ФСА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МЗИК»)
|
РЕФЕРАТ 4
СОДЕРЖАНИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОПК: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ОПЫТ
1.1. Роль ОПК в экономике России и актуальность диверсификации 9
1.2. Сравнительная характеристика гражданской и военной продукций 13
1.3. Общие подходы к решению задач диверсификации на предприятиях ОПК 22
1.4. ФСА как способ решения задач диверсификации 26
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЕКТИРОВАНИИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1. Анализ возможностей ПАО «МЗиК» 34
2.2. Позиции ПАО «МЗиК» на разных этапах ЖЦ продукта 47
2.3. Маркетинговый анализ рынка складской техники 52
2.4. Информационный этап ФСА, изучение потребительских ценностей на рынке
ричтраков 59
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПАО «МЗиК»
3.1. Аналитический этап ФСА 64
3.2. Оптимизация себестоимости за счет организационных резервов производства 72
3.3. Выявление процессов, приводящих к снижению конкурентоспособности 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОПК: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ОПЫТ
1.1. Роль ОПК в экономике России и актуальность диверсификации 9
1.2. Сравнительная характеристика гражданской и военной продукций 13
1.3. Общие подходы к решению задач диверсификации на предприятиях ОПК 22
1.4. ФСА как способ решения задач диверсификации 26
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ В ПРОЕКТИРОВАНИИ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2.1. Анализ возможностей ПАО «МЗиК» 34
2.2. Позиции ПАО «МЗиК» на разных этапах ЖЦ продукта 47
2.3. Маркетинговый анализ рынка складской техники 52
2.4. Информационный этап ФСА, изучение потребительских ценностей на рынке
ричтраков 59
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ПРОДУКЦИИ ПАО «МЗиК»
3.1. Аналитический этап ФСА 64
3.2. Оптимизация себестоимости за счет организационных резервов производства 72
3.3. Выявление процессов, приводящих к снижению конкурентоспособности 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Главная цель работы - исследовать один из наиболее острых вопросов экономического развития Российской Федерации - вопрос конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и диверсификации их производственных мощностей. Помимо обеспечения безопасности, военная отрасль имеет огромное социальное и экономическое значение для страны. Уровень технологического оснащения и научно-технических разработок оборонщиков в среднем существенно выше уровня большинства других промышленных предприятий России и конкурентен лучшим мировым компаниям. По мнению многих экспертов диверсификация ОПК - главный резерв развития страны, и от эффективности решения этой задачи напрямую зависит финансовая устойчивость предприятий в условиях снижения Гособоронзаказа (ГОЗ), а также качество жизни россиян на ближайшие десятилетия. Задачу диверсификации оборонного комплекса, как одно из самых приоритетных, сформулировал и Президент РФ В. Путин в своем послании Законодательному собранию от 2016 года.
Несмотря на хорошие научно-технические заделы военных предприятий, уровень разработок продукции гражданского назначения (ПГН) на большинстве из них либо отстает от передовых мировых конкурентов по качеству, либо соответствует по качеству, но неконкурентоспособен на свободном рынке из-за высокой себестоимости продукта.
В ходе работы разобраны типичные проблемы и корни этих проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия ОПК, выпуская на своих производственных мощностях гражданскую продукцию (ГП). Так же рассмотрены основные преимущества оборонных производств, которые могут позволить им преодолеть вышеуказанные трудности. В работе приведены основные способы проведения эффективной диверсификации производств, разобраны примеры успешного опыта решения подобных задач.
Безусловно, наиболее успешно конверсия проходит на предприятиях авиастроительной, судостроительной, радиоэлектронной и других отраслей ОПК, дающих возможность производить продукцию двойного назначения. Например, военные и гражданские самолеты. Задача значительно усложняется, если в силу своей специфики предприятие не может выпускать продукцию двойного назначения. Таким организациям приходится сталкиваться с разработкой принципиально новых продуктов и осваивать новые компетенции. Основная сложность здесь кроется в том, что в отличие от успешной «косыгинской» конверсии 60х годов прошлого столетия СССР, нет Госплана, который четко ставил производителю задачу в номенклатуре и объемов выпуска новых изделий, а также избавлял предприятия от задачи реализации произведенного. Вторая сложность заключается в изначальной неизвестности характеристик изделия, которые будут востребованы потребителями в то время, как конструкторское бюро оборонщиков привыкло получать четкие технические задания от вышестоящих министерств и ведомств. Поэтому, наиболее определяющим этапом в процессе разработки новых изделий является изучение рынков. А так как предприятия ОПК могут быть конкурентноспособными, только выпуская наукоемкую и технически сложную продукцию, то неизбежна и необходимость прогнозирования изменений внешней среды, оказывающих существенное влияние на эти рынки. Как обозначил начальник департамента маркетинга концерна ВКО «Алмаз-Антей» Б. Залманов на ежегодном заседании круглого стола по вопросам диверсификации, организованного БГТУ «Военмех» в городе Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года: «Сейчас для качественного маркетингового анализа рынка необходимо минимум 2 года, и так как рыночная ситуация стремительно меняется, то этап маркетинга должен прогнозировать дальнейшие тенденции перемен минимум на 5 лет вперед». Как правило в этой области у ОПК нет сформированных глубоких компетенций по ранее указанным причинам. А, учитывая, тот факт, что оборонщики, как правило очень неохотно передают какие-либо этапы работ на аутсорсинг, то в решении задач конверсии и диверсификации могут зачастую складываться серьезные трудности.
ПАО «МЗиК» - яркий пример предприятий ОПК, которое в силу своей отраслевой специфики - ракетостроитель и не имеет возможности производить продукцию двойного назначения. И хотя завод имеет высококвалифицированный штат, собственное КБ, почти все основные производственные переделы и лабораторную базу, оснащенные самым передовым оборудованием, в разработке ПГН, ее производстве и дальнейшей реализации возникают существенные барьеры. Как и многие предприятия отрасли, ПАО «МЗиК» имеет определенные организационные проблемы, в основном связанные с высокими темпами роста несколько лет назад. Так за период с 2012 по 2016 года численность работников завода выросла, почтив 2 раза и составляла около 7500 человек. Этот бум был связан с выполнением ГОЗ по государственной программе перевооружения ГПВ 2020, объемы производства в этот период времени возросли боле, чем в 4 раза, это и позволило провести комплексное техническое перевооружение предприятия. Сейчас завод располагает одной из лучших производственных баз в регионе. Однако сейчас, когда программа выполнена, МЗиК имеет резкий дефицит производственной загрузки, задачи диверсификации решить не удается и получается, что не преодолев проблемы роста предприятие столкнулось с нуждой в острой оптимизации. Все это говорит о глубоких организационных резервах ПАО «МЗиК», которые жизненно необходимо раскрыть в процессе выпуска ГП.
Наиболее приоритетным для предприятия выглядит рынок современной складской техники по двум основным причинам:
- бурный рост складской и логистической индустрии в регионе;
- исторический опыт «калининцев» в производстве погрузочной техники.
В работе произведен подробный анализ состояния регионального и общероссийского рынка на этом сегменте, а также спрогнозированы тенденции его развития. Наиболее многообещающей группой разработок КБ гражданской продукции ПАО «МЗИК» выглядят ричтраки - перспективные машины, постепенно вытесняющие погрузчики и ручные штабелеры из сферы складской деятельности. И отлично подстраивающиеся под основные тенденции развития в своем секторе.
Одним из наиболее эффективных инструментов, применяемых в проектировании новых сложных изделий видится функционально-стоимостной анализ (ФСА). Этот метод заключается в одновременной структурной и функциональной декомпозиции конструкции с целью сопоставления стоимости отдельных ее элементов с потребительской значимостью тех функций, которые осуществляют эти элементы. По своей сути анализ решает оптимизирующую задачу снижения стоимости изделия, одновременно повышая или сохраняя его качественные характеристики. На основе данного метода в работе разобрана модель ричтрака Рт-1700.
В работе использованы результаты научно-исследовательской работы (НИР), проведенной работниками Уральского Федерального Университета (УрФУ) по повышению конкурентоспособности ричтраков ПАО «МЗиК». В рамках этой работы был проведен ФСА. В своем информационном этапе содержащий комплексный маркетинговый анализ рынка складской техники и ричтраков, в частности, выявлены основные группы потребителей, конкуренты, потребительские ценности, конкурентоспособная цена изделия Рт-1700, а в аналитическом этапе разработаны функциональная модель изделия, структурно-элементная схема изделия, составлена структурно-функциональная матрица, сопоставлена стоимость узлов с потребительской ценностью функций, осуществляемой этими узлами, составлена функционально-стоимостная диаграмма. Итогом этих этапов стало выявление конструкционного резерва изделия, который может повысить конкурентоспособность ричтрака.
Помимо функционально-стоимостного анализа в ходе работы были выявлены другие организационные резервы ПАО «МЗиК», даны рекомендации по их реализации, а так же рассмотрен проект по развертыванию на предприятии опытного производства гражданской продукции.
Комплексный разбор эффективных методов и инструментов конверсии и диверсификации предприятий ОПК, не имеющего возможности производить продукцию двойного назначения, на практическом примере разработки нового продукта ПАО «МЗиК», является основной задачей работы. Результаты исследования будут актуальны и применимы для решения подобных задач на типовых оборонных предприятиях.
Несмотря на хорошие научно-технические заделы военных предприятий, уровень разработок продукции гражданского назначения (ПГН) на большинстве из них либо отстает от передовых мировых конкурентов по качеству, либо соответствует по качеству, но неконкурентоспособен на свободном рынке из-за высокой себестоимости продукта.
В ходе работы разобраны типичные проблемы и корни этих проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия ОПК, выпуская на своих производственных мощностях гражданскую продукцию (ГП). Так же рассмотрены основные преимущества оборонных производств, которые могут позволить им преодолеть вышеуказанные трудности. В работе приведены основные способы проведения эффективной диверсификации производств, разобраны примеры успешного опыта решения подобных задач.
Безусловно, наиболее успешно конверсия проходит на предприятиях авиастроительной, судостроительной, радиоэлектронной и других отраслей ОПК, дающих возможность производить продукцию двойного назначения. Например, военные и гражданские самолеты. Задача значительно усложняется, если в силу своей специфики предприятие не может выпускать продукцию двойного назначения. Таким организациям приходится сталкиваться с разработкой принципиально новых продуктов и осваивать новые компетенции. Основная сложность здесь кроется в том, что в отличие от успешной «косыгинской» конверсии 60х годов прошлого столетия СССР, нет Госплана, который четко ставил производителю задачу в номенклатуре и объемов выпуска новых изделий, а также избавлял предприятия от задачи реализации произведенного. Вторая сложность заключается в изначальной неизвестности характеристик изделия, которые будут востребованы потребителями в то время, как конструкторское бюро оборонщиков привыкло получать четкие технические задания от вышестоящих министерств и ведомств. Поэтому, наиболее определяющим этапом в процессе разработки новых изделий является изучение рынков. А так как предприятия ОПК могут быть конкурентноспособными, только выпуская наукоемкую и технически сложную продукцию, то неизбежна и необходимость прогнозирования изменений внешней среды, оказывающих существенное влияние на эти рынки. Как обозначил начальник департамента маркетинга концерна ВКО «Алмаз-Антей» Б. Залманов на ежегодном заседании круглого стола по вопросам диверсификации, организованного БГТУ «Военмех» в городе Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года: «Сейчас для качественного маркетингового анализа рынка необходимо минимум 2 года, и так как рыночная ситуация стремительно меняется, то этап маркетинга должен прогнозировать дальнейшие тенденции перемен минимум на 5 лет вперед». Как правило в этой области у ОПК нет сформированных глубоких компетенций по ранее указанным причинам. А, учитывая, тот факт, что оборонщики, как правило очень неохотно передают какие-либо этапы работ на аутсорсинг, то в решении задач конверсии и диверсификации могут зачастую складываться серьезные трудности.
ПАО «МЗиК» - яркий пример предприятий ОПК, которое в силу своей отраслевой специфики - ракетостроитель и не имеет возможности производить продукцию двойного назначения. И хотя завод имеет высококвалифицированный штат, собственное КБ, почти все основные производственные переделы и лабораторную базу, оснащенные самым передовым оборудованием, в разработке ПГН, ее производстве и дальнейшей реализации возникают существенные барьеры. Как и многие предприятия отрасли, ПАО «МЗиК» имеет определенные организационные проблемы, в основном связанные с высокими темпами роста несколько лет назад. Так за период с 2012 по 2016 года численность работников завода выросла, почтив 2 раза и составляла около 7500 человек. Этот бум был связан с выполнением ГОЗ по государственной программе перевооружения ГПВ 2020, объемы производства в этот период времени возросли боле, чем в 4 раза, это и позволило провести комплексное техническое перевооружение предприятия. Сейчас завод располагает одной из лучших производственных баз в регионе. Однако сейчас, когда программа выполнена, МЗиК имеет резкий дефицит производственной загрузки, задачи диверсификации решить не удается и получается, что не преодолев проблемы роста предприятие столкнулось с нуждой в острой оптимизации. Все это говорит о глубоких организационных резервах ПАО «МЗиК», которые жизненно необходимо раскрыть в процессе выпуска ГП.
Наиболее приоритетным для предприятия выглядит рынок современной складской техники по двум основным причинам:
- бурный рост складской и логистической индустрии в регионе;
- исторический опыт «калининцев» в производстве погрузочной техники.
В работе произведен подробный анализ состояния регионального и общероссийского рынка на этом сегменте, а также спрогнозированы тенденции его развития. Наиболее многообещающей группой разработок КБ гражданской продукции ПАО «МЗИК» выглядят ричтраки - перспективные машины, постепенно вытесняющие погрузчики и ручные штабелеры из сферы складской деятельности. И отлично подстраивающиеся под основные тенденции развития в своем секторе.
Одним из наиболее эффективных инструментов, применяемых в проектировании новых сложных изделий видится функционально-стоимостной анализ (ФСА). Этот метод заключается в одновременной структурной и функциональной декомпозиции конструкции с целью сопоставления стоимости отдельных ее элементов с потребительской значимостью тех функций, которые осуществляют эти элементы. По своей сути анализ решает оптимизирующую задачу снижения стоимости изделия, одновременно повышая или сохраняя его качественные характеристики. На основе данного метода в работе разобрана модель ричтрака Рт-1700.
В работе использованы результаты научно-исследовательской работы (НИР), проведенной работниками Уральского Федерального Университета (УрФУ) по повышению конкурентоспособности ричтраков ПАО «МЗиК». В рамках этой работы был проведен ФСА. В своем информационном этапе содержащий комплексный маркетинговый анализ рынка складской техники и ричтраков, в частности, выявлены основные группы потребителей, конкуренты, потребительские ценности, конкурентоспособная цена изделия Рт-1700, а в аналитическом этапе разработаны функциональная модель изделия, структурно-элементная схема изделия, составлена структурно-функциональная матрица, сопоставлена стоимость узлов с потребительской ценностью функций, осуществляемой этими узлами, составлена функционально-стоимостная диаграмма. Итогом этих этапов стало выявление конструкционного резерва изделия, который может повысить конкурентоспособность ричтрака.
Помимо функционально-стоимостного анализа в ходе работы были выявлены другие организационные резервы ПАО «МЗиК», даны рекомендации по их реализации, а так же рассмотрен проект по развертыванию на предприятии опытного производства гражданской продукции.
Комплексный разбор эффективных методов и инструментов конверсии и диверсификации предприятий ОПК, не имеющего возможности производить продукцию двойного назначения, на практическом примере разработки нового продукта ПАО «МЗиК», является основной задачей работы. Результаты исследования будут актуальны и применимы для решения подобных задач на типовых оборонных предприятиях.
В рамках вопроса эффективной диверсификации мощностей ПАО «МЗиК» был проведен анализ экономических и производственных возможностей предприятия, выявлены основные резервы. Разработан ряд рекомендаций, основанный на успешном опыте компаний концерна ВКО «Алмаз-Антей» и других российских оборонщиков, а также на принципах консалтинга и научного подхода. Основные из них:
1. Оптимизация коммуникаций между подразделениями. Введение электронной переписки на первой стадии и электронного документа оборота, после освоения первой стадии. Внедрение электронной платформы и процедурная оптимизация процессов изменения и согласования КД.
2. Передача отдельных этапов на аутсорсинг организациям, имеющим в этих областях специализацию и более глубокие компетенции. (Маркетинг, НИР, сервисное обслуживание, неспециализированные переделы).
3. Модернизация системы менеджмента качества. Внедрение в производственную деятельность основных принципов стандарта 180 9000. Активное использование статистических методов контроля качества для снижения, предупреждения и профилактики отклонений и несоответствий.
4. Внедрение электронной системы работы с рекламациями.
5. Использование методики функционально-стоимостного инжиниринга при разработке новых продуктов. Так с помощью этого инструмента были выявлены конструктивные резервы модели Рт-1700. В ходе этой работы проанализированы результаты маркетингового исследования рынка современной складской техники на информационном этапе ФСА. Дана оценка эффективности конструкции машины, за счет функционально стоимостных диаграмм, полученных в результате наложения разработанных структурно-элементной схемы, функциональной модели и полученной от ПАО «МЗиК» себестоимости изделия. Анализ выявил глубокие резервы по оптимизации затратной части ричтрака, за счет переоценённых узлов, выполняющих функции, не несущих серьезных потребительских ценностей, а следовательно, показал пути повышения конкурентоспособности продукта, за счет упрощения конструктива ричтрака.
В целом можно сделать вывод, что метод ФСА является необходимым при разработке новых продуктов гражданского назначения для их успешной реализации на свободном рынке.
6. Предложен проект по развертыванию опытного производства продукции гражданского назначения (111Н), которое будет напрямую подчиняться КБ ПАО «МЗиК», что ускорит процессы разработки, испытаний и запуска в серийное производство новых изделий, а так же поможет разработчикам оперативно реагировать на постоянные изменения рыночной среды, позволит создавать такие клиентские ценности, как «кастомизация» и «новизна» за счет существенного ускорения производственно-технических циклов.
7. Оптимизация процессов снабжения и закупок. Избавление процедур обеспечения производства гражданской продукции от тендерно-договорной волокиты, которая используется при обеспечении гособоронзаказа.
В ходе работы показано, что ситуация, сложившаяся на ПАО «МЗиК», не смотря на узкую специфику предприятия, типична и мероприятия и инструменты предложенные выше в определенной мере универсальны и эффективно подойдут многим другим предприятиям ОПК, здесь безусловно нужно учитывать индивидуальную особенность каждой компании и принимать решения о применении различных рекомендаций после подробного анализа деятельности этого предприятия.
Основным итогом работы является структуризация основных проблем предприятий ОПК при решении задач конверсии и диверсификации производственных мощностей на выпуск ПГН. Особенно эти задачи усложняются для предприятий, которым приходится заниматься принципиально новыми разработками для новых для себя рынков сбыта, так как они в условиях своей специфичности и отраслевого направления не могут производить продукцию двойного назначения, так же как ПАО «МЗиК».
Разработка общих методологий решений задач диверсификации даст существенный толчок в развитии реального сектора экономики России. Потенциал для реализации ПГН в стране огромный, так как большинство сложной промышленной техники и оборудования иностранного производства и не имеют конкурентов внутри страны. Для вытеснения высокотехнологичного импорта с отечественных рынков необходимо выполнение двух условий:
- сопоставимый уровень конкурентоспособности отечественного продукта;
- политика протекционизма отечественных производителей на государственном уровне.
Следует отметить, что одна из причин кризиса реального сектора экономики - серьезный разрыв между производством и наукой, образовавшийся в результате уничтожения отраслевых научных институтов в 90е годы. Восстановить схему, эффективно работающую в СССР, при рыночной экономике будет проблематично, т.к. далеко не каждое производственное предприятие способно позволить себе содержать научные институты, в которых будет работать 25-35% от общей численности работников компании. Очевидно, что малый и средний бизнес эти задачи тем более решить не сможет. В условиях современной экономической системы страны львиная доля функций отраслевой науки должна логично лечь на плечи ВУЗов. Данная тема поднимается на многих перспективных слетах, конференциях, симпозиумах и круглых столах промышленников и ученых. В данном направлении за последние 5 лет отметились определённые положительные сдвиги, но сами процессы тормозятся проблемами коммуникации производств и ВУЗов, совершенно разной спецификой и ритмом работ, организационными проблемами и отсутствием стратегического мышления или стимулов к нему у большей части российских топ-менеджеров.
Такое сотрудничество не менее выгодно и для ВУЗов. Многие из которых, имея высококвалифицированный научный штат, не могут похвастаться экономическим процветанием. Более 90% выручки отечественные учебные заведения получают за оказание образовательных услуг, а второй статьей доходов нередко становится сдача в аренду собственных фондов. В то время, как у передовых ВУЗов западной Европы, образовательные услуги занимают лишь третье место в структуре выручки. Основную прибыль западные ученые получают за инжиниринг и научные разработки для промышленников.
Слаженное взаимодействие реального сектора экономики и науки в России повысит скорость и эффективность решения задач конверсии и диверсификации, что незамедлительно ускорит рост научно-технического прогресса страны и, как следствие, повысит уровень жизни граждан.
1. Оптимизация коммуникаций между подразделениями. Введение электронной переписки на первой стадии и электронного документа оборота, после освоения первой стадии. Внедрение электронной платформы и процедурная оптимизация процессов изменения и согласования КД.
2. Передача отдельных этапов на аутсорсинг организациям, имеющим в этих областях специализацию и более глубокие компетенции. (Маркетинг, НИР, сервисное обслуживание, неспециализированные переделы).
3. Модернизация системы менеджмента качества. Внедрение в производственную деятельность основных принципов стандарта 180 9000. Активное использование статистических методов контроля качества для снижения, предупреждения и профилактики отклонений и несоответствий.
4. Внедрение электронной системы работы с рекламациями.
5. Использование методики функционально-стоимостного инжиниринга при разработке новых продуктов. Так с помощью этого инструмента были выявлены конструктивные резервы модели Рт-1700. В ходе этой работы проанализированы результаты маркетингового исследования рынка современной складской техники на информационном этапе ФСА. Дана оценка эффективности конструкции машины, за счет функционально стоимостных диаграмм, полученных в результате наложения разработанных структурно-элементной схемы, функциональной модели и полученной от ПАО «МЗиК» себестоимости изделия. Анализ выявил глубокие резервы по оптимизации затратной части ричтрака, за счет переоценённых узлов, выполняющих функции, не несущих серьезных потребительских ценностей, а следовательно, показал пути повышения конкурентоспособности продукта, за счет упрощения конструктива ричтрака.
В целом можно сделать вывод, что метод ФСА является необходимым при разработке новых продуктов гражданского назначения для их успешной реализации на свободном рынке.
6. Предложен проект по развертыванию опытного производства продукции гражданского назначения (111Н), которое будет напрямую подчиняться КБ ПАО «МЗиК», что ускорит процессы разработки, испытаний и запуска в серийное производство новых изделий, а так же поможет разработчикам оперативно реагировать на постоянные изменения рыночной среды, позволит создавать такие клиентские ценности, как «кастомизация» и «новизна» за счет существенного ускорения производственно-технических циклов.
7. Оптимизация процессов снабжения и закупок. Избавление процедур обеспечения производства гражданской продукции от тендерно-договорной волокиты, которая используется при обеспечении гособоронзаказа.
В ходе работы показано, что ситуация, сложившаяся на ПАО «МЗиК», не смотря на узкую специфику предприятия, типична и мероприятия и инструменты предложенные выше в определенной мере универсальны и эффективно подойдут многим другим предприятиям ОПК, здесь безусловно нужно учитывать индивидуальную особенность каждой компании и принимать решения о применении различных рекомендаций после подробного анализа деятельности этого предприятия.
Основным итогом работы является структуризация основных проблем предприятий ОПК при решении задач конверсии и диверсификации производственных мощностей на выпуск ПГН. Особенно эти задачи усложняются для предприятий, которым приходится заниматься принципиально новыми разработками для новых для себя рынков сбыта, так как они в условиях своей специфичности и отраслевого направления не могут производить продукцию двойного назначения, так же как ПАО «МЗиК».
Разработка общих методологий решений задач диверсификации даст существенный толчок в развитии реального сектора экономики России. Потенциал для реализации ПГН в стране огромный, так как большинство сложной промышленной техники и оборудования иностранного производства и не имеют конкурентов внутри страны. Для вытеснения высокотехнологичного импорта с отечественных рынков необходимо выполнение двух условий:
- сопоставимый уровень конкурентоспособности отечественного продукта;
- политика протекционизма отечественных производителей на государственном уровне.
Следует отметить, что одна из причин кризиса реального сектора экономики - серьезный разрыв между производством и наукой, образовавшийся в результате уничтожения отраслевых научных институтов в 90е годы. Восстановить схему, эффективно работающую в СССР, при рыночной экономике будет проблематично, т.к. далеко не каждое производственное предприятие способно позволить себе содержать научные институты, в которых будет работать 25-35% от общей численности работников компании. Очевидно, что малый и средний бизнес эти задачи тем более решить не сможет. В условиях современной экономической системы страны львиная доля функций отраслевой науки должна логично лечь на плечи ВУЗов. Данная тема поднимается на многих перспективных слетах, конференциях, симпозиумах и круглых столах промышленников и ученых. В данном направлении за последние 5 лет отметились определённые положительные сдвиги, но сами процессы тормозятся проблемами коммуникации производств и ВУЗов, совершенно разной спецификой и ритмом работ, организационными проблемами и отсутствием стратегического мышления или стимулов к нему у большей части российских топ-менеджеров.
Такое сотрудничество не менее выгодно и для ВУЗов. Многие из которых, имея высококвалифицированный научный штат, не могут похвастаться экономическим процветанием. Более 90% выручки отечественные учебные заведения получают за оказание образовательных услуг, а второй статьей доходов нередко становится сдача в аренду собственных фондов. В то время, как у передовых ВУЗов западной Европы, образовательные услуги занимают лишь третье место в структуре выручки. Основную прибыль западные ученые получают за инжиниринг и научные разработки для промышленников.
Слаженное взаимодействие реального сектора экономики и науки в России повысит скорость и эффективность решения задач конверсии и диверсификации, что незамедлительно ускорит рост научно-технического прогресса страны и, как следствие, повысит уровень жизни граждан.



