1 Аналитические центры как источник актуальной информации об экономической политике: формирование, классификация и особенности
управления 10
1.1 Аналитические центры как сегмент рынка исследовательских
организаций 10
1.2 Влияние внешней и внутренней среды организации на управление аналитическими центрами 23
2 Влияние менеджмента на характер и качество информационных продуктов аналитических центров 42
2.1 Эмпирические исследования деятельности зарубежных аналитических
центров как основание для оценки управления АЦ 42
2.2 Управление человеческими ресурсами в региональных аналитических
центрах России 59
Заключение 67
Список литературы 68
Приложения 75
Актуальность темы исследования
Принятие политических решений представляет собой многоступенчатый процесс, включающий большое число участников - не только органы государственной власти, но и экспертное сообщество и общественные организации. Аналитические центры представляют собой один из институтов, включенных в экономико-политическую среду, призванный обеспечить экспертную поддержку и выработку рекомендаций для принятия политических решений.
В магистерской диссертации термин «аналитический центр» является аналогом англоязычного словосочетания «think tank».
Аналитические центры (далее - АЦ) выполняют особую роль в посткоммунистических государствах, в которых происходят глубокие экономические, политические и социальные реформы, поскольку одной из задач ставят создание программ и разработку стратегий развития страны. Институт аналитических центров появился в России чуть более двадцати лет назад, после распада СССР, и его видоизменение и формирование происходит до сих пор.
При этом аспекты управления являются одним из наименее исследованных вопросов деятельности АЦ. Глобальная сеть развития Всемирного Банка провела онлайн-опрос среди 104 аналитических центров с целью узнать, какие сервисы и обучающие услуги были бы им полезны. Ответ «Обучение, связанное с вопросами управления» имел один из самых высоких рейтингов и назывался чаще, чем «Технические вопросы, обучение статистическому анализу».
Изучение управления аналитическими центрами представляется актуальным в силу следующих причин:
Во-первых, отсутствует систематизированная информация по управлению аналитическими центрами, практически отсутствуют исследования, посвященные вопросам управления АЦ. Руководители таких организаций обращаются к литературе, посвященной управлению некоммерческими организациями или рыночными компаниями, тогда как аналитические центры имеют свою специфику и не относятся ни к одной из данных категорий.
Во-вторых, качество предоставляемых аналитическими центрами информационных продуктов влияет на точность решений, принимаемых бизнес-сообществом и политической системой. Постоянное изменение среды ведет к необходимости беспрерывного сбора и анализа информации, своевременного ее предоставления, для осуществления чего требуется эффективный менеджмент исследовательскими организациями.
В-третьих, в силу того, что ключевым ресурсом аналитических центров выступает человеческий капитал, понимание особенностей управления исследовательским персоналом является необходимым условием высокой эффективности создания аналитических продуктов.
Осмысление этих вопросов важно как с теоретической, так и с практической точки зрения для понимания особенностей управления аналитическими центрами и их функционирования на рынке. Возрастающее значение точной аналитической информации способствует развитию аналитических центров и возрастающему спросу на информацию об особенностях управления АЦ.
Предмет и объект исследования
Объектом исследования выступают аналитические центры России и зарубежных стран.
Предметом исследования являются факторы, влияющие на повышение эффективности деятельности исследовательского персонала аналитических центров.
Хронологические рамки исследования включают анализ аналитических центров США и Европы с начала XX века, в России - с 1990-х годов, основное внимание уделено изучению современных аналитических центров.
Цели и задачи исследования
Цель настоящего исследования - определить отличительные особенности управления аналитическим центрами, влияющие на возрастание эффективности работы таких организаций.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить опыт развития аналитических центров, сформировать представление об основных видах аналитических центров, их функциях и формате участия в политической и экономической жизни общества;
- выявить отличительные особенности аналитических центров в области управления человеческими ресурсами, менеджмента качества, привлечения финансовых ресурсов;
- изучить российскую и зарубежную практику управления
исследовательским персоналом АЦ;
- провести сравнительный анализ существующих методов управления персоналом аналитических центров с потребностями исследователей, работающих в них;
- выработать рекомендации по совершенствованию управления отдельными аспектами деятельности региональных аналитических центров России.
Методы исследования
Для выполнения обозначенных задач были применены такие методы, как исторический и сравнительный методы, монографическое исследование, опрос, глубинное интервью.
Исторический метод дает возможность сформировать представление о возникновении и эволюции аналитический центров в России и зарубежных странах. Сравнительный метод позволяет определить отличительные особенности управления российскими и зарубежными организациями, а также отличия между управлением аналитическим центрами и другими исследовательскими организациями. Такие качественные методы, как монографическое исследование, опрос и глубинное интервью позволяют сформировать представление о конкретных практических ситуациях в управлении аналитическими центрами.
Степень разработанности темы.
Вопросы взаимоотношения представителей интеллектуальной среды (ученых и экспертов) с политической властью (элитой, органами власти или государством) широко исследуются со времен античности до настоящего времени (Платон, Вольтер, А. Сен-Симон, О. Конт, М. Фуко, К. Манхейм, М. Вебер, Т, Веблен, Дж. Гэлбрэйт и другие).
Возрастание влияния интеллектуалов и их роли в политических процессах описаны в работах авторов, рассматривавших интеллектуальную среду и экспертов как субъектов политики и власти (Т. Уайт. Ч.П. Сноу, П.Дж. Бьюкенен).
Описание понятия аналитических центров, их классификации, функций, форм участия в политической и экономической жизни общества, места в политической системе дано в работах зарубежных политологов и экономистов (П. Диксон, Э. Джонсон. Б. Виллегас. Дж. МакГанн, Э. Рич, К.Р. Уивер, Т. Корнелл) и отечественных ученых (Т. И. Виноградова, Ф.Г. Войтоловский, М.Б. Горный, С. Дацюк, Е.В. Клицунова, Е. Ковалишин, В.Л. Римаский, А.Ю. Сунгуров, В.А. Филиппов).
История возникновения и развития аналитических центров в различных странах мира широко представлена в работах исследователей. Сюда относятся исторические обзоры формирования аналитических центров в различных странах: США (П. Диксон, Дж. МакГанн, Дж. Смит, Э. Рич, К. Уивер, Р. Хаас, Д. Бельсон и др.), Европы (М. Гарнет, Э. Джонсон, Э. Дэнхэм, К. Квигли, У. Линдер, И. Стеффер. М. Тунерт и др.), России (Н.Ю. Беляева, С. Брукнер, Д.Г. Зайцев, В.В. Игрунов, А.С. Макарычев , М.М. Мейер, В.Б. Якубовский), стран Латинской Америки (К. Деспрадел, Р. Гуадарама, О. Лемме), стран Азии (К. Зхао, Дж. Лэнгсфорд, М. Таннер, Т. Шимизу), стран Австралии и Африки (А. Галал, Е. Джонсон, Б. Нбулу, Дж. Ухр, , Х. Фахми).
Сравнительный анализ аналитических центров разных стран представлен в работах И. Брамля, Дж. МакГанна, Д. Стоун, Р. Струйка, Р. Ранквита.
Вопросы управления интеллектуальными структурами, (более широко - управления знаниями), в том числе в России, также рассматриваются в работах большого числа авторов: У. Букович, В, Уильям, О.Г. Ваганян, Б.З. Мильнер, А.В. Петров, М.М. Тихомиров, Ю.Г. Федулов, В.А. Филиппов и других.
При этом задачам управления аналитическими центрами посвящено очень малое число исследований и публикаций. Основные работы по этой тематике написаны Р. Струйком и Дж. Телгарски, менее детально вопросы управления аналитическими центрами рассматриваются в работах С. Фокса, Дж. Хайеса и К. Морса.
Таким образом, литературы, описывающей вопросы развития и становления аналитических центров в различных странах, их классификации и функции, определение их места в публичной политике, много - в основном, благодаря западным авторам, однако за прошедшие два с половиной десятилетия появилось большое число российских исследований этой проблематики. При этом, за малым исключением, практически отсутствует литература, посвященная вопросам практического управления аналитическими центрами как рыночной компанией, на текущий момент проведено всего несколько крупных исследований в данной сфере.
Научная новизна
В магистерской диссертации осуществлен комплексный анализ аспектов управления аналитическими центрами. Научная и методологическая новизна работы состоит в следующем:
- в работе определены отличительные особенности управления
аналитическими центрами, учтена специфика деятельности таких центров для выявления сходств и различий с управлением коммерческими и некоммерческими организациями;
- в противоположность обычному подходу к центральному выделению политической составляющей при изучении аналитических центров, широко рассмотрена исследовательская функция АЦ, ее значение для развития организаций;
- основное внимание уделено вопросам управления аналитическим центрам, вопрос определения места таких организаций в политической системе не является ключевой темой исследования;
- проведен сравнительный анализ методов управления персоналом региональных АЦ и потребностей исследователей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций к управлению аналитическими центрами для повышения эффективности их работы. Рассмотренные в работе вопросы будут полезны, в первую очередь, руководителям аналитических центров, и кроме того, представителям политической сферы общества и лицам, желающим глубже понять процесс функционирования аналитических центров, и сотрудникам институтов, стремящихся усовершенствовать процессы управления качеством аналитических центров.
Эмпирической базой исследования выступила российская и зарубежная практика управления аналитическими центрами России, статистическая информация отчетов СоТоС1оЬа1Яерог1 2013 и 2014, результаты проведенных исследований в области управления АЦ, ключевыми из которых являются исследование вопросов управления аналитическими центрами Р. Струйка для описания опыта зарубежных организаций и исследование общих вопросов деятельности АЦ А.Ю. Сунгурова и А.А. Балаяна для российских институтов.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования магистерской диссертации были апробированы на следующих конференциях:
- VIII Ежегодная межрегиональная конференция «Точки роста экономики Большого Урала», Екатеринбург, 15 ноября 2013 года;
- XI Международная научно-практическая конференция по проблемам экономического развития в современном мире «Устойчивое развитие российских регионов: от Таможенного союза к Евразийскому», Екатеринбург, 18-19 апреля 2014 года;
- XII Международная научно-практическая конференция по проблемам экономического развития в современном мире «Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков», Екатеринбург, 17-18 апреля 2015 года.
Рекомендации, выработанные автором исследования, были внедрены в деятельность Аналитического центра «Эксперт-Урал» и Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.
Структура магистерской диссертации
Сформулированные цели и задачи определяют структуру магистерской работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений.
Аналитические центры выполняют задачу предоставления точной и актуальной информации, включая подготовку рекомендаций, для обеспечения качества принимаемых решений - как бизнес-сообществом, так и политической системой. Постоянное изменение среды ведет к необходимости беспрерывного сбора и анализа информации и наряду с требованиями к ее объективности приводят к возрастанию роли аналитических центров. Таким образом, выступая внешними консультантами, они способствуют решению актуальных проблем в различных сферах общества - политической, экономической, социальной. Они также выполняют роль медиатора между социальной и политической сферами жизни общества, связывают между собой органы власти, академическое сообщество, бизнес-сообщество и граждан.
В работе изучен опыт развития аналитических центров в России и мире, описаны функции аналитических центров и приведена их классификация, выявлены отличительные особенности управления аналитическими центрами.
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
2. Распоряжение Президента РСФСР от 18.11.1991 N 90 -рп
3. Балаян, А. А., Сунгуров, А. Ю. Фабрики мысли: международный и российский опыт : учеб. Пособие [Текст] / А. А. Балаян, А. Ю. Сунгуров ; Санкт-Петербургский филиал Нац. Исслед. Ун-та «Высшая школа экономики». — спб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт- Петербург, 2014.
4. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения: 09.12.2014).
5. Беляева Н.Ю., Зайцев Д.Г. «Мозговые центры» в России и странах Запада: сравнительный анализ // мэимо. 2009. №1, 1,0 п.л. (личный вклад автора - 0,75 п.л.). 2. Зайцев Д.Г. Влияние институциональной среды на развитие негосударственных политических авторов (на примере сравнения эволюции аналитических центров в США и России) // Право и политика. 2008. № 11, 1,5 п.л. 3. Беляева Н.Ю., Зайцев Д.Г. «Фабрики мысли» и центры публичной политики как субъекты экспертного обеспечения политики // Полития. 2008. № 4, 1,0 п.л. (личный вклад автора - 0,75 п.л.).
6. Беляева Н.Ю., ЗаиСцев Д.Г. (ред.) 2007. Сравнительный□ анализ россии ских и зарубежных аналитических центров: case study. — М.
7. В.А. Филиппов, Л.В.Богатырева. Аналитические центры и транснациональные корпорации. - М.: Ленанд, 2008.
8. Диксон П. Фабрики мысли. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
9. Думая о немыслимом: от идеи к политике. Роль «мозговых центров» в формировании правительственной стратегии. Опыт стран Центральной и
Восточной Европы./ Пер. С англ. Программа развития ООН. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004.
10. Источники: R.Kent Weaver and James G.mcgann. Think tanks and civil societies in a time of change. In book Think tanks and civil society. Catalyst for ideas and action.Ed. By J.mcgann and R.Kent Weaver. 2000, М. Б. Горный, Фабрики мысли и центры публичной политики в конце ХХ-начале XXI веков
11. Книга Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики / Отв. Ред.: Н. Ю. Беляева; науч. Ред.: Д. Г. Зайцев, Ш. Ш. Какабадзе. М. : РОССПЭН, 2013.
12. Медушевский Н. А. Экспертное сообщество в политической сфере в конце XX - начале XXI века. Автореф. Канд. Полит. Наук: 23.00.02 / РГГУ. - М., 2011.
13. Медушевский Н.А. Современный уровень развития аналитических центров в России// Вестник РГГУ: политология. 2010, № 1. Медушевский Н.А. Аналитические центры в политическом процессе: американская модель «фабрик мысли» и ее функционирование за пределами США // Полития. 2010, №1.
14. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. 1999. Группы инП тересов и россииСское государство. — М.
15. Публичная политика в современной□ России: субъекты и инстиП туты. Сборник статей□. 2006. — М.
...
содержание магистерской диссертации – УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
выдержки из магистерской диссертации – УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА