Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Работа №100575

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Сущность финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, теоретико-методологические основы 14
1.1 Экономическое содержание финансового механизма 14
1.2 Финансово экономические и нормативно правовые аспекты различных
способов организации финансовых отношений между субъектами коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 22
1.3 Экономические последствия использования должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды. Зарубежный опыт 29
2. Аналитическое обоснование финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 38
2.1 Характеристика и классификация системы закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 38
2.2 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Российской Федерации 50
2.3 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Свердловской области 69
3 Направления развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансовый контроль как один из способов 84
Заключение 96
Список использованной литературы 99
Приложение А 106

1. Актуальность темы исследования. В России угрожающие масштабы имеет уровень коррупции, которая согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [4], а также Национальной стратегии противодействия коррупции [6], является одной из главных угроз национальной безопасности нашей страны.
Безусловно, экономические последствия и рост масштабов коррупции в России негативно сказывается на всех сторонах жизни общества, включая сферу финансов.
Прежде всего, коррупция способствует расширению теневой экономики, нарушению механизма рыночной конкуренции, усугубляет имущественное неравенство в обществе, портит инвестиционный климат и в результате условия для долгосрочного инвестирования в стране отсутствуют, а частному бизнесу не остается ничего, кроме как стремиться к получению скорой сверхприбыли в непредсказуемых условиях. Также коррупция проявляется в виде «черных» комиссионных, что приводит к сокращению общей суммы финансовых средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей.
В свою очередь, коррупция ведет и к удорожанию управленческого аппарата и снижению эффективности использования бюджетных средств, так как взятки и другие коррупционные правонарушения в конечном итоге отражаются на налогоплательщиках, вынужденных платить за предоставление неэффективных государственных услуг в несколько раз больше, включая «откаты», кроме того, коррупция приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур за счет социально-экономических программ.
Выделяют также политические и иные не экономические последствия коррупции, которые, в конечном итоге, неизбежно повлияют на состояние экономики в государстве и стабильность его финансовой системы.
Не секрет, что одним из наиболее коррупционноемких секторов отечественной экономики является именно сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу вовлечения в этот процесс значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочных отношений обогатиться ими противоправным способом.
О распространении коррупционных правонарушений свидетельствуют результаты различных социологических исследований. Так, в результате опроса руководителей 120 торговых компаний установлено, что большинству из них (78 %) приходилось платить представителю закупщика денежное
вознаграждение в наличной форме. Причем указанные действия представители бизнеса мотивировали сложившейся практикой или обычаем делового оборота [17].
Согласно исследованию Высшей школы экономики, в ходе которого проводился опрос сотрудников 957 компаний, участвовавших в конкурсных процедурах на получение государственного контракта, только 35,3 %
респондентов заявили о том, что они никогда не давали взятки с целью получения контракта на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. 22,5 % опрошенных «иногда» давали взятки с указанной целью, «часто» - 10,9 %, «практически всегда» - 6,3 % опрошенных [32].
Несмотря на тот факт, что в последние годы решено достаточно большое количество проблем правоприменительной практики в исследуемой сфере, эмпирический опыт свидетельствует о неприемлемом количестве спорных и проблемных ситуаций.
В средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос об отсутствии здоровой конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок, с каждым годом выявляется все больше коррупционных правонарушений и различных схем лоббирования интересов своего поставщика со стороны заказчика [20, с. 45].
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления повсеместно допускают нарушения законодательства о
противодействии коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Только прокурорами за 2016 - 2017 годы по результатам надзорной деятельности выявлено более 87 тыс. нарушений закона, опротестовано 4 373 правовых акта, внесено 21 355 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 20 237 должностных лиц, в суд направлено 1 776 исков,
по материалам проверок исполнения законов в исследуемой сфере правоотношений возбуждено более 600 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности [15, с. 18].
Однако, указанные количественные данные, а также иные статистические показатели правонарушений в сфере закупок, в полном объеме не охватывают реальные масштабы распространения коррупционных правонарушений, так как включают только сведения о выявленных правоохранительными органами и прокурорами нарушениях закона, без учета реального количества совершенных правонарушений, обладающих высокой степенью латентности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного исследования считаем необходимым сделать следующий вывод. Финансовый механизм, безотносительно к коррупционным правонарушениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков и капитала. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный и т. д.
Структура финансового механизма определена как совокупность 4-х взаимосвязанных элементов (финансовые методы, финансовые рычаги, нормативное обеспечение, информационное обеспечение).
Финансовый механизм коррупционных правонарушений в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд - это внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков и капитала при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также сопряженных с использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
Чтобы понять сущность системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также суть экономических и управленческих процессов, составляющих объект исследования, разработана авторская классификация относительно самостоятельных видов и подвидов государственных или муниципальных закупок на основании следующих критериев.
Наличие конкуренции, различие в способе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с использованием либо без использования электронной процедуры, а также субъект закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Раскрыта специфика их осуществления и обосновано, что только комплексное и системное осуществление всех указанных видов и подвидов закупок способно обеспечить достижение их целей.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что
государственными и муниципальными заказчиками, органами,
уполномоченными на размещение заказов, нарушения закона допускаются на всех стадиях, начиная от информационного обеспечения до стадии исполнения заключенных контрактов.
Распространенным итогом противоправных действий, совершаемых в сфере закупок, как на федеральном, так и на региональном уровне является причинение финансового ущерба бюджету соответствующего уровня, связанного с существенным необоснованным завышением стоимости контракта, а также практика так называемых «откатов», заключающихся в том, что должностные лица при выборе поставщика товаров (работ, услуг) выбирают определенное предложение (оказывают содействие при заключении контрактов) и за это получает от аффилированного поставщика вознаграждение в виде процента от суммы сделки, иные материальные блага либо банальную взятку.
В ходе исследования также установлено, что одним из основных способов повышения эффективности процесса закупок и снижения коррупционных рисков в данной сфере является гласность и прозрачность всех закупочных процедур, которая может быть эффективно гарантированна институтом общественного контроля.
Установлено, что эффективность противодействия коррупционным правонарушениям, сохранение финансовой стабильности и обеспечения финансовой безопасности, возможно обеспечить путем своевременного установления и возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения исследуемых правонарушений коррупционной направленности, что является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в целом.
Доказано, что обязательным условием эффективного функционирования системы противодействия коррупции в сфере закупок является надлежащий финансовый контроль использования бюджетных средств соответствующего уровня при проведении закупки, а также контроль за расходами чиновников, участвующих в закупочной деятельности, с целью своевременного выявления коррупционной составляющей.
Разработаны практические рекомендации руководителям
государственных и муниципальных органов, топ -менеджерам хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, заключающиеся в использовании методов финансового контроля, который является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля, с целью обеспечения прозрачности закупочных процедур и минимизации финансовых рисков.
По результатам исследования дан прогноз развития экономики с помощью экспертной оценки различных сценариев развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - несмотря на реализацию на практике различных направлений развития противодействия коррупционным правонарушениям в анализируемой сфере, систему «откатов» при осуществлении закупок полностью искоренить невозможно, в связи с высоким уровнем латентности подобных правонарушений.
Однако, благодаря реализации на практике исследованных направлений развития противодействия коррупции в сфере закупок, возможно существенно снизить потери бюджетов всех уровней, следовательно, обеспечить экономические интересы государства и общества.


1. Конституция Российской Федерации // «Собрание законодательства РФ» 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» //«Российская газета», № 4823, 30.12.2008, «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, N 14, ст. 1652, «Российская газета», № 80, 12.04.2013.
4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы».
6. Указ Президента России «О Национальном плане противодействия
коррупции на 2018 - 2020 годы» от 29.06.2018 N 378 // «Собрание
законодательства РФ», 02.07.2018, № 27, ст. 4038.
7. Пояснительной записке к проекту Федеральный закон от 23.04.2018 № 99 -ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 30.04.2018, № 18, ст. 2569.
8. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд » // Президиум Верховного Суда РФ 28.09.2016.
9. Антикоррупционная политика: учеб. пособие для вузов / Г. А. Сатаров, М. И. Левин, Е. В. Батракова, и др.; Под ред. Г. А. Сатарова. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - 221 с.
10. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - 3-е изд., М. 2009.
11. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М., 2011. - 142 с.
12. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально - экономические и правовые аспекты. - М:, 2001. - 94 с.
13. Боди, З., Мертон, Р. Финансы: учеб. Пособие / пер. с англ. - М. : И.Д. Вильямс, 2000. - 402 с.
14. Бут Н.Д., Бажанов С.В. Нормативные правовые основы прокурорских проверок исполнения законов о противодействии коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок // Российская юстиция. 2015. № 8.
• С. 51-54.
15. Васенин В.А. Противодействие коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Законность. 2017. № 9. - С. 17-21...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ