1. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО 7
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Этиология и патогенез ДЦП 7
1.2. Классификации детского церебрального паралича 12
1.3. Психофизиологическая характеристика форм ДЦП 16
1.4. Методы абилитации детей с ДЦП 21
1.5. Особенности семей, воспитывающих детей с ДЦП 25
2. ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ 32
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДЦП, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Обоснование научных подходов в применении программы по 42
формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного
возраста с ДЦП, средствами физической культуры
2.3. Программа по формированию навыков самообслуживания у детей 46
дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры
3. АПРОБАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО 53
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЦП, СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
По данным Министерства Здравоохранения РФ, в последние 30 лет отмечается резкий рост врожденных аномалий: в 2010-2011 годах врожденные пороки развития были выявлены у 3% детей. Приведенное количество возросло в 2,5 раза по сравнению с данными 1980 года - 1,2% детей с врожденными аномалиями. [84]
В настоящее время продолжается рост числа детей с отклонениями в развитии, которые испытывают затруднения в социализации. [14, 40, 79]
Одной из распространенных причин инвалидности являются детские церебральные параличи (далее - ДЦП), возникающие как следствие органического нарушения головного мозга [13, 18, 62]. Особенность детских церебральных параличей заключается в органическом нарушении преимущественно двигательной сферы с рождения, что нарушает развитие и формирование моторных функций ребенка. Несмотря на это, при ДЦП наблюдаются нарушения развития высших аналитических функций, речи, задержка психического развития. В результате создаются условия инвалидизации ребенка, что существенно осложняет процессы воспитания и социализации детей с двигательными патологиями.
Формирование навыков самообслуживания является основным разделом физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и часто соотносится с понятием «социально-бытовая ориентация». [51]
Л.И. Акатов отмечает, что формирование навыков самообслуживания развивает духовные и физические силы у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посредством расширения его интересов, активной позиции, создания наиболее благоприятных внешних и внутренних условий. [5]
Несмотря на важность развития данной сферы, родители часто не уделяют должного внимания этим процессам. На первый план выходит развитие двигательных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [53]
Несмотря на важность развития данной сферы, родители часто не уделяют должного внимания этим процессам. На первый план выходит развитие двигательных навыков ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [53] Процесс усугубляется тем, что дети дошкольного возраста с ДЦП не имеют возможности посещать образовательные учреждения, как их сверстники с нормальным развитием. К примеру, в г. Екатеринбурге есть детские сады для различных нозологических групп, из них только один детский сад компенсирующего вида, в который могут поступить дети с любой степенью поражения. Наполняемость этого детского сада только 12 человек. В остальные учреждения принимаются дети, которые могут не только самостоятельно ходить, но и пользоваться основными навыками самообслуживания. Целью их абилитации является коррекция нарушенных функций, развитие познавательной сферы. Такие требования обусловлены тем, что наполняемость групп в таких детских садах до 20 человек, а воспитателей и младшего персонала на группу - 3 человека. Следовательно, несмотря на то, что принимаются дети с нарушениями психофизического развития, работа с ними ведется в неадаптированных условиях. Тем не менее, это соответствует нормативным документам.
Возможности инклюзивного образования, предусмотренные законодательством, не могут быть осуществимы в полной мере из-за нехватки специально обученных кадров. [75]
Вопросы организации системы оказания педагогической помощи детям с церебральной патологией в различных условиях обучения освещались в научных трудах Л.И. Акатова, Е.Ф. Архиповой, Л.О. Бадаляна, С.А. Бортфельд, С.П. Евсеева, Л.Т. Журбы, А.А. Дмитриева, В.И. Козявкин, В.В. Коркунова, Н.Н. Малофеева, А. Пете, А.А. Потапчук, О.В. Тимониной, Л.М. Шипицыной, Л.В. Шапковой и др., в которых одним из условий их успешной адаптации является учет состояния физического и психического здоровья.
Анализ литературы и оказываемых услуг в образовательных учреждениях позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с двигательно-координационными нарушениями и практически полным отсутствием системной работы в данном направлении.
Цель исследования - формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры
Объект исследования - физическое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования - влияние программы физической абилитации на формирование навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с ДЦП.
Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, была сформулирована гипотеза: что сопряженное формирование двигательных навыков и навыков самообслуживания в условиях семейного воспитания существенно улучшит физическое развитие ребенка, а так же создаст благоприятные условия для социальной адаптации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по вопросам физической реабилитации детей с ДЦП.
2. Разработать и апробировать программу по формированию навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры.
3. Определить эффективность разработанной программы.
Методологической и теоретической основой исследования являются: положения специальной педагогики и психологии, представленные в научных трудах А.А. Дмитриева, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Т.Г. Щедрина, Л.М. Шипицыной и др.; научные работы о структуре двигательного дефекта, изложенные Л.О. Бадалян, Е.И. Гусевым, М.В. Ипполитовой, С.С. Ляпидевским, Е.М. Мастюковой, Е.Д. Хомской и др.; принципы коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса Л.С. Выготского, В.И. Лубовского и др.; принципы консультирования семей В.В. Ткачевой, И.Ю. Левченко; теории педагогических технологий обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Е.В. Клочковой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.А. Потапчук и др.; основы организации физической реабилитации и адаптивной физической культуры С.П. Евсеева, Л.В. Шапковой, К.А. Семеновой, Н.С. Попова и др.
Совокупность теоретического исследования с решением практических задач обусловила выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы; анализ документальных материалов; синтез эмпирического и теоретического материала; обобщение; методы статистической обработки результатов экспериментального исследования; эмпирические методы: непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей двигательных нарушений детей с различными формами ДЦП; педагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МУП ДОД «Семейный клуб «Надежда» г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 10 детей дошкольного возраста с различными формами ДЦП (спастическая диплегия, спастический тетрапарез, атонически-астатическая форма).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- научно обоснована программа по формированию навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры;
- научно обоснована методика оценивания навыков самообслуживания посредством разработанной карты.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- выявлены условия успешного исполнения педагогических средств.
Практическая значимость исследования заключается в системном подходе к формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры.
Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается методологической разработанностью теоретических позиций, основанных на использовании современных данных медицины, психологии и педагогики; адекватностью методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работы; подтверждением выдвинутых гипотез исследования результатам проведенной работы; а также личным участием автора на всех этапах работы.
Ограничения исследования. В процессе опытно-экспериментальной работы участвовали дети с ДЦП от 3 до 7 лет. Уровень интеллектуального развития детей в данном исследовании считался незначимым.
Результаты исследования внедрены в практику развития детей и организации работы с родителями МУП ДОД «Семейного клуба «Надежда» г. Екатеринбурга.
Формирование навыков самообслуживания, несомненно, является одним из главных аспектов абилитации детей дошкольного возраста с ДЦП. Двигательные нарушения, полученные в результате органического поражения головного мозга не позволяют детям с ДЦП освоить базовые навыки самообслуживания, а значит, процесс социальной адаптации усугубляется. Полученные данные в результате педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы.
1. Анализ психофизических нарушений, а также методик абилитации детей с ДЦП выявил, что процесс абилитации должен носить комплексный характер ввиду сложного состава патологических изменений.
2. Программа по формированию навыков самообслуживания детей дошкольного возраста с ДЦП, средствами физической культуры, включает:
- диагностику формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания;
- консультации родителей по вопросам формирования навыков;
- тренировочную деятельность по формированию навыков;
- информационную поддержку семей с детьми с ДЦП.
3. Применение мониторинга формирования двигательных навыков, а также карты оценивания навыков самообслуживания выявило эффективность применения программы у всех детей, участвовавших в педагогическом эксперименте.
4. Достоверность сопряженного развития двигательных навыков и навыков самообслуживания была подтверждена при обработке результатов методами математической статистики.
1. Абрамович - Лихтман Р.Я. Об особенности нервно-психического развития детей / Текст // Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 1965. С. 23-26.
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические
проблемы. / А.Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
3. Айвазян Е.Б. Проблемы особой семьи / Е.Б Айвазян, А.В. Павлова, Г.Ю. Одинокова / Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2. С. 61-67.
4. Айвазян Е.Б. Проблемы особой семьи (продолжение) / Е.Б. Айвазян,
A. В. Павлова, Г.Ю. Одинокова / Текст // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №3. С. 72-80.
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Л.И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
6. Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей / Г.Е. Акимова. СПб.: «ВЕСЬ», 2001. 352 с.
7. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика / К. Акош, М. Акош. М.: Изд-во «Улисс», 1994. 196 с.
8. Антонов И.П. Клиническая классификация заболеваний периферической нервной системы / Текст // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корскова. 1985. № 4. С.481 - 487.
9. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: зачем? как? / Е.П. Арнаутова,
B. М. Иванова. М., 1993. 59 с.
10. Арсенова Л.А. Зависимость психического развития детей с особыми потребностями от семейных отношений / Текст // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2006. №5. С.71-73.
11. Артишевская, Н.И. Терапия с основами реабилитации / Н.И Артишевская., А.Н.Стожаров, Н.Н.Силивончик, Т.В.Мохорт. Минск: Высш. шк., 1998. 378 с.
12. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. Методологические аспекты науки о мозге / Л.О. Бадалян. М., 1983. 267 с.
13. Бадалян Л.О. Детская неврология. / Л.О. Бадалян. М.: Медпресс. 2001. 607 с.
14. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. М.: Издательство «Здоровья», 1988. 330 с.
15. Белая Н.А. Справочник по лечебной физкультуре / Н.А. Белая, И.П. Лебедева. М.: Медицина, 1987. 232 с.
16. Белова А.Н. Нейрореабилитация: Руководство для врачей. / А.Н. Белова Антидор, 2000. 368 с.
17. Брейтман М.Я. О клинической картине детского головного- мозгового паралича. / М.Я. Брейтман. СПб, 1902. 156 с.
...