. - P. 1-19.
39. Weintraub S. The Role of the United Nations in Economic Negotiations/ Proceedings of the Academy of Political Science - 1977 - Vol. 32, No. 4. - P. 93-105.