ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 3
1.1 РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 8
1.2 СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 13
1.3 СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА
МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ 20
1.4 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ 27
2 ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ 33
2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СИСТЕМЫ ОМС И ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА ФФОМС 33
2.2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФФОМС 38
2.3 ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 43
2.4 ПЕРСПЕКТИВЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОМС В РФ 46
3 ФИНАНСОВЫЕ ИННОВАЦИИ В СИТЕМЕ ОМС 48
3.1 ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ. СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ
ИННОВАЦИЙ 48
3.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА 53
3.3 ОДНОКОНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 56
3.4 ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 60
3.5 ИЗМЕНЕНИЯ В МЕТОДИКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И
РАСХОДОВАНИЯ СУБВЕНЦИЙ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В современном мире, где развитие технологических процессов опережает время, каждый человек часто подвергается воздействию негативных факторов. Врачи - это люди, которые приходят на помощь, излечивают разные болезни и возвращают нам здоровье. Условия жизни таковы, что, живя в бешеном ритме, порой на ухудшение самочувствия просто не обращаем внимания. Когда же чувствуем себя плохо, мы доверяемся медицинским работникам и попадаем в их умелые руки. Они-то, как раз и «ставят» людей на ноги и возвращают к жизни.
В настоящее время, проводится самая крупная в истории России реконструкция системы здравоохранения, направленная на повышение эффективности и качества медицинской помощи. Изменение и улучшение системы ОМС как коллективного, для населения блага представляет собой необходимый орган социальной защиты граждан государства в условиях рыночной экономики.
Основой финансирования и идеологией всеобщего здравоохранения страны является система обязательного медицинского страхования. Для создания финансовой модели системы здравоохранения России необходимо обеспечить доступность и высокое качество здравоохранения.
Как уже известно в конце 90-х годов состояние системы здравоохранения в стране находилось на низком уровне, и оценивалось как критическое в виду высокой смертности во всех возрастных группах, был низкий уровень рождаемости, очень быстро уменьшалось количество населения, и составляло ежегодно около 700 тысяч человек. Помимо этого, следует отметить большой рост в Российской Федерации количества заболевших такими специфическими заболеваниями по направлению нервной системы, заболеваемости инфекционными болезнями, высокий уровень заболевших и даже смертности среди детей и подростков, резко увеличилось количество наркоманов и смертность от употребления наркотических веществ, увеличилось количество психических отклонений, даже таких как самоубийство, убийство, алкоголизм среди населения. В виду финансовых трудностей в этот период произошло сокращение численности медицинского персонала, что привело к снижению доступности и качества медицинской помощи.
Здоровье и жизнь граждан являются одним из основных элементов, защищаемых российской Конституцией. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ответственность медицинских работников Ошибки медицинских работников могут привести к нарушению прав граждан на здоровье и жизнь.
Одной из целей реформирования российской системы здравоохранения является усиление роли первичной медико-санитарной помощи. Именно первичное звено здравоохранения должно обеспечить гарантируемый минимальную медицинскую помощь, обеспечить ее доступность, в полном объеме и постоянную доступность обслуживания граждан, постоянный контроль и тесную связь с другими службами здравоохранения, осведомление пациентов об их состоянии, методах лечения и получении ожидаемого результата.
Первая медико-санитарная помощь основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Целью данного исследования является на основании анализа базового принципа эффективной организации системы обязательного медицинского страхования России, предложить направление модернизации финансовой модели системы ОМС для ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В данной работе необходимо рассмотреть функционирование
современной финансовой модели системы ОМС, которая сложилась на сегодняшний день в России на основе исследования текущего состояния системы ОМС в целях предположения для исходных данных и оценки возможности усовершенствование финансовой модели ОМС. Осуществить декомпозицию финансовой модели ОМС на бизнес-модели в зависимости от их ориентирования на клиента, инновации, инфраструктуру и определить направление оптимизации основной модели ОМС. Разработать предложения по усовершенствованию программы бюджетных затрат в системе ОМС путем использования инновационных подходов к управлению здравоохранением.
Объектом исследования выступают связи и отношения, которые возникают в результате организации и функционирования системы ОМС как элемента финансовой системы. Суть магистерского диссертационного исследования является создание модели системы ОМС РФ и подбор необходимых способов ее изменения в процессе обеспечения необходимости и достаточности в процессе финансирования системы здравоохранения.
Для теоретической основы исследования послужили основные положения, понятия и прикладные разработки, которые содержатся в опубликованных трудах отечественных ученных в области теории экономики и финансов в системе здравоохранения, системные и теоретические исследования в области инноваций финансовой модели национальной системы ОМС.
Основой для теоретического аппарата, послужило применение общенаучных методов: диалектического (для рассмотрения сложных социально-экономических этапов развития), исторического (для рассмотрения эволюционно-генетических связей), проектного (для рассмотрения сроков, ресурсов и результатов социально-экономических этапов), а также методов анализа и синтеза, и в частности приемов: графических и табличных интерпретаций данных, классификаций и группировок.
Информационную базу для данной работы составили практические данные, который содержатся в трудах российских ученых и экономистов на практике в области медицинского страхования, экономики здравоохранения. Так же материалы отчетов Министерства здравоохранения РФ и Фонда обязательного медицинского страхования, данные Федеральной службы государственной статистики, аналитических порталов.
Базой для данного исследования в области нормативно-правовой базы послужили: Конституцией РФ, Федеральные законы, Гражданский кодекс РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующими деятельность системы обязательного медицинского страхования, в том числе приказы и решения Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях и результатах:
• обобщен и проанализирован Российский и международный опыт в области оплаты медицинской помощи по первичной медико-санитарной помощи;
• рассмотрены определения финансовых инноваций, а также инновационная деятельность в сфере медицинского страхования;
• выявлены и описаны особенности финансового обеспечения
медицинской помощи в Свердловской области;
• предложены изменения в методику распределения субвенций, направленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетным территориальным фондам обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
Практическая значимость заключается в использовании
модифицированной методики оплаты для применения в работе другими субъектами Российской Федерации, что дает возможность по новой распределить финансовые средства, и приведет к активизации процесса ликвидации кадрового дефицита в лечебных учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а так же улучшению организации и современному управлению лечебным учреждением и повышению качества оказываемых 5ццмедицинских услуг.
Магистерское диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, состоящие из 13 параграфов, заключения, списка литературы из 59 источников. Основное содержание работы изложено на 86 страницах текста, включает 11 таблиц, 3 рисунка и 5 приложений.
Качественная медицина — не последний камень в фундаменте благосостояния страны. Поэтому сами медики вынуждены много учиться, постоянно проходить повышение квалификации и немало трудиться, чтобы обеспечить крепкое здоровье граждан.
Особое место и важную роль в трудовых отношениях и распределении труда занимают вопросы оплаты труда. Проблемы в оплате труда это одни из самых трудных в экономике любого типа. При этом такая проблема не только экономическая, но и так же социальная, она является источником социального напряжения в обществе.
Для непрерывного поддержания интересов работника к высокой отдаче и побуждения к выполнению специалистом своих трудовых обязательств, так называемая «заработная» плата рассматривается экономистами как весомый инструмент. Такой процесс выглядит просто: если лучше и больше работаешь тебе, в этом случае больше платят, а если больше платят, тогда прилыгая все больше усилий работаешь еще больше и лучше». В итоге может возникать большой импульс для роста производительности труда, ограничение только предельной, высокой производительностью, что данном уровне техники или технологии, при данной организации невозможно, сколько ни стимулируй оплатой труда. Казалось бы при такой закономерности очень просто достигнуть необходимого результата, но на практике очень непросто воплотить в жизнь.
Оплата труда для любого работника главный источник, основная форма денежных поступлений, которая создает основу его денежных доходов. Работодатель при найме работника, обязан восполнить ему затраты труда, при расходе рабочей силы в виде денежного вознаграждения в виде заработной платы. Однако есть проблема со стороны экономики — каким количеством денег возместить эти затраты труда, а так же необходимо что бы этот уровень заработной платы должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и побуждать интерес к качественному труду.
В марте 2018 года в новостях сообщалось, что цель правительства всех уровней заключается в поднятии уровня зарплат врачей до 200%, а представителей младшего персонала - до 100% от средних значений по субъекту. Президентом также были опрошены руководители нескольких медучреждений в разных регионах на предмет их удовлетворенности уровнем жизни, и они дали положительные ответы, сказав, что зарплаты действительно выросли. Наряду с этим обсуждались планы и перспективы по дальнейшей работе, нацеленной на изменение размера в большую сторону.
Со стороны председателя фонда, связанного с обязательным медицинским страхованием, было дано однозначное обещание касательно дальнейшего повышения заработных плат, получаемых медицинскими специалистами. Было гарантировано, что в рамках 2018 года все эти условия будут выполнены, ведь бюджет ФОМС является сформированным и предоставит немало возможностей для совершенствования уровня заработных плат медиков уже в ближайшем времени.
Несмотря на активное повышение зарплаты медикам, уровень доходов этой категории россиян не дотягивает до показателей, обозначенных в майских указах президента 2012 года согласно распоряжению Путина В.В., заработную плату медицинских работников должны были довести за 5 лет до уровня:
• 200% средних региональных доходов для врачей и квалифицированного медицинского персонала с высшим образованием;
• 100%-для медицинских работников, относящихся к среднему и младшему персоналу.
Даже к началу 2018 года средние заработные платы медиков по России не сравнялись с указанными параметрами (Таблица 7). Такое несоответствие объясняли значительным ростом МРОТ и доходов россиян, из-за чего прибавки к зарплатам врачей и медсестер просто теряли свое относительное значение.
Но такая аналитика оправдана, если рассматривать средние показатели по стране. На практике же доходы медиков, которые трудятся в региональных и муниципальных учреждениях, остались на довольно низком уровне.
Улучшение социально-демографической ситуации в стране, а именно: увеличение коэффициента рождаемости, снижение смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет повышения доступности и качества оказания первичной медицинской помощи и развития сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики - является важнейшим показателем социально-экономической эффективности реализации Федеральной целевой программы. Улучшение социальнодемографической ситуации невозможно в условиях дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных районах, который в разной степени выраженности существует во всех субъектах Российской Федерации.
Медики выполняют невероятно сложный и ответственный труд. Стоять на страже здоровья людей - тяжёлая задача, требующая и адекватного вознаграждения. Ведь каждому человеку хочется получать заработную плату, равную прилагаемым на работе усилиям. Особенно это касается работников медицинской сферы, которые прежде чем приступить к лечению людей, проходят длиннейший период обучения и всевозможных малооплачиваемых или вовсе бесплатных стажировок. Эта непростая стезя в идеале должна оплачиваться соразмерно времени и усилиям, потраченным на неё докторами.
1. Конституция Российской Федераци: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ].
2. Федеральный Закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 368-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1: [ред. от 24.07.2009 г.].
4. Федеральный Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ.
5. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ.
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования» от 28.02.2011 №158н (ред. От 11.01.2017).
7. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
8. Приказ ФФОМС «Об утверждении «Методических рекомендаций по способам оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) и клинико-профильных групп (КПГ) за счет средств системы обязательного медицинского страхования» от 14.11.2013 г. №229.
9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие
здравоохранения» от 15.04.2014 г. № 294.
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» от 19.12.2015 г. № 1382.
11. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2017 год» от 25.10.2016 г. № 1112.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 20.10.2017 г. № 1027.
13. Постановление Правительства Свердловской области «О
Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» от 21.12.2017 г. № 1006-1111.
14. Постановление Правительства Свердловской области «Об итогах выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам российской федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2017 год» от 12.05.2018 г. № 374-1111.
15. Постановление Правительства Свердловской области «Об итогах выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам российской федерации, проживающим в свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2016 год» от 27.05.2017 г. № 462-1111...