РЕФЕРАТ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 13
1.1. Нормативно-правовые аспекты государственной политики поддержки
системы профессиональной подготовки кадров 13
1.2. Направления и методы государственной поддержки системы
профессиональной подготовки кадров в монопрофильном муниципальном образовании 21
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ
СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ПЕРВОУРАЛЬСК 34
2.1. Основные направления деятельности Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области по реализации государственной политики поддержки системы профессиональной подготовки производственных кадров 34
2.2. Организация профессиональной подготовки кадров для промышленных
предприятий в монопрофильном муниципальном образовании город Первоуральск 41
3. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ПЕРВОУРАЛЬСК 50
3.1. Дуальная система обучения на базе Образовательного центра АО «Челябинский трубопрокатный завод» как новая модель государственной поддержки профессиональной подготовки кадров для моногорода ....50
3.2. Оценка опыта работы Управляющей компании как организационно-структурного механизма образовательно-производственного кластера моногорода Первоуральск 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. Мировая экономика, связанная с интенсификацией конкуренции, быстрой сменой технологий и повышением экономической неопределенности, создает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки кадров.
С одной стороны, растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному действию и командной работе, способных взаимодействовать с разными социально-культурными и технологическими средами.
С другой стороны, возникает потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, позволяющих обеспечивать постоянное дообучение кадров в соответствии с меняющимся кругом задач, т.е. повышение квалификации. Эти модели требуют существенной реорганизации систем подготовки будущих специалистов.
При этом данная проблема является актуальной в первую очередь для монопрофильных муниципальных образований. На основании ст. 34 ФЗ от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», моногорода должны стать территориями опережающего социально-экономического развития, что делает задачу подготовки соответствующих кадров первостепенной. При этом уровень подготовленности выпускников образовательных учреждений и специалистов, уже работающих на предприятиях моногородов по востребованным специальностям, не всегда соответствует поставленным целям и задачам предприятий. В этой связи необходимо пересмотреть подходы к подготовке кадров, разработать инструменты устранения дефицитов общекультурных, профессиональных и надпрофессиональных компетенций востребованных специалистов, способных своевременно реагировать на внешние вызовы и изменения в экономике страны.
С этой целью Группа компаний «Челябинский трубопрокатный завод» (далее - ЧТПЗ), Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Свердловской области и Агентство стратегических инициатив (АСИ) заключили соглашение о взаимодействии. Соглашение станет основой для разработки, апробации и внедрения эффективного механизма управления профессиональными образовательными организациями на основе государственно-частного партнерства.
Такой подход к подготовке кадров предоставляет новые возможности в подготовке и обеспечении кадровых потребностей инновационной экономики, оперативно реагируя на постоянно меняющиеся факторы внешней среды. Становится возможным переход от массового образования к обеспечению индивидуального образования, направленного на подготовку особо востребованных на производстве специалистов, и возможность мобильного удовлетворения заказа предприятия на кадры определенного уровня квалификации и профиля согласно требованиям работодателей. Ориентация образовательных услуг на потребности местного рынка труда происходит одновременно с развитием интеграционных процессов, характеризующих сближение образования с производством; перестраиваются отношения между учебными заведениями разного уровня, что приносит пользу, как учебным заведением, так и производственным предприятиям.
Таким образом, тема исследования является актуальной.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы поддержки системы профессиональной подготовки кадров с учетом интеграции образовательного и производственного процессов рассматривались в ряде научных работ как по педагогике, социологии, экономике, так и по муниципальному и государственному управлению. В частности, практико-ориентированную систему подготовки кадров рассматривали в своих работах Волчков И. В., Красов Е. В., Мякишев Е. А., Шумейко А. А. Вопросы выбора методов диагностики результативности программ систем подготовки кадров с ориентацией на оценку их профессиональных достижений рассматривались Ивановым Ю. И., Литвинцевой Е. А., Паниным Т. С. В в педагогических исследованиях Алферова С. Ю., Батышева С. Я., Годника С. М., Стародубцева В. А. проведен глубокий анализ современных стратегий развития профессионального образования. Кроме того, проблемы становления новой парадигмы технического образования, диверсификации инженерного образования, а также развитие интеграционных тенденций в системе образования рассматриваются в работах Андреевой О. П., Батышева С. Я., Мухаметзяновой Г. В., Новикова A. M., Осипова Г. В., Смирнова И. П., Ткаченко Е. В. Наконец, специфика процессов управления образовательными системами и организациями исследуется в работах Лазарева В. С., Серикова Г. Н., Шалиева Т. И. и ряда других исследователей.
Объектом исследования является система профессиональной подготовки кадров в монопрофильном муниципальном образовании.
Предметом - государственная поддержка системы профессиональной подготовки кадров в монопрофильном муниципальном образовании.
Цель диссертационного исследования: анализ государственной поддержки системы профессиональной подготовки кадров в моногороде для определения направлений её совершенствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой базы государственной и региональной политики поддержки системы профессиональной подготовки кадров для промышленных предприятий;
- исследование направлений и методов государственной поддержки системы профессиональной подготовки кадров в монопрофильном муниципальном образовании
- выявление основных направлений деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области по реализации государственной политики поддержки системы профессиональной подготовки производственных кадров;
- исследование организации системы профессиональной подготовки кадров для промышленных предприятий в монопрофильном муниципальном образовании город Первоуральск;
- анализ внедрения государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования как направление государственной поддержки профессиональной подготовки производственных кадров в муниципальном образовании г. Первоуральск;
- оценка опыта работы Управляющей компании как организационно-структурного механизма интеграции образовательного и производственного кластеров моногорода Первоуральск.
Теоретико-методологической базой исследования послужили теоретические положения социологии и экономики профессионального образования, социологии города.
Эмпирическую базу исследования составили материалы анализа документальных источников - нормативно-правовых документов, данные специализированных периодических изданий, интернет-публикации, материалы информационных порталов и вторичный анализ материалов исследований других авторов по социологии и экономике профессионального образования. Необходимые данные были получены посредством анализа статистических данных, а также материалов, полученных с помощью опроса выпускников образовательных учреждений города разных годов. Анкета предназначена для анализа востребованности выпускников различных специальностей и профессий на рынке труда. В опросе принял участие 221 выпускник 2016-2018 годов выпуска.
Для оценки запросов работодателей, уточнения их требований к компетенциям и профессиональным навыкам выпускников было проведено полуформализованное интервью с менеджерами по персоналу (N=8) Группы компаний ЧТПЗ.
Положения, выносимые на защиту:
1) Анализ нормативно-правовых актов, посвященных организации и проблемам функционирования образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы начального и/или среднего профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения (профподготовка) позволил сформулировать вывод о новых тенденциях в организации государственной поддержки системы профессиональной подготовки кадров. Для реализации требований к организации профессиональной подготовки современных кадров, таких как опережающее, практико-ориентированное и непрерывное образование или обучение в течении всей жизни нужны новые модели управления системой профессиональной подготовки, новое содержание и формы обучения, что усиливает внимание к государственно-частному партнерству как форме реализации финансовой, организационной и информационной поддержке профессиональной подготовки обучающихся.
2) В условиях моноотраслевой структуры экономики уральских городов эффективным подходом к организации системы профессионального образования является внедрение модели производственно-образовательного кластера как комплекса взаимосвязанных организаций, работающих в профессиональном образовании, который объединен отраслевым признаком и отношениями с партнерами-предприятиями отрасли. Отраслевые производственно-образовательные кластеры позволяют исключить внутреннюю конкуренцию между работодателями, входящими в кластер, эффективно скоординировать взаимодействия между работодателями и профессиональными образовательными организациями в подготовке специалистов для кластера. Обоснованы причины возрастания актуальности производственно-образовательного кластера: рост числа специальностей, востребованных на территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (ТОСЭР), повышение требований к уровню профессионального образования работников. Эффективным практическим механизмом внедрения отраслевой кластерной модели организации профессионального образования является государственно-частное партнерство в сфере среднего профессионального образования в виде дуальной системы образования.
3) Анализ основных направлений деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области как правопреемника Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Департамента образования Свердловской области, Главного управления народного образования позволяет сделать выводы о том, что Министерство успешно реализует такую форму поддержки системы профессиональной подготовки производственных кадров как реализация государственно-частного партнерства в образовании, внедряются экспериментальные формы управления средним профессиональным образованием (СПО). Подписано четырехстороннее соглашение о взаимодействии в сфере управления профессиональными образовательными организациями между Группой ЧТПЗ, Министерством образования и науки Российской Федерации, Правительством Свердловской области и Агентством стратегических инициатив. Соглашение предусматривает создание и функционирование Управляющей компании, координирующей вопросы государственно-частного партнерства в сфере среднего профессионального образования.
4) Анализ данных эмпирического исследования спроса и предложения на рынке труда Первоуральска выявил существование противоречивой ситуации. Значительная часть выпускников, имеющих соответствующее профильное образование и обладающих профессиональными навыками, остаются без работы, несмотря на дефицит кадров в промышленных предприятиях городского округа. Выпускники учебных заведений и незанятые граждане не обладают компетенциями, необходимыми работодателям созданных предприятий, так как направление деятельности этих предприятий хотя и совпадает с направлениями образовательных учреждений и образовательными программами, используемыми в них, но при этом профильные знания не учитывают специфики работы предприятий, являются малоэффективными.
5) Исследование практики реализации дуальной системы обучения на базе Образовательного центра ЧТПЗ как новой модели государственной поддержки профессиональной подготовки кадров для моногорода позволило обосновать вывод о высокой эффективности её функционирования, что подтверждается высокими оценками практико- ориентированности выпускников, ростом уровня трудоустройства выпускников. Обобщение опыта реализации дуальной модели подготовки производственных кадров на базе Образовательного центра ЧТПЗ г. Первоуральска позволило разработать проект пошагового внедрения технологии дуальной подготовки. Проект представляет собой методический материал для организации подобной системы подготовки производственных кадров.
6) Оценка опыта внедрения модели государственно-частного партнерства в подготовке профессиональных кадров на ПНТЗ выявила появление новых рисков и проблем реализуемых форм государственно-частного партнёрства в сфере среднего профессионального образования. Обобщение опыта формирования образовательно-производственного кластера на территории моногорода Первоуральск и деятельности вновь созданной Управляющей компании позволило сделать вывод об эффективности вновь созданной модели государственной поддержки системы подготовки производственных кадров.
Научная новизна магистерского исследования.
Обосновано значение производственно-образовательного кластера как эффективной модели профессиональной подготовки кадров для индустриального моногорода. Выявлена эффективность деятельности Управляющей компании в сфере среднего профессионального образования как организационно-структурного механизма интеграции образовательного и производственного кластеров индустриального моногорода.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его актуальностью для реализации новых форм подготовки современных кадров для индустрии Свердловской области, модернизации системы профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
Теоретические положения и практические рекомендации, обобщенные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при формировании рекомендаций по совершенствованию реализации новых форм подготовки современных кадров для монопрофильных муниципальных образований региона.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию в ходе следующих практических конференций:
1. Галиаскарова К. Р. Проблемы и противоречия системы профессионального образования / К. Р. Галиаскарова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2018 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2018. — Т. 1. — С. 183-187.
2. Галиаскарова К. Р. Совершенствование системы профессионального образования / К. Р. Галиаскарова, В. О. Жданов // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2019. — Т. 1. — С. 86-90.
По итогам диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.
В условиях моноотраслевой структуры экономики уральских городов эффективным подходом к модернизации системы среднего профессионального образования является внедрение отраслевой кластерной модели организации профессионального образования.
Специализированные отраслевые кластеры позволяют исключить внутреннюю конкуренцию между работодателями, входящими в кластер, эффективно скоординировать взаимодействия между работодателями и профессиональными образовательными организациями в подготовке специалистов для кластера.
Эффективным практическим механизмом внедрения отраслевой кластерной модели организации профессионального образования является государственно-частное партнерство в сфере среднего профессионального образования в виде дуальной системы образования.
В ходе исследования мы разработали анкету и провели анкетирование выпускников образовательных учреждений города разных годов. Анкета предназначена для анализа востребованности выпускников различных специальностей и профессий на рынке труда. В опросе принял участие 221 выпускник 2016-2018 годов выпуска.
Из 221 опрошенного выпускника трех последних лет выпуска не трудоустроено 99, что составляет 44,8%. Таким образом, мы сталкиваемся с негативной ситуацией, при которой значительная часть выпускников, имеющих соответствующее профильное образование и обладающих профессиональными навыками, остаются без работы, и это несмотря на дефицит кадров в промышленных предприятиях городского округа.
Анализ рынка труда показывает, что, несмотря на то, что в сфере информационных технологий и управления наблюдается определенный конкурс на вакансии, по остальным специальностям количество незакрытых вакансий превалирует над количеством выпускников. Из диаграммы мы видим, что в структуре выпускаемых специальностей кластер металлургии в силу специфики монопрофильного города занимает 54%. В то же время в структуре рынка труда он составляет 62%, то есть специалистов необходимо больше, чем их сейчас выпускается, и при этом ряд молодых специалистов остаются нетрудоустроенными. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что сложившаяся ситуация связана не с особенностями рынка труда, а именно с проблемами в образовательной сфере.
Также выявлены риски функционирования реализуемых форм государственно-частного партнёрства в сфере среднего профессионального образования:
- необходимость самостоятельно проводить оценку и мониторинг качества образования (разрабатывать или приобретать тесты, отвлекать сотрудников на организацию данного контроля);
- в ручном режиме осуществлять кадровую политику колледжа - найм, изменения организационной структуры, увольнение не вовлеченных сотрудников колледжа составит большие затруднения (жалобы, суды и т.п.);
- ограниченные и непрозрачные правила установления санкций для неуспевающих студентов (колледжи неохотно отчисляют студентов, чтобы не потерять субсидии);
- если работодатель направляет в колледж целевые пожертвования, то для обеспечения прозрачности данных затрат компания должны будет привлекать своих внутренних аудиторов или бухгалтеров для контроля расходования этих средств;
- эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств остается в личном ведении директора колледжа;
- чтобы получить достоверные сведения об основных показателях образовательной и воспитательной деятельности колледжа, работодатель либо должен будет поверить тем данным, которые предоставляет колледж и министерство образования, либо самостоятельно включаться в работу по постановке системы учета.
Для того, чтобы избавиться от выявленных проблем, в 2018 году Группа ЧТПЗ инициировала пилотный проект по разработке и апробации нового механизма управления профессиональными образовательными организациями. На базе Первоуральского политехникума и Первоуральского металлургического колледжа была создана Управляющая компания, которая взяла на себя ряд прикладных функций образовательных учреждений. Управляющая компания создается на основе сформированной в 2017г. автономной некоммерческой организации «Институт развития дуального образования».
В рамках проекта предполагается:
- внедрение новых подходов к управлению трудовыми ресурсами за счет системы трудоустройства выпускников, реализации целевого показателя по итоговой аттестации, что обеспечит контроль над человеческим капиталом;
- актуализация информационных систем за счет развития программ среднего профессионального образования и нового механизма коммуникации между предприятием и образовательным центром, что позволит группе ЧТПЗ вернуть позиции на рынке труда как работодателя;
- контроль за работой колледжа, работа с педагогическими кадрами в конечном счете направлена на повышение уровня квалификации кадров, что снизит дефицит кадров на предприятии;
- контроль за финансовыми механизмами позволит избежать финансовых потерь (для этого, в частности, была принята программа «Бережливый колледж», а также целевое обучение).
С 2019 года вводятся новый формат обучения: целевая подготовка с последующим обязательным трудоустройством на предприятии, её смогут выбрать более половины студентов. Это позволит предприятию избежать финансовых потерь на тех обучающихся, которые по итогам обучения не остаются работать на предприятии.
В рамках предварительного анализа мы не имеем возможности оценить результативность проекта, исходя из его целевых показателей, поскольку они еще не достигнуты - это произойдет только в 2021 году.
Поэтому выводы строятся на основании экспертного опроса руководителей проекта и сотрудников Образовательного центра ЧТПЗ.
В целом, можно выделить три направления работы. Первое - формирование единой цифровой образовательной среды «школа-техникум- завод». Оно предполагает создание центра онлайн-образования, разработку электронных портфолио обучающихся. Второе направление - внедрение культуры высокой производительности в образовательный процесс. Третье - это масштабирование полученного опыта.
В результате совместной работы должно качественно улучшиться профессиональное образование в Свердловской области в целом, будет решена задача подготовки кадров для высокотехнологического производства и цифровой экономики.
1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва РГ ,11.10.2000
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения : 20.12.2019).
3. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»от 13.07.2015 № 224-
ФЗ[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата
обращения : 20.12.2019).
4. О территориях опережающего социально- экономического развития в
Российской Федерации от 29.12.2014 № 473-ФЗ[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения : 20.12.2019).
5. Об особенностях создания территорий опережающего социально -
экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) :Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759/(дата обращения : 20.12.2019).
6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования
прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256447/ (дата
обращения : 22.12.2019).
7. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего
профессионального образования на 2015-2020 годы : Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176010/ (дата
обращения : 22.12.2019).
8. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в
мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования :Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №92 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158968/ (дата
обращения : 25.12.2019).
9. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста,
разработанный автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. - Режим доступа : https://asi.ru/staffing/standard/(дата
обращения : 25.12.2019).
10. Государственная программа «Развитие системы образования Свердловской области до 2020 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 №1262-1111 [Электронный ресурс] //
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/429094102(дата обращения : 26.12.2019).
11.0 комплексной программе «Уральская инженерная школа» : Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 г. № 453-УГ
[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/422448790(дата обращения : 24.12.2019).
12. 0б утверждении списка наиболее востребованных на рынке труда
Свердловской области, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования: Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №175-д от 28.04.2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа :
http : //www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc0712018-10-12. html/ (дата обращения : 27.12.2019).
13. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации, Правительством Свердловской области, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и публичным акционерным обществом "Челябинский трубопрокатный завод" по разработке, апробации и внедрению эффективного механизма управления профессиональной образовательной организацией [Электронный ресурс] // Официальный сайт Первоуральского металлургического колледжа. - Режим доступа : http://pmk-online.ru/assets/files/innovations/soglashenie_4- storonnee_gchp_uk.pdf(дата обращения : 27.12.2019).
14. План мероприятий ("Дорожная карта") по разработке, апробации и внедрению эффективного механизма управления профессиональной образовательной организацией на территории Свердловской области на 2018-2022 годы, предусмотренного Соглашением о взаимодействии
между Министерством образования и науки Российской Федерации, Правительством Свердловской области, автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и публичным акционерным обществом "Челябинский трубопрокатный завод" от 15.02.2018 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Первоуральского металлургического колледжа. - Режим доступа : http://pmk-online.ru/assets/files/innovations/plan-
шегорпуа1у-його7йпауа-каг1а-ро^од^йешуи-20-о1-15.02.2018.pdf (дата
обращения : 29.12.2019).
15. Богоудинова, Р. З. Критерии оценки конкурентоспособности специалистов / Р. З. Богоудинова // Бигореап8ос1а18с1епсе1оигпа1. -2017. - № 7. - С. 190-194.
16. Богоудинова, Р. З. Социальный смысл модернизационных процессов в образовании / Р. З. Богоудинова. // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - Вып. 17. - С. 312-315.
17. Ваганова, Т. Д. Совершенствование государственно-частного партнерства в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров / Т. Д. Ваганова / автореф. канд. дисс. 08.00.05. - М., 2012. - 29 с.
18.Землянский, В. В. Многоуровневая подготовка кадров с учетом требований регионального рынка труда / В. В. Землянский, Ю. Н. Петров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 3. - С. 113-116.
19. Кадырова, Х. Р. Кластерный подход в организации профессионального образования / Х. Р. Кадырова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 7. - С. 54-64.
20. Кадырова, Х. Р. Модель интегративного учебного заведения / Х. Р. Кадырова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 2. - Т. 17. - С. 1072-1075.
21. Кадырова, Х. Р. Подготовка кадров в интегрированном учебном заведении / Х. Р. Кадырова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 1.- С. 5-8.
22. Коновалова, Т. А. Факторы и условия, обеспечивающие
функционирование и развитие моногородов Российской Федерации / Молодой ученый. - 2013. - №4. - С.233
23. Коровина, Э. Б. Оценка реализации новых форм подготовки современных инженерных кадров как направление региональной образовательной политики. - 2018, с. 55. URI: http://hdl.handle.net/10995/66160
24. Лизунков, В. Г. Система дополнительного профессионального
образования кадров для территорий опережающего социально-экономического развития / В. Г. Лизунков. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2018. - 143 с.
25. Лизунков, В. Г. Учебно-исследовательская деятельность в средних
образовательных учреждениях / В. Г. Лизунков, Е. Ю. Малушко, О. А. Малетина // В сборнике: Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы материалы VI
Международной научно-методической конференции ; ответ.ред. Е. Ю. Малушко. - Волгоград, 2016. - С. 210-215.
26. Лизунков, В. Г. Инновационная концепция корпоративного управления
машиностроительным холдингом / В. Г. Лизунков, В. И. Марчук // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений : материалы Международной научно¬
практической конференции в 2-х частях. Ч. 2, Саратов, 25 Апреля 2013. - Саратов : Изд. ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013 - C. 22-24.
27. Лизунков, В. Г. Инновационное образование в России / В. Г. Лизунков // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 100-103.
28. Лизунков, В. Г. Инновационное развитие российских компаний / В. Г. Лизунков // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9. - С. 613¬616.
29. Лизунков, В. Г. Менеджмент бизнес-проектов / В. Г. Лизунков, О. В. Кадочникова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2013 - Т. 179. - C. 192-195.
30. Лизунков, В. Г. Мировой опыт перспектив развития и расширения сферы применения подхода CONCEIVE-DESIGN-IMPLEMENT-OPERATE (CDIO) при подготовке студентов / В. Г. Лизунков, Е. Ю. Малушко // Инновации в образовании. - 2018. - № 1. - С. 17-28.
31. Лизунков, В. Г. Образование бакалавров машиностроительного профиля в высшем учебном заведении / В. Г. Лизунков, М. Н. Бубин, Л. А. Холопова // Problems and Prospects of Research in the Americas and Eurasia: proceedings of the III International Academic Congress, Буэнос-Айрес, December 3-5, 2014. - Buenos Aires: Buenos Aires University Press, 2015. - Vol. 1 - P. 162- 167.
32. Мухаметзянова, Г. В. Социально-педагогическая подготовка инженерно-педагогических кадров ССУЗ : учеб.пособие / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова Т. М. Трегубова и др. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 111 с.
33. Молчанова, О. П. Государственно-частное партнерство в образовании: [сборник] / науч. ред. О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. - Москва : КДУ, 2009. - 242 с.
34. Морозова, А. В. Подготовка рабочих кадров в условиях
профессионального колледжа профильного вуза / А. В. Морозова // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 7. - С. 20-21.
35. Морозова, А. В. Специфика формирования практико- ориентированного содержания подготовки трудовых ресурсов в области автоматизации машиностроительных производств / А. В. Морозова, С. В. Дьяченко, Т. А. Ноздрачева, Ю. К. Сотников // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - 2011. - № 3. - С. 135-144.
36. Морозова, А. В. Управление профессиональной социализацией студентов в условиях многоуровневой практико-ориентированной системы подготовки кадров для машиностроения / А. В. Морозова. - Москва : Спектр, 2010. - 229 с.
37. Никоненко, С. Г. Государственно-частное партнерство в сфере
профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 2. - С. 27-29.
38. Осипов, П. Н. Что мешает готовить конкурентоспособных специалистов / П. Н. Осипов // Образование и саморазвитие. - 2013. - Вып. 3. - С. 45-50.
39.Осипов, П. Н. Закономерности и принципы интернационализации инженерного образования / П. Н. Осипов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - Вып. 1. - С.40-46.
40. Тешев, В. А. Дуальное образование как фактор модернизации системы социального партнерства вузов и предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 1 (135). - С. 139-144.
41. Терещенкова, Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки
трудовых ресурсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 41-45. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14087.htm.
42. Тесленко, И. В. Государственно-частное партнерство как инструмент консолидации ресурсов субъектов экономики региона // Современные проблемы науки и образования. - № 6. - 2014. - С. 6.
43. Шабанов, А. Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования : автореферат диссертации на соиск. уч. степ.докторапед. наук / А. Г. Шабанов. - Барнаул : Барнаульский государственный педагогический университет, 2004. - 41 с.
44. Aulet B. Disciplined entrepreneurship: 24 steps to a successful startup/ B. Aulet. - Hoboken: Wiley, 2013.
45. Biggs, J.B. Teaching for quality learning at university Buckingam / J.B. Biggs // European Journal of Engineering Education, 2009. - № 1(2), P. 134- 140.
46.Отчет о результатах самообследования ГАПОУ СО «1111Т» за 2016-2018гг.
47. Статистика обучающихся по программе ББМ
48. ИРДО общие положения - Первоуральский металлургический колледж -
Государственно-частное партнерство. URL:http://pmk-
online.ru/assets/files/innovations/osn-rez-rabot-2019.pdf
49. Модель дуального обучения и Управляющая компания - Первоуральский металлургический колледж - Государственно-частное партнерство. URL: http://pmk-online.ru/assets/files/innovations/mod-dual-obuch. pdf
50.Основные результаты работы Управляющей компании сентябрь 2019 - Первоуральский металлургический колледж - Государственно-частное партнерство. URL:http://pmk-online.ru/assets/files/innovations/IRDO.pdf
51. БУДУЩЕЕ БЕЛОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Образовательный проект группы ЧТПЗ http: //edupractice.ru/theme/upload/prezentaciya-budushee-beloj-
metallurgii-2015_eec5 8ed761 ef9e3cf8e0e9d4d8e26820.pdf