Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление интеллектуальной собственностью на промышленном предприятии

Работа №100952

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Рынок объектов интеллектуальной собственности: компоненты и связи 8
1.1. Идентификация корпоративных систем управления интеллектуальной
собственностью: постановка задачи исследования 8
1.2. Анализ национальных приоритетов в сфере интеллектуальной
собственности 18
1.2.1. Приоритеты государственного регулирования интеллектуальной
собственности США 18
1.3 Инфраструктура рынка интеллектуальной собственности 29
2. Интеллектуальная собственность как стратегический ресурс развития
промышленности 32
2.1. Динамическая модель развития интеллектуальных ресурсов предприятия
на основе управления интеллектуальной собственностью 32
2.2. Конкурентные стратегии предприятия, основанные на интеллектуальных
правах 36
2.3. Капитализация интеллектуальных прав 39
2.3.1. Оценка и декомпозиция стоимости брэнда и других нематериальных
активов предприятия 40
3. Стратегии и механизмы управления интеллектуальной собственностью на
предприятии 44
3.1 Формирование корпоративной идеологии управления интеллектуальной собственностью 44
3.2.1. Коммерциализация, трансфер технологий и интеллектуальная
собственность 46
3.2.2 Проблемы и тенденции развития систем трансфера технологий 61
3.3 Формирование структур управления интеллектуальной собственностью ... 70
Заключение 76
Список использованных источников 83


Актуальность темы исследования. Основными особенностями современного этапа развития экономики являются ее глобализация и преимущественная ориентация на результаты интеллектуальной деятельности. В этих условиях особую значимость приобретают мотивационные механизмы эффективного использования интеллектуальных ресурсов, направленные на доведение нематериальных результатов интеллектуальной деятельности до материализованных рыночных продуктов, удовлетворяющих различные потребности общества. Одним из наиболее эффективных экономико-правовых институтов, ориентированных на решение этой проблемы, является система привилегий на результаты интеллектуальной деятельности - институт интеллектуальной собственности (ИС).
Анализ формирования института ИС показал, что к настоящему времени сформировался целый ряд теорий, раскрывающих его экономическую сущность и направленных на разрешение фундаментального противоречия в сфере создания и использования новых знаний, которые, с одной стороны, должны являться общественным благом, обеспечивающим научно- технический прогресс, а с другой стороны, — наоборот, являются естественным правом создателя этих знаний, т.е. частным благом. Отмеченное противоречие оказывает принципиальное влияние на формирование сдерживающих развитие инновационных систем конфликтов экономических интересов в сфере создания и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а институт ИС - это достигнутый обществом компромисс и установленные государством правила разрешения этого противоречия и условия обеспечения эффективного взаимодействия субъектов рынка инноваций.
Совершенствование правовых и экономических механизмов развития рынка инноваций в России и, в частности, в Уральском регионе способствует в последнее время перемещению внимания предприятий к объектам ИС из области тактических операций в сферу системного формирования и развития конкурентных стратегий, основанных на исключительном праве на объекты ИС, механизмов их реализации и соответствующих организационных структур. Причем система управления ИС, являясь одной из множества других подсистем управления организацией, должна быть органично встроена в общекорпоративную систему управления с учетом сложившихся организационной структуры и организационной культуры.
Весьма существенным фактором эффективного управления ИС является формализация бизнес-процессов - определение функций, последовательности их выполнения, управляющих факторов и ресурсов, а также участников процесса. Сегодня отсутствие отработанных механизмов и процедур управления ИС приводит к тому, что, несмотря на принятие в конце 90-х г. во многих организациях прогрессивной идеологии в сфере интеллектуальной собственности, а также развитие мотивационных схем, институциональной базы и соответствующей инфраструктуры, процесс управления ИС постоянно "натыкается" на подводные камни в виде неотработанных технологических и финансовых процедур, несогласованности документации, дублирования функций различных подразделений, низкой информированности персонала и Т. д.
При коммерческом использовании результатов интеллектуальной деятельности невозможно обойти вопрос о разделении прав. Причем, несмотря на существование формальных правил разделения интеллектуальных прав, на практике они нередко оказываются недостаточными, что приводит к возникновению трудноразрешимых конфликтов. Богатый зарубежный и формирующийся российский опыт в этой сфере свидетельствует о том, что весьма эффективным инструментом управления конфликтами экономических интересов в сфере ИС является принцип эффективной взаимозависимости, известный также как принцип "выиграл-выиграл", который пришел в экономику из теории игр для ситуаций, когда выигрывают обе стороны. Принцип "выиграл-выиграл" может быть эффективно использован на всех этапах процесса создания и коммерциализации инноваций, в том числе и при управлении наиболее антагонистическими - конкурентными конфликтами интересов, поскольку, несмотря на то, что права ИС изначально предполагают исключение других из конкуренции, и в этой ситуации весьма целесообразным является применение принципов взаимовыгодного партнерства.
Особую роль при формировании корпоративных систем управления ИС играет согласованность с корпоративной инновационной системой, причем в идеальном варианте управление ИС должно быть построено как ее составная часть. На практике, к сожалению, это по различным причинам получается не всегда. Иногда, вероятно, потому, что инновационная система является системой более высокого порядка и, как следствие, требует более высокого уровня корпоративных изменений и инвестиций, и предприятие или организация пока может быть не готово к ее формированию. В такой ситуации система управления ИС (как "более четко формализованный" сегодня предмет системного исследования) может стать первым шагом создания инновационной системы, и поэтому особенно важным условием разработки идеологии и механизмов управления ИС является их ориентация на коммерциализацию новых знаний, инновационное развитие организации и повышение эффективности инновационных процессов.
Разработанность темы исследования. Исследованию институциональных основ ИС посвящены работы таких зарубежных исследователей как А.Н. Елисеев, В.И. Мухопад А.П. Сергеев, И.Е. Шульга, А.Н. Козырев, О.В. Новосельцев и других.
В целом сложившаяся в этой сфере российской экономики ситуация характеризуется, с одной стороны, наличием основных элементов и подсистем управления инновационной деятельностью предприятия, региона и страны в целом и, с другой стороны, нехваткой важнейших системообразующих взаимодействий и процессов. В результате - система "существует, но не работает". Очевидно, что системное формирование и развитие эффективных механизмов использования института ИС играет в решении этой проблемы весьма значимую роль. Именно это обстоятельство и предопределило выбор темы настоящего исследования.
Объект исследования - процессы воспроизводства и использования интеллектуальных ресурсов развития промышленности.
Предмет исследования - совокупность правовых и социально-экономических отношений, оказывающих влияние на процессы формирования и коммерциализации ИС, направленные на повышение эффективности воспроизводства и использования интеллектуальных ресурсов развития промышленного предприятия.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка корпоративных систем управления ИС, основанных на оптимальном сочетании интересов всех участников рынка объектов ИС и обеспечивающих эффективное воспроизводство и использование интеллектуальных ресурсов развития промышленности.
Реализация этой цели основана на решении следующих задач:
- выявить и обосновать влияние института ИС на воспроизводство и использование интеллектуальных ресурсов развития промышленного предприятия;
- провести анализ экономической сущности и противоречий института ИС, а также сравнительную оценку систем государственного регулирования рынка объектов ИС в РФ и за рубежом;
- выявить наиболее эффективные стратегии и механизмы использования института ИС для промышленного предприятия;
Научная новизна результатов исследования:
1. Выявлены специфические закономерности взаимного влияния особенностей развития экономики, основанной на знаниях и института ИС, которые позволяют осуществлять эффективное стратегическое позиционирование промышленного предприятия, базирующееся на эффективном воспроизводстве и использовании его интеллектуальных ресурсов и обеспечивающее повышенную экономическую ренту на основе реализации свойства неидеальной воспроизводимости объектов ИС;
2. Развита концепция института ИС, ориентированного на разрешение противоречия между частным и общественным характером знаний как экономического блага за счет достижения динамического равновесия между экономическими интересами авторов объектов ИС и общества, позволяющая идентифицировать и обоснованно аргументировать выбор способов использования интеллектуальных прав при формировании конкурентных стратегий предприятия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научная база, промышленный комплекс и все больше возрастающая инвестиционная привлекательность Свердловской области создает все необходимые предпосылки для формирования полноценной региональной инновационной системы. Одним из важнейших инструментов повышения эффективности этой системы и происходящих в ней инновационных процессов является институт интеллектуальной собственности. Для корпораций - это фактор повышения конкурентоспособности бизнеса, для региональных органов власти - инструмент разделения прав на результаты интеллектуальной деятельности, получаемые за счет средств бюджета, а также управления процессом коммерциализации этих результатов.
Вместе с тем опыт работы на региональном рынке услуг в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о весьма противоречивом отношении как к самому институту ИС, так и к механизмам его использования, например, разделения прав на РИД, полученные за счет средств государственного бюджета, тактике разрешения споров в сфере ИС и т. д. Это обстоятельство, а также сохраняющаяся в течение полутора десятилетий после принятия комплекса законов РФ в сфере ИС низкая активность предприятий и организаций на рынке объектов ИС являются одними из наиболее значимых факторов невысокой эффективности инновационных процессов в регионе.
Одна из основных причин сложившейся ситуации заключается в том, что "старая" модель патентно-лицензионной деятельности в организациях была ориентирована в основном на патентно-информационное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Вопросам коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, а также разрешения конфликтов экономических интересов в сфере использования объектов интеллектуальной собственности внимания практически не уделялось и, как следствие, на предприятиях отсутствовали соответствующие функциональные и структурные элементы и подсистемы. Вместе с тем внешние и внутренние взаимодействия современного предприятия в сфере ИС требуют решения целого спектра правовых, экономических и технических вопросов, связанных с правами на РИД при выполнении НИОКР, возникающих при лицензировании продукции, при взаимодействии между подразделениями предприятия, администрации с работниками, а также с конкурентами. Попытки решить эту проблему разовыми действиями по патентованию тех или иных технических решений к заметному положительному результату не приводят.
Возможности и угрозы современного рынка инноваций свидетельствуют о том, что эффективное использование результатов ИД на рынке, а также адекватная реакция на патентную активность конкурентов возможны лишь при наличии системы управления ИС с целенаправленной идеологией, отработанными механизмами, четкой структурой и формализованным процессом. Это обстоятельство обусловило практическую цель проведенных нами исследований, а именно разработку оптимальных моделей управления ИС на основе анализа возможностей и противоречий института ИС, а также поиска тех существенных элементов и системообразующих факторов, которые позволили развитым странам добиться значительных успехов в управлении ИС на государственном и корпоративном уровнях.
Анализ формирования института интеллектуальной собственности показал, что к настоящему времени сформировался целый ряд теорий, раскрывающих его экономическую сущность, каждая из которых является попыткой разрешения фундаментального противоречия в сфере создания и использования новых знаний, которые, с одной стороны, должны являться общественным благом, а с другой стороны, - наоборот, являются неотъемлемым, естественным правом создателя этих знаний. Очевидно, что отмеченное противоречие оказывает принципиальное влияние на формирование на рынке инноваций конфликтов экономических интересов в сфере создания и коммерциализации результатов ИД, а институт ИС - это установленные обществом правила разрешения этого противоречия и управления формирующимися на его основе конфликтами экономических
интересов субъектов рынка.
В частности, в основе теорий, обосновывающих роль патента как стимулятора научно-технического прогресса, лежит предположение о том, что патентная система стимулирует не только и не столько изобретательскую активность, сколько частные инвестиции в НИОКР и передачу полученных в научной сфере знаний в промышленность. Кроме того, получая временную монополию на изобретение и частично реализуя свое естественное право на идею, автор вынужден раскрыть его сущность, тем самым предоставляя обществу доступ к новым знаниям, снижая общественные издержки, связанные с "изобретением велосипеда".
Многие из доводов против патентной системы, на наш взгляд, связаны с абсолютизацией ее роли в развитии экономики. В частности, патентная защита является не единственным мотивационным фактором для инноваторов как на уровне государства, так и на корпоративном уровнях. Кроме того, в силу высокой неопределенности патентной защиты, а также сложности и высокой стоимости судебных разбирательств в области патентного права "патентные войны" имеют смысл только как крайняя мера и при условии финансовой состоятельности истца.
Таким же образом на основе экономических соображений построены правила получения и распоряжения исключительными правами на средства индивидуализации, при использовании которых следует избегать преувеличения возможностей, предоставляемых их правовой охраной.
Вместе с тем отмеченные выше проблемы не снижают роли объектов интеллектуальной собственности в повышении эффективности инновационных процессов, а лишь свидетельствуют о неэффективности "точечных" мер по защите РИД и средств индивидуализации и необходимости системного подхода к формированию патентного портфеля, обеспечивающего конкурентоспособность и привлекательность бизнеса. Институт интеллектуальной собственности - эффективный, но не единственный и не универсальный инструмент повышения эффективности инновационных процессов. Абсолютизация возможностей этого института приводит к разочарованиям и нередко конкурентным потерям. Наиболее эффективная корпоративная стратегия использования института ИС — оптимальное сочетание исключительных прав на РИД наряду с другими инструментами повышения конкурентоспособности инновационного бизнеса, таких как, например, - засекречивание информации о новых технологиях, ускорение вывода продукции на рынок, выпуск сопутствующих товары и услуг на корпоративном уровне и развитие инфраструктуры инновационного предпринимательства, системы финансирования ранних стадий инновационных проектов на федеральном и региональном уровнях.
Независимо от принятия (или непринятия) решения о патентовании или другом способе правовой охраны инновационной разработки в качестве инструмента повышения ее конкурентоспособности невозможно обойти вопрос о разделении прав на РИД. Причем, несмотря на то, что формальные правила разделения прав на РИД существуют, на практике они нередко оказываются недостаточными, что приводит к возникновению трудноразрешимых конфликтов. Отношения в сфере использования РИД, как правило, выходят за рамки права, что связано как с противоречивостью самого института ИС, так и с тем, что одним из основных участников процесса создания и коммерциализации РИД является человек. Как следствие, особую значимость приобретают социально-экономические и психологические аспекты управления конфликтами экономических интересов.
Богатый зарубежный и формирующийся российский опыт в этой сфере свидетельствует о том, что весьма эффективным инструментом управления конфликтами экономических интересов в сфере ИС является принцип эффективной взаимозависимости, известный также как принцип "выиграл- выиграл", который пришел в экономику из теории игр для ситуаций, когда выигрывают обе стороны. Одним из ярких примеров эффективности этого принципа при разделении прав на РИД, созданные за счет средств государственного бюджета являются, в частности, закон Бай-Доула (США, 1980 г.) и новая редакция патентного Закона РФ (2003 г.).
Принцип "выиграл-выиграл" может быть эффективно использован на всех этапах процесса создания и коммерциализации инноваций, в том числе и при управлении наиболее антагонистическими - конкурентными конфликтами интересов, поскольку, несмотря на то, что права ИС изначально предполагают исключение других из конкуренции, и в этой ситуации весьма целесообразным является применение принципов взаимовыгодного партнерства. Эффективность применения принципа "выиграл-выиграл" в конкурентной борьбе на рынке объектов ИС во многом обусловлена двойственным характером интеллектуальной собственности как временной монополии на РИД, поскольку многие РИД нельзя однозначно отнести к чистым частным благам, обладающим полной конкурентностью и исключаемостью. Следствием этого обстоятельства является наличие комплекса ограничений исключительных прав на использование объектов ИС, а также целого набора конкурентных инструментов на рынке объектов ИС как у правообладателя, так и у потенциального нарушителя исключительных прав.
Проведенные исследования показали также, что развитие правовых и экономических механизмов рынка инновационных технологий в России и, в частности, в Уральском регионе способствует перемещению внимания со стороны предприятий к объектам ИС как нематериальным активам из области тактических операций, связанных с оптимизацией налогообложения в сферу формирования и развития конкурентных стратегий, основанных на исключительном праве на объекты ИС. Кроме того, начало 90-х г. ознаменовалось формированием и развитием новой корпоративной стратегии - слияний и приобретений, которая радикально изменила экономический фон и показала, что синергетический финансовый эффект использования в корпоративных стратегиях предприятий таких факторов, как, например, средства индивидуализации и другие объекты ИС, безусловно может быть отнесен к числу наиболее значимых явлений в экономике конца XX столетия.
Как следствие, в последние несколько десятилетий за рубежом и в последние годы в России владельцы и менеджеры компаний стали все больше внимания уделять объектам интеллектуальной собственности как нематериальным активам, причем не в бухгалтерской трактовке этого термина, а вообще - как к особому виду активов компании. Очевидно, что более активное использование основанных на объектах ИС нематериальных активов на всех уровнях экономики России является одним из эффективных способов решения проблемы низкой капитализации российского бизнеса.
Система управления ИС, являясь одной из множества других подсистем управления организацией, должна быть органично встроена в общекорпоративную систему управления с учетом сложившихся организационной структуры и организационной культуры. В частности, отношения организации с авторами изобретений или программ для ЭВМ, как правило, выходят далеко за рамки патентного или авторского права, поэтому подсистема управления кадрами в организации должна включать в себя и согласованные элементы управления интеллектуальной деятельностью персонала, а также права на ее результаты. Кроме того, поскольку патентно-лицензионная деятельность требует затрат, она должна быть встроена в систему бюджетирования организации в рамках инновационных стратегий развития и финансовой политики. Подразделения, ответственные за инновационное развитие и НИОКР, должны находиться в постоянном взаимодействии со службой интеллектуальной собственности организации в сфере патентно¬конъюнктурных исследований, а также в области правовой охраны новых технических решений.
Четко обозначенные стратегии коммерциализации объектов ИС и приоритеты инновационного развития позволяют обоснованно формировать лицензионную политику, политику разрешения конфликтов интересов и, как следствие, решать такие частные задачи, как выбор способа и территории правовой охраны инновационной разработки, тип лицензионного соглашения, размер авторского вознаграждения изобретателям - работникам предприятия и т. д. Формализация этих положений существенно влияет на эффективность инновационных процессов. Весьма существенным фактором эффективного управления ИС, как важнейшей части инновационной системы, является формализация процесса управления - определение функций, последовательности их выполнения, управляющих факторов и ресурсов, а также участников процесса.
Особую роль при формировании корпоративных систем управления ИС играет согласованность с корпоративной инновационной системой, причем в идеальном варианте управление ИС должно быть построено как ее составная часть. На практике, к сожалению, это по различным причинам получается не всегда. Иногда, вероятно, потому что инновационная система является системой более высокого порядка и, как следствие, требует более высокого уровня изменений и инвестиций, и предприятие или организация пока может быть не готово к ее формированию. В такой ситуации система управления ИС (как "более четко формализованный" сегодня предмет системного исследования) может стать первым шагом создания инновационной системы, и поэтому особенно важным условием разработки идеологии и механизмов управления ИС является их ориентация на коммерциализацию новых знаний, инновационное развитие организации и повышение эффективности инновационных процессов.



1. Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая. Права на результаты
интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.).
3. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утверждены распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от «22» мая 2002г. № 1272-р/Р-8/149
4. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утверждены Минимуществом РФ 26.11.2002 г. №>СК-4/21297
5. Модельный закон «Об инновационной деятельности». Утвержден постановлением МПА СНГ № 27-16 от 16.11.06. // Инновации 2007. № 1. С. 12-28
6. Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик (утверждено ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1, действует в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ) (ред. от 26.11.2001)
7. Порядок включения объектов интеллектуальной собственности в состав нематериальных активов. № 809 от 20.3.1995.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02 октября
2004г. № 514 «О федеральных органах исполнительной власти,
уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г.
№ 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по
интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (22.04.2005)
10. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 122 "Об утверждении положения о патентных поверенных"
11. Приказ от 27.12.07 № 153н. Об утверждении положения по
бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)
12. Абовский Н.П. Методология научного творчества. Научиться исследовать и изобретать: учебное пособие для вузов. - Красноярск: СФУ, 2011. - 268 с.
13. Абрамов А. Изобретение: сегодняшняя попытка определения //
Инновации. 2006. № 6. С. 15-16
14. Азгальдов Г.Г., Карпова H.H. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие. — М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. 400 с.
15. Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление: учеб.-метод. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. — 192 с: ил.
16. Баринов Н., Синельников Е. Развитие организации в конкурентной среде //Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2000
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ