ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
|
Введение 3
1 Сущность финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, теоретико-методологические основы 14
1.1 Экономическое содержание финансового механизма 14
1.2 Финансово экономические и нормативно правовые аспекты различных
способов организации финансовых отношений между субъектами коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 22
1.3 Экономические последствия использования должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды. Зарубежный опыт 29
2. Аналитическое обоснование финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 38
2.1 Характеристика и классификация системы закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 38
2.2 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Российской Федерации 50
2.3 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Свердловской области 69
3 Направления развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансовый контроль как один из способов 84
Заключение 96
Список использованной литературы 99
Приложение А 106
1 Сущность финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, теоретико-методологические основы 14
1.1 Экономическое содержание финансового механизма 14
1.2 Финансово экономические и нормативно правовые аспекты различных
способов организации финансовых отношений между субъектами коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 22
1.3 Экономические последствия использования должностного положения
вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды. Зарубежный опыт 29
2. Аналитическое обоснование финансового механизма коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 38
2.1 Характеристика и классификация системы закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд 38
2.2 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Российской Федерации 50
2.3 Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на
примере Свердловской области 69
3 Направления развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансовый контроль как один из способов 84
Заключение 96
Список использованной литературы 99
Приложение А 106
1. Актуальность темы исследования. В России угрожающие масштабы имеет уровень коррупции, которая согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [4], а также Национальной стратегии противодействия коррупции [6], является одной из главных угроз национальной безопасности нашей страны.
Безусловно, экономические последствия и рост масштабов коррупции в России негативно сказывается на всех сторонах жизни общества, включая сферу финансов.
Прежде всего, коррупция способствует расширению теневой экономики, нарушению механизма рыночной конкуренции, усугубляет имущественное неравенство в обществе, портит инвестиционный климат и в результате условия для долгосрочного инвестирования в стране отсутствуют, а частному бизнесу не остается ничего, кроме как стремиться к получению скорой сверхприбыли в непредсказуемых условиях. Также коррупция проявляется в виде «черных» комиссионных, что приводит к сокращению общей суммы финансовых средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей.
В свою очередь, коррупция ведет и к удорожанию управленческого аппарата и снижению эффективности использования бюджетных средств, так как взятки и другие коррупционные правонарушения в конечном итоге отражаются на налогоплательщиках, вынужденных платить за предоставление неэффективных государственных услуг в несколько раз больше, включая «откаты», кроме того, коррупция приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур за счет социально-экономических программ.
Выделяют также политические и иные не экономические последствия коррупции, которые, в конечном итоге, неизбежно повлияют на состояние экономики в государстве и стабильность его финансовой системы.
Не секрет, что одним из наиболее коррупционноемких секторов отечественной экономики является именно сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу вовлечения в этот процесс значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочных отношений обогатиться ими противоправным способом.
О распространении коррупционных правонарушений свидетельствуют результаты различных социологических исследований. Так, в результате опроса руководителей 120 торговых компаний установлено, что большинству из них (78 %) приходилось платить представителю закупщика денежное
вознаграждение в наличной форме. Причем указанные действия представители бизнеса мотивировали сложившейся практикой или обычаем делового оборота [17].
Согласно исследованию Высшей школы экономики, в ходе которого проводился опрос сотрудников 957 компаний, участвовавших в конкурсных процедурах на получение государственного контракта, только 35,3 %
респондентов заявили о том, что они никогда не давали взятки с целью получения контракта на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. 22,5 % опрошенных «иногда» давали взятки с указанной целью, «часто» - 10,9 %, «практически всегда» - 6,3 % опрошенных [32].
Несмотря на тот факт, что в последние годы решено достаточно большое количество проблем правоприменительной практики в исследуемой сфере, эмпирический опыт свидетельствует о неприемлемом количестве спорных и проблемных ситуаций.
В средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос об отсутствии здоровой конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок, с каждым годом выявляется все больше коррупционных правонарушений и различных схем лоббирования интересов своего поставщика со стороны заказчика [20, с. 45].
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления повсеместно допускают нарушения законодательства о
противодействии коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Только прокурорами за 2016 - 2017 годы по результатам надзорной деятельности выявлено более 87 тыс. нарушений закона, опротестовано 4 373 правовых акта, внесено 21 355 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 20 237 должностных лиц, в суд направлено 1 776 исков,
по материалам проверок исполнения законов в исследуемой сфере правоотношений возбуждено более 600 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности [15, с. 18].
Однако, указанные количественные данные, а также иные статистические показатели правонарушений в сфере закупок, в полном объеме не охватывают реальные масштабы распространения коррупционных правонарушений, так как включают только сведения о выявленных правоохранительными органами и прокурорами нарушениях закона, без учета реального количества совершенных правонарушений, обладающих высокой степенью латентности...
Безусловно, экономические последствия и рост масштабов коррупции в России негативно сказывается на всех сторонах жизни общества, включая сферу финансов.
Прежде всего, коррупция способствует расширению теневой экономики, нарушению механизма рыночной конкуренции, усугубляет имущественное неравенство в обществе, портит инвестиционный климат и в результате условия для долгосрочного инвестирования в стране отсутствуют, а частному бизнесу не остается ничего, кроме как стремиться к получению скорой сверхприбыли в непредсказуемых условиях. Также коррупция проявляется в виде «черных» комиссионных, что приводит к сокращению общей суммы финансовых средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей.
В свою очередь, коррупция ведет и к удорожанию управленческого аппарата и снижению эффективности использования бюджетных средств, так как взятки и другие коррупционные правонарушения в конечном итоге отражаются на налогоплательщиках, вынужденных платить за предоставление неэффективных государственных услуг в несколько раз больше, включая «откаты», кроме того, коррупция приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур за счет социально-экономических программ.
Выделяют также политические и иные не экономические последствия коррупции, которые, в конечном итоге, неизбежно повлияют на состояние экономики в государстве и стабильность его финансовой системы.
Не секрет, что одним из наиболее коррупционноемких секторов отечественной экономики является именно сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в силу вовлечения в этот процесс значительных финансовых ресурсов и стремления участников закупочных отношений обогатиться ими противоправным способом.
О распространении коррупционных правонарушений свидетельствуют результаты различных социологических исследований. Так, в результате опроса руководителей 120 торговых компаний установлено, что большинству из них (78 %) приходилось платить представителю закупщика денежное
вознаграждение в наличной форме. Причем указанные действия представители бизнеса мотивировали сложившейся практикой или обычаем делового оборота [17].
Согласно исследованию Высшей школы экономики, в ходе которого проводился опрос сотрудников 957 компаний, участвовавших в конкурсных процедурах на получение государственного контракта, только 35,3 %
респондентов заявили о том, что они никогда не давали взятки с целью получения контракта на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. 22,5 % опрошенных «иногда» давали взятки с указанной целью, «часто» - 10,9 %, «практически всегда» - 6,3 % опрошенных [32].
Несмотря на тот факт, что в последние годы решено достаточно большое количество проблем правоприменительной практики в исследуемой сфере, эмпирический опыт свидетельствует о неприемлемом количестве спорных и проблемных ситуаций.
В средствах массовой информации все чаще поднимается вопрос об отсутствии здоровой конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок, с каждым годом выявляется все больше коррупционных правонарушений и различных схем лоббирования интересов своего поставщика со стороны заказчика [20, с. 45].
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления повсеместно допускают нарушения законодательства о
противодействии коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Только прокурорами за 2016 - 2017 годы по результатам надзорной деятельности выявлено более 87 тыс. нарушений закона, опротестовано 4 373 правовых акта, внесено 21 355 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 20 237 должностных лиц, в суд направлено 1 776 исков,
по материалам проверок исполнения законов в исследуемой сфере правоотношений возбуждено более 600 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности [15, с. 18].
Однако, указанные количественные данные, а также иные статистические показатели правонарушений в сфере закупок, в полном объеме не охватывают реальные масштабы распространения коррупционных правонарушений, так как включают только сведения о выявленных правоохранительными органами и прокурорами нарушениях закона, без учета реального количества совершенных правонарушений, обладающих высокой степенью латентности...
На основе проведенного исследования считаем необходимым сделать следующий вывод. Финансовый механизм, безотносительно к коррупционным правонарушениям в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков и капитала. В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный и т. д.
Структура финансового механизма определена как совокупность 4-х взаимосвязанных элементов (финансовые методы, финансовые рычаги, нормативное обеспечение, информационное обеспечение).
Финансовый механизм коррупционных правонарушений в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд - это внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков и капитала при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также сопряженных с использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
Чтобы понять сущность системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также суть экономических и управленческих процессов, составляющих объект исследования, разработана авторская классификация относительно самостоятельных видов и подвидов государственных или муниципальных закупок на основании следующих критериев.
Наличие конкуренции, различие в способе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с использованием либо без использования электронной процедуры, а также субъект закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Раскрыта специфика их осуществления и обосновано, что только комплексное и системное осуществление всех указанных видов и подвидов закупок способно обеспечить достижение их целей.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что
государственными и муниципальными заказчиками, органами,
уполномоченными на размещение заказов, нарушения закона допускаются на всех стадиях, начиная от информационного обеспечения до стадии исполнения заключенных контрактов.
Распространенным итогом противоправных действий, совершаемых в сфере закупок, как на федеральном, так и на региональном уровне является причинение финансового ущерба бюджету соответствующего уровня, связанного с существенным необоснованным завышением стоимости контракта, а также практика так называемых «откатов», заключающихся в том, что должностные лица при выборе поставщика товаров (работ, услуг) выбирают определенное предложение (оказывают содействие при заключении контрактов) и за это получает от аффилированного поставщика вознаграждение в виде процента от суммы сделки, иные материальные блага либо банальную взятку.
В ходе исследования также установлено, что одним из основных способов повышения эффективности процесса закупок и снижения коррупционных рисков в данной сфере является гласность и прозрачность всех закупочных процедур, которая может быть эффективно гарантированна институтом общественного контроля.
Установлено, что эффективность противодействия коррупционным правонарушениям, сохранение финансовой стабильности и обеспечения финансовой безопасности, возможно обеспечить путем своевременного установления и возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения исследуемых правонарушений коррупционной направленности, что является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в целом.
Доказано, что обязательным условием эффективного функционирования системы противодействия коррупции в сфере закупок является надлежащий финансовый контроль использования бюджетных средств соответствующего уровня при проведении закупки, а также контроль за расходами чиновников, участвующих в закупочной деятельности, с целью своевременного выявления коррупционной составляющей.
Разработаны практические рекомендации руководителям
государственных и муниципальных органов, топ -менеджерам хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, заключающиеся в использовании методов финансового контроля, который является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля, с целью обеспечения прозрачности закупочных процедур и минимизации финансовых рисков.
По результатам исследования дан прогноз развития экономики с помощью экспертной оценки различных сценариев развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - несмотря на реализацию на практике различных направлений развития противодействия коррупционным правонарушениям в анализируемой сфере, систему «откатов» при осуществлении закупок полностью искоренить невозможно, в связи с высоким уровнем латентности подобных правонарушений.
Однако, благодаря реализации на практике исследованных направлений развития противодействия коррупции в сфере закупок, возможно существенно снизить потери бюджетов всех уровней, следовательно, обеспечить экономические интересы государства и общества.
Структура финансового механизма определена как совокупность 4-х взаимосвязанных элементов (финансовые методы, финансовые рычаги, нормативное обеспечение, информационное обеспечение).
Финансовый механизм коррупционных правонарушений в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд - это внутренне устройство различных способов организации финансовых отношений, связанных с движением денежных потоков и капитала при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также сопряженных с использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения личной выгоды.
Чтобы понять сущность системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также суть экономических и управленческих процессов, составляющих объект исследования, разработана авторская классификация относительно самостоятельных видов и подвидов государственных или муниципальных закупок на основании следующих критериев.
Наличие конкуренции, различие в способе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с использованием либо без использования электронной процедуры, а также субъект закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Раскрыта специфика их осуществления и обосновано, что только комплексное и системное осуществление всех указанных видов и подвидов закупок способно обеспечить достижение их целей.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что
государственными и муниципальными заказчиками, органами,
уполномоченными на размещение заказов, нарушения закона допускаются на всех стадиях, начиная от информационного обеспечения до стадии исполнения заключенных контрактов.
Распространенным итогом противоправных действий, совершаемых в сфере закупок, как на федеральном, так и на региональном уровне является причинение финансового ущерба бюджету соответствующего уровня, связанного с существенным необоснованным завышением стоимости контракта, а также практика так называемых «откатов», заключающихся в том, что должностные лица при выборе поставщика товаров (работ, услуг) выбирают определенное предложение (оказывают содействие при заключении контрактов) и за это получает от аффилированного поставщика вознаграждение в виде процента от суммы сделки, иные материальные блага либо банальную взятку.
В ходе исследования также установлено, что одним из основных способов повышения эффективности процесса закупок и снижения коррупционных рисков в данной сфере является гласность и прозрачность всех закупочных процедур, которая может быть эффективно гарантированна институтом общественного контроля.
Установлено, что эффективность противодействия коррупционным правонарушениям, сохранение финансовой стабильности и обеспечения финансовой безопасности, возможно обеспечить путем своевременного установления и возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения исследуемых правонарушений коррупционной направленности, что является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства в целом.
Доказано, что обязательным условием эффективного функционирования системы противодействия коррупции в сфере закупок является надлежащий финансовый контроль использования бюджетных средств соответствующего уровня при проведении закупки, а также контроль за расходами чиновников, участвующих в закупочной деятельности, с целью своевременного выявления коррупционной составляющей.
Разработаны практические рекомендации руководителям
государственных и муниципальных органов, топ -менеджерам хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках, заключающиеся в использовании методов финансового контроля, который является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля, с целью обеспечения прозрачности закупочных процедур и минимизации финансовых рисков.
По результатам исследования дан прогноз развития экономики с помощью экспертной оценки различных сценариев развития противодействия коррупционным правонарушениям в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - несмотря на реализацию на практике различных направлений развития противодействия коррупционным правонарушениям в анализируемой сфере, систему «откатов» при осуществлении закупок полностью искоренить невозможно, в связи с высоким уровнем латентности подобных правонарушений.
Однако, благодаря реализации на практике исследованных направлений развития противодействия коррупции в сфере закупок, возможно существенно снизить потери бюджетов всех уровней, следовательно, обеспечить экономические интересы государства и общества.
Подобные работы
- КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Принцип публично-правового определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона (на материале МТУ Росимущества по Тамбовской и Липецкой области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Коррупционные правонарушения в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственные закупки и механизмы их реализации в рыночных условиях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Регулирование противодействия коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - РАССМОТРЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024





