Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ: СТРАНОВОЙ АНАЛИЗ

Работа №100881

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы99
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОВЕРИЯ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЬНОСТИ 8
1.1 Доверие как экономическая категория: основные понятия и
подходы 8
1.2 Доверие как один из определяющих факторов эффективного развития
экономики предпринимательства 17
1.3 Критерии и методы оценки доверия как фактора повышения
эффективности предпринимательской деятельности 25
Глава II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И
США 32
2.1Культура предпринимательства: Россия, США 32
2.2 Доверие в России как предмет исследования 43
Глава III. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДОВЕРИЯ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДИНАМИКУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ 62
3.1 Заимствование западного опыта как метод улучшения эффективности предпринимательства 62
3.1 Разработка программы повышения доверительной репутации 68
3.2 Разработка принципов установления доверия 73
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Приложение 83


В условиях глобализации рынков построение эффективной системы взаимоотношений крайне важно. Одним из основных условий достижения целей эффективной деятельности предпринимательства является наличие доверительных отношений между бизнес-партнерами. Сегодня доверие рассматривается как экономическое понятие, как одно из актуальных условий функционирования рыночной экономики и как фактор экономического развития.
Кризисные явления в хозяйственной сфере актуализируют важное свойство любой предпринимательской деятельности: ее рискованный характер. Особенно актуальным это свойство является для малого предпринимательства, поскольку оно имеют ограниченное число возможностей компенсировать риски. Поэтому важными оказываются те факторы, которые могут быть использованы ими для гарантии устойчивости своей трудовой деятельности в условиях неопределенности. Доверие является одним из таких факторов, помогающим предпринимателю реализовывать хозяйственную деятельность не проблематизируя отдельные ситуации, связанные с возможностью нечестного поведения партнера. Доверие снижает издержки, связанные с необходимостью контроля, и способствует росту коммуникационных связей, инвестиционной привлекательности бизнеса и увеличению оборотного капитала предприятий. Доверие присутствует при заключении сделок и оказывает влияние не только на принятие решения сторонами о выполнении обязательств при подписании бизнес-договоров, но и на их дальнейшее эффективное исполнение, и может быть отнесено к «нематериальным» экономическим ресурсам бизнеса. Многочисленные исследования показывают [60], что процветание западных стран обусловлено высоким «радиусом» доверия в этих странах. Это приводит к формированию высокого уровня общественного капитала, к мобилизации всех ресурсов. Другие страны, в которых «радиус» доверия ниже, отстают в своем развитии. В России, предприниматели малого бизнеса неоправданно пренебрегают доверием, не рассматривая его как ресурс, необходимый для гарантии устойчивости трудовой деятельности между фирмами, а так же облегчающий и стимулирующий партнерское
взаимодействие, особенно в условиях неопределенности.
В отечественных и зарубежных трудах большое количество вопросов связаны с анализом доверия как общественного и личностного феномена и практически отсутствуют исследования доверия как экономической категории. В связи с этим актуальным является раскрытие экономической роли и значения использования доверия как одной из базовых категорий, определяющих развитие экономики предпринимательства.
Цель диссертационного исследования - определение роли доверия в предпринимательской деятельности в России.
Задачи исследования:
В теоретической части (см. ГЛАВА 1):
1. Систематизировать теоретико-методологические подходы к исследованию доверия как фактора повышения эффективности деятельности предпринимательских фирм;
2. Изучить существующие подходы к оценке эффективности доверия в предпринимательской среде;
3. Провести сравнительный анализ доверительных отношений между бизнес- партнерами российских и зарубежных фирм (см. ГЛАВА 2, п. 2.1);
В практической части (см. ГЛАВА 2):
4. Выявить факторы, оказывающие влияние на повышение уровня доверия в предпринимательской среде (см. ГЛАВА 2, п. 2.2);
4. Разработать методические рекомендации по формированию доверительной репутации фирмы (см. ГЛАВА 3, п. 3.2);
5. Разработать принципы установления доверия между представителями малого предпринимательства (см. ГЛАВА 3, п. 3.3).
Предметом исследования является доверие как фактор, отражающей развитие деловой среды.
Объект данного исследования является малое предпринимательство в рыночных условиях современной России и США.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления доверием в предпринимательской деятельности, материалы научно-практических конференций, а также специализированные периодические издания.
Процесс взаимодействия различных экономических субъектов и интерпретация их взаимоотношений рассматривается в работах Фрэнсиса Фукуямы [23, с. 475]. Представителями теории рационального выбора, с помощью которой удалось проанализировать стандартные роли и процесс взаимодействия экономических субъектов, являются Коулман [20, с. 53], Юн Эльстер [6, с. 387] и Диего Гамбетта [24, с. 54].
Польский исследователь П. Штомпка [26, с. 17] рассматривает доверие через призму неуверенности людей в будущем, доказывая, что доверие мобилизует человеческие действия, поощряет предпринимательскую активность по отношению к другим людям, снижает неопределенность и риск, связанные с человеческими действиями.
Основные подходы и концепции «доверия» как фактора повышения эффективности предпринимательских фирм рассматривались с точки зрения институциональной□ теории экономики Рональда Коуза [17, с. 122]. Представителем теории сетевого доверия, является М. Грановеттер [15, с. 243].
Определение понятия «фирма» и ее природу возникновения, с позиции доверия, рассматривает Рональд Коуз. [19, с. 107].
Методы оценки доверия как фактора повышения эффективности предпринимательской деятельности представлены в работах таких авторов как Р. Левицки и М. Стивенсона [9, с. 102], А.Б. Купрейченко [3, с. 68] и А.Л. Журавлева [2, с. 89]. Формула Б. Нутбума [28], позволяет рассчитать минимально необходимый уровень доверия и дифференциальный и интегральный коэффициент доверительности по оценке доверия между бизнес-партнерами разработанный Жаворонковым П. В. [1, с. 17] Эмпирическая база исследования: результаты российских и зарубежных исследований [78], результаты собственных исследований автора:
1. Онлайн анкетирование. С 7 ноября 2014 года по 11 декабря 2014 года было проведено исследование на тему: «доверительные отношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности». В каждом из городов были отобраны представители компаний малого бизнеса, проживающие в городе Екатеринбурге и Свердловской □ области» (Заречный, Асбест, Нижний Тагил). Для обеспечения репрезентативности использовалась квотированная выборка, 50% - торговля, 25% - промышленность, 25% - услуги. Использовался метод снежного кома. Объем выборочной совокупности составил 41 единиц наблюдения;
2. Очное и заочное стандартизированное анкетирование. С 13 ноября
2014 года по 4 февраля 2015 года было проведено исследование на тему: «доверие как фактор потребительского рынка» среди населения Екатеринбурга и Свердловской области. В данном исследовании использовалась случайная выборка (возрастной группы от 18 до 60 лет). Выборочная совокупность составила 128 единиц;
3. Глубинное интервью. С 16 декабря 2014 года было проведено 10 глубинных интервью среди будущих предпринимателей и с 12 марта
2015 года по 25 марта 2015 года 14 глубинных интервью среди иностранных студентов из Германии, Чехии, Турции;
4. Фокус-группы. С 3 октября 2014 года по 28 ноября 2014 года 3 фокус- группы, проведенных среди студентов-выпускников экономических специальностей Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина;
5. Вторичный анализ (анализ документов, экспертных оценок и разработок, статистических данных);
Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими научными результатами:
- проведен сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных фирм;
- применена модель оценки уровня доверия к предметной области;
- выявлены факторы, оказывающие влияние на повышение и понижение уровня доверия в предпринимательской среде;
- дана авторская трактовка параметров доверия на основе полученных эмпирических данных;
- разработаны методические рекомендации по формированию доверительной репутации фирмы;
- разработка принципов установления доверия.
Практическая значимость: сформулированные выводы и разработанные методические рекомендации могут быть применены в реальной практике.
Апробация результатов исследования: на практике были применены выводы, полученные в результате проведения исследований, написана статья на тему: «доверительные отношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности».
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, в котором определена актуальность темы, цель, задачи исследования, объект и предмет работы, теоретическая и эмпирическая база, научная новизна. В первой главе раскрывается основное понятие доверия как экономической категории, проводится теоретический анализ основных подходов и концепций. Анализируется понятие фирмы как единицы предпринимательской деятельности. Рассматривается взаимосвязь доверия и риска, контракта и качества ведения бизнеса. Анализируются критерии и методы оценки доверия как фактора повышения эффективности предпринимательской деятельности. Во второй главе проводится сравнительный анализ предпринимательских культур России и США. Приводятся и анализируются результаты проведенных исследований доверия в России на определения важности доверия среди российских предпринимателей и населения в целом. В третьей главе представлены разработки методических рекомендаций к практическому использованию доверия, оказывающих решающее влияние на динамику экономических перемен в предпринимательской среде. В заключении исследования формулируются основные выводы работы. Список литературы содержит 112 источника. В приложениях содержатся инструменты исследований, поясняющие отдельные положения данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, в условиях глобализации, увеличение спроса на товары и услуги, необходимым является налаживание партнерских отношений. Особенно актуальным это является для малого предпринимательства, поскольку оно обладает следующими
характеристиками:
- высокая степень риска;
- финансовая неустойчивость;
- низкий уровень финансовых резервов;
- ограниченность фондов.
В связи с этим важными оказываются те факторы, которые могут быть использованы для гарантии устойчивости трудовой деятельности между фирмами в условиях неопределенности. Доверие является одним из таких факторов. Построение эффективной системы взаимоотношений в долгосрочной перспективе, является, одним из основных конкурентных преимуществ фирмы.
Таким образом, цель диссертационного исследования, которая заключалась в определении значения доверия в предпринимательской деятельности, была реализована.
Основные результаты:
- систематизация теоретико-методологических подходов к исследованию доверия как фактора повышения эффективности деятельности предпринимательских фирм;
- выявлены критерии и методы оценки уровня доверия в предпринимательской деятельности;
- проведен сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных фирм.
Эмпирический анализ показал, что:
- доверие является важным фактором, повышающим эффективность деятельности предпринимательских фирм;
- доверие в предпринимательстве, тесно переплетается с такими понятиями как честность, уверенность, позитивная репутация;
- доверие сопряжено с понятием «времени». Чем больше времени знаком партнер по бизнесу, тем больше вероятность, что при выборе между ним и новым партнером предпочтение будет отдано ранее уже знакомому;
- выявлены факторы, способствующие укреплению и разрушению доверия в предпринимательской среде;
- применена модель оценки уровня доверия к предметной области;
- разработаны методические рекомендации по формированию доверительной репутации фирмы;
- составлена модель построения доверия в предпринимательстве. Предполагаемая модель позволит фирмам повысить эффективность и устойчивость их деятельности;
- разработаны принципы установления доверия.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать выводы относительно того, что доверие способствует устойчивости трудовой деятельности и повышению предпринимательской активности в современных условиях неопределенности.



1. Грушевитская Т. Г., Попков В.Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации.: Учебник для вузов/Под ред. Садохина А. П. - М.: Юнити-Дана, 2013. С. 347. (стр. 38)
2. Жаворонков П. В. Методологические подходы к венчурному инвестированию [Текст] // «Экономика, предпринимательство и право». 2011г. №1. С. 35.
3. Журавлев А.Л. Методика оценки доверия [Текст] / М.: Изд. Дом. 2011. - 146 с.
4. Купрейченко, А. Б. Психология доверия и недоверия. [Текст] / М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2008. - 147 с.
5. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления [Текст] // THESIS. 1993. Вып. 3, - 87 с. С. 49.
6. Сухих В. В. Конструирование доверия в экономике. [Текст] / Екатеринбург, 2012. - 53 с. С. 28.
7. Эльстер Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук [Текст] / Пер. с англ. И. Кушнаревой; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом Гос. Ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 472 с.
8. Эрроу К. Восприятие риска в психологии и экономической науке [Текст] // THESIS. 1994. Вып. 5. - 90 с.
9. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство [Текст]
/ М.: ИНФРА-М, 1998. - 165 с.
10. Левицки Р. и Стивенсон М. Три компонента доверия: инструменты развития отношений [Текст] / М.: Академия. 1997. - 164 с.
11. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]
/ М.: Издательство «Просвещение», 1982. - 908 с.
12. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - 7-е изд. [Текст] / Русские словари. 1999. - 274 с.
13. Подпорин Ю. Малых не становится больше [Текст] // Экономика и жизнь. 2011. №6. - 67 с.
14. Macneil, Ian R. Reflection on Relational Contract [Текст] / 41 Journal of Institutional and Theoretical Economics. 1974. p. 543.
15. Леонид Полищук, Ринат Меняшев Миф о социальном капитале России [Текст] // Forbes, 2013. 8 августа. - 64 с.
16. Bowling Alone: America’s Declining Social Capital [Текст] / Journal of Democracy. 1995 - Junuary. - P. 65
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ