Введение 4
Глава 1. Календари и кулинарные издания в российской и западной традиции: теоретические аспекты, история появления и развития 7
1.1. Календари, кулинарные книги и кулинарные календари как издания:
теоретические положения 7
1.1.1. Календари как вид изданий 7
1.1.2. Кулинарные книги как вид изданий 13
1.1.3. Кулинарные календари как вид изданий 15
1.2. История появления кулинарных книг в России и на Западе 18
1.2.1. Возникновение кулинарных книг в России 18
1.2.2. Возникновение кулинарных книг на Западе 20
Глава 2. Современный кулинарный календарь как издание 26
2.1. Содержательные особенности российских и западных кулинарных
календарей 26
2.1.1. Содержательные особенности кулинарных календарей в России .. 26
2.1.2. Содержательные особенности кулинарных календарей на Западе . 34
2.2. Особенности оформления российских и западных кулинарных
календарей 43
2.2.1. Особенности оформления кулинарных календарей в России 44
2.2.2. Особенности оформления кулинарных календарей на Западе 52
2.3. Востребованность кулинарных календарей на рынке современных
кулинарных изданий 68
2.3.1. Уровень востребованности российских кулинарных календарей
на современном книжном рынке 68
2.3.2. Уровень востребованности западных кулинарных календарей
на современном книжном рынке 72
2.4. Концепция нового издания настенного кулинарного календаря
на русском и английском языках 82
Заключение 88
Библиографический список 90
Приложение 98
Г астрономическая культура исторически была и остается объектом живого интереса как в России, так и в западных странах. Результат этого интереса — издание большого количества кулинарной книжной продукции в печатном и в электронном варианте. Разнообразие кулинарных изданий дает потребителю возможность подобрать подходящую ему по формату и тематике книжную продукцию.
Искусство приготовления пищи популяризируется, становясь более доступным для потребителя. Так, кулинарная литература различается по уровню подготовки читателя: для начинающих (И. Чадеева «Пироговедение для начинающих», J. Clair «Six Basic Cooking Techniques: Culinary Essentials for the Home Cook») и для профессионалов (Г астрономическая энциклопедия «Ларусс», Toba M. Garrett «Professional Cake Decorating»), а блогеры в социальных сетях публикуют как самые простые рецепты (в текстовом или видеоформате), так и более сложные, требующие определенных знаний и уровня подготовки.
Кулинарные издания неоднократно становились объектом научных исследований. Существует множество работ, посвященных кулинарным книгам, которые рассматриваются в историческом, идеологическом, культурном, лингвистическом аспектах. В качестве примеров можно привести труды Е. В. Литовской «Книга по домоводству как идеологический текст», Н. П. Головницкой «Реализация текста кулинарного рецепта в поваренной книге», М. В. Капкан «Российские поваренные книги: особенности репрезентации норм гастрономической культуры», Д. Розенгартена «We Are What We Eat: We are a Nation of Immigrants!», Г. Ноутейкера «A History of Cookbooks: From Kitchen to Page over Seven Centuries» и др.
Существуют также научные работы, посвященные периодическим кулинарным изданиям, например, журналам: «Графическое оформление современного кулинарного журнала» (М. Н. Марченко, А. П. Гвоздева), «Разработка концепции гастрономического онлайн-журнала» (К. Л. Комарова) и др.
Однако другой жанр периодических кулинарных изданий в России и на Западе — кулинарный календарь — практически не исследован. Так, в ходе анализа источников по теме магистерской диссертации были зафиксированы три российские работы И. В. Лосеевой, в которых кулинарный календарь рассматривается с культурной и исторической точек зрения: «Локальные символы зимнего кулинарного календаря русских горнозаводских сел Южного Урала», «Осенний кулинарный календарь русских горнозаводских сел Южного Урала», «Кулинарный календарь русских сел Белорецкого района Башкортостана». В них автор изучает блюда, характерные для того или иного региона в зависимости от времени года.
Актуальность работы обусловлена отсутствием исследований кулинарного календаря как издания. В свою очередь, типология и сравнительный анализ российских и западных кулинарных календарей привносят в работу научную новизну.
Объект настоящей магистерской диссертации — кулинарные календари. Предметом исследования являются особенности изданий кулинарных календарей в России и на Западе.
Цель магистерской диссертации на основе анализа существующих на современном книжном рынке российских и западных кулинарных календарей разработать концепцию нового кулинарного календаря на русском и английском языках.
Задачами настоящей работы являются:
1) определение кулинарного календаря как вида издания;
2) характеристика содержательных особенностей российских и западных кулинарных календарей;
3) характеристика визуально-полиграфических особенностей российских и западных кулинарных календарей;
4) выявление корреляции между характеристиками и степенью востребованности кулинарных календарей на рынке современных кулинарных изданий в России и на Западе.
В настоящей работе используются общенаучные методы описания и сравнения, а также классификация, анализ и обобщение изученного материала по теме (современные кулинарные календари в России и на Западе).
Материалом исследования послужили издания российских и западных (англоязычных) кулинарных календарей за 2018—2019 гг., отобранные методом сплошной выборки на российском и западном книжных рынках. Исходя из этого, к анализу было принято 158 календарей. В это число входит 26 российских кулинарных календарей и 132 англоязычных западных (американских и британских).
Цели и задачи работы определили ее структуру. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 82 источников, и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы, материал и описывается структура работы.
В первой главе раскрываются понятия календаря, кулинарной книги и кулинарного календаря как видов изданий, а также дается экскурс в историю появления и развития календарей и кулинарных изданий в России и за рубежом.
Во второй главе рассматриваются содержательные и визуальнополиграфические особенности российских и западных кулинарных календарей, оценивается востребованность кулинарных календарей на рынке современных кулинарных изданий в России и на Западе, а также предлагается концепция нового издания кулинарного календаря на русском и английском языках.
В заключении делаются выводы и подводятся итоги проделанной работы.
В материалах приложения представлена обложка, а также страницы нового кулинарного календаря (январь, май, июнь и сентябрь).
Таким образом, в работе были исследованы такие виды изданий, как календарь и кулинарная книга, и дано определение кулинарного календаря как вида издания.
Во второй части исследования российские и западные кулинарные календари были проанализированы с точки зрения содержания и оформления. Анализ показал, что данный вид изданий на Западе представлен гораздо большим визуально-полиграфическим и тематическим разнообразием, чем в России. В частности, относительно оформления преимущество западных календарей перед российскими выражается в вариативности форматов, использовании высококачественной бумаги для печати, разнообразии цветовой гаммы, иллюстративного материала и шрифтовых гарнитур. Относительно содержания западные календари отличаются от российских широким спектром кулинарных тем, которым посвящены издания, и большим разнообразием дополнительного материала, представленного на страницах изданий (интересные факты, головоломки, поговорки, цитаты, шутки).
Также из имеющейся на сайтах интернет-магазинов статистики в виде оценок и отзывов был определен уровень востребованности русскоязычных и англоязычных кулинарных календарей и зафиксирована разница в популярности этих видов изданий в России и на Западе: спрос на англоязычные кулинарные календари превышает спрос на аналогичные российские издания почти в пять раз. Представляется возможным объяснить это тем, что англоязычные кулинарные календари представлены большим разнообразием как в содержательно-тематическом, так и в визуально-полиграфическом плане.
Результаты проведенного исследования легли в основу концепции нового кулинарного календаря на русском и английском языках, разработанной с учетом особенностей, влияющих на востребованность кулинарных календарей на современном книжном рынке.
Новый двуязычный кулинарный календарь выделяется среди представленных на российском книжном рынке изданий как в содержательнотематическом, так и в визуально-полиграфическом плане.
Предложенный кулинарный календарь является тематическим, что соответствует предпочтениям современного потребителя, и посвященным выпечке, что отражает заинтересованность современного потребителя в этой сфере кулинарного искусства: примеры кулинарных календарей, посвященных выпечке, были зафиксированы среди всех типов русскоязычных календарей (отрывных, настенных и магнитов).
Календарь представляет собой двуязычное издание, что делает его универсальным и может способствовать повышению уровня востребованности, так как снимаются языковые барьеры. Кроме того, такой календарь можно использовать в обучении иностранным языкам: английскому и русскому.
С точки зрения оформления и по типу представления материала новый кулинарный календарь — это настенное издание как наиболее распространенное в России и на Западе. Вероятно, это объясняется тем, что настенный календарь выступает еще и как элемент украшения интерьера.
В рамках дальнейшего научного исследования перспективным представляется выведение рекомендаций издателям и редакторам российских кулинарных календарей. Рекомендации, в свою очередь, должны будут основываться как на содержательно-тематических и визуально-полиграфических особенностях изданий, так и на их рейтинге, потому что, как показал подробный анализ русскоязычных и англоязычных кулинарных календарей, особенности нередко определяют позицию того или иного календаря на книжном рынке.
1. Азарова П. Е. Календари 1921—1941 годов как инструмент конструирования социальной памяти / П. Е. Азарова // Вестник Новосибирского государственного университета, 2012. — Т. 11. — № 1. — С. 121—125.
2. Борисова И. О. Инфографика как самостоятельный жанр / И. О. Борисова // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела, 2012. — № 5. — С. 186—194.
3. Брагинская Н. В. Календарь / Н. В. Брагинская // Мифы народов мира : энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. — Москва : Советская энциклопедия, 1980. — С. 502—503.
4. Буякова Ю. А. Инфографика в пространстве визуальной культуры / Ю. А. Буякова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. — Самара : Самарский государственный институт культуры, 2014. — С. 255—258.
5. Васерчук Ю. А. Роль бумаги в дизайне печатной продукции / Ю. А. Васерчук // Преподаватель XXI век, 2012. — № 2—1. — С. 176—185.
6. Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее / Н. В. Володомонов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Наука, 1987. — 80 с.
7. Головницкая Н. П. Реализация текста кулинарного рецепта в поваренной книге / Н. П. Головницкая // Новые направления в решении проблем АПК на основе современных ресурсосберегающих инновационных технологий : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посв. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне / гл. ред. А. С. Овчинников. — Волгоград : ИПК «Нива» ВГСХА, 2010. — С. 27—31.
8. ГОСТ 7.0.3—2006. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения. — Москва : Стандартинформ, 2006. — 42 с.
9. ГОСТ 7.60—2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения — Взамен ГОСТ 7.60—90 ; введ. 2004—07—01. — Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; Москва : Изд-во стандартов, 2004. — 41 с.
10. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50000 слов / И. Х. Дворецкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Русский язык, 1976. — 1096 с.
11. Зайни Р. Л. К вопросу о календаре как типе периодического издания (на примере календарей на татарском языке) / Р. Л. Зайни // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2009. — Т. 151. — № 5 (1). — С. 110—117.
12. Истратова Д. А., Родина И. В. Современные кулинарные календари в России и на Западе / Д. А. Истратова, И. В. Родина // Язык. Текст. Книга : сб. материалов междунар. науч.-практ. интернет-конф. — Екатеринбург, 2018. — С. 56—68.
13. Капкан М. В. Российские поваренные книги: особенности репрезентации норм гастрономической культуры / М. В. Капкан // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2009. — № 3. — С. 71—82.
14. Касина С. И. Актуальность современного дизайна календарей /
С. И. Касина // Россия в XXI веке: экономические, правовые и социальнокультурные перспективы развития : сб. материалов XII Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. В. Мамитова. — Москва : РУДН, 2017. — С. 158—160.
15. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Профессиональная работа / Г. А. Кнабе. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2006. — 736 с...