РЕФЕРАТ 2
Обозначения и сокращения 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Рабочая тетрадь как учебное издание 8
1.1. Проблема определения понятия «рабочая тетрадь» 8
Определение понятия «рабочая тетрадь» в ГОСТ 8
Определение понятия «рабочая тетрадь» в научной литературе 9
Виды рабочих тетрадей 12
1.2. Цели рабочей тетради 12
1.3. Функции рабочей тетради 14
1.4. Преимущества рабочих тетрадей над другими учебными изданиями 14
1.5. Рекомендации для составления рабочих тетрадей 15
1.6. Концепция издания 19
1.7. Анализ рабочих тетрадей по формальному и содержательному признаку 22
1.8. Формальные особенности рабочих тетрадей 26
1.9. Содержательные особенности рабочих тетрадей 36
Глава 2. Разработка макета рабочей тетради «В Екатеринбург с любовью» 43
2.1. Концепция рабочей тетради «В Екатеринбург с любовью» 43
2.2. Формальные особенности рабочей тетради «В Екатеринбург с любовью» 48
2.3. Содержательные особенности рабочей тетради «В Екатеринбург с любовью» 51
Заключение 75
Библиографический список 77
Список источников 77
Основная литература 82
В эпоху развития международного сотрудничества и массовой миграции населения преподавание и изучение русского языка как иностранного стало актуальным направлением образовательной деятельности. Еще в 2003 г. в докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» [Доклад, 2003: https://clck.ru/F43kV] была обозначена задача сохранения позиций русского языка за рубежом, для реализации которой были восстановлены образовательные связи Содружества независимых государств с Россией, решены проблемы взаимного признания документов об образовании, открыты филиалы российских вузов с преподаванием на русском языке. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» Министерства образования и науки Российской Федерации [Приоритетный проект, 2017: https://clck.ru/F43mz] демонстрирует важность задач по повышению конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг на период с мая 2017 г. по ноябрь 2025 года. Согласно информации на сайте министерства среди результатов проекта указано создание нормативно-правовой основы для системного экспорта российских образовательных услуг, в том числе упрощение миграционного, трудового законодательства для студентов и преподавателей из числа иностранных граждан. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина также участвует в интернационализации образования, поддерживая связь с 400 зарубежными партнерами из 64 стран мира [Интернационализация, 2014: https://urfu.ru/ru/international]. Университет активно участвует в международных сетевых проектах: Сетевой университет БРИКС, Сетевой университет СНГ, Университет ШОС, Университет Арктики (UArctic), Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК). Все указанные проекты подразумевают международный студенческий обмен, в 5 рамках которого иностранные студенты зачисляются в УрФУ на программы разных направлений и уровней подготовки: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, а также на подготовительные курсы по русскому языку. Прибыв на место учебы, студенты часто испытывают трудности в изучении и понимании русского языка, адаптации к культурной среде, ориентации в городе. В университете ведется деятельность по курированию иностранных студентов силами волонтеров и союза студентов, и наша работа призвана внести вклад в их адаптацию в иноязычной среде. Таким образом, проблема преподавания и изучения русского языка как иностранного является как никогда актуальной.
Объектом исследования являются рабочие тетради (далее РТ) как учебные издания, а предметом - концептуальные и содержательные особенности РТ как учебных изданий.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе сопоставительного анализа содержательных и формальных особенностей РТ как учебных изданий будет предложен макет РТ по русскому языку как иностранному (далее РКИ) для студентов Уральского федерального университета (далее УрФУ).
Для создания проекта РТ по РКИ поставлены следующие задачи:
1) . выявить особенности РТ как учебного пособия;
2) . проанализировать РТ как учебное издание;
3) . выявить концептуальные, формальные и содержательные особенности РТ;
4) . предложить макет РТ по РКИ «В Екатеринбург с любовью!»;
Материалом для исследования послужат РТ высших учебных заведений из электронно-библиотечной системы (далее ЭБС) «Лань», «Университетская библиотека онлайн», а также из зональной научной библиотеки УрФУ (далее ЗНБ УрФУ). Основой материалов, которые будут использованы в проекте рабочей тетради, послужат издания и электронные ресурсы об истории Екатеринбурга, его культурной жизни, промышленной деятельности. Задания, 6
развивающие коммуникативные навыки, будут составлены на основе изученных методик преподавания РКИ.
Новизна данной работы заключается в составлении РТ по РКИ, которая разносторонне ознакомит иностранного студента с жизнью в Екатеринбурге, поспособствует его адаптации в новой среде, а также поспособствует развитию его лингвистических знаний и коммуникативных навыков.
Проект РТ «В Екатеринбург с любовью» некоммерческий, поэтому макет РТ будет сохранен в формате pdf, что позволит каждому заинтересованному студенту загрузить ее на личный компьютер или электронное устройство и изучать самостоятельно или при участии педагога. Также РТ можно будет использовать на групповых занятиях по РКИ в рамках различных направлений и уровней подготовки для поэтапного ознакомления студента с новой для него средой. РТ является дополнением к учебному пособию М. Н. Аникиной «В Россию с любовью» [Аникина, 2004], а также может использоваться самостоятельно. РТ «В Екатеринбург с любовью» может стать продолжением учебного пособия «Привет, Екатеринбург!» [Родина, 2012].
В рамках сборника «Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно-практической интернет- конференции» автором работы была опубликована статья «Концепция рабочей тетради по русскому языку как иностранному».
Работа состоит из следующих структурных частей: введения, главы 1, главы 2, заключения, библиографического списка, включающего список источников и основную литературу, и макета РТ.
В эпоху развития международного сотрудничества и устойчивой миграции населения вопрос о преподавании и изучении РКИ актуален как никогда.В масштабах страны открываются центры преподавания и тестирования, в общеобразовательных классах школ вводится обучение РКИ для детей мигрантов, а на уровне высшего образования действует система международного студенческого обмена, позволяющая иностранным студентам приезжать в Россию, в том числе и в УрФУ. Даже если такие студенты ранее изучали РКИ, в любом случае смена обстановки и окружения неизменно влияет на них. Во избежание стрессовых ситуаций необходимо помочь приезжающим студентам адаптироваться к резкому изменению условий жизни и обучения. Не стоит забывать, что в студенческой сфере наибольшей популярностью пользуются электронные учебные пособия, поскольку они не занимают много места, всегда будут "под рукой", в телефоне, на планшете или ноутбуке, ими легко поделиться с друзьями, при желании их можно распечатать и делать пометки. И прекрасно, если это пособие еще и бесплатное. Именно из этих соображений мы исходили, когда разрабатывали концепцию РТ по РКИ для студентов, приезжающих в Екатеринбург на учебу.
В качестве теоретической составляющей исследования были выявлены особенности РТ как учебного издания. Были рассмотрены ГОСТ 7.60-2003 и ГОСТ Р 54543-2011. Представленные определения не были исчерпывающими, поэтому мы обратились к научной литературе за определением РТ. Наряду с этим были выявлены цели, функции и виды РТ, преимущества РТ над другими учебными изданиями, выявлены рекомендации для составления РТ. Было рассмотрено понятие концепции издания и ее основные компоненты.
Для выполнения следующей задачи, выявления концептуальных и содержательных особенностей РТ, был проведен сопоставительный анализ сорока РТ вузовского уровня из ЭБС "Лань", «Университетская библиотека 75
онлайн» и ЗНБ УрФУ. Анализируемые РТ относились к разным дисциплинам, в том числе и к РКИ. В результате анализа были выявлены текущие тенденции при в оформлении и содержании РТ, а также установлено неполное соответствие проанализированных РТ с определением РТ в научной литературе, несоблюдение рекомендаций, смешение понятия РТ и практикум.
На основании данных из главы 1, полученных из научной литературы, а также в ходе анализа, была предложена концепция РТ по РКИ. В данной концепции мы постарались учесть все рекомендации, указанные в научной литературе, и следовать определению, целям и функциям РТ. Что касается издательского аспекта, то стоит отметить, что в РТ присутствует большое количество иллюстраций, поскольку помимо обучения РКИ РТ преследует цель передать социокультурные знания студенту, дать ему возможность увидеть ключевые места города, важнейших деятелей и вместе с этим повторить правила русского языка и развить свои компетенции. При чтении нашей РТ удобнее всего выводить на экран 2 страницы, т.е. разворот, тогда перед глазами будет, во-первых, максимум информации, а во-вторых, иллюстративный ряд образует единый комплекс. Для выполнения заданий имеются разлинованные строки. Эти страницы можно распечатать и писать на них, а страницы с иллюстрациями и текстом использовать как наглядный материал.
Содержательные особенности продиктованы необходимостью отбора материалов и заданий для РТ. В этих целях мы воспользовались Практической методикой преподавания РКИ [Крючкова, 2009].
Стоит отметить, что проект РТ по РКИ был создан в атмосфере уважения к иностранным студентам и их потребностям, а также с чувством восхищения Екатеринбургом.
1. Бадмаева Д. Г. Финансовый менеджмент : рабочая тетрадь / Д. Г. Бадмаева. - СПб : СПбГАУ, 2018. - 48 с. : табл - URL: http://clc.am/aNV4zg (дата обращения - 22.07.2018 г.).
2. Барбашов Н. Н. Рабочая тетрадь по курсу «Теория механизмов и машин». Часть 1: учебное пособие / Н. Н. Барбашов. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2017. - 68 с. - URL: https://e4anbook.com/book/103407 (дата обращения - 22.07.2018 г.).
3. Белобородова Т. Л. Рабочая тетрадь по инженерной графике для студентов кафедры «Информационная безопасность» (ИУ8): методические указания / Т. Л. Белобородова, Н. В. Палий. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 78 с. - URL: https://eJanbook.com/book/103303 (дата обращения - 22.07.2018 г.).
4. Белобородова Т. Л. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии и инженерной графике : методические указания / Т. Л. Белобородова, И. Н. Бочарова, Л. С. Сенченкова. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 80 с. - URL: https://e4anbook.com/book/103304 (дата обращения - 22.07.2018 г.).
5. Брезгин В. И. Моделирование бизнес процессов с AllFusion Process Modeler 4.1: Рабочая тетрадь. Часть 1: учебное пособие / В. И. Брезгин. - Екатеринбург : УрФУ, 2015. - 80 с. - URL: https://eJanbook.com/book/98276 (дата обращения - 22.07.2018 г.).
6. Виноградова Н. Д. Рабочая тетрадь с методическими указаниями для практических занятий и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Скотоводство» / Н. Д. Виноградова. - СПб. : СПбГАУ, 2013. - 37 с. - URL: http://clc.am/oZoxlg (дата обращения - 22.07.2018 г.).
7. Вишневская Л. А. Рабочая тетрадь по вузовскому курсу гармонии. Западноевропейская гармония XIX - начала XX веков / Л. А. Вишневская. -
8. Саратов : Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2016. - 107 с. - ЦИЕ: http://clc.am/BfvGzQ (дата обращения - 22.07.2018 г.).
9. Волкова Т. Н. Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Экономика сельского хозяйства» для обучающихся по направлению подготовки 080100 (38.03.01) «Экономика» / Т. Н. Волкова, Л. А. Леонова, Л. И. Макарец. - СПб : СПбГАУ, 2015. - 54 с. - ЦИЕ: http://clc.am/ymSzFg (дата обращения - 22.07.2018 г.).
10. Вохмина Л. Л. Русский класс. рабочая тетрадь. начальный уровень / Л.Л. Вохмина, И.А. Осипова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 136 с.
11. Донец Н. Ю. Теория менеджмента: Модуль №1 : Рабочая тетрадь дисциплины / Н. Ю. Донец. - СПб : СПбГАУ, 2014. - 57 с. - ЦИЕ: http://clc.am/8UDwIQ (дата обращения - 22.07.2018 г.).
12. Егорова Н. В. Русский язык и культура речи : рабочая тетрадь / Н. В. Егорова. - Оренбург : ОГУ, 2017. - 104 с.- ЦИЕ: http://clc.am/s—7СА (дата обращения - 22.07.2018 г.).
13. Жирных Б. Г. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии для
практических занятий: методические указания / Б. Г. Жирных,
Л. В. Новоселова. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. - 36 с. - ЦИЕ: https://e.lanbook.com/book/103301 (дата обращения - 22.07.2018 г.).
14. Ильина С. А. Русский язык: графика, орфография, лексика. Рабочая тетрадь / С. А. Ильина, И. С. Иванова. - М. : Русский язык. курсы, 2014. - 120 с.
15. Колокольникова А. И. Информационные технологии управления персоналом : рабочая тетрадь / А. И. Колокольникова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 65 с. - ЦИЕ: http://clc.am/B_H-Cw (дата обращения - 22.07.2018 г.)...