Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование упражнений системы Пилатес как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы вуза

Работа №100715

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
1.1. Состояние двигательной активности студентов и перспективы
использования упражнений оздоровительной направленности в занятиях физической культурой 11
1.2. Система упражнений Пилатес - как одно из средств оздоровительной
физической культуры. Краткая историческая справка 12
1.2.1. Характеристика упражнений системы Пилатес 15
1.2.2. Содержание и основные принципы системы упражнений
Пилатес 16
1.2.3. Виды занятий по системе упражнений Пилатес 22
1.3. Особенности использования упражнений системы Пилатес на занятиях по
физической культуре со студентами специальной медицинской группы 24
2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Организация исследования 32
2.4. Использование метода семинарского занятия для формирования знаний,
умений и навыков самостоятельного проведения занятий с использований упражнений системы Пилатес 34
2.4.1. Организация проведения семинара 35
2.4.2. Структура проведения семинара 36
2.4.3. Оценка результатов семинара 36
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
3.1. Анализ результатов исследования показателей физического развития
студентов, используемых упражнения по системе Пилатес 38
3.2. Анализ результатов исследования показателей физической
подготовленности студентов, используемых упражнения по системе Пилатес 41
3.3. Анализ результатов исследования показателей функциональной
подготовленности, используемых упражнения по системе Пилатес 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Виды занятий по системе Пилатес
Приложение 2. Положение тела во время занятий Пилатесом
Приложение 3. Анкета
Приложение 4. Классические упражнения системы Пилатес
Приложение 5. Протокол семинарского занятия
Приложение 6. Показатели уровня физического развития в начале и в конце эксперимента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах
Приложение 7. Показатели уровня функциональной подготовленности в начале и в конце эксперимента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах
Приложение 8. Показатели уровня физической подготовленности в начале и в конце эксперимента в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах
Приложение 9. Тест на силовую выносливость мышц бедра
Приложение 10. Примерный комплекс упражнений по системе Пилатес для самостоятельных занятий


Актуальность исследования. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с 1994 года физическая культура объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного цикла [23].
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями оказывают значительное влияние на работоспособность членов общества, именно поэтому знания и умения в области физической культуры должны закладываться в образовательных учреждениях. Немалый вклад в дело физического воспитания и обучения физической культуре вносят вузы [21].
Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями со студентами, учебная деятельность которых за последние годы изменилась настолько, что их адаптационно-компенсаторные механизмы не справляются со всеми нагрузками. Обучение в вузе увеличивает нагрузки на организм студентов, особенно в период экзаменационной сессии. По мнению ученых (Е.И. Вьюткова, 2011; О.Г. Румба, 2011), главной причиной ухудшения здоровья студенческой молодежи является низкий объем двигательной активности (ОДА), что отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой системы (ССС) и дыхательной, что ведет к ухудшению работоспособности всего организма и особенно мозговой деятельности; снижению внимания, ослаблению памяти, нарушению координации [5].
По некоторым данным (С.Ш. Намозова, 2013) 65% студентов российских вузов имеют хронические заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения [21], насчитывается 70 видов студенческих заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни. Соответственно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Растет и количество студентов, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию [20].
Учитывая выше сказанное, вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов являются весьма актуальными в настоящее время. В связи с этим сейчас особенно важно обновление форм и методов работы по физическому воспитанию студентов. Также назрела необходимость в формировании у студентов приоритетов здорового образа жизни, увеличения режима двигательной активности и разработка программ, которые удовлетворят потребности студентов, повысят мотивацию и интерес к занятиям физической культурой (В. И. Ильинич, 1995) [32].
По нашему мнению, одной из причин, препятствующих дальнейшему развитию системы физического воспитания студентов вузов, является противоречие между единообразием содержания образования в области физической культуры, с одной стороны, и индивидуальным своеобразием образовательных способностей и потребностей занимающихся - с другой.
Обучение физической культуре на основе единого для всех студентов стандарта содержания образования приводит к тому, что большинство из них не получают на занятиях по физической культуре тех знаний, умений и навы-ков, которые им хотелось бы получить. Это является одной из главных причин снижения удовлетворенности студентов занятиями физической культурой.
Между тем в международных документах: Международной хартии физического воспитания и спорта [43], Спортивной хартии Европы [54], Европейском манифесте «Молодые люди и спорт» [27] указывается о необхо-димости учета в процессе физического воспитания индивидуального своеоб-разия образовательных потребностей учащихся.
Во 2 статье Закона Российской Федерации «Об образовании» [45] говорится, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистического характера образования, приоритетного свободного развития личности; 2) адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников.
Одним из принципов государственной политики России в области физи - ческой культуры и спорта провозглашается учет интересов и склонностей всех граждан (в том числе и учащейся молодежи) при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта.
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Фе-дерации на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Фе-дерации 2 сентября 2009 года, в качестве одной из мер ее реализации говорится о необходимости совершенствования программного обеспечения физического воспитания детей и молодежи. Одним из направлений решения этой задачи является свободный выбор занимающихся содержания занятий физической культурой и спортом, позволяющий учитывать их интересы и способности [36].
Одним из важнейших условий возникновения и развития интереса к оп - ределенному виду деятельности является соответствие его содержания ин-дивидуальному своеобразию склонностей и задатков развивающейся личности. Реализация этого условия выступает одной из основных предпосылок успешного решения задачи формирования у личности интереса к занятиям физическими упражнениями, наиболее полно отвечающими ее природе.
С другой стороны, специфика «Физической культуры» как учебной дис-циплины, заключается в том, что достижение одной из важных ее
целей - формирования физической культуры личности, имеет возможность реализоваться через усвоение различного по содержанию физкультурного образования, а также через занятия различными видами спорта и физкультурно¬оздоровительными системами физических упражнений.
Поэтому дифференциация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе с учетом интересов и способностей личности каждого студента является одним из главных условий реализации гуманистической направленности физического воспитания.
С целью совершенствования процесса физического воспитания в вузе необходимо максимальное привлечение студентов, в том числе отнесенных к специальной медицинской группе к физкультурно-оздоровительным занятиям, основанным на наиболее популярных видах двигательной деятельности, в частности с использованием различных фитнес-программ [7].
Сегодня слово «фитнес» знакомо каждому, кто заботится о здоровье и хочет отлично выглядеть, о нем говорят, пишут, спорят.
Слово «фитнес» произошло от английского глагола «1о Ье ПИ», что в переводе означает «соответствовать», «быть в хорошей форме». Фитнес подразумевает соответствие различных упражнений, занятий и других способов улучшения здоровья, корректировки фигуры и общего укрепления организма.
Это - не спорт, который предусматривает профессиональные занятия, нацеленные на достижение лучших результатов. Это оздоровительная методика физических упражнений, а также определенный образ жизни, наполненный осознанием победы над собой, чувством радости и гордости своими успехами, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека [12].
Одной из разновидностей фитнес-тренировки является Пилатес, который популярен в настоящее время. Пилатесом могут заниматься люди абсолютно разного возраста и пола, а также с разным уровнем физической подготовки. Методика Пилатес эффективно помогает развитию выносливости, силы, координации, улучшает гибкость и умение двигаться красиво. Комплексы упражнений Пилатеса включают в работу большое количество крупных и мелких мышечных групп одновременно, требуя правильной техники выполнения, что играет ключевую роль в формировании правильной осанки и красивой фигуры.
Используя методику Пилатеса, можно привлечь большее количество студентов к посещению занятий физической культурой.
Учитывая выше сказанное, внедрение в учебный процесс по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы методики Пилатес будет способствовать повышению у них мотивации к занятиям, поднимет эмоциональный фон, облегчая овладение техникой выполнения упражнений, обеспечивая улучшение физической подготовленности и способствуя большей эффективности и интенсификации учебного процесса.
Представленные выше основания обусловили выбор темы: «Использование упражнений системы Пилатес как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы вуза».
Объект исследования - применение упражнений системы Пилатес в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы вуза для решения комплекса оздоровительных задач.
Предмет исследования - особенности влияния системы упражнений Пилатес на студентов специальной медицинской группы; средства и методы планирования и проведения занятий.
Цель работы - обосновать влияние упражнений системы Пилатес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и повысить мотивацию к занятиям физической культурой.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Изучить влияние упражнений системы Пилатес как мотивирующего фактора к занятиям физической культурой у студентов специальной медицинской группы.
2. Исследовать влияние упражнений системы Пилатес на изменение показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности.
3. Разработать комплекс упражнений системы Пилатес для самостоятельных занятий студентов специальной медицинской группы.
Рабочая гипотеза - предполагается, что применение упражнений по системе Пилатес повысит мотивацию к занятиям физической культурой у студентов специальной медицинской группы, будет способствовать улучшению физической подготовленности занимающихся, а также поможет формированию навыков применения этих упражнений в самостоятельных занятиях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный ускоренный ритм жизни, повышенные умственные физические нагрузки требуют от студентов особого понимания необходимости заботиться о своем здоровье. Для успешной учебной, а в будущем профессиональной деятельности, студентам необходимы высокий уровень физической и умственной работоспособности, хорошее физическое развитие и двигательная подготовка.
Наиболее важной задачей в процессе физкультурных занятий со студентами специальной медицинской группы с учетом их физического и психического состояния является воспитание у них ответственности за свое здоровье и осознание того, что оно существенным образом зависит от их физкультурной активности. Всего этого можно достичь с помощью регулярных занятий физическими упражнениями и ведением здорового образа жизни.
Анализ научно-методической литературы позволил обосновать значимость занятий по методу Пилатес как эффективного средства физического воспита¬ния, обеспечивающего разностороннее воздействие на организм и способст¬вующее формированию устойчивого интереса к систематическому использо¬ванию средств физической культуры и спорта с целью саморазвития и само¬совершенствования.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования, были подтверждены обоснованность гипотезы, правомерность выдвинутых положений на защиту, решены поставленные задачи.
В результате экспериментальной работы сделаны следующие выводы:
1. Использование системы упражнений Пилатес способствует созданию мотивации студентов специальной медицинской группы к систематическим занятиям физической культурой, формированию здорового образа жизни, обеспечению высокой работоспособности в режиме учебного процесса.
2. При тестировании физической подготовленности установлено улучшение показателей физической подготовленности у студентов экспериментальной группы, занимавшихся с использованием методики Пилатес.
3. Проверена экспериментальным путем и доказана эффективность использования упражнений системы Пилатес для студентов специальной медицинской группы. Разработан комплекс упражнений для самостоятельных занятий (прилож. 10).
Таким образом, занятия по методике Пилатес обладают существенным развивающим воздействием на организм занимающихся. Вместе с этим стиму-лирует повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, и может быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.



1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. М.: ФиС, 2003. 223 с.
2. Амосов Н.М. Моя система здоровья / Н.М. Амосов. Киев: Здоровье, 1997. 56 с.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. Москва: АСТ, 2004. 430 с.
4. Байер К. Здоровый образ жизни / К.Байер, Л.Шейнберг. М.: Мир, 1997. 368 с.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 22-26.
6. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 275.
7. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции интенсивного ин-новационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Баль- севич // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 23-28.
8. Барышева Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: уч. пос. / Н.В. Барышева, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак. Самара, 1997. 256 с.
9. Белкина Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 7-11.
10. Белов В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. Спб.: Россия, 1994. 272 с.
11. Болдов А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 179 с.
12. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 4546.
13. Борилкевич В.Е. Фитнес - современное понятие в мировом оздоро-вительном движении / В.Е. Борилкевич // Термины и понятия в сфере физи-ческой культуры: материалы первого международного конгресса. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2006. С. 33-35.
14. Бреннан Р. Метод Александера / Р.Бреннан. Киев: София, 1997. 109 с.
15. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. М.: ФиС, 1990. 188 с.
16. Буркова О.В. Пилатес - фитнес высшего класса / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая. М.: Центр полиграф. услуг Радуга, 2005. 335 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ