1. Авиационная отрасль России: общая характеристика 6
1.1. Авиатранспорт, как составляющая отрасль туризма 6
1.2. Крупнейшие аэропорты России 7
1.3. Крупнейшие авикомпании России 24
1.4. Договор о воздушной перевозке пассажиров, тарифы 30
1.5. Возникновение систем бронирования в авиации и современные системы
бронирования 39
1.6. Основные виды авиабилетов 53
1.7. Недостатки бумажных авиабилетов 57
1.8. Преимущества электронного билета 58
2. Современные системы для профессионального on-line бронирования и
выписки авиабилетов 60
2.1. TICKETS-PRO 60
2.2. ПОРТБИЛЕТ 62
2.3. IATI 63
2.4. ТЕЛЕТРЕЙН 65
2.5. Сравнительный анализ систем онлайн - продажи авиабилетов 66
Заключение 68
Список использованной литературы и источников 69
Приложение 1. Интерфейс системы IATI 71
Приложение 2. Интерфейс системы Портбилет (Обычный режим) 72
Приложение 3. Интерфейс системы Портбилет (Режим «Эмулятор Sabre») 73
В современном мире туристическая отрасль неразрывно связана с воздушным транспортом. Путешествия на самолетах делают доступными те города, страны и континенты, которые еще недавно казались людям недоступными. Но роль авиации не ограничивается только туризмом: деловые поездки, возможность чаще видеться с родными и многое другое. Если говорить непосредственно о нашей стране с ее огромной территорией, гигантскими расстояниями между деловыми и культурными центрами регионов гражданская авиация играет особую роль. Фактор большой территории России является важным стимулом развития гражданской авиации. Многие районы страны практически не имеют альтернативы воздушному сообщению. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, Санкт-Петербургом, курортными районами и со столицами стран СНГ и крупных европейских стран. В последние годы опережающими темпами растет объем международных перевозок. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше одной тысячи километров в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что на сегодняшний день трудно представить работу туристического агентства без продажи авиабилетов. Данная необходимость возникает все чаще: работа с корпоративными клиентами, часто выезжающими в командировки, подбор стыковочных рейсов для того, чтобы туристы из регионов могли иметь большую географию среди туристических направлений, продажа авиабилетов как способ получения дополнительной прибыли и повышения лояльности постоянных клиентов - все это диктует агентствам необходимость искать возможности организовать продажу авиабилетов непосредственно у себя в офисе. Но при всей простоте данного процесса, как может показаться на первый взгляд, выписка авиабилета требует большого объема определенных знаний и обработки не меньшего объема информации. Именно по этой причине работа с авиабилетами стояла в отдельности от остального функционала туристических фирм и требовала привлечения специально обученных кадров. Но по причине затратности организации собственных профессиональных авиакасс многие небольшие агентства обходились без них, что неминуемо приводило к сужению возможностей таких агентств. С развитием современных интернет-технологий появилась возможность интеграции профессиональных GDS с он-лайн оболочками и создания он-лайн агентств, занимающихся исключительно реализацией авиабилетов. В дальнейшем развитие этих технологий позволило создать не только b2c системы, но и b2b сервисы, позволившие агентствам осуществлять продажу авиаперевозок без подключения к GDS и привлечения отдельных кадров.
Поскольку на сегодняшний день появилось огромное число подобных b2b сервисов, то закономерно возникает вопрос к какой из них удобнее и выгоднее всего подключиться. Именно в систематизации информации о подобного рода системах заключается актуальность данной работы.
Объектами исследования выступают четыре системы: Портбилет, Телетрейн, Tickets-Pro, IATI.
Предметом изучения станет функционал обозначенных систем.
Целью данной работы станет выявление наиболее удобной и функциональной b2b системы для он-лайн бронирования и выписки авиабилетов в турагентствах.
Исходя из цели работы формулируются следующие задачи:
• Выделить сходства рассматриваемых систем
• Выделить преимущества и особенности систем
• Проанализировать заявленный их разработчиками функционал
• Сравнить системы между собой
Источниками послужили официальные интернет-сайты Глобальных Дистрибутивных Систем, таких как AMADEUS, SABRE, Сирена и систем для он-лайн бронирования билетов Портбилет, Телетрейн, Tickets-Pro и IATI.
На сайтах ГДС опубликовано множество материалов, связанных непосредственно с описанием функционала этих ГДС, принципами их работы и т. д. Данных материалов достаточно для получения общей картины о рынке продажи авиаперевозок через профессиональных агентов.
Если же говорить о сайтах систем, рассматриваемых мною в роли объектов работы, то наиболее информативным является сайт системы Tickets-pro, на котором опубликована исчерпывающая информация о порядке подключения к системе, её функционале и принципах работы.
Также достаточно информативным оказался сайт компании Телетрейн, на котором, помимо описания функционала системы, в свободном доступе опубликованы обучающие ролики по работе с системой.
На сайты системы Портбилет информация о функционале практически отсутствует, но имеется возможность опробовать систему в тестовом режиме.
Сайт компании IATI оказался неинформативен и представление о работе системы, и её функционале оказалось возможным получить только имея доступ непосредственно к личному кабинету.
Значение воздушных сообщений в туризме возрастало по мере увеличения провозной способности самолетов, повышения комфорта, сокращение времени полета. Особенно это отмечается с середины 50-х гг., когда появились реактивные самолеты со скоростью 700-950 км/час. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. Развитие внутреннего туризма России находится в непосредственной зависимости от состояния рынка внутренних авиаперевозок. На сегодняшний день на рынке внутреннего туризма России существует проблема нехватки низкобюджетной авиаперевозки и недостаточное количество межрегиональной перевозки. Но несмотря на это авиабилеты пользуются стабильным спросом и организация продажи авиабилетов в турагентствах - это необходимость.
При тщательном рассмотрении в ходе написания данной работы он-лайновых Ь2Ь систем, являющихся надстройками к профессиональным ГДС, предназначенных для облегчения продажи авиабилетов, стало ясно, что каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны и не может в полной мере заменить профессиональную ГДС.
Таким образом, если агентство планирует внедрять подобного рода систему, то наиболее удобным вариантом станет подключение к двум системам, каждая из которых сможет скомпенсировать недостающий функционал другой.
1. Официальный сайт компании «Телетрейн»: URL:
http://www.teletrain.ru.ru/ (дата обращения 20.02.2015)
2. Официальный сайт системы «IATI»: URL: http://www.iati.ru/ (дата
обращения 20.02.2015)
3. Официальный сайт системы «Tickets-pro»: URL: http://www.tickets-pro.ru/ (дата обращения 27.03.2015)
4. Официальный сайт компании «Портбилет»: URL: http://www.portbilet.ru/ (дата обращения 21.02.2015)
5. Официальный сайт авиакомпании «Аэрофлот»: URL:
http://www.aeroflot.ru/ (дата обращения 14.12.2014)
6. Официальный сайт авиакомпании «Сибирь»: URL: http://www.s7.ru/ (дата обращения 02.02.2015)
7. Официальный сайт компании «Амадеус»: URL: http://www.amadeus.ru/ (дата обращения 17.12.2014)
8. Официальный сайт компании «Сирена-трэвел»: URL: www.sirena-
travel.ru/ (дата обращения: 17.12.2014)
9. Официальный сайт компании «Сэйбр»: URL:
http://www.sabretravelnetwork.ru/ (дата обращения 17.12.2014)
Список использованной литературы
1. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки - СПб.: Изд.дом «Герда», 2001. - 400с.
2. Геращенко Н., Соколова А. Второе дыхание российских GDS // Мир электронной коммерции, - №04 - 2000г.
3. Гуляев В.Г. «Новые информационные технологии в туризме» - М.: «Издательство ПРИОР», 1988. 144с.
4. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: НОЛИДЖ, 1996. - 312с.
5. Ушаков Д. С. Прикладной туроперэйтинг. - М: Пресс, 2008 - С. 300
6. Дурович А.П. Организация туризма. - СПб.: Питер, 2009. 320 с.
7. Крутик А. Б. Внедрение систем электронного бронирования и резервирования //Эффективное развитие туристского предприятия. 2007.
8. О. Я. Осипова. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Издательство: Академия, 2006 г. - 384 с.
9. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.