Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРРЕЛЯТЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОМ УРОВНЕ

Работа №100967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
КОРРЕЛЯТЫ НА ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОМ УРОВНЕ 7
1.1. Понятие «мотивация достижения», история развития представлений о
мотивации достижения в зарубежной психологии 7
1.2. История развития представлений о мотивации достижения в
отечественной психологии 13
1.3. Степень разработанности проблемы мотивации достижения 17
1.4. Мотивация трансценденции как структурный элемент мотивации
достижения. История развития представлений о феномене «трансценденция» 19
1.5. Понятие «ценностные ориентации», теоретические концепции
ценностных ориентаций 23
1.6. Экзистенциальный анализ В. Франкла и А. Лэнглэ 29
1.7. Понятие «самоактуализация», теоретические концепции
самоактуализации 33
1.8. Коучинг как консультирование по вопросам мотивации достижения 39
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 42
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯТОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОМ УРОВНЕ 43
2.1. Общая организация исследования и используемые методики 43
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 47
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В
ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА (ТРЕНИНГ) 77
3.1. Общая организация исследования и используемые методики 77
3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 79
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99


В настоящее время исследования, направленные на изучение такого психологического феномена, как мотивация достижения, приобретают все большую актуальность. Интерес к изучению проблемы мотивации достижения во многом связан с тем, что современное общество, с его быстро меняющимися технологиями, интенсивным развитием, требует от человека постоянного приобретения новых знаний, умений, навыков, то есть человек, чтобы адаптироваться к миру, должен учиться на протяжении всей своей жизни.Поэтому большое значение в жизни современного человека приобретает мотивация достижения, которая способствует развитию человека, как профессиональному, так и личностному, способствует постоянному самосовершенствованию, а также помогает человеку найти свое место в социуме, самореализоваться. Мотивация достижения является надежным предиктором успеваемости в школе и вузе, а также успешности в бизнесе и других профессиях (в частности, как показали исследования, уровень мотивации достижения более надежный предиктор успеха, чем интеллект (Т.О. Гордеева [12], Х. Хекхаузен [52]и др.)) В целом в мире и в России в частности имеется запрос работодателей на таких сотрудников, которые умеют ставить цели и достигать их, стремятся к постоянному профессиональному развитию, овладению новыми технологиями работы, умеют решать нестандартные задачи и пр. А это черты, которые присущи людям с выраженной достиженческой мотивацией.
Немаловажное значение имеет изучение и формирование мотивации достижения у студентов-психологов. Как отмечает А.Н. Неврюев [36], требования, предъявляемые к личности психолога, выше, чем к личностям людей, осваивающих другие профессии. Это связано с тем, что главный инструмент практикующего психолога - его собственная личность. Исходя из этого, очевидно, что немаловажное значение имеет изучение личностных особенностей студентов-психологов, в частности их потребностно- мотивационной сферы: достиженческой мотивации. Если у студента еще в годы обучения будет сформирована мотивация достижения, то он будет стремиться постоянно оттачивать свое профессиональное мастерство, стремиться к саморазвитию и достижению новых вершин в своей профессиональной деятельности. Соответственно, профессиональная деятельность такого человека с большой долей вероятности будет успешной.
Проблема исследования. Люди часто обращаются к психологам- консультантам с проблемами целеполагания, желанием повысить свою эффективность в различных жизненных сферах. В настоящее время популярным является такое направление практической психологии, как коучинг, основная цель которого: способствовать саморазвитию человека. Не менее популярными являются и различные тренинги, направленные на актуализацию и формирование мотивации достижения. Но публикаций, посвященных описанию и анализу эффективности данных тренингов, достаточно мало. Кроме того, тренинги в основном направлены на работу с поведенческим блоком мотивации достижения. С нашей же точки зрения более целесообразным представляется работать с личностно-смысловым (ценностно-целевым) блоком мотивации достижения. Несмотря на то, что данный блок мотивации достижения является определяющим в структуре мотивации достижения, он изучен сравнительно мало. В основном, исследования в данной области посвящены изучению базовых потребностей, лежащих в основе мотивации человека (З. Фрейд, А. Адлер и др.) [12] При этом в современной психологической литературе практически нет исследований, которые были бы направлены на выявление того, какие ценности и смыслы являются психологическими коррелятами мотивации достижения на личностно-смысловом уровне.
Объектом исследования является мотивация достижения. Предмет исследования: психологические корреляты мотивации достижения на личностно-смысловом уровне.
Цель исследования: выявить психологические корреляты мотивации достижения на личностно-смысловом уровне.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по проблеме мотивации достижения, рассмотреть один из структурных компонентов мотивации достижения - мотивацию трансценденции и выделить психологические корреляты мотивации достижения на личностно-смысловом уровне;
2) подобрать методики, направленные на изучение мотивации достижения, ценностных ориентаций, параметров экзистенциальной исполненности, смысложизненных ориентаций и самоактуализации;
3) провести корреляционное исследование, проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
4) разработать программу тренинга, направленного на формирование мотивации достижения у студентов-психологов первого курса;
5) провести комплекс тренинговых занятий у студентов-психологов первого курса, проанализировать и проинтерпретировать полученные данные.
Гипотезы:
А) корреляционная: психологическими коррелятами мотивации достижения на личностно-смысловом уровне являются: ценностные ориентации (доброта, универсализм и пр.), параметры экзистенциальной исполненности, смысложизненные ориентации, самоактуализационные параметры;
Б) каузальная: тренинг, направленный на формирование мотивации достижения посредством работы преимущественно с ее личностно-смысловым блоком, будет способствовать повышению уровня мотивации достижения у студентов-психологов.
При проведении исследования были использованы следующие методики:опросник ценностей Ш. Шварца, опросник терминальных ценностей И. Сенина, Шкала экзистенции А. Лэнглэ и К. Орглер, тест смысложизненных ориентаций Д. Леонтьева, самоактуализационный тест Л. Гозмана и др., тест мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Мотивация достижения: адаптация, трансценденция» (МДАТ).
Для анализа полученных данных использовались методы непараметрической статистики: коэффициент корреляции Спирмена, И- критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона. Обработка проводилась в программе 8Р88 21.0.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания работы мы выяснили, что мотивация достижения многими авторами понимается как стремление к успеху, настойчивость в достижении поставленных целей, как склонность к постоянному самосовершенствованию и раскрытию своего потенциала.
В первой главе нашей работы приведен обзор зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме мотивации достижения, определены основные понятия, используемые в работе, представлены различные модели достиженческой мотивации, выявлены основные проблемы в изучении мотивации достижения. Также мы выделили психологические корреляты мотивации достижения на личностно-смысловом уровне: ценностные ориентации, параметры экзистенциальной исполненности, самоактуализация, - и показали их связь с мотивацией достижения, опираясь на теоретические представления о данных психологических феноменах. Также нами был рассмотрен генеральный фактор мотивации достижения: мотивация трансценденции, прослежена история развития представлений о данном психологическом феномене в философии и психологии.
Во второй главе нами были проанализированы и проинтерпретированы результаты корреляционного исследования взаимосвязи мотивации достижения с ценностными ориентациями, параметрами экзистенциальной исполненности, смысложизненными ориентациями и самоактуализацией.
В третьей главе мы проанализировали и проинтерпретировали результаты эксперимента, направленного на формирование мотивации достижения.
Выдвинутые нами гипотезы: корреляционная и каузальная - подтвердились. Так, в ходе корреляционного исследования было показано, что мотивация достижения положительно связана с такими ценностными ориентациями, как доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, достижения, власть, собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности. Также нами были выявлены положительные связи между достиженческой мотивацией и параметрами экзистенциальной исполненности: самодистанцированием, самотрансценденцией, свободой, персональностью, экзистенциальностью и общим уровнем экзистенциальной исполненности. Мы обнаружили взаимосвязь мотивации достижения с различными параметрами самоактуализации и сделали вывод о связи мотивации достижения и с самоактуализацией в целом. Подтвердилась и гипотеза о том, что тренинг, направленный на формирование мотивации достижения порседством работы с ее ценностно-целевым блоком, будет способствовать повышению уровня мотивации достижения. Так, и в экспериментальной в группе в целом и в двух экспериментальных подгруппах наблюдается значимое повышение уровня мотивации достижения.
В дальнейшем мы планируем исследовать мотивацию достижения у представителей различных социальных групп, а не только у студентов, а также изучать мотивацию достижения на поведенческом уровне (успеваемость, карьерный рост и пр.), эмоциональном (эмоциональный интеллект, тревожность и пр.), когнитивном (когнитивные стили и т.д.)



1. Аверьянов А.И. Коучинг как новое направление профессиональной деятельности психолога //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. № 3. С. 141-147.
2. Айсмонтас Б.Б.Педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов— М: МП ИГУ, 2004. — 374 с.
3. Белинская Е.П. Социальная психология личности.М.:«Академия», 2009.304 с.
4. Бердникова Д.В., Виндекер О.С. Исследование взаимосвязи мотивации
достижения с учебной мотивацией и другими личностными
характеристиками //Психол. вестн. Урал.фед. ун-та. 2013. Вып. 10. С. 6-14.
5. Бердникова Д.В. Исследование взаимосвязи мотивации достижения с учебной мотивацией и другими личностными характеристиками// ВКР (департамент психологии УрФУ). - Екатеринбург. 2013. 59 с.
6. Васильева С.В. К проблеме ценностей в психологии //Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005». - СПб.: Изд-во СПб университета, 2005. С. 9-11.
7. Виндекер О.С., Бердникова Д.В. Мотивационные особенности студентов- психологов с разными имплицитными теориями интеллекта и личности //Изв. Урал.гос. ун-та. Серия 1. 2014. № 2. С. 140-148.
8. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения / Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2010. 24 с.
9. Виноградова Е.Л. Коучинг и психотерапия: возможности пересечения практик //Консультативная психология и психотерапия. 2010. №1. С.200-219.
10. Воробьева Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы /Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Ростов н/Д, 2007. 47 с.
11. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М. : Рос.пед. агентство, 1995. - 43 с.
12. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 333 с.
13. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон.науч. журн. 2010а. № 4 (12). ПВЕ: psystudy.ru
14. Далгатов М.М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибуции //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2006. № 1. С. 71-81.
15. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ //Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 162-168.
16. Зиневич О.В., Петрова Э.Д. Коучинг как средство саморазвития личности //Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С.172-177.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ