Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление знаниями на промышленных предприятиях

Работа №100585

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы128
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 7
1.1 Становление концепции управления знаниями 7
1.2 Особенности управления знаниями на промышленных предприятиях. ... 19
1.3 Анализ подходов к оценке эффективности управления знаниями 30
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА
ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ 43
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА РОССИЙСКИЙХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 65
3.1 Разработка методики оценки эффективности управления знаниями 65
3.2 Практические рекомендации по внедрению инструментария управления
знаниями 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 101
Приложение А. Результаты семантического анализа определений понятия
Управление знаниями 114
Приложение Б. Анкета для исследования политики промышленных предприятий в сфере управления знаниями 118
Приложение В. Исходные данные и результаты оценки эффективности управления знаниями на предприятиях 125


Актуальность темы исследования. Официальная позиция Правительства Российской Федерации по вопросам модернизации экономики страны сводится к снижению зависимости от сырьевого экспорта с переориентацией на инновационную модель развития, характеризуемую производством качественных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, конкуре'нтоспособных на мировом рынке. В условиях информационного общества и зарождения шестого технологического уклада достижение данной цели становится возможным только в результате комплексной переоценки роли знаний, ставших ключевым ресурсом для наиболее передовых компаний современной эпохи.
Турбулентные изменения институциональной среды, беспрецедентная конкуренция, непропорционально растущие требования потребителей, расцвет фундаментальной науки и осознание ключевой роли человеческого капитала в экономике - все эти факторы актуализируют значимость управления знаниями для современных российских компаний.
Промышленные предприятия, при этом, представляют собой один из наименее изученных объектов менеджмента знаний. Характерные особенности, среди которых: превалирование низкоквалифицированного труда, медленно адаптирующаяся линейно-функциональная модель организационной структуры, высокая степень бюрократизации и, во многих случаях, существенное отставание в применении современных технологий производства - делают предприятия традиционных отраслей промышленности наименее приспособленными к конкуренции в период постиндустриального общества.
Одной из ключевых проблем управления современными экономическими системами является ускоряющееся устаревание знаний, главным образом провоцируемое увеличением объема информации и порождающее ряд негативных явлений, в числе которых несоответствие компетенций сотрудников требованиям конкуренции, заторможенность в принятии решений и реакции на внешние шоки, неумение распознать возникающие возможности.
В подобных условиях первоначальной неопределенности наиболее актуальными являются вопросы определения состояния и эффективности текущего управления знаниями, что в результате позволит определить пути выстраивания соответствующей принципам менеджмента знаний корпоративной культуры, структурных преобразований и развития информационной инфраструктуры.
Степень разработанности проблемы. В 80-90-х годах ХХ века американские, японские и западно-европейские экономисты: М. Алави, Н. Бонтис, У. Букович, К. Вииг, Т. Дэвенпорт, И. Нонака, Г. Пробст, Й. Руус, К.-Э. Свейби, Х. Такеучи, Д. Тис, Л. Эдвинссон, заложили концептуальные основы управления знаниями. В развитии теоретических положений данного направления менеджмента в России участвовали такие исследователи, как В. П. Баранчеев, А. Л. Гапоненко, В. Н. Голубкин, М. К. Мариничева, Б. З. Мильнер, Т. М. Орлова, Б. В. Салихов.
Особенности и различия управления знаниями в компаниях, функционирующих в разных областях экономической деятельности в своих работах рассматривали А. Клюге, Ж. Шиллинг, А. Риге, Д. Лейднер, С. МакЛафлин, Б. Роузен, Т. Кэйворт, С. Розенталь. Особенности деятельности российских промышленных компаний описаны в работах А.О. Блинова, В.Р. Веснина, О. С. Виханского, И.Б. Гусевой, Л.А. Горшковой, П.И. Далекина, А. И. Наумова, М. М. Малясовой.
Вопросы оценки эффективности управления знаниями освещаются в работах М. Абен, Л. Букер, И. Вонг, С. Говендер, Дж. Гуйджер, К. Куа, Г. Крог, Э. Майн, Р. МакНотон, Д. Потас, Э. Фламбольц.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических, организационно-методических положений и разработка инструментария для управления знаниями на промышленных предприятиях.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Изучить совокупность теоретико-методических вопросов, связанных с управлением знаниями на промышленных предприятиях.
2. Проанализировать состояние и проблемы промышленных предприятии в управлении знаниями.
3. Разработать инструментарий для эффективного управления знаниями на промышленных предприятиях.
Объектом диссертационного исследования являются промышленные предприятия.
Предметом исследования является совокупность экономических и организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе управления знаниями на промышленных предприятиях.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области управления знаниями.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили ежегодные статистические сборники по инновационной деятельности и информационному обществу НИУ ВШЭ, составленные совместно с Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития РФ.
Научная новизна диссертации заключается в разработке методики оценки эффективности управления знаниями на промышленных предприятиях, базирующейся на анализе среды функционирования, отличающейся тем, что может учитывать специфику промышленных предприятий и позволяющей оценить эффективность управления знаниями в целом, а также составляющих его процессов.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обусловлена применением общенаучных методов исследования (анализа, синтеза, системного подхода), общепринятой методологии эконометрического моделирования и адекватного инструментария экономико-статистического анализа.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на международных научно-практических конференциях в 2015-2016 годах, среди которых: «Инновации в
материаловедении и металлургии» (Екатеринбург, 2015-2016), «Устойчивое развитие российских регионов» (Екатеринбург, 2015).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 134 наименований и 3 приложений. Основное содержание изложено на 100 страницах и включает 12 рисунков, 6 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Знания являются ключевым ресурсом хозяйствующих субъектов в современных условиях ведения экономической деятельности. Таким образом процессы воспроизводства знаний, их актуализация и активное использование во всех областях деятельности предприятия обеспечивают максимально быстрое превращение результатов фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в инновационную продукцию и являются критическим фактором в разработке конкурентоспособных решений.
Управление знаниями представляет собой совокупность процессов поиска, накопления, хранения, приобретения, распространения, обмена, создания, использования и применения знаний, реализуемых в целях улучшения показателей деятельности, развития предприятия и достижения долгосрочных конкурентных преимуществ. Следовательно, руководство предприятия, должно прикладывать максимум усилий для формирования гибкой организационной структуры, создания необходимой информационной инфраструктуры, обеспечения условий развития культуры организации - способствующих наиболее эффективной реализации перечисленных процессов.
2. Анализ актуального состояния управления знаниями на российских промышленных предприятиях позволил вывить ряд ключевых проблем:
• Уровень применения имеющихся и создания новых знаний на
российских промышленных предприятиях не позволяет обеспечить переход к инновационной модели развития и наравне конкурировать с развитыми странами. Доля инновационно-активных компаний не превышает 11 %, что ниже показателей передовых экономик в 4 раза. В связи с этим, российские промышленные компании отстают от развитых стран в производстве инновационной продукции более чем в 2 раза. При этом, темпы роста затрат на инновационную деятельность значительно превышают темпы увеличения производства инновационной продукции, что свидетельствует о низкой рентабельности инвестиций в разработку новых продуктов и решений.
• Существующие приоритеты в инвестиционной деятельности
промышленных предприятий не способствуют повышению эффективности управления знаниями. Наиболее распространенным является приобретение готовых машин и оборудования, при этом существенно ниже находятся инвестиции в программное обеспечение, обучение и повышение квалификации сотрудников, научно-исследовательские и конструкторские работы, а обеспеченность персонала вычислительной техникой остается на низком уровне, не превышая 30 %, при этом скорость
приобретения/обновления составляет только 10 % - что не способствует формированию необходимой для эффективного управления знаниями информационной инфраструктуры и существенно снижает потенциал разработки собственных конкурентоспособных решений, основанных на эффективном использовании корпоративных знаний и развитии человеческого капитала.
• Не смотря на осознание перспективности управления знаниями, важности развития компетенций сотрудников и информационной инфраструктуры, промышленные предприятия не занимаются внедрением специализированных систем и инструментов управления знаниями, что снижает потенциал экономического роста. В данном направлении развиваются только четверть от инновационно-активных компаний, при этом, финансовые вложения в распространение специализированных систем управления знаниями на промышленных предприятиях России не превышает 2-5% от совокупных инвестиций в технологические инновации.
3. Промышленные предприятия обладают рядом особенностей, оказывающих существенное влияние на эффективность реализации процессов управления знаниями и отличающих их от компаний сферы услуг и информационных технологий. Оставшаяся со времен Советского Союза и наиболее распространенная по сей день линейно-функциональная модель построения организационной структуры, формирующая условия для бюрократизации управления, снижения уровня доверия и повышения сопротивляемости изменениям у персонала, а также преобладающий до сих пор низкоквалифицированный труд - снижают конкурентоспособность промышленных предприятий в условиях информационного общества, делая их особым объектом исследования специалистов по менеджменту знаний.
4. Разработанная модель оценки учитывает особенности промышленных предприятий и позволяет оценить эффективность управления знаниями в целом, а также составляющих его процессов, на основе чего возможно выявление отстающих направлений, нуждающихся в модернизации и внедрении новых инструментов.
Разработанная модель позволяет определить отставание предприятия от ближайших конкурентов в сфере управления знаниями. Являясь инструментом бенч-маркинга, она позволяет не только выявить уровень развития конкурентов в исследуемой области, но и определить насколько существенно отставание и к каким именно процессам оно относится.
Развитие управления знаниями на предприятии происходит в трех ключевых направлениях: информационной инфраструктуры,
организационной культуры и организационной структуры. В каждом из данных направлений существует множество применяемых практических инструментов, оказывающих влияние на различные процессы управления знаниями, внедрение которых в деятельность предприятия позволяет повысить эффективность управления знаниями.



1. Chong C.W., Holden T., Wilhelmij P. Where does knowledge management add value? / C.W. Chong, T. Holden, P. Wilhelmij. // Journal of intellectual capital.
- Vol. 1 (4). - 2000. - pp. 366-380.
2. Сидоров М. Н., Шапкин И.Н. От сырьевой к инновационной экономике России / М.Н. Сидоров, И.Н. Шапкин // Власть. - 2008. - №3 - с. 3¬8
3. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. - Москва: - Гардарики. - 2006. - 383 с.
4. Lankow J., Ritchie J., Crooks R. Infographics: The Power of Visual Storytelling / J. Lankow, J. Ritchie, R. Crooks. — Wiley. - 2012. — 264 p.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва: - Оникс-ЛИТ, - 2012. - 1376 с.
6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Ф. Махлуп. - пер. с англ. - Москва: - Прогресс, - 1966. - 462 с.
7. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. - пер. с англ. - Москва: - Прогресс, - 1985.
8. Баранчеев В. П. Управление знаниями в инновационной сфере / В. П. Баранчеев. - Москва: - Благовест, - 2007. - 272 с.
9. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. - пер. с англ.
- Москва: - Олимп-Бизнес, - 2003. - 384 с.
10. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm / E.T. Penrose. - Oxford: - Wiley. - 1959.
11. Drucker P. The Age of Discontinuity / P. Drucker. - London: - Heinemann. - 1969.
12. Drucker P. The Effective Executive / P. Drucker. - New York: - Harper & Row. - 1967.
13. Drucker P. Managing the non-profit organization: practices and principles / P. Drucker. - New York: - HarperCollins. - 1990.
14. Drucker P. The coming of new organization / P. Drucker // Watertown:
- Harvard Business Review. - 1988.
15. Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting / D. Bell. — New York: - Basic Books. - 1973.
16. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement / M. Porat, M. Rubin. - Washington. - 1978;
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ