Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дизайн-сопровождение проектного обучения

Работа №100735

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ СОЗДАНИИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ 6
1.1 Определение критериев дизайна образовательного продукта 8
1.2 Аналитический обзор дизайна существующих образовательных
продуктов для детей с нормальным развитием и с особенностями в развитии 15
1.3 Влияние графического дизайна на удержание внимания ребенка 22
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА 25
2.1 Анализ и наблюдение поведения детей для выявления особенностей
дизайна 25
2.2 Выявление особенностей дизайна для конкретной целевой
аудитории 31
2.3 Концепция формообразования при системном проектировании дизайна 34
3. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА 38
3.1 Методы проектирования дизайна 38
3.2 Проектирование дизайна образовательных продуктов 41
3.3 Проектирование макетов продуктов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62


Актуальность темы исследования. Создание специальных образовательных условий для детей с РАС и возможности их обучения с детьми без ограничений в развитии очень актуально в наше время. Однако, развитию этой темы зачастую препятствует недостаточное количество качественных методических материалов. Чаще всего при разработке таких образовательных продуктов не учитывается дизайн как с визуальной точки зрения, так и с конструктивной (упаковка, форм-фактор, материалы). При должном уровне подготовки и углубление в суть проблемы с решением может помочь именно графический дизайнер.
В настоящий момент существуют много теоретических и практических материалов для вовлечения детей дошкольного возраста с разным уровнем развития и подготовки в проектное обучение. Наиболее популярным является комплект методических учебных материалов на принципе PECS (Pictures exchange comunication system - Система общения через обмен изображениями), основанный на принципе альтернативной коммуникации ребенка с РАС. В свою очередь, для детей не имеющих ограничений в развитии используется аналогичный набор - карточки Домана, рассчитанные на более широкую целевую аудиторию. Каждый из комплектов представляет собой карточки с иллюстрациями, символами, которые обозначают определенное действие или предмет и помогают ребенку узнавать новые слова и познавать мир, или так же изъясняться перед родителями или педагогом. Так как итогом работы должно стать именно вовлечение детей в проектную деятельность, важно разработать такие методические материалы которые помогут не только в познавательной деятельности, но могут помочь ориентироваться в пространстве, времени, организовать рабочее или учебное пространство и помогут ребенку с РАС не ощущать трудностей при обучение с детьми не имеющими таких расстройств.
Степень научной разработанности темы. Особое внимание теме создания специальных образовательных условий для детей с особенностями развития уделено в трудах таких авторов по теории дизайна, педагогике, психологии, как: Быстрова Т.Ю., Выготский Л.С., Кузнецова Л.В., Никольская О.С., Норман Д., Папанек В., Токарская Л.В., и др. Именно на их трудах базируется тема исследования.
Для рассмотрения теоретической и практической базы графического дизайна были использованы труды Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей» и (имя?) Розенсона «Основы теории дизайна», в которых рассматриваются сложности взаимоотношений между дизайнером и обществом, также особое место уделяется ориентации продукта на пользователя (в нашем случае - ребенка) и унификации стандартов. Об этом же говорится в статье Быстровой Т. Ю. и Токарской Л. В. «Графический дизайн для лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)»: «Изначально дизайн, в том числе графический, ориентирован на создание массовых тиражируемых продуктов. По мере развития социума потребности в различных продуктах дизайна становятся все более разнообразными» [2]
При изучении различных источников было выявлено определенное количество проблем, которые автор рассматривает в дальнейшем в своем проекте. Особенно важно учесть особенности целевой аудитории и не создавать «массовый тиражируемый продукт». Часто проектирование предполагает включение потребителя в процесс проектирования, но так как данная категория людей не способна к соучастию в проектировании, но при этом остро нуждается в дизайне, проектирование необходимо производить с использованием не всегда привычных методов [2].
Объектом исследования является дизайн как метод для разработки специального образовательного продукта.
Предметом исследования является графический дизайн в качестве решения проблемы коммуникации у детей с разными уровнями развития и проблемы несовершенности существующих методов альтернативной коммуникации.
Цель исследования - создание специальных образовательных условий для детей с нормальным и с особенностями в развитии, вовлечение детей в проектное обучение, используя методы графического дизайна.
Задачи работы:
1. определить особенности целевой аудитории, с учетом их восприятия графической информации;
2. учесть влияние графического дизайна на удержание внимания ребенка;
3. провести анализ существующих образовательных продуктов;
4. определить концепцию формообразования, цветовые решения, стилистику рисунков с учетов особенностей целевой аудитории;
5. разработать макеты образовательных продуктов
Методы, используемые для написания исследовательской части: метод предпроектного анализа (анализ литературных источников по теме исследования, метод наблюдения, сравнение и анализ продуктов дизайна, синтезирование полученных знаний). Для написания практической части использовались методы макетирования, моделирования, эскизирования.
Структура работы состоит из следующих компонентов: объект, предмет, цель и задачи исследования. Структура включает: введение, три главы с логически связанными между собой параграфами, подглавы, заключение, список литературы, иллюстративный материал и несколько приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате работы было проведено исследование на тему роли графического дизайна в проектном обучении современной системы образования. Проведен анализ целевой аудитории и выявлены основные аспекты для разработки графических продуктов, которые в будущем могут быть использоваться детьми как с нормальным развитием, так и с детьми с ОВЗ. Используя необходимые методы проектирования были разработаны макет набора альтернативной коммуникации, упаковка и концепты продуктов для бытовой и образовательной среды. Были выполнены все поставленные в начале работы цели и задачи.
На данный момент дети дошкольного возраста независимо от состояния здоровья, уровня развития особенно остро нуждаются в качественном графическом дизайне, который может помочь им как в жизни, так и в учебе. Хоть и проект носит характер концепта, но при должной реализации и финансировании мог бы конкурировать с другими существующими продуктами или стать мотивацией для реализации этой идеи.


1. ОСТ 29.127-2002 Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Технические требования : дата введ. 2002-01-17. - Москва : Изд-во стандартов, 2002. - 32 с.
2. Графический дизайн для лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) / Быстрова Т.Ю.,Токарская Л.В.,Грозина В.А. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. V, 1. 2 (29). С. 95-99.
3. Дегтярев А. Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. - М.: Фаир-Пресс, 2006. - 256 с.
4. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ.- 2-е изд., доп.- М.: Мир, 1986. - 326 с., ил. - Загл. 1-го изд: Инженерное и художественное проектирование.
5. Динни Кейт. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 196с.
6. Долгих М. Н. Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ландшафты в аспекте гибридных медиа // Вестник Томск. гос. ун-та. 2014. No 379. С. 86-91.
7. Долгополова В.С. АУТОАГРЕССИЯ КАК ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - С. 665-667;
8. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 464 с
9. Дэбнер, Дэвид. Школа графического дизайна. Принципы и практика графического дизайна / Дэвид Дэбнер ; [пер. с англ. В. Е. Бельченко]. - Москва: РИПОЛ классик, 2007. - 192 с.: ил.
10. Иванов Е.С. Деятельность службы сопровождения при работе с детьми, страдающими аутизмом // Психолого-педагогическое и медико¬социальное сопровождение развития ребенка / Материалы Российско- фламандской науч.-практ. конф. 14-16 марта 2001. - СПб., 2001. - С. 122¬123.
11. Иттен Й. Искусство формы.- М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 136 с., ил.
12. Иттен Й. Искусство цвета. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001. - 96 с., ил.
13. Йоханссон И. Особое детство. - М.: Центр лечебной педагогики, 2001.
14. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.
15. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М., «Книга», 1979. - 75 с.
16. Кармин А. С. Психология рекламы / А. С. Кармин.- СПб.: ДНК, 2004 .¬512 с. : ил.
17. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов архитектур. и дизайнер. специальностей / Н. А. Ковешникова .- 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006 .- 224 с. : ил.
18. Крисциан, Грегор. Визуализация идей: набросок, эскиз, раскадровка / Грегор Крисциан, Несрин Шлемп-Улкер. - [Б. м.]: Verlag Hermann Schmidt Mainz, 2006. - 203 с.: ил.
19. Луптон Э. Графический дизайн от идеи до воплощения. / Пер. с англ. В Иванов. - СПб.: Питер, 2013. - 184 с.: ил.
20. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в разви- тии. СПб. : Речь, 2006. —400 с.
21. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с ребенком. - М.:Рид Медиа, 2013. — 220 с.
22. Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Факторы, влияющие на понимание детьми ментальных состояний // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 2. С. 1-9.
23. Мартин Б., Ханингтон Б. Универсальные методы дизайна. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.: ил.
24. Матвеева Л. Магия цветового воздействия: цветовое оформление печатной рекламы. // Лаборатория рекламы. - 2004. № 3. - С. 51 - 53.
25. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. / М.: Бахрах-М, 2015.
26. Михеева М.М. Дизайн - исследования: методическое указание по курсу «Дизайн - исследования» М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015 г.- 85с.
27. Нестеренко, Олег Иванович. Краткая энциклопедия дизайна.- М.: Молодая гвардия, 1994 .- 315с. - ХЗВЫ 5-235-02239-4: 11700.
28. Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма // Дефектология. - 1994. - No 2. - С.3-8.
29. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - Изд. 8-е - М.: Теревинф, 2014. - 288 с.
ISBN 978-5-4212-0186-1
30. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов. - М: ЮНИТИ, 2010. - 239 с.
31. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
32. Отт, Александр. Курс промышленного дизайна. Эскиз. Воплощение. Презентация / Александр Отт; [пер. с нем. И. Куликовой; ред. В. Ларионов]. - М.: Художественно-педагогическое издательство, 2005 .¬160 с. : ил.; 29 см.- Пер. изд.: Пагз1е11ипдз1есйтк .
33. Пантелеев Г. Н., Пантелеева Л.В., Максимов Ю.В. Декоративное искусство — детям. М.: Просвящение, 1976. — 143с.
34. Папанек В. Дизайн для реального мира: 2015. С. 16. (город, изд-во, общее количество страниц)
35. Розенсон И. А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения; 2-е изд. СПб.: Питер Пресс, 2013.- 102 с.
36. Ромат Е.В. Реклама. Учебник для вузов. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2008
37. Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. - М.: Добрая книга, 2007. - 296 с.
38. Рэнд П. Дизайн: форма и хаос / Пол Рэнд; [пер. с англ. И. Форонова]. - М.: Изд. Студии Артемия Лебедева, 2013 - 244 с.: ил.
39. Самара, Тимоти. Структура дизайна. Стильное руководство / Тимоти Самара; пер.: Светлана Гилим; науч. ред.: В. Крылова. - Москва: РИП- холдинг, 2008. - 272 с.: ил.
40. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. - СПб.: Питер, 2014. - 152 с.: ил.
41. Страубе Е.А. Методика раннего развития Гленна Домана. От 0 до 4 лет.-М.: Эксмо, 2013. - 196 с.
42. Страубе Е.А. Методика раннего развития Гленна Домана. От 0 до 4 лет.- М.: Эксмо, 2013. - 196 с.
43. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: Учеб. пособие для вузов, обучающих худож. специальностям и дизайну / М. О. Сурина. - М.; Ростов н/Д : МарТ, 2003 .- 286 с.: ил.
44. Сурина М. Ю. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре.- М., 2005.- 152 с.
45. Шевченко Н.И., Бондарев Ю.И., Тикунова С.В. Дизайн, красота и эстетическое освоение нехудожественного бытия человека // Духовное возрождение: сборник научных, научно-прикладных и творческих работ, - Белгород, 2011. С.130 - 150.
46. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка - 2017. - URL:
http://lib.pravmir.ru/librarv/readbook/2440. (дата обращения: 15.05.2020).
47. Как видят мир аутисты // Мед.инфо. 1 ноября 2015. URL: http://medinfo.ua/analitic/0001b25ed0d4563fbbb4ebb206d16897/displavarticl e/?beg=9. (дата обращения: 4.05.2020).
48. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и
нейропсихологические механизмы - 2017. - URL:
http://www.pedlib.ru/Books/1/0082/1 0082-1.shtml (дата обращения:
10.02.2020).
49. Оборудование для инклюзивного образования / Карточки для развития ребенка - что это? - 2018 - URL: https://vemakids.com.ua/kartochki-pecs(дата обращения: 5.05.2020).
50. Социальная сеть работников образования / Использование карточек
PECS. - 2020 - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialv-k-
attestatsii/librarv/2020/01/27/ispolzovanie-kartochek-peks-pecs (дата
обращения: 2.02.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ