Развитие силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга (Теория и методика физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет)
Введение……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ЛОВКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1 Сущность понятия «силовая ловкость»…5
1.2 Учет анатомо-физиологических особенностей старшеклассников при развитии силовой выносливости …………………………………… 7
Выводы по 1 главе………………………………………………………… 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ЛОВКОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПАУЭРЛИФТИНГА
2.1 Средства и методы пауэрлифтинга в развитии силовой ловкости старшеклассников ………16
2.2 Методика развития силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга…24
Выводы по 2 главе………………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………… 32
Список литературы……………………………………………………… 33
Актуальность. Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, как в основной форме урока, но в большей части внеурочной (внеклассная, внешкольная), в частности у школьников старших классов, всё большое значение приобретают занятия силовыми видами спорта. Силовое троеборье (пауэрлифтинг) является видом спорта, который способствует развитию основных физических качеств. С одной стороны пауэрлифтинг является хорошим средством повышения общего уровня физической подготовленности, а с другой развивает иловые способности, в частности силовую ловкость.
С каждым годом этот спорт становится всё более популярнее, о чем свидетельствует постоянно растущее число стран принимающих участие в международных соревнованиях. В отличие от тяжёлой атлетики, где вес поднимается в основном за счёт скоростно-силовых качеств человека, то в пауэрлифтинге во всех трёх упражнениях выполняется чисто за счёт силовых способностей. Общая задача в тренировочном процессе пауэрлифтинга это развитие силы.
Возраст специализации в пауэрлифтинге может начинаться не ранее 14 лет, а верхней границы практически не существует. Целенаправленное воспитание начинают с 17-18 летнего возраста.
Силовая ловкость проявляется в тех видах физической активности, где присутствует сменный режим работы мышц, вызывающий меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности, например, в спортивных играх и единоборствах. Её можно охарактеризовать, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что при правильной организации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, при этом, делая акцент на внеурочную форму занятий по воспитанию силовых способностей у юношей старших классов, занятия пауэрлифтингом существенно окажет влияние на повышение уровень развития этого качества.
Цель исследования: изучить особенности развития силовой ловкости старшеклассников средствами пауэрлифтинга.
Объект исследования: процесс развития силовой ловкости у старшеклассников.
Предмет исследования: пауэрлифтинг как средство развития силовой ловкости старшеклассников
Задачи:
1. Дать характеристику сущности понятия «силовая ловкость».
2. Выявить анатомо-физиологические особенности старшеклассников при развитии силовой выносливости
3. Определить средства и методы пауэрлифтинга в развитии силовой ловкости старшеклассников.
Силовая ловкость – мышечная точность координировать усилия во внезапно изменяющихся условиях.
Силовая ловкость проявляется в тех видах физической активности, где присутствует сменный режим работы мышц, вызывающий меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности, например, в спортивных играх и единоборствах. Её можно охарактеризовать, как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».
Силовая ловкость развивается как один видов силовых качеств человека. Лучше всего ее развивать только при наличии хорошего уровня силовой подготовленности. В связи с этим ведущим средствами являются силовые упражнения.
Это могут быть упражнения со свободными весами, весом собственного тела, на тренажерах. Их различают по воздействию на организм и количеству задействованных двигательных единиц (групп мышц, суставов) и подразделяют на: базовые упражнения (в работу вовлечены несколько мышечных групп и суставов) и изолирующие (одна мышца, один сустав). Основными методами развития силовых качеств являются: метод максимальных усилий, метод повторных усилий, метод воспитания силовой выносливости с использованием непредельных отягощений. Ведущими методами развития силовой ловкости – методы строго регламентированного упражнения, методы строго регламентированного упражнения, соревновательный.
Пауэрлифтинг является соревновательным видом спорта, и долгие годы методики тренировок разрабатывались под задачи соревнующихся спортсменов. Однако в последнее время он приобрел высокую популярность и нашел свое применение как средство общей физической подготовки в работе со школьниками во внеурочное время.
1. Акопян, А. О. Методы исправления характерных ошибок соревновательных упражнений в пауэрлифтинге / А. О. Акопян, В. А. Панков, Е. С. Тришин // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 5. – С. 13–14.
2. Башкин, В. М. Изменение взрывной мышечной силы в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В. М. Башкин // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6. – С. 16–19.
3. Беланов, А. Э. Особенности тренировочного процесса студентов, занимающихся пауэрлифтингом / А. Э. Беланов, А. Э. Крупко // Культура физическая и здоровье. – 2021. – №5. – С. 38–40.
4. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И. В. Бельский. – Минск: Вида-Н, 2017. – 351 с.
5. Беляев, А. Д. Силовой жим лежа / А. Д. Беляев // Пауэрлифтинг. – [Электронный ресурс]. – 2007а. – Режим доступа: http://bodybilding.info/raznoe/text/silovoi-zhim-lezha. Html
6. Беставишвили, Т. Разумный фитнес : книга / Т. Беставишвили. – Прага : AnimediaCompany, 2019. – 274 с.
7. Васин, С. Г. Сбалансированное питание спортсмена – пауэрлифтера / С. Г. Васин // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 111–116.
8. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. – М. : Советский спорт, 2018. – 216 с.
9. Витун, В. Г. Силовая подготовка студентов в процессе высшего образования: учеб. пособие / В. Г. Витун, М. И. Кабышева. – Оренбург : ОГУ, 2017. – 110 с.
10. Ворожейкин, О. В. Методика применения индивидуального подхода к развитию силы у спортсменов в пауэрлифтинге / О. В. Ворожейкин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9. – С. 20–25.
11. Гаврилова, Е. А. Спорт, стресс, вариабельность : монография / Е. А. Гаврилова. – М. : Спорт, 2015. – 168 с.
12. Дворкин Л. С. Тяжёлая атлетика : учебник / Л. С. Дворкин. – М. : Советский спорт, 2015. – 600 с.
13. Дидык, Т. Н. Структура подготовительного периода в пауэрлифтинге / Т. Н. Дидык // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков. – 2017. – № 1. – С. 40-46.
14. Жуков, Р. С. Основы спортивной тренировки : учебник / Р. С. Жуков. – Кемерово : КемГУ, 2018. – 110 с.
15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский – М. : Советский спорт, 2009. – 200 с.
16. Клусов, Е. А. Круговая тренировка в пауэрлифтинге: учебн. пособие / Е. А. Клусов, С. В. Добовчук. – М. : МГИУ, 2018. – 80 с.
17. Короткова, Е. А. Теория и методика физической культуры : учебн. пособие / Е. А. Короткова, Т. П. Завьялова, Л. А. Архипова. – Тюмень: Изд - во Тюменского государственного университета, 2019. – 120 с.
18. Коц, Я. М. Спортивная физиология: учебник / Я. М. Коц. – М. : Физкультура и спорт, 2017. – 240 с.
19. Муравьёв, В. Л. Пауэрлифтинг.путь к силе : учебник / В. Л. Муравьёв. – М. : Светлана П, 2018. – 126 с.
20. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебник / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
21. Назаренко, Ю. Ф. Техника соревновательных упражнений в силовом троеборье : учебн. пособие / Ю. Ф. Назаренко. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. – 26 с.
22. Павлов, В. П. Структура тренировочных нагрузок студентов-спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге (В условиях гуманитарного вуза) : дис. ... канд. пед. наук / В. П. Павлов. – М., 2009. – 103 с.
23. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Спорт, 2015. – 520 с.
24. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2017. – 480 с.
25. Холопов, В. А. Построение тренировочных нагрузок в микро и мезоциклах на базовом этапе годичного цикла подготовки пауэрлифтеров высших разрядов / В. А. Холопов // Вестник спортивной науки. – 2017. – № 4. – С. 62 – 64.
26. Хэтфилд, Ф. К. Всестороннее руководство по развитию силы / Ф. К. Хэтфилд. – Красноярск : АФК Восточной Сибири и Дальнего Востока, 2017. – 288 с.
27. Шейко, Б. И. Пауэрлифтинг. От новичка до мастера : учебник / Б. И Шейко, П. С. Горулев, Э. Р. Румянцева, Р. А. Цедов. – М. : Медиа актиформула групп, 2018. – 560 с.
28. Шилов, И. А. Методика планирования тренировок спортсменов группы высшего спортивного мастерства по пауэрлифтингу / И. А. Шилов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – № 1. – С. 78–81.
29. Шумилин, Е. С. Развитие гибкости и взрывной силы на начальном этапе подготовки у пауэрлифтеров / Е. С. Шумилин, Ю. В. Корягина // Омский научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 202–206.