Глава 1 Теоретические аспекты исследования эмоционального
интеллекта 7
1.1 Эмоциональный интеллект в системе других видов
интеллекта 7
1.2 Эмоциональный интеллект как социально-психологический
феномен 22
1.3 Методы формирования эмоционального интеллекта 29
Глава 2 Опытно-поисковое исследование эмоционального интеллекта у студентов 48
2.1 Общая организация исследования 48
2.2 Описание и объяснение методик исследования 48
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 55
Глава 3 Формирование эмоционального интеллекта у студентов 64
3.1 Общая организация исследования 64
3.2 Результаты «Исследования влияния социально-психологического
тренинга на повышение уровня эмоционального интеллекта» и их обсуждение 68
3.3 Результаты исследования «Исследование эффективности влияния
социально-психологического тренинга и семинарских занятий на повышение уровня эмоционального интеллекта» и их обсуждение 81
Заключение 91
Список использованной литературы 96
Приложения 101
Тема эмоционального интеллекта (ЭИ) одна из бурно развивающихся в данное время. Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) как альтернатива традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке. Психологи заговорили о том, что коэффициент эмоционального интеллекта (ЕСУ) имеет большую прогностическую ценность, чем 1р.
Исследования эмоционального интеллекта можно условно разделить на два подхода.
Представители популярной концепции (Д. Гоулман и другие) эмоциональный интеллект преподносят как абсолютный ключ к успеху во всех сферах жизни. Обсуждается то, как изучение эмоционального интеллекта способствует более высокому уровню общения и как следствие лучшей адаптации к новым условиям [16], достижению своих целей [48], выстраиванию собственной карьеры [39], успеху в личной жизни [9].
С другой стороны, на сегодняшний день отсутствует достаточно исследований показывающих однозначную связь между эмоциональным интеллектом и жизненным благополучием. Более того, по мнению Дж. Мейера эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с проблемным поведением, с высоким уровнем личностной тревожности.
Несмотря на различия в подходах, представители разных концепций сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект - это один из позитивных факторов индивидуальности для межличностного взаимодействия, который необходимо развивать. Однако данное мнение не подкреплено, в достаточной степени, экспериментальными исследованиями.
Есть и другие более разработанные направления исследования эмоцион. интеллекта. К ним можно отнести структуру эмоционального интеллекта [16, 26, 28, 51], а также его место в структуре других видов интеллекта. Многие включают такие составляющие эмоционального интеллекта как способность к осознанной регуляции эмоций, понимание эмоций, различение и выражение эмоций, однако относительно других составляющих однозначной картины не наблюдается.
В современной психологии есть прикладные исследования, которые касаются изучения эмоционального интеллекта в определенных социальных группах: школьники [36], менеджеры [31]. Такая социальная группа как студенчество не достаточно исследована. Исследования ограничились лишь разработкой и апробацией диагностического материала [27]. Вместе с тем, именно к современному студенчеству предъявляются огромные требования: так как, стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации молодых людей.
Не проводилось исследований по выявлению уровней эмоционального интеллекта у студентов разных профессиональных направленностей, не изучались возможности формирования эмоционального интеллекта.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, существующими потребностями социальной практики, с одной стороны, так и недостаточной их разработанностью, полученными противоречивыми данными и отсутствием исследований конкретных аспектов социального интеллекта, с другой стороны.
Целью данной работы стало исследование и формирование ЭИ у студентов, обучающихся по разным направлениям.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать разные подходы в научной литературе с целью выделения основных составляющих ЭИ;
2. на основе выделенных составляющих ЭИ подобрать и провести методики для его изучения;
3. изучить активные методы формирования ЭИ;
4. разработать и апробировать программы формирования ЭИ с использованием различных активных методов обучения у студентов.
Объект исследования - эмоциональный интеллект
Предмет исследования: исследование и формирование основных составляющих эмоционального интеллекта у студентов.
В исследовании приняли участие 182 испытуемых, из которых 74 юноши и 108 девушек в возрасте от 17 до 20 лет.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: активные методы обучения (СПТ и семинарские занятия) способствуют развитию эмоционального интеллекта.
Данная гипотеза была конкретизирована в следующих предположениях:
1. Социально-психологический тренинг - эффективный метод формирования эмоционального интеллекта.
2. Семинарские занятия эффективно развивают академический эмоциональный интеллект, а социально-психологический тренинг эффективно развивает практический эмоциональный интеллект.
В работе был использован следующий комплекс методов исследования:
1. Общенаучные методы (сравнительный анализ теоретических подходов и обобщение психологической литературы по проблеме эмоционального интеллекта);
2. Эмпирические методы («Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, метод кейсов);
3. Метод формирующего эксперимента (социально-психологический тренинг, семинарские занятия);
4. Методы математико-статистической обработки данных (1- критерий Стьюдента, И-критерий Манна - Уитни, Т-критерий Вилкоксона, обработка данных проведена на компьютере с использованием пакета PASW Statistics 18).
Работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и приложений.
В теоретической части рассмотрены такие вопросы, как эмоциональный интеллект в системе других видов интеллекта, эмоциональный интеллект как социально-психологический феномен и методы формирования эмоционального интеллекта.
Практическая часть содержит две главы: опытно-поисковое исследование эмоционального интеллекта у студентов и формирование эмоционального интеллекта у студентов.
В заключении представлены основные выводы данной работы.
В контексте нашей работы анализ литературы предполагал рассмотрение четырех проблем.
В первой части теоретической главы мы рассмотрели теорию множественного интеллекта Г. Гарднера, академический, практический, социальный, эмоциональный интеллекты, а также их соотношение. Эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Одновременно с этим каждый интеллект (и эмоциональный в том числе) может быть как академическим (знания о чем-либо), так и практическим (умения и навыки).
Вторая часть была посвящена теориям эмоционального интеллекта, а также выявлению составляющих ЭИ на основе моделей, предложенных Д.В. Люсиным и П. Селевеем вместе с Д. Мейером. Перечислим эти составляющие:
✓ определение наличия эмоционального переживания у себя;
✓ определение наличия эмоционального переживания у другого человека;
✓ идентификация своих эмоций;
✓ идентификация эмоций других людей;
✓ способность контролировать интенсивность своих эмоций;
✓ способность контролировать интенсивность эмоций других людей;
✓ способность произвольно вызвать у себя ту или иную эмоцию;
✓ способность произвольно вызвать ту или иную эмоцию у других людей;
✓ нахождение словесного выражения для той или иной эмоции;
✓ понимание причин, которые вызвали эмоцию;
✓ понимание следствий, к которым ведет та или иная эмоция;
✓ способность контролировать внешнее выражение эмоций;
✓ фасилитация мышления вследствие подбора более подходящей для ситуации эмоции.
И, наконец, в третьей части мы рассмотрели активные методы формирования эмоционального интеллекта и подробно остановились на двух: методе семинарских занятий и методе тренинга.
В работе был использован следующий комплекс методов исследования:
1. Общенаучные методы (анализ и обобщение психологической литературы, научных исследований по проблему эмоционального интеллекта, сравнительный анализ теоретических подходов);
2. Эмпирические методы («Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, метод кейсов);
3. Метод формирующего эксперимента (социально-психологический тренинг, семинарские занятия);
4. Методы математико-статистической обработки данных (t- критерий Стьюдента, U-критерий Манна - Уитни, T-критерий Вилкоксона, обработка данных проведена на компьютере с использованием пакета PASW Statistics 18).
Нами было проведено три исследования:
1. Опытно-поисковое исследование эмоционального интеллекта у студентов.
2. Исследование влияния активных методов обучения (на примере СПТ) на повышение уровня эмоционального интеллекта.
3. Исследование эффективности влияния тренинга и семинарских занятий на повышение уровня эмоционального интеллекта.
По результатам трех исследований сделано несколько выводов:
1. Как управленцы, так и психологи приписывают себе более высокие показатели ЭИ, чем есть на самом деле. Вероятно, это связано с общей профессиональной ориентацией. Для психологов и управленцев важно иметь высокий ЭИ, т.к. их работа непосредственно связана с взаимодействием с людьми и влиянием на них.
2. Как у психологов, так и у управленцев выраженность ЭИ преимущественно среднего или высокого уровня, что можно объяснить общей профессиональной ориентации.
3. У юношей достоверно выше показатели по внутриличностному интеллекту, а также по управлению эмоциями, чем у девушек. Данный факт может быть связан с тем, что мальчикам с детства дается установка брать свои эмоции под контроль, что подтверждается в литературе.
4. Вербальный словарь эмоций девушек более дифференцирован и разнообразен, чем у юношей. Это связано со склонностью девушек к обсуждению вопросов, связанных с эмоциями: своими, подруг, близких, звезд и т.д.
5. Различия в опознании лицевой экспрессии между юношами и девушками отсутствует, что подтверждает наши предыдущие исследования гендерных различий в опознании эмоций [5, 6], а также данные, полученные Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой [47].
6. Тренинговое воздействие увеличивает показатели эмоционального интеллекта, что говорит о высокой эффективности влияния разработанной нами программы тренинга на эмоциональный интеллект студентов.
7. Полученные данные показали, что тема опознания лицевой экспрессии малоэффективна в данном тренинге. Разработанный нами тренинг скорее закрепляет, чем развивает умение распознавать лицевую экспрессию. Для развития, возможно, необходимо увеличение заданий, а также подбор других типов заданий, направленных на развитие именно этой темы.
8. Разработанная программа тренинга повышает умение предсказывать поведение людей, основываясь на испытываемых этими людьми эмоциях, а также способность дифференцировать внешние проявления эмоций (мимика, жесты, позы и т.д.). Данный тезис подтвердился в сопоставлении первой экспериментальной группы до и после тренинга, в сравнении двух экспериментальных и контрольных групп и в сравнении второй экспериментальной группы после тренинга с первой контрольной до тренинга.
9. Участники, прошедшие тренинг, могут лучше распознавать лицевую экспрессию, нежели участники, не проходившие тренинг.
10. Межличностный интеллект (шкала МЭИ по опроснику Д.В. Люсину) студентов УрФУ развивается эффективно благодаря естественному развитию, что может быть объяснено включенностью студентов во множество социальных взаимодействий, в которых им необходимо ориентироваться на эмоции людей.
11. Разработанная нами программа тренинга является эффективным инструментом развития эмоционального интеллекта студентов. Таким образом, тренинг оказался более эффективным в развитии умений (определение наличия эмоционального переживания у себя и у другого человека, идентификация своих эмоций и эмоций других людей, понимание причин, вызвавших эмоцию и т.д.), т.е. в развитии практического эмоционального интеллекта.
12. Разработанная нами программа семинарских занятий является эффективным инструментом развития словаря эмоций студентов, а также способностей анализировать эмоции и подбирать к ним точное вербальное описание. Семинар оказался более эффективным в развитии тех способностей, которые опираются на полученные знания (активный словарь эмоций, распознание статичной лицевой экспрессии), т.е. в развитии академического эмоционального интеллекта.
Таким образом, все предположения основной гипотезы подтвердились.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — С. 111—131.
3. Активные методы обучения // Яндекс словари [Электронный
ресурс] - Точка доступа:
https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8 /%D0%9E%D1 %85%D1 %80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D1 %82% D1 %80%D1 %83%D0%B4%D0%B0/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B 8%D0%B2%D0%BD%D1 %8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1 %82 %D0%BE%D0%B4%D1 %8B%20%D0%BE%D0%B 1 %D1%83 %D1 %87% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/ - 24.04.2015.
4. Белкина Е. Н. Оценка результатов тренинга // Материалы III-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров «Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар» - Точка доступа: http://www.treko.ru/show_article_598 - 25.03.2013.
5. Белобородов А. М. Гендерные различия в восприятии лицевой экспрессии / А. М. Белобородов // Научный диалог. - 2013. - № 4(16) : Психология. Педагогика. - С. 28-37.
6. Белобородов А.М. Успешность считывания лицевой экспрессии человека как путь к пониманию внутреннего мира человека // Человеческое, слишком человеческое: проблема статуса гуманитарного исследования в XXI веке, Ека-бург: Изд-во Урал. ун-та, 2013, 30-34.
7. Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 176 с. (Труды Института психологии РАН).
8. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
9. Бибарсова Н. В. Оптимизация семейного самоопределения посредством развития эмоционального интеллекта юношей и девушек // Вестник ЧГПУ . 2014. №7.
10. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002.
11. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. - Деп. в ИТОП РАО. № 20-96. - М., 1996.
12. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга М: Издательство "Ось-89", 1999.
13. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. - М., 2007.
14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий // М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
15. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М. : ООО «И.Д. Вильяме», 2007. - 512 с: ил.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем 1О / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.
...