Глава 1. Теоретические аспекты понимания модернизации. Модернизация в СССР 6
§ 1. Модернизация как социокультурный феномен 6
§2. Специфика модернизации в России 13
§3. «Консервативная модернизация» в СССР 21
Глава 2. Сталинская модернизация: антропологический проект, политики реализации. Социальные практики 36
§1. Антропологический проект сталинской модернизации 36
§2. Политики реализации антропологического проекта 46
§3. Социальные практики 53
§4. Конкретные человеческие судьбы: Саморефлексия 62
Глава 3. Соцреализм как продукт и средство реализации сталинской модернизации 69
§ 1. Соцреализм как механизм «дереализации» 69
§2. Репрезентация темы труда в соцреализме 79
Заключение 99
Список литературы
Актуальность. Проблема изучения советского периода остается весьма противоречивой темой для всего постсоветского пространства. Теоретизация сталинской культуры является важным шагом для изучения культуры XX столетия и является серьезным этапом для познания культуры отечественной культуры. Эта работа является попыткой обогатить это знание, т.к. современная т.н. советология испытывает острый дефицит в культурологическом осмыслении, которая позволит дать не только политическое или историческое, но и ее культурологическое осмысление.
Разработанность темы. Проблемой модернизации занимается множество авторов. Можно выделить несколько групп, изучающих различные аспекты. Общими теориями модернизации занимаются Б. Капустин, О. Лейбович и С. Гавров и Ю. Хабермас. В качестве теоретической конкретизации, исследователь А. Вишневский вводит понятие «консервативная модернизация» как описание макросоциальных процессов в СССР. Это является связующим звеном социологического и культурологического понимания проблемы. «Консервативная модернизация» является своеобразной локализацией понимания «консервативной революции», теоретиками которой являются К. Шмитт и Э. Юнгер ( которые также непосредственно затронуты в работе в качестве сравнительного материала). Также необходимо обращение к Б. Тренчени, который является исследователем генезиса этого направления. Вся эта проблематика является неотъемлемой частью теории и «консервативной модернизации».
Для понимания влияния советской модернизации на культуру, необходимо затронуть таких исследователей, как Т. Круглова, Е. Добренко, которые стремятся выявить культурные механизмы функционирования общества, созданного модернизацией. Вопросами влияния на повседневность макросоциальных процессов занимаются: Т. Круглова, Й. Хелльбек, Х. Гюнтер, О. Хархордин. Культурологический подход обогащается концепциями Ш. Фицпатрик, дающей исторический материал. Нарративные данные приводятся, в свою очередь, Н. Козловой.
Для рассмотрения влияния художественных практик на повседневность необходимо использование таких авторов, как: Т. Круглова, Х. Гюнтер, Е. Добренко, К. Кларк, Н. Григорьева. Эти исследователи занимаются общими вопросами существования художественных практик, которые называются «соцреализм». Дают понимание того, какие идеалы и ценности транслируются в советском искусстве, и какую роль оно играет в модернизации и существовании советского общества и культуры.
Объектом исследования является сталинская культура.
Целью работы является выявление специфики влияния макросоциального процесса модернизации на становление сталинской культуры, для решения этой цель ставятся следующие задачи: 1. Определить, является ли сталинская модернизация таковой; 2. Выявить специфику проекта модернизации «сверху» и «снизу» и рассмотреть культурные последствия модернизации в СССР; 3. Доказать, что художественные практики сталинского периода является одним из важных инструментов модернизации и сталинской культуры.
Гипотеза и новизна. Основная гипотеза заключается в том, что, по нашему мнению, советская культура 30-50-х и все, что с ней связано, является результатом сталинской модернизации и не могла существовать вне этого макросоциального процесса. Благодаря тому, что этот процесс был неполноценным относительно европейской модернизации и ее продуктов, весомую роль в ней играло искусство, которое одновременно являлось таким же средством модернизации, как и индустриализация. Искусство оказалось средством формирования системы представления о мире, являлось способом трансляции ценностей, что говорит о нем как способе воспроизводства сталинской культуры.
Структура и логика. Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Главы выстраиваются, исходя из задач исследования. Предмет в рамках данной работы постоянно меняется; вместе с эти меняется и метод.
Предметная область первой главы сталинская модернизация, метод используется диахронический и синхронический метод ее описания. В ней рассматриваются общие аспекты модернизации (§1), рассматривается сталинская модернизация в историческом контексте (§2), а также синхронический анализ сталинской модернизации как макросоциального процесса (§3). В этой главе необходимо будет ответить на вопрос о том, можно ли сталинскую модернизацию считать модернизации и какой спецификой она обладает.
Предметом изучения второй главы является взаимодействие проекта модернизации и реальных социальных практик. Используется аналитический метод. Глава делится на две крупные части, в которых говорится, с одной стороны, об антропологическом проекте по переустройству общества(§1); с другой стороны, о реальных практиках, которые возникли как результат воздействия и противодействия (§3). В качестве способов воздействия рассматриваются различные рычаги воздействия на культуры со стороны властных структур (§2). В последнем параграфе дается конкретный нарративный материал самоописания советских людей в качестве итогового анализа взаимодействия проекта и социальных практик.
В последней главе рассматривается соцреализм как механизм модернизации. Используется дедуктивный метод, будет сформулировано общее представление о соцреализме как средстве манипуляции сознанием (§1); также будут даны основные черты произведений соцреализма. Это все будет сопоставляться с эмпирическим материалом (произведение В. Катаева «Время, вперед!» (производственный роман)).
В ходе работы удалось выяснить, что сталинская модернизация как макросоциальный процесс обладает признаками западной модернизации, но ее инструментарий наследует много из того, что было в отечественной истории.
Отставание в технологическом плане компенсировалось за счет эксплуатации населения и использование мобилизационного метода. Советская модернизация сформировывала технический инструментарий для модернизации: основным проектом стала индустриализация -
«осовременивание» с точки зрения сталинского общества. Это был механизм разложения общины, несмотря на то, что в деревне она была законсервирована. Город и фабрика стали основной площадкой для «современности». Разложение традиционного общества, несмотря на архаизацию отношений вообще (в отношении некоторых социальных групп эта архаизация происходила в радикальной форме) - это один из главных признаков модернизации. Модернизация была направлена на создание общества нового типа, однако автономная личность в советской модернизации не зародилась, хотя является субъектом западной модернизаций. Благодаря этому, сталинская модернизация в различных трактовках никогда не отождествляется с западной, хотя несет часть ее черт.
Советская модернизация обладала преобразовательным пафосом в отношении переустройства человеческой жизни. Проект модернизации был направлен на достижение определенной социальной утопии, где большую роль играл бы труд как воспитательный механизм. Поэтому и понимание труда скорее историческое и антропологическое. «Новый народ» будет гомогенен и, что обязательно, будет рабочим. Это позволяет говорить о советской модернизации как об антропологическом проекте.
Проект заключался в формирование определенного образа человечества, где «новым человеческим типом» выступал рабочий, но рабочий в метафизическом смысле. Для выполнения своих преобразовательных функция рабочему нужно было трудиться, выполнять свою маленькую роль.
Труд человека несет онтологическое значение, он формирует историю, общество, человека. Он становится не просто экономической деятельностью, но преобразовательной в широком смысле слова, даже творческой. Труд - это единственное средство приложения, которое изменит мир. Он становится не просто способом достижения какого-то продукта, но он меняет человека, окружающее его общество и мир. Становится неважным его экономическое наполнение, которое с лихвой компенсируется воздействием на человеческий характер и его природу.
Государство должно лишь задавать вектор для приложения этого труда. Его конкретные ячейки в идее трудовых коллективов должно направлять рабочих в их труде. Общность становилась проводником модернизации для человека. Поэтому она и встроена в иерархию (помимо функции политического контроля) и вместе с ней встроена в антропологический проект.
Как известно, любой проект имеет преломления, неточности, трудности. Исключением не стала советская модернизация. К примеру, тезис о жизнестроительной функции коллектива нивелируется исследованиями многочисленных ученых о том, что в СССР на почве постоянного страха сформировалось общество, каждый член которого являлся наблюдателем и контролером своего товарища, а труд и принятие общественных норм становилось жизненной необходимостью. В такой ситуации общество не принимает деления жизни человека на публичную и интимную, а принимает его только как свою часть, идентифицирующую себя через него. Однако нельзя говорить о том, что сталинская модернизация существовала лишь на силе принуждения.
Сталинский режим использовал и силу принуждение, и силу самопринуждения. Для первого рычаги остались прежними с самых давних времен, но для мотивации населения к выполнению модернизационных задач необходима была идеология, которая была бы способна мотивировать человека для действия, ведь арсенал сталинской модернизации окажется неполным без воздействия на массы.
В сталинской модернизации существовало множество противоречий, для их сокрытия работал гигантский аппарат пропаганды, который идеологизировал все сферы жизнедеятельности. Получается так, что различные положения становятся не просто каким-то взглядом на действительность, но определенным планом и триггером достаточных последствий в реальной жизни. В условиях монополии роль идеологии возрастает многократно, являясь единственной точкой зрения на процесс, она была внутренне непротиворечива. Поэтому люди склонны были заниматься рационализацией, а с высоты истории эта рационализация кажется нелепой.
Путем фальсификации, подмены и недомолвок официальный курс подминает под себя саму реальность и продуцирует ситуацию, когда люди занимаются приведением своего понимания действительности в соответствие с официальным. Возникает ситуация дереализации. Различные сферы жизнедеятельности осмысляются с помощью идеологии. Соответственно необходим рычаг для воздействия и на эту реальность и на человека, который является ее носителем.
Если разложить сталинский проект на два компонента: принуждение и самопринуждение. То они играют одинаково важную роль. Если отдать предпочтение первому элементу, то историческая картина, где присутствовала не только эксплуатация, но и энтузиазм будет не полная. Если отдать предпочтение самопринуждению, возникает сомнение в том, что в отсутствии диктата официального курса мог возникнуть единый порыв миллионов людей. Возникает определенная зависимость силы принуждения и самопринуждения в советском варианте. По нашему мнению, те результаты в промышленном строительстве и производстве, которые были достигнуты в ходе индустриализации, осуществлялись не только посредством приказаний и централизованного распределения обязанностей, но также с помощью мотивации широких слоев населения, ведь существуют миллионы неопровержимых доказательств самопожертвования во имя этой модернизации. Ради модернизации люди были готовы потерять здоровье или умереть и без угрозы со стороны карательного института.
Искусство в качестве внутренне непротиворечивой системы миропонимания и мироосмысления является мощным инструментом самопринуждения, т.к., с одной стороны, является способом творения
реальности, с другой стороны, искусство напрямую воздействует на личность человека.
В ситуации, когда искусство воспринимается как прямое отражение реальности, фактического положения дел, оно становится важной частью жизни. Понимаемое как отражение реальности, искусство не теряет своего компонента иллюзорности. Можно сказать, что соцреализм становится проводником системы ценностей. Иными словами, соцреализм дает и стремится создать определенную реальность, которая должна будет полностью воплотиться (а частично уже воплотилась) в реальности.
Почти в каждом произведении рассматриваемой эпохи речь идет о каком- то значимом экономическом объекте, функционирование которого напрямую связано со строительством нового мира или революцией, но не с достижением экономических целей. Главный герой в произведении обычно и есть советский человек, искомый образ «нового человека», которого должна была создать модернизация. Труд является для него воздухом, т.к. только в труде он осознает и выявляет себя как представителя «нового человечества». Несмотря на свой «геройский характер», способный поднять его над обществом, он выполняет простую работу, которая и делает его героем, ведь именно труд делает человека героем, способным изменить мир. Поэтому каждый может стать героем, надо только отдать себя, свое здоровье и жизнь своей деятельности - труду, что демонстрирует герой как личность, способная переступить себя.
Соцреализм стремится сформировать такую реальность, в которой труд, коллектив и рабочий становятся способом творения и творцами истории. Получается, что искусство соцреализма направлено на эстетизацию модернизационного проекта, который в ценностном отношении связывается с вышеперечисленными категориями.
Это позволяет говорить о том, что искусство является важным элементом сталинской модернизации. Советское искусство одновременно является механизмом воспроизводства и дереализации, благодаря тому, что позиционируется как реалистическое искусство. Искусство соцреализма существует внутри идеологии, но как таковое является средством эстетизации. С одной стороны, это является средством легитимации официального курса, которое рассказывает об успехах модернизации, с другой стороны, соцреализм является средством мотивации для отдельного человека. Искусство позволяет создать желанную цель, идеальное общество, идеальную реальность, в которую хочется попасть.
Стоит говорить о том, что сталинская модернизация не могла осуществиться без идеологии. Поэтому именно внутри идеологии существовала публичная жизнь, образование и искусство. Идеология обосновывала и мотивировала; благодаря монопольному взгляду на миропонимание возникли условия для рутинизации исходных посылок сталинской модернизации. Внутри идеологии существовала сфера, способная к самому утонченному воздействию на человеческое сознание - искусство соцреализма. Оно эстетизировало все аспекты модернизации, которые в виде художественного произведения воздействовали на личность уже на уровне чувств. Нельзя поставить знак равенства между соцреализмом и сталинской модернизацией, но нельзя и говорить о том, что без соцреализма она была бы такой, какой она воплотилась на практике. Искусство стало реальным рычагом ее осуществления, являлось средством вовлечения масс с помощью воздействия на чувственность, сокращая дистанцию между историческим процессом и отдельной личностью.
1. Алымов С. Неслучайное село: советские этнографы и колхозники на пути
«от старого к новому» и обратно [Электронный ресурс]/ Сергей Алымов// Новое литературное обозрение. - 2010. - №101. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2010/101/alk7.html (Дата обращения:
14.01.2015).
2. Арнасон Й. Советская модель как форма глобализации [Электронный ресурс]/Йохан Арнасон// Неприкосновенный запас.-2013. - №90. Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/3843 (дата обращения: 9.02.2015).
3. Арсеньев П. П.Конференция «Интеллектуальное наследие революции
1917 года» [Электронный ресурс]/ Павел Арсеньев// Новое литературное обозрение. - 2009.- №95. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2009/99/ar44.htmll (Дата обращения: 6.01.2015).
4. Байбурин А. К предыстории советского паспорта (1917-1932) [Электронный ресурс]/ Альберт Байбурин// Неприкосновенный запас. -
2009. - №2(64). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2009/2/ba8.html (дата обращения: 8.02.2015).
5. Блоккер П. Сталкиваясь с модернизацией: Открытость и закрытость
другой Европы [Электронный ресурс]/ Блоккер Пол// Новое литературное обозрение. - 2009. - №100. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/po3.html (Дата обращения:
10.01.2015).
6. Вайнман У. Левые и национализм в России [Электронный ресурс]/ Утэ
Вайнман, Влад Тупикин// Неприкосновенный запас. - 2005. - №1(39). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/1/vai8.html (дата
обращения:6.02.2015).
7. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998. - 432 с.
8. Волков В.В. Концепция культурности, 1935-1938 годы: советская
цивилизация и повседневность сталинского времени [Электронный ресурс]/В.В. Волков//социологический журнал. - 1996. - №1-2. Режим доступа: http: //j our.isras .ru/index.php/socj our/article/view/271/252 (дата
обращения: 16.02.2015).
9. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит: Монография / Предисловие Л.С. Перепелкина. - М.: МГУДТ, 2010. - 269 с.
10. авров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества [Электронный ресурс]: монография// С.Н. Гавров. - М. - 2002. Режим доступа: http://filosofia.ru/76531/ (дата обращения: 13.02.2015).
11. Глущенко И. 6 тезисов об изучении советского /И. Глущенко// СССР: Жизнь после смерти / под ред. И. В. Глу-щенко, Б. Ю. Кагарлицкого, В. А. Куренного; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы тэкономики, 2012. — 304 с.
12. Горин Д.К феноменологии двоемыслия: метафизика культуры
«диалектического материализма»[Электронный ресурс]/ Дмитрий Горин// Неприкосновенный запас.-2011.-№78. Режим доступа:
http://www.nlobooks.ru/node/1146 (дата обращения: 9.02.2015).
13. ^орин Д.Поколения модернизации: от обнаружения альтернатив к
повторению пройденного [Электронный ресурс]/ Дмитрий Горин// Неприкосновенный запас. - 2010.- №6(74). Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nz/2010/6/go7.html (дата обращения: 8.02.2015).
14. Горлицкий Й. Структуры доверия после Сталина [Электронный
ресурс]/Йорам Горлицкий//Неприкосновенный запас. - 2013. - №92.
Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/4229 (дата обращения:
9.02.2015).
15. Григорьева Н. Anima laborans: писатель и труд в России 1920-1930-х гг./ Н. Григорьева. - СПб.: Алетейя, 2005. - 294 с.
16. Гудков Л. "Тоталитаризм" как теоретическая рамка: попытки ревизии спорного понятия/ Л. Гудков// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 6 (56). С. 13-30.
17. Гусефф К. Новая история советского государства [Электронный
ресурс]/Катрин Гусефф//Неприкосновенный запас. - 2005. - №4(42).
Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/42/gu8.html (дата
обращения: 5.02.2015).
...