ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ЦЕХЕ 640 АО «НПК УРАЛВАГОНЗАВОД»
1.1. Общая характеристика деятельности цеха 640 АО «НПК
«Уралвагонзавод» 6
1.2. Анализ системы управления персоналом цеха 640 АО «НПК
«Уралвагонзавод» 17
1.3. Анализ состояния управления коммуникациями в цехе 640 АО
«НПК «Уралвагонзавод» 27
Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ЦЕХЕ 640 АО «НПК УРАЛВАГОНЗАВОД» 39
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод» 39
2.2. Нормативно-правовое регулирование совершенствования системы управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод» 47
2.3. Социально-экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы управления коммуникациями в цехе 640
АО «НПК «Уралвагонзавод» 54
Выводы по 2 главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ГЛОССАРИЙ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в следующем. Во внешней среде происходят изменения, которые обусловлены развитием экономики, ужесточением конкурентной среды и др. Однако на уровне управления предприятием менеджмент не всегда готов соответствовать данным условиям деятельности.
Значение коммуникаций определяется их влиянием на эффективность и результативность деятельности современной организации.
Коммуникационный менеджмент как инструмент и практика социального взаимодействия получил свое развитие, главным образом, в 1990-е гг., что связно с происходящими в мире глобальными социально-экономическими изменениями, интенсификацией жизни, информатизацией общества и глобализацией. Появление и развитие коммуникационного менеджмента вызвано растущей потребностью регулирования взаимодействия сотрудников, уменьшением дистанции между организацией и ее целевыми группами, ростом социальной и экономической значимости корпоративной идентичности и организационной культуры.
Необходимым условием существования любой организации является координация совместной деятельности работников для достижения поставленных целей. Это требует хорошо отлаженной системы приема, передачи и переработки информации. Для того, чтобы управленческие мероприятия были эффективными, а результат деятельности соответствовал ожиданиям, необходима развитая система коммуникаций, обеспечивающая синхронность и точность понимания передаваемого.
Актуальность и значение управления коммуникациями для анализируемого предприятия обусловлена необходимостью повышать эффективность деятельности организаций, в т.ч. за счет грамотного построения систем коммуникаций и повышения эффективности взаимодействия сотрудников в коллективе. Кроме того, учитывая обновление оборудования цеха и связанную с этим необходимость повышения квалификации персонала, а также учитывая снижение спроса на продукцию цеха и связанное с этим перемещение части персонала на другие производства, в цехе 640 АО НПК «Уралвагонзавод» резко возросла значимость управления коммуникациями - для эффективного внедрения изменений.
Теоретические основы исследования. Вопросы управления коммуникациями в организации широко освещены в научных публикациях таких авторов как В.Р. Веснин, О.С. Виханский, Ж.В. Николаева, А.Н.Крылов, М.Г. Федотова и др.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки мероприятий по совершенствованию управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод» для повышения эффективности взаимодействия сотрудников в коллективе и эффективности деятельности предприятия в целом.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение состояния управления коммуникациями и разработка мероприятий по совершенствованию системы управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод».
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы управления коммуникациями в организации;
2) проанализировать систему управления персоналом в цехе 640 «НПК «Уралвагонзавод»;
3) проанализировать состояние управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод»;
4) разработать мероприятия по совершенствованию системы управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод»;
5) описать нормативно-правовое регулирование и обосновать социально¬экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию
системы управления коммуникациями «Уралвагонзавод».
Объект исследования - управление коммуникациями в организации.
Предмет исследования - совершенствование системы управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод».
Методы исследования, применяемые в работе: анализ, синтез, классификация, описание, наблюдение, статистические методы, опрос. Так, например, метод опроса использовался для оценки состояния обратной связи и определения коммуникационных барьеров; метод классификации - в целях учета многообразия различных видов коммуникации (вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные и т.д.), метод наблюдения - в целях описания функций управления персоналом.
В рамках первой задачи исследования изучены теоретические основы управления коммуникациями в организации. Под организационными коммуникациями понимается система коммуникаций, социального взаимодействия, осуществляемая внутри какой-либо конкретной организации, а также между организацией и ее средой. Корпоративные коммуникации являются, таким образом, стратегической базой всех коммуникационных процессов предприятия.
Учитывая такие тенденции и изменения, как: обновление оборудования с необходимостью повышения квалификации персонала, снижения спроса на продукцию и связанное с этим перемещение части персонала на другие производства, в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод» резко возросла значимость управления коммуникациями, необходимое для эффективного внедрения изменений.
Проведен анализ состояния управления коммуникациями в цехе 640 АО «НПК «Уралвагонзавод». В качестве положительных характеристик управления коммуникациями в цехе 640 можно отметить разнообразие коммуникационных каналов (телефонная связь, факсимильная связь, устная и письменная связь, электронная почта, АСЭД и т.д.), вследствие чего субъекты управления обеспечены техническими средствами, ускоряющими и упрощающими процесс взаимодействия. Также среди положительных моментов можно отметить способность сотрудников понимать смысл передаваемой им информации, работать с источниками информации.
Однако выявлен и ряд недостатков:
- наличие коммуникативных барьеров (несвоевременное доведение информации до сотрудников, информационные перегрузки, непреднамеренное или сознательное искажение информации);
- неудовлетворенность качеством управления коммуникациями, а именно отсутствие обратной связи;
- существует ряд проблем в вертикальных, горизонтальных коммуникациях (такие как несвоевременное доведение информации до сотрудников, слабое развитие вертикальных коммуникационных связей);
- низкая степень формализации коммуникационных связей в цехе (нет соответствующих регламентирующих процесс коммуникации документов);
- обмен информацией между всеми работниками проходит недостаточно эффективно. Существует ряд преград при обмене информацией (неумение слушать, различия в восприятии).
Все это указывает на то, что управление коммуникациями в цехе носит бессистемный характер, поскольку отсутствует нормативное обеспечение, наблюдается неэффективная работа каналов информации и т.д.
Выявленные недостатки указывают на необходимость разработки мероприятий по совершенствованию управления коммуникациями в цехе 640.
Среди предложенных мероприятий по совершенствованию управления коммуникациями в цехе 640 перечислим важнейшие из них:
1) Внедрение практики проведения периодических опросов сотрудников цеха и т.п.
2) Организация системы сбора предложений, проведения собраний по обсуждению определенных вопросов и т.п.
3) Разработка системы коммуникации напрямую от самого низшего уровня к самому высшему (например, поставить в цехе почтовый ящик для предложений и замечаний; инициировать командные предложения, что значительно упростит процедуру ответов).
4) Введение порядка обязательной регистрации всех сообщений с контролем принятых ответных мер.
5) Разработка документов, регламентирующих процедуры поддержания эффективных организационных коммуникаций (например, Кодекс корпоративного поведения и Стандарт деловой этики, которые бы отражали специфику деятельности цеха и в целом были бы направлены на повышение коммуникативной культуры).
Планомерному внедрению мероприятий и снижению сопротивления изменения персонала будет способствовать то, что мероприятия запланированы на достаточно длительный срок (с января 2018 г. по июль 2019 г.).
Затраты на внедрение мероприятий составят 48 100 руб. Финансовые затраты будут связаны оплатой труда ответственных за внедрение мероприятий должностных лиц, с повышением коммуникационной компетентности персонала на тренингах, семинарах и т.п., однако и эти затраты могут быть минимизированы в случае, если тренинги будут проведены в корпоративном университете УВЗ.
Рост производительности составит 2,7 тыс. руб./чел., а экономический эффект, связанный с повышением производительности труда, составит 72 900 руб., что подтверждает экономическую эффективность мероприятий.
Предполагается, что мероприятия по совершенствованию управления коммуникациями в цехе 640 будут целесообразны, т.к. позволят повысить уровень информированности о деятельности подразделения, об индивидуальном вкладе сотрудника в общие результаты цеха, бесконфликтности отношений с руководством и коллегами и пр.; снизить влияние чувства неопределенности на трудовое поведение новых работников; сформировать у сотрудников чувство причастности к делам организации, заинтересованности в организационном развитии, что в конечном итоге позволит повысить эффективность деятельности цеха в целом.
Это подчеркивает также и то, что эффективность управления коммуникациями понимается как системообразующий элемент эффективности управления в целом. Управление организационными коммуникациями способствует созданию благоприятных коммуникационных условий для повышения эффективности деятельности организации.