Инвестиционная привлекательность крупномасштабного спортивного
мероприятия для муниципалитета на примере Чемпионата мира по футболу-
2018 в городе Екатеринбурге
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Инвестиционная привлекательность: понятие и специфика 7
1.2 Зарубежный опыт проведения спортивных мегасобытий 21
2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНОГО СОБЫТИЯ ДЛЯ ТЕРРИТОРИИ 32
2.1 Алгоритм для разработки методики оценки инвестиционной
привлекательности спортивного события для территории 32
2.2 Разработка методики определения инвестиционной привлекательности
спортивного мегасобытия для муниципалитета 43
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕМПИОНАТА МИРА
ПО ФУТБОЛУ-2018 ДЛЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 49
3.1 Инвестиционная привлекательность получения Чемпионата Мира по
футболу-2018 для города Екатеринбурга 49
3.2 Потенциал организации Чемпионата мира по футболу-2018 для
инвестиционной привлекательности города Екатеринбурга 66
3.3 Перспективы и проблемы сферы сервиса при проведении Чемпионата
мира-2018 в городе Екатеринбурге 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность муниципалитета; инвестиционный потенциал; инвестиционные риски; спортивное мегасобытие Чемпионат мира по футболу-2018 в городе Екатеринбурге; сфера сервиса; спортивная инфраструктура; транспортная инфраструктура; инфраструктура здравоохранения; инфраструктура индустрии гостеприимства.
Цель работы: проанализировать организацию Чемпионата мира по футболу-2018 в Екатеринбурге, как фактор, влияющий на инвестиционную привлекательность сферы сервиса города.
Методы решения поставленной задачи:
1. Корелляционный анализ. Использовался для выявления связи между получением права на проведение чемпионата мира и изменениями показателей социально-экономического развития Екатеринбурга.
2. Сравнительный анализ. Использовался для сравнения вложенных инвестиций в подготовку чемпионата мира для города Екатеринбурга с показателями других регионов-организаторов чемпионата мира.
Результаты работы: определена степень влияния на инвестиционную привлекательность сферы сервиса под воздействием организации Чемпионата мира по футболу-2018 для города Екатеринбурга. Выявлен экономический, политический и социальный эффект проведения такого события.
Оценка экономической эффективности: выполнение планируемых
организаторами Чемпионата мира по футболу-2018 мероприятий, с учетом рекомендаций, опубликованных в работе, должно способствовать экономическому развитию города Екатеринбурга, за счет стабильного притока туристов.
В 2018 году, в 11 городах России пройдет Чемпионат мира по футболу - крупнейшее событие, как для страны, так и для отдельных ее регионов. Несомненно, организация такого мероприятия сопровождается не только большим уровнем затрат, но и возможностью привлечения инвестиций в города, принимающие матчи Чемпионата Мира. Одним из таких городов является Екатеринбург.
Город Екатеринбург занимает удачное географическое положение, разделяя Европу и Азию, тем самым имея потенциал привлечения больших масс туристов. При этом, город имеет сформировавшуюся инфраструктуру с опытом проведения крупных международных соревнований, таких как конгресс ЮНЕСКО, саммит БРИК, саммит Россия-ЕС и так далее. В то же время невозможно отрицать, что проведение Чемпионата мира может способствовать дальнейшему улучшению инфраструктуры, увеличению вовлеченности населения в занятия спортом. Задачей администрации города и правительства области становится создание условий для эффективного использования сформировавшегося наследия Чемпионата мира. Оценкой эффективности данного наследия может стать инвестиционная привлекательность города после проведения Чемпионата мира. Таким образом, мы сможем определить экономический, политический социальный эффект для города Екатеринбурга, в целом и влияние на сферу сервиса, в частности.
Объект исследования: организация Чемпионата мира по футболу-2018 в городе Екатеринбурге.
Предмет исследования: инвестиционная привлекательность Чемпионата мира по футболу-2018 для города Екатеринбурга.
Цель исследования: проанализировать организацию Чемпионата мира по футболу-2018 в Екатеринбурге, как фактор, влияющий на инвестиционную привлекательность сферы сервиса города.
Задачи исследования:
1. Систематизировать и обобщить теоретические основы понятия
«инвестиционная привлекательность» для территории; изучить
зарубежный опыт влияния проведения спортивного мегасобытия на инвестиционную привлекательность муниципального образования;
2. Разработать методику оценки влияния спортивного мегасобытия на инвестиционную привлекательность муниципального образования;
3. Определить влияние получения и организации Чемпионата мира по футболу-2018 на инвестиционную привлекательность города Екатеринбурга; обозначить в сложившихся условиях перспективы для сферы сервиса.
При написании работы использовались методы корреляционного и сравнительного анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в необходимости систематизации научных подходов к оценке проведения спортивных мегасобытий. Практическая значимость заключается в возможности использования органами государственной власти предложенных рекомендаций для совершенствования сферы сервиса при организации Чемпионата мира по футболу-2018 в городе Екатеринбурге.
Для написания работы были изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации, Свердловской области, научная литература, статистические отчеты по городу Екатеринбургу. К изучению понятия «инвестиционная привлекательность» обращались такие исследователи, как Киселева Н.В., Чиненов М.В., Теплова Т.В., Максимов И.Б. и ряд других. Вопросы влияния проведения спортивных мегасобытий на социально-экономическое развитие региона освещены в работах Марка Томлисона, Роберта Бауманна, Виктора Матесона, Габриэля Сильвестра, Джона Хорна, и других.
Данная работа состоит из трех глав и семи параграфов, введения, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена инвестиционной привлекательности и включает определение понятия, сущности и элементов, а также теоретические основы оценки влияния проведения спортивного мегасобытия на социально-экономическое положение региона. Вторая глава включает в себя изучение имеющихся методологий оценки инвестиционной привлекательности региона и разработку на основе изученных данных методологии оценки влияния спортивного мегасобытия на инвестиционную привлекательность муниципального образования. Третья глава посвящена апробации разработанной методологии. Она включает оценку влияния получения и организации Чемпионата мира по футболу-2018 на инвестиционную привлекательность города Екатеринбурга; а также анализ перспектив развития сферы сервиса, обусловленных организацией Чемпионата мира по футболу-2018 в городе Екатеринбурге.
В научной среде активно обсуждается выгодность проведения спортивных мегасобытий. Одним из критериев оценки проведения спортивных мегасобытий для муниципального образования может стать определение изменения его инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность представляет собой субъективную оценку объективных характеристик региона. Важность повышения инвестиционной привлекательности в регионе обусловлена возможностью комплексного, всестороннего развития сфер жизни общества: экономической, социальной, инновационной и так далее. Крупное спортивное мероприятие - один из методов сконцентрированного привлечения инвестиций. При этом необходимо учитывать важность долгосрочного эффекта привлечения инвестиций при быстропроходящем мероприятии.
Исследователи имеют полярные точки зрения на оценку влияния на инвестиционную привлекательность проведения спортивного мегасобытия. Часть исследователей считает, что проведение крупного спортивного события не ведет к развитию страны, часть указывает на то, что возложенная финансовая нагрузка негативно влияет только на развивающиеся страны. Есть и те, кто оценивает организацию спортивного мегасобытия однозначно положительно, аргументируя это общим улучшением инфраструктуры и повышением имиджа страны. Большинство же исследователей придерживается точки зрения о не окупаемых экономических издержках, но приобретении определенных социальных благ. Под социальными благами можно понимать создание инфраструктуры для повышения качества жизни населения, создание условий для повышения качества обслуживания населения.
Для определения влияния проведения Чемпионата мира по футболу- 2018 на инвестиционную привлекательность города Екатеринбурга нами была разработана методика, включающая оценку экономического, политического и социального эффекта. Первая часть данной методики включала исследование статистических показателей за 7 лет - период до получения права на проведение чемпионата мира и после получения. Согласно нашей гипотезе, получение права на проведение чемпионата мира уже во время организации способствует инвестиционной привлекательности, положительно влияет на социально-экономическое положение города. Исследование данного направления показало, что в настоящее время определенную корелляцию можно наблюдать только в отношении экономических показателей, влияние на политическую и социальную сферу слишком мало. Слабое влияние на социальную сферу можно объяснить тем, что запланированные мероприятия, направленные на улучшение общей инфраструктуры, начали реализовываться только недавно. В отношении политической сферы, у половины из выбранных нами факторов (уровень криминальной напряженности и имидж в международном пространстве) должны произойти положительные изменения также на заключительном этапе подготовки к чемпионату мира. Развитие в показателях экономической сферы может быть обусловлено своевременной реакцией инвесторов, отреагировавших на получение городом такого глобального мероприятия. Данное направление было лишь апробировано нами, подходящим выглядит провести повторное исследование непосредственно перед чемпионатом мира.
Вторая часть методики предполагала оценку будущих мероприятий, к чемпионату мира в городе Екатеринбурге. Таким образом, мы планировали оценить инвестиционный потенциал проведения чемпионата мира для муниципального образования, а также сравнить объем планируемых мероприятий с другими регионами, являющимися организаторами чемпионата мира. Среди всех городов-организаторов Екатеринбург находится на достаточно низком уровне, как по объему запланированных мероприятий, так и по объему финансирования на подготовку чемпионата мира. На наш взгляд, это скорее положительная, нежели негативная черта, так как можно говорить о сформировавшейся городской инфраструктуре, позволяющей проводить мероприятия самого высокого уровня. При этом, объем финансирования области и города для организации чемпионата мира всего лишь 6%, большую часть необходимого финансирования удастся получить из федерального бюджета и частных инвесторов. Таким образом, мы считаем, что выбор Екатеринбурга в качестве города-организатора чемпионата мира являлся подходящим, так как при адекватном вложении средств удастся преумножить и так достаточно высокий потенциал города. В данных условиях муниципальному образованию предоставляется возможность развития сервиса, как для посетителей города, так и для его жителей.
Среди направлений сервиса, которые удастся преобразовать, обозначены, указанные в подпрограммах подготовки к чемпионату мира развитие спортивной и транспортной инфраструктуры; гостиничного обслуживания; информационных технологий; инфраструктуры здравоохранения. Определенные меры уже были реализованы (развитие информационных технологий, транспортных систем, покупка общественного транспорта, строительство спортивных сооружений), часть будет предпринята (покупка машин скорой помощи, реконструкция больниц). Кроме того, нами были даны, не указанные в подпрограммах рекомендации: по подготовке специалистов со знанием иностранного языка в гостиничной сфере и сфере здравоохранения; оптимизации работы низкопольного транспорта. Таким образом, главной миссией чемпионата мира, на наш взгляд, станет развитие инфраструктуры, направленной на повышение качества жизни населения, что напрямую связано со сферой сервиса, а также создание условий для реализации въездного туристского бизнеса, тем самым повысив инвестиционную привлекательность города с точки зрения экономической, политической и социальной сферы.
Нормативно-правовые акты:
1. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу НБЛ 2018 года, Кубка конфедераций НБЛ 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федер. Закон [от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ] // Российская Газета. - 2013. - 11 июня.
2. Итоги социально-экономического развития города Екатеринбурга за
2007-2014 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://екатеринбург.рф/дляработы/экономика/развитие/итоги (дата
обращения 28.02.16).
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: Федер. Закон [от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ]. // Российская газета. - 2004. - 25 августа.
4. О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу: Постановление Правительства Российской Федерации [от 20 июня 2013 г. № 518]
5. О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу: Постановление Правительства Ростовской области [от 23 декабря 2013 г. № 798]
6. О Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу: Постановление Правительства Калининградской области [от 31 октября 2013 г. № 800]
7. О Программе подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга [от 4 апреля 2014 г. № 859]
8. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. Закон [от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ]. // Российская газета. - 1999. - 4 марта.
9. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение участия Краснодарского края в подготовке и проведении Кубка конфедераций в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации»: Постановление главы Администрации Краснодарского края [от 13 декабря 2013 г. № 1484]
10. Об утверждении государственной программы Самарской области «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу»: Постановление Правительства Самарской области [от 29 ноября 2013 г. № 704]
11. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу»: Постановление Правительства Свердловской области [от 27 декабря 2013 г. № 1683-пп]
12. Об утверждении Методологических положений по проведению
выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)»: Приказ Росстата [от 21 декабря 2010 года, № 452]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902259146 (дата обращения 12.04.2016)
13. Об утверждении Программы мероприятий, осуществляемых в городе Москве в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу: Распоряжение Правительства Москвы [от 18 апреля 2014 г. № 183-рп]
14. Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году
чемпионата мира по футболу: Постановление Правительства
Волгоградской области [от 28 ноября 2013 г. № 679-п]
15.Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу: Постановление Правительства
Нижегородской области [от 19ноября 2013 г. № 859]
16. Об утверждении Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан [от 25 декабря 2013 г. № 1056]
...
содержание магистерской диссертации – Инвестиционная привлекательность крупномасштабного спортивного
мероприятия для муниципалитета на примере Чемпионата мира по футболу-
2018 в городе Екатеринбурге
выдержки из магистерской диссертации – Инвестиционная привлекательность крупномасштабного спортивного
мероприятия для муниципалитета на примере Чемпионата мира по футболу-
2018 в городе Екатеринбурге