ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 7
1.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ .... 7
1.2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 19
1.3 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ФГКУ КОМБИНАТ «ГОРНЫЙ» РОСРЕЗЕРВА) 41
2.1 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РОССИЙСКОГО РЫНКА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРИОД 2015-2017 ГОДОВ 41
2.2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 51
3 ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Интеграция экономики России в мировую торговлю и дальнейшее эволюционирование рыночных отношений, нацеленность на инновационное развитие, сохранение в приоритете социальной ориентированности государственной политики и выстраивания системы оптимизации бюджетных расходов, обуславливают необходимость своевременной переоценки подходов к формированию методов построения и управления системой государственных закупок товаров, работ, услуг и совершенствования финансового механизма госзакупок. Актуальность темы исследования определяется перманентными преобразованиями законодательной базы в сфере закупок, вовлечением в контрактную систему новых субъектов хозяйствования, внедрением принципов государственного мониторинга и контроллинга госзакупок, которые в комплексе создают условия для развития конкурентоспособности экономики России, определяют потенциальные возможности и направления рационального использования бюджетных средств, а также межбюджетного перераспределения ресурсов для сбалансированного решения текущих задач. Значимость вопроса модернизации финансовых инструментов, непосредственно вовлеченных в процесс формирования и исполнения государственных заказов, определяется также необходимостью создания низко барьерной, но эффективной системы государственных закупок и достижения, при этом, гармоничного сочетания бизнеса и государства.
Целью исследования является совершенствование финансового механизма государственных закупок путем модификации его финансовых инструментов на основе теоретически и практически обоснованных экономических решений для оптимизации бюджетных расходов, в частности, и дальнейшего развития системы государственных закупок, в целом.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• Определить понятие, сущность государственных закупок и рассмотреть принципы использования действующих финансовых инструментов системы государственных закупок;
• Проанализировать результативность применения действующего финансового механизма на примере ФГКУ комбинат «Горный» Росрезерва и на основе полученных данных обосновать потребность модернизации применяемых методов и способов регулирования госзаказа;
• Предложить пути совершенствования финансового механизма управления государственными закупками в рамках исследованных финансовых инструментов.
Объектом исследования является Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Горный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, выступающее в государственных закупках в роли государственного заказчика.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе организации государственных закупок.
В ходе проведения исследования применялись описательный, аналитический, технологический и методический подходы, а также методы измерения, анализа, сравнения, движения от абстрактного к конкретному. Теоретическую и методологическую базу работы представляют нормативно - правовые акты Российской Федерации, отчетные материалы органов государственной власти РФ, исследования и различные подходы к финансовому механизму государственных закупок, изложенные в специализированной периодической литературе и научных трудах российских ученых и специалистов по контрактной системе...
Последовательное преобразование системы государственных закупок, совершенствование нормативно-правовой базы, организационной структуры и финансово-экономических инструментов, расширение зоны государственного контроля и развитие всестороннего мониторинга государственных закупок, консолидация отдельных этапов закупок в единый процесс позволяют сделать вывод об актуальности и практической значимости проведенного исследования.
Предложенные в рамках научной новизны варианты модернизации конкретных финансовых инструментов управления государственными закупками нацелены на решение текущих задач государства по оптимизации бюджетных расходов, созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, снижению коррупционных рисков на рынке госзаказа.
Результаты, полученные в ходе решения задач, сформулированных во введении, позволяют сделать следующие выводы по теоретической части исследования:
• система государственных закупок является многоуровневой структурой и представляет собой, с одной стороны, комплекс мероприятий, осуществляемых участниками контрактной системы с целью эффективного и законного расходования бюджетных средств, с другой стороны, это государственный инструмент экономической политики;
• финансовый механизм управления государственными закупками применяется на всех этапах работы заказчиков с бюджетными средствами, при этом, используются такие финансовые инструменты, рассмотренные в рамках данного исследования, как расчет начальной максимальной цены контракта и нормативных показателей, определение оптимального размера СГОЗ и применение мер ответственности к недобросовестному поставщику, исполнителю, подрядчику;
• рынок государственных закупок на сегодня характеризуется динамичным развитием, активным ростом числа участников, увеличением закупочных процедур в количественном и денежном выражении, чему способствует внедрение процессов электронизации закупок и применение новейших достижений информационных технологий.
Выводы и рекомендации по практической части работы могут быть сформулированы следующим образом:
• достижение государством поставленных целей и решение стратегически важных задач в управлении государственными закупками возможно при условии совершенствования действующего в данной сфере финансового механизма и проведении политики быстрого административно - правового реагирования на меняющиеся внешние политические и экономические условия;
• проблему коррупции и сговора потенциальных участников закупок на этапе формирования начальной максимальной цены контракта целесообразно решать путем обязательного включения в обоснование наряду с коммерческими предложениями иных источников ценовой информации;
• из объема малых закупок следует исключать поставки товаров, работ, услуг, осуществлённые посредством ЕАТ, а также разумно индексировать установленное для данного способа закупки ограничение с учетом уровня годовой инфляции. Мероприятия такого рода позволят заказчикам оперативно и эффективно решать задачи экстренного характера;
• пересмотр системы наказания в сторону усиления и введение мер административной ответственности для недобросовестных участников закупок и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поможет достичь более высокого качественного уровня своевременности, равномерности и рациональности использования бюджетных средств;
• внедрение предложенных методик формирования условий нормирования позволит подходить к ограничениям более обоснованно и облегчит систему контроля соблюдения заказчиками введенных норм.
В ходе исследования в целом приходим к выводу, что совершенствование финансового механизма управления государственными закупками должно осуществляться перманентно на основе мониторинга государственных закупок с учетом удовлетворения взаимных интересов всех участников контрактной системы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД РФ 17.07.1998, действующая редакция).
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (утратил силу).
5. Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (утратил силу).
6. Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при
организации закупки продукции для государственных нужд" (вместе с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд") (не применяется).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
9. Приказ Министерства экономического развития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
10. Указание Центрального Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об
осуществлении наличных расчетов» (зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 № 32079).
11. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21 марта 2014 г. N 15К (961)).
12. Доклад Министерства экономического развития Российской Федерации «О результатах мониторинга применения Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год», - 2017. - 48 с.
13. Информационное иллюстрированное издание Министерства финансов Российской Федерации «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год», - 2018. - 158 с.
14. Информационное иллюстрированное издание Министерства финансов Российской Федерации «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2016 год», - 2017, - 144 с.
15. Информационное иллюстрированное издание Министерства финансов Российской Федерации «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2015 год», - 2016. - 140 с...