Развитие силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга (Теория и методика физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет)
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ЛОВКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность понятия «силовая ловкость»…5
1.2 Учет анатомо-физиологических особенностей старшеклассников при развитии силовой выносливости …………………………………… 7
Выводы по 1 главе………………………………………………………… 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ЛОВКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПАУЭРЛИФТИНГА
2.1 Средства и методы пауэрлифтинга в развитии силовой ловкости старшеклассников ………16
2.2 Методика развития силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга…24
Выводы по 2 главе………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………………… 33
Актуальность. Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большое значение приобретают занятия силовыми видами спорта. Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств. С одной стороны пауэрлифтинг является хорошим средством повышения общего уровня физической подготовленности, а с другой развивает иловые способности, в частности силовую ловкость.
С каждым годом этот спорт становится всё более популярнее, о чем свидетельствует постоянно растущее число стран принимающих участие в международных соревнованиях. В отличие от тяжёлой атлетики, где вес поднимается в основном за счёт скоростно-силовых качеств человека, то в пауэрлифтинге во всех трёх упражнениях выполняется чисто за счёт силовых способностей. Общая задача в тренировочном процессе пауэрлифтинга это развитие силы.
Возраст специализации в пауэрлифтинге может начинаться не ранее 14 лет, а верхней границы практически не существует. Целенаправленное воспитание начинают с 17-18 летнего возраста.
Силовая ловкость проявляется в тех видах физической активности, где присутствует сменный режим работы мышц, вызывающий меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности, например, в спортивных играх и единоборствах. Её можно охарактеризовать, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что при правильной организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, при этом, делая акцент на внеурочную форму занятий по воспитанию силовых способностей у юношей старших классов, занятия пауэрлифтингом существенно окажет влияние на повышение уровень развития этого качества.
Цель исследования: изучить особенности развития силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга.
Объект исследования: процесс развития силовой ловкости у старшеклассников.
Предмет исследования: пауэрлифтинг как средство развития силовой ловкости старшеклассников
Задачи:
1. Дать характеристику сущности понятия «силовая ловкость».
2. Выявить анатомо-физиологические особенности старшеклассников при развитии силовой выносливости
3. Определить средства и методы пауэрлифтинга в развитии силовой ловкости старшеклассников.
Силовая ловкость – мышечная точность координировать усилия во внезапно изменяющихся условиях.
Силовая ловкость проявляется в тех видах физической активности, где присутствует сменный режим работы мышц, вызывающий меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности, например, в спортивных играх и единоборствах. Её можно охарактеризовать, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
Силовая ловкость развивается как один видов силовых качеств человека. Лучше всего ее развивать только при наличии хорошего уровня силовой подготовленности. В связи с этим ведущим средствами являются силовые упражнения.
Это могут быть упражнения со свободными весами, весом собственного тела, на тренажерах. Их различают по воздействию на организм и количеству задействованных двигательных единиц (групп мышц, суставов) и подразделяют на: базовые упражнения (в работу вовлечены несколько мышечных групп и суставов) и изолирующие (одна мышца, один сустав). Основными методами развития силовых качеств являются: метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. Ведущими методами развития силовой ловкости – методы строго регламентированного упражнения, методы строго регламентированного упражнения, соревновательный.
Пауэрлифтинг является соревновательным видом спорта, и долгие годы методики тренировок разрабатывались под задачи соревнующихся спортсменов. Однако в последнее время он приобрел высокую популярность и нашел свое применение как средство общей физической подготовки в работе со школьниками во внеурочное время.