Глава 1. Государственная политика по формированию правовых представлений дворянства 37
§ 1. Государственная правовая идеология 37
§ 2. Законодательное формирование правовых представлений дворянства 47
Глава 2. Проявление правовых представлений дворянства на практике .... 67
Заключение 92
Список источников и литературы 102
Источники 102
Литература 104
Актуальность темы исследования определяется ролью и значением дворянства в истории Российского государства.
Дворянство являлось на протяжении нескольких веков высшим правящим сословием Российского государства, возникло на основе государственной службы, преимущественно военной.
Петровская эпоха - это переломный период, который оказал большое влияние на все стороны жизни высшего сословия. Воздействие реформаторской деятельности царя Петра I на развитие общества выразилось в утверждении нового миропонимания, образа жизни, системы ценностей, отношения дворянства к государственной службе. Все эти перемены приобретают особый смысл и актуальность в свете попыток современной власти реорганизовать государственную службу, вновь утвердить в общественном сознании заимствованную у Петра I идею служения на благо Отечеству.
Эпоха царствования Петра Великого является одним из важнейших периодов русской истории, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуются неизменным вниманием в отечественной и зарубежной историографии. Это время кардинальных изменений, которые затронули практически все сферы жизни государства и общества. Преобразовательной деятельности Петра I посвящено огромное количество исторических трудов, в которых обнаружились самые разнообразные подходы и оценки петровских реформ. Их изучение началось еще при жизни самого великого реформатора; в настоящий момент литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
Большие достижения во всех областях жизни, превращение России в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют длительный, устойчивый, повышенный интерес к эпохе Петра в русской и зарубежной исторической науке.
Все крупнейшие ученые-историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с XVIII столетия и до наших дней, так или иначе откликались на события петровского времени.
Вместе с тем спор о причинах, целесообразности, механизме осуществления и итогах петровских реформ продолжается до настоящего времени.
Тот факт, что первая четверть XVIII в. явилась переломным этапом развития страны, не вызывает сомнений: трудно найти какую-либо область общественных или государственных отношений, которую бы не затронули реформы Петра.
В это время происходят значительные изменения в различных областях государственной и общественной жизни страны в достаточно короткий временной промежуток.
В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, были проведены финансово-денежная, административная и податная реформы, укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев населения, в том числе и дворянство.
Воздействие реформаторской деятельности царя Петра I на развитие общества выразилось в новом миропонимании, образе жизни, системе ценностей дворянской части населения. Данный аспект проблемы имеет повышенный интерес для исследования.
Еще одна проблема прошлого, не утратившая свою актуальность в наше время, - проблема качества службы. Петр I неустанно добивался того, чтобы все дворянство считало «государеву службу» не только своей обязанностью, но и правом, сословной привилегией. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена и возрастающим в последнее время интересом к истории сословий России. Последнее находит свое выражение в том, что данная тема рассматривается в русле новых подходов и проблематик, переосмысляются с новых научных позиций уже известные исторические факты, в научный оборот вводятся материалы, до сих пор не связанные в сознании историков с темой дворянства.
Объектом исследования настоящей работы является дворянское сословие в канун и во время петровских преобразований в контексте своих правовых представлений.
Предмет исследования: трансформация правовой идеологии и представлений дворянства о праве в конце XVII - первой трети XVIII вв.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XVII в. - первую треть XVIII в., переломную эпоху в истории России. Это было время превращения Московского царства в Российскую империю, время окончательного оформления абсолютизма и складывания основных принципов дворянской службы.
Методологическая основа исследования. Данная работа строилась на традиционных для отечественной исторической науки принципах историзма, когда явления изучаются в динамике, в общеисторическом контексте, и научной объективности. Предмет исследования потребовал прибегнуть не только к социально-политическому, но и социокультурному и отчасти историко-психологическому анализу, который позволяет взглянуть на события исследуемой эпохи «изнутри», с точки зрения культурной составляющей. Это достигается, прежде всего, посредством критического анализа мемуарных и публицистических источников.
Изучение представлений дворянства требует опоры на методы исторической психологии, которая исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии. В основе представления о взаимодействии истории и психики человека лежит идея об активной роли человека в историческом процессе, представление о человеке как об историческом деятеле — как носителе творческого, созидающего историческую ситуацию начала. Историческая психология реализует антропоцентристский и гуманитарный подход к истории, сущность которого заключается в следующем: человек является главным действующим лицом в истории, и для адекватного понимания исторического процесса следует изучать психику человека, с другой стороны — социальные, политические, экономические и культурные особенности исторического периода являются факторами, влияющими на процесс формирования личности.
В результате исследования влияния исторических событий на людей, можно выявить изменения, произошедшие в мышлении дворян и проследить их развитие. Следует рассмотреть понятия психического склада и психического сдвига. Психический склад содержит устойчивое и типичное в жизни дворянства. Он формируется под воздействием обычаев и традиций. Таким образом, на психологию дворянства влияют обычаи и традиции общества предшествующего периода. Психический сдвиг разрушает сложившийся психический склад и появляется в результате навязывания новых идей.
Также большое значение имеют понятия стереотипа мышления и стереотипа действия. Стереотип мышления - это сложившаяся склонность мыслить определенным образом. Он вырабатывается в сознании как результат длительного повторения способов реагирования на определенные воздействия. Ответ на эти воздействия и является стереотипом действия. Таким образом, стереотипы мышления формируются из стереотипов действия.
Кроме того, важными понятиями являются обычаи и традиции. Их исследование позволяет раскрыть особенности психического склада. Таким образом, рассмотрение перечисленных понятий позволяет изучить особенности исторической психологии дворянства первой трети XVIII века.
Так как в работе мы будем опираться на различные источники, целесообразно будет и использование методов источниковедения, которые предполагают всесторонний критический анализ, установление достоверности и информативной ценности источника для последующего его использования и получения научно проверенной информации о прошлом человеческого общества во всех его проявлениях. При этом необходим комплексный подход к источнику, что заключается в попытке получить максимальное количество информации из имеющегося материала и как можно более полном обследовании архивных фондов, привлечении наибольшего числа источников.
В диссертации при анализе источников применен интерпретационный метод, дающий возможность постижения культурно-исторических смыслов отдельных сочинений, а также структурно-системный, определяющий логическую организацию исследования.
Петровская эпоха стала временем больших перемен, которые коснулись прежде всего дворянской части населения России. Разрыв со старым, связанный с разрушением традиционной русской системы ценностей, переориентацией на новый европейский образ жизни и культуру, был очевиден, когда речь шла о внешней, общественной стороне жизни высшего сословия. Это «новое» выражалось наиболее ярко и бросалось в глаза.
Совсем иное представлял собой внутренний мир дворянина, человека первой трети XVIII века. Все то, что скрывалось под оболочкой «нового», оказалось наиболее устойчивым и консервативным и, как правило, противостояло ему. Противоречивость, выражавшаяся в борьбе двух начал («старого » и «нового») стала важной особенностью мировосприятия и мировоззрения дворянина петровского времени. В данном факте проявилась общесоциологическая закономерность развития: чем глобальнее перемены, происходящие в стране, тем контрастнее будет сочетание «старого » и «нового » в сознании человека.
Петровские реформы занимают особое место в этом ряду. На протяжении всей первой трети XVIII века в дворянском сознании происходила смена поведенческих и мировоззренческих установок, духовных ценностей, которые в дальнейшем, в полной мере, выразятся в русской культуре XVIII и XIX веков.
В сознании русского дворянина, жившего в правление Петра I, произошло слияние двух Россий : «старой» (допетровской ) и «новой».
Служба являлась главной и неотъемлемой частью дворянской жизни в XVII веке. Дворянство составляло основную вооруженную силу страны, осуществляло управление на местах и являлось крупнейшим землевладельцем. Во второй половине XVII века не было разделения на службу гражданскую и военную. Служба основной массы дворянства - военная. Более того, приказная служба относилась к службе, которую по престижным соображениям дворяне всячески избегали. Исключение делалось для высших приказных чинов. Понимание службы для дворянина XVII века очень тесно было связанно с такими категориями, как служилая (территориальная и чиновная) и родовая корпорации. В XVII веке государственная служба в сознании дворянина воспринималась как служба государю.
На протяжении второй половины XVII века взгляд на службу постепенно изменялся. При этом и дворянство, и власть стремились утвердить свое понимание службы. Дворяне осознанно использовали службу для достижения своих сословных требований. Дворянство выдвигало основания для награждения и поощрения: за службу, служебные заслуги рода («полонное терпение», ранение, гибель родственников.) Основными государственными требованиями во второй половине XVII века в сфере службы было полное подчинение интересам государства, беспрекословная, безупречная служба. Идеальный образ служилого человека для государя - служба «всем сердцем», «со всяким усердством». Подобная служба была для государя критерием, по которому он судил о преданности и пригодности служилого человека и в соответствии с этим выстраивал к нему свое отношение.
В XVII веке официальная идеология в области службы сводилась к идее служения Богу «через» и «посредством» служения государю. Понятие службы государю восходило к сакральным ценностям и включало в себя исполнения службы как неотъемлемую часть благочестивого поведения, обретение угодности Богу. При этом во взглядах и представлениях сторон - и представителей власти, и служилых людей - понятия государство и государь не расчленялись. Государь был олицетворением и воплощением государства.
К концу столетия правительство стремилось утвердить в служилом сословии новое восприятие службы, для чего выстраивало соответствующие принципы служебного назначения и продвижения. Их можно сформулировать как: 1. Соответствие (компетентность) к государственной службе; 2. Убеждение, что всякая служба государю почетна; 3. Возрастание значения личных способностей дворянина, таких его качеств как знания, преданность, инициатива; 4. Учет таких служебных «показателей» как продолжительность службы и заслуг.
Преобразования Петра I уничтожили традиционные для Московского государства чины и тесно связанные с ним сословные группы, объединив всех служилых людей по отечеству в единое сословие дворян. В первой четверти XVIII века ощутимо меняется отношение и восприятие службы дворянством. Это было связано, прежде всего, с тем, что по «Табели о рангах» Петр I закрепил новый порядок прохождения государственной службы, четко разделив службу на военную, гражданскую и придворную. Важнейшим требованием Петра I и нововведением для дворянского сословия являлось прохождение службы с низших (солдатских) чинов; затем - последовательно с низших рангов. Издание «Табели о рангах» нанесло окончательный удар по пережиткам местничества. Был создан институт одворянивания, выполнявший важную функцию «социального лифта».
Руководствуясь принципом «государственной пользы», реформатор не побоялся ущемить интересы родового дворянства, недовольного проникновением в дворянство выходцев из низших сословий. Впрочем, эти последствия стали давать о себе знать в более позднее время: при Петре I обременительный характер службы и высокая потребность в обер-офицерских чинах побуждали даже родовое дворянство мириться с появлением в их среде «чужаков».
Законотворец утвердил твердый и публичный порядок прохождения службы, разделив ее на своеобразные служебные чины-ранги, соотнесенные по видам службы и между собой. Это предопределило внутреннюю мобильность служилого сословия, все выгоды от которой дворянство ощутило особенно после губернской реформы 1775 года. При этом предпочтение, в том числе и юридическое, было сохранено за военной службой. В частности, существовали различия в получении личного и потомственного дворянства в зависимости от вида службы. Этот подход властей отвечал менталитету служилого сословия.
Петр I, руководствуясь государственными интересами, предпринял попытку поднять престиж гражданской службы. Однако реальные возможности сильно ограничивали планы реформаторов. Помимо острой нехватки в казне средств на жалованье чиновникам низших рангов, свою роль играл дворянский менталитет, с XVII в. негативно
воспринимавший «приказную работу».
Для того, что бы дворяне профессионально выполняли государственную службу, Петр I обязал всех дворян учиться. С 10 - 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», после чего должен был поступать на службу. Сколь ни скромным было получаемое образование, оно, по замыслу реформатора, было одним из важных составляющих карьерного роста. Новая установка достаточно тяжело утверждалась в дворянской среде. Однако расхожий тезис о враждебном отношении дворянства к обучению в действительности требует уточнения и корректировки.
В целом петровские нововведения в службе, как в регулярной армии, так и в сфере управления, были восприняты дворянством как обременительные и даже непосильные. Существенно, что новая служба вносила серьезные изменения в привычный жизненный уклад, что - и это слабо отражено в научной литературе - вызывало особенно сильное недовольство. Петр придал частной жизни общественный характер государственным вмешательством и строгой регламентацией, раздражавшей служилое сословие. Прежний образ жизни «взрывала» и обновленная служба, менявшая время, условия, обстоятельства, продолжительность пребывания дворянина на службе и дома. Дворяне не упускали случая добиться послаблений и даже уклониться от службы. Это вызывало ответную реакцию, диапазон которых - от увещевания до административного, имущественного, уголовного преследования и наказания. В контексте этих усилий важным представляется аппеляция к морально-нравственной стороне службы. Однако, несмотря на суровость мер, Реформатору не удалось до конца переломить ситуацию. Одна из причин - конфликтность прежнего понимания службы с новыми требованиями.
Изменяются условия награждения и поощрения за службу. При Петре I дворяне получали земли, населенные имения, но уже не для обеспечения службы, как прежде, а в виде особой награды за службу. Начавшееся в XVII веке постепенное слияние поместий с вотчинами завершается изданием «Указа о единонаследии» 1714 года. Петр I объединил поместья и вотчины общим названием «недвижимых имений». Основным вознаграждением за службу дворян в начале XVIII века становится денежное жалование, которое для многих безземельных дворян становится единственным источником существования. Связь между землей и службой, ее поземельный характер уходит в прошлое, что является одним из коренных изменений в основаниях службы в XVIII веке.
Государственная идеология первой четверти XVIII века претерпела существенные изменения. Это связано с тем, что происходит переход к идее служения Отечеству во имя достижения «общего блага». Происходит разделение понятий «государь» и «государство», свойственное светскому типу мировоззрения.
В ходе преобразований Петр I стремился внедрить в сознание дворянства представления о ревностной и бескорыстной службе, как о главной обязанности, его долге перед Отечеством. В связи с этим меняются не только формы поощрения, но и внедряется понятие чести чина, отчасти призванное «компенсировать» значимость прежнего понятия «отеческой чести».
Петровские преобразования во многом изменили образ жизни дворянства, особенно столичного. Самые существенные перемены коснулись службы. Служилое сословие столкнулось с необходимостью выполнять новые требования власти, что, в свою очередь, вызвало обратную реакцию - дворянство принуждено было определиться в своем отношении к нововведениям властей.
Петровская установка на служение Отечеству, как образа жизни истинного дворянина, предполагала формирование у служилого человека чувства личной ответственности и причастности к судьбам Отечества. Реформатору отчасти удалось «привить» новое понимание службы дворянству, в первую очередь, гвардейцам. В последующем эти мировоззренческие установки своеобразно проявились в дворцовых переворотах, рядовые участники которых воспринимали себя не марионетками «дворцовых партий», а спасителями Отечества. Прослеживается связь между восприятием дворянства службы с патриотическим настроем русского дворянства. Подобная мотивация стала важной «движущей силой» в служебной деятельности дворянства, порождая такие, мало присущие для XVII столетия качества, как инициатива и самостоятельность.
Веяния времени побудили Реформатора превратить образование в «разновидность» служебной обязанности дворянина. Образование стало одним из каналов проникновения западноевропейской культуры в дворянское общество. Обучение за границей расширило и наполнило новым содержанием мировоззрение высших страт общества, изменило отношение ко всему иностранному, считавшееся спокон веков враждебным. Происходит обособление категорий «вера» и «культура» (включая категорию знания), что открывает путь к заимствованию и восприятию западноевропейских достижений. Сравнивая по новой шкале ценностей уровень развития Западной Европы и России, дворяне постепенно признают необходимость европеизации. Петровское дворянство воспринимало обязанность учиться в целом как бремя. Однако многочисленные исключения свидетельствуют о том, что уже в первой четверти начались сдвиги, итогом которых образованность станет восприниматься как неотъемлемое качество образцового дворянина, нужное как в профессиональной деятельности, так и в частном общении. Невежество уже в петровскую эпоху стало постыдным.
Мировоззренческие сдвиги идут параллельно с ценностными изменениями. Все большее значение в поведении дворянина занимает понятие «чести», ассоциирующее в петровское время как «чиновная честь». Сознание дворянина становится более гибким и мобильным, готовым к переменам. Изменилось отношение к гражданской службе, долгое время, воспринимавшееся как понижение в чине, «поруха чести» и даже опала. Благодаря твердой политике Петра I многие представители знатных родов стали профессиональными управленцами, достигшими, впрочем, высоких чинов.
В результате расширения западного влияния, русские дворяне XVIII века превращаются в «иностранцев в своем отечестве» и начало этой метаморфозе корнями уходит в петровскую эпоху. Западноевропейские идеи были воплощены в российском законодательстве, начиная с гербовой бумаги и кончая «Табелем о рангах». Дворяне перенимают европейские модные веяния в одежде и внешнем облике, общаются с иностранцами по службе и на светских мероприятиях - ассамблеях. Дворяне прилежно выполняют дипломатическую службу при европейском дворе и на должном уровне представляют российские интересы.
Политика правительства в сфере государственной службы сводилась к разрушению в сознании дворянства связи между чином и родом. Преобразователь стремился утвердить новое восприятие службы и отношение к ней, побудить принуждением и наставлениями принять предлагаемые им принципы назначения, продвижения и награждения по службе. Подобный подход завершился созданием «Табеля о рангах» 1722 года, которая законодательным путем открывала возможность изменения социального статуса дворянина благодаря его служебным заслугам и выслугам. С введением «Табели о рангах» принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей был потеснен принципом личных заслуг служилого человека.
Петр I видоизменил организацию войск. Он сделал регулярные полки господствующими. Петр Алексеевич привязал дворянина исключительно к службе, надолго оторвав его от дома и хозяйства. Дворяне, по замыслу преобразователя, осуществляли государственную службу пожизненно, получая денежное жалование в зависимости от занимаемой должности и чина. Отставку дворяне получали по разрешению государя за «дряхлость и увечья».
Первая треть XVIII века, в отличие от прошлого столетия, официально закрепила в «Табели о рангах» разделение службы на военную и гражданскую. Кроме военной службы, такой же обязательной для дворянства становится служба гражданская. Это «прикрепление» к гражданской службе было большой новостью для дворянства. В XVII веке для большинства дворян административная служба - воеводство, руководство приказами и т.д. - выступала как временное поручение.
Важным нововведением стало обязательное обучение дворянина. Служба по европейским образцам требовала общих и профессиональных знаний, поэтому дворяне должны были демонстрировать свои знания и навыки в своей профессиональной деятельности. Не освоившим профессии, запрещено было предоставлять патент на дворянство и занимать ранги в Табеле. Дворянин сделался человеком служащим, служащий должен сделаться образованным, в силу этого он становился благородным.
В идеологии первой трети XVIII века происходит переход от идеи служения Богу посредством служения государю к идеи служения Отечеству во имя «общего блага». Если в конце XVII века дворянин служил лично государю, то в первой трети XVIII века - Отечеству во имя «общего блага».
Основной дворянской обязанностью Петр I считал заботу о благе Отечества, которую можно было осуществить лишь на служебном поприще. Одной из задач Реформатора стала задача формирования в дворянском сословии представлений о ревностной и бескорыстной службе, как долге перед монархом и Отечеством.
В первой трети XVIII века впервые происходит разделение понятий «государь» и «государство». Это было естественное следствие упрочения светского мировосприятия, знакомства с идеями камерализма: разделение понятий позволяло смотреть на государство, как на творение человеческих рук и разума, которое можно совершенствовать и необходимо реформировать. Государство, обретая самостоятельную ценность, получало возможность требовать от подданных службы, направленной на достижение «общего блага».
В первой четверти XVIII века происходит активное влияние западных идей и образа жизни на формирование самосознания русского дворянина. Дворяне поддержали стремление Петра I - создание светского общества, приходящего на смену замкнутости и закрытости от всего европейского. Влияние западной культуры изменили в сознании русского дворянства понятие «честь», раннее связанная с «честью отеческой», к «чести чиновной» по «Табели о рангах» основанной на принципе выслуги.
Среди дворянства не было единства в отношении преобразований. Одни представители дворянства беззаветно служили своему государю. Другие - также сторонники Петра I, сочувствовали лишь некоторым сторонам его преобразовательной деятельности. Они держались московских начал духовной культуры, но с полной готовностью принимали заимствования из области технических знаний, военного устройства и государственного управления. Третьи, жаждали отмены нововведений и связывали свои надежды с царевичем Алексеем. Однако даже в этой оппозиционности находились люди, чье знакомство с европейской культурой побуждало их смотреть не в прошлое, а в будущее, размышлять об изменениях во взаимоотношениях между властью и дворянством. Наконец, основная масса дворянства, хотя и без энтузиазма, отягченное бременем реформ, послушно шло по служебной стезе, намеченной реформатором. Подобная противоречивость отражала сознание и психологию служилого сословия, вкусившее всю тяжесть перехода от средневековья к Новому времени.
Источники
1. Бассевич Г. Ф. Записки, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого. // Юность державы. М., 2000.
2. Берхгольц Ф. В. Дневник камер-юнкера. // Юность державы. М., 2000.
3. Берхгольц Ф. В. Дневник. СПб., 1903. Ч. 1-3.
4. Вебер Х. Ф. Записки Вебера о Петре Великом и его преобразованиях. СПб., 1872.
5. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого, изданные имп. Академией наук. / Под ред. Н. В. Калачова. Т. 1. СПб., 1880-1901.
6. Желябужский И. А. Дневные записки. // Рождение империи. - М.: Фонд Сергея Дубова, 1997.
7. Законодательные акты Петра I. / сост. Н. А. Воскресенский. М.-Л., 1945. Т. 1.
8. Кирилов И. К. Цветущее состояние Всероссийского государства. М., 1831. (доступно для изучения на сайте www.prlib.ru Президентская библиотека)
9. Куракин Б.П. Гистория о царе Петре Алексеевиче // Архив кн. Ф.А. Куракина. СПб. 1890. Кн. 1.
10. Памятники русского права. Вып. 8 под ред. К. А. Софроненко. М., 1961.
11. Перри Дж. Состояние России при нынешнем царе. Повествование о России в царствование Петра I. М., 1871.
12. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.- Пг.-М., 1887-2003. Т. 11-13.
13. Письма, указы и заметки Петра I. /Под ред. А. Ф. Бычкова// Сб. РИО. СПб., 1873. Т. 11.
14. Полное собрание законов Российской Империи. М.- СПб., 1830. Т. 4-6.
15. Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве и другие сочинения.
Ред. Б. Б. Кафенгауз. М., 1951.
16. Неплюев И. И. Записки. СПб., 1893.
...