ГЛАВА I. Массовая культура 17
1.1 Массовая культура в Южной Корее 19
1.11 Развитие социальных сетей в Корее 27
ГЛАВА II. Образ Японии и японцев в телесериалах и новостных лентах Южной
Кореи 31
11. 1. Образ врага в телесериалах 35
II.II. Образ соседа в телесериалах 40
11.111. Образ Японии в новостных сообщениях 43
ГЛАВА III. Отношение корейцев к формируемому образу Японии 50
Ш.Т Комментарии в социальных сетях 50
III. II Мнения корейцев о Японии 58
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложения 82
Для современного мира особое значение имеют отношения отдельных стран, несмотря на общую тенденцию к формированию глобального общества. Япония и Корея - страны-соседи с изменчивой и долгой историей контактов, когда отношения резко менялись от дружеских до враждебных. В современный период Япония и Корея не просто соседи, но еще и страны с развитыми экономическими связями. Однако отношения между странами сейчас сохраняют общую напряженность по нескольким причинам, в основном из-за исторического прошлого. Будучи торговыми партнерами и военными союзниками (в блоке вместе с США), Япония и Корея вынуждены идти на контакт и развивать двусторонние отношения, несмотря на противоречия.
Актуальность исследования обуславливается тем, что в современном мире в условиях глобализации представление одной страны о другой имеет большое значение, зачастую влияя на взаимоотношения стран, как в политической сфере, так и в социальной. Массовая культура в современном обществе выступает одним из мощнейших средств формирования образа другого, поэтому обращение к массовой культуре Южной Кореи в контексте формирования ею образа Японии представляется весьма актуальным.
За последние годы популярность массовой культуры Кореи сильно выросла, о чём свидетельствует быстрое увеличение числа поклонников корейской культуры (кинематографа, музыки и моды). Сейчас феномен «Корейской волны» становится объектом научных исследований, как корейских ученых, так и ученых в других странах, в том числе и России. Сегодня «Корейская волна» перестает быть только частью развлекательного контента, но и становится одним из важнейших элементов быстроразвивающейся корейской экономики, а также одним из главных составляющих культурного обмена Кореи с другими странами.
Объектом исследования является современная массовая культура Южной Кореи. Предмет исследования - образ Японии в корейской массовой культуре.
Цель работы - проанализировать образ Японии в корейской массовой культуре на примере кинематографа и материалов СМИ, и соотнести транслируемый кинематографом и СМИ образ Японии с функционирующими в сознании корейцев представлениями об этой стране.
Согласно цели работы были выявлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие «массовая культура» и его содержание;
• Показать особенности корейской массовой культуры;
• Выявить наиболее характерные черты образа Японии в массовой культуре;
• Выявить соотношение транслируемого кинематографом и СМИ образа Японии с функционирующими в сознании корейцев представлениями об этой стране.
Хронологические рамки данной работы охватывают современный период двухсторонних отношений между Японией и Кореей (с конца 1990-х годов по настоящее время). Данные хронологические рамки обуславливаются и тем, что в тот же период начинается активное развитие массовой культуры Кореи.
Для достижения поставленной цели исследования и решения указанных задач в работе использовались междисциплинарный и общенаучный подходы. При рассмотрении термина «массовая культура» и его особенностей был применен структурно-функциональный метод, который позволил классифицировать и охарактеризовать массовую культуру и её типы. Для характеристики взаимоотношений Кореи и Японии, отразившихся на формировании образа Японии в корейском сознании, был использован историко-описательный метод, позволивший проанализировать развитие двусторонних отношений и в целом обобщить имеющиеся исторические данные. Функциональный метод был использован в исследовании того, как именно формируемый СМИ и массовой культурой образ соседней страны влияет на сознание людей, того как культура воздействует на окружающую среду. Эмпирический метод был применен при проведении опроса и анализе его результатов.
Методология. Исследование базируется на основах имагологии, которая изучает образ «чужих» и «других» народов, отличающихся по менталитету и культурным особенностям, в сознании определенного общества. В целом имагология имея междисциплинарный характер, позволяет, проанализировав различные виды источников, выявить конкретные образы другой нации, существующие в определенном обществе.
Имагологию интересует вопрос, как образы «другого», конструируемые в художественной литературе, СМИ, публицистике, искусстве, т. е. в различных типах дискурса, входят в общественное сознание, превращаются в имиджистереотипы и формируют представление нации о себе и о других народах.1
Методологической основой для исследования выступили работы М. Бойцова, Е. Папиловой и В. Трыкова , в которых рассмотрено само понятие имагологии, её специфика и механизмы формирования образа «чужого» в сознании нации.
В исследовании был применен метод художественной имагологии - был проанализирован образ «чужого» в рамках художественных произведений, в роли которых выступили телесериалы и художественные фильмы, которые рассматривались, прежде всего, как источник определенных образов, транслируемых обществу.
Источниковая база исследования включает в себя несколько типов источников, которые можно подразделить на визуальные (видеоисточники) и письменные. Использованные источники можно разделить на следующие типы:
• Законодательные акты;
• Дипломатические документы;
• Статистические материалы;
• Материалы новостных лент;
• Видеоисточники;
• Вебисточники (материалы социальных сетей)
В исследовании использовались дипломатические документы, которые сыграли одну из решающих ролей в становлении японо-корейских отношениях. Это, прежде всего, договоры и декларации, заключенные в XX в. - начиная «Договором об основах отношений между Кореей и Японией» 1 1965 года. Эти договоры, а также «Декларация независимости 1919 года», сформировали видение ситуации, в которой находились двухсторонние отношения в тот период времени и позволили проследить базовые положения, установленные в этих отношениях.
Главную роль в нашем исследовании играют визуальные источники - видеоисточники. Визуальные источники сейчас позволяют рассмотреть, прежде всего, социальные и политические проблемы, существующие в конкретном обществе или в мире в целом. Именно анализ видеоисточников стал главной частью работы, где были проанализированы телесериалы, показанные по корейскому телевидению, и художественные фильмы, выходившие в кинотеатрах и по телевидению. Среди них наиболее значимыми являются телесериалы «Мститель в маске»1, производства телеканала KBS, «Скандальная столица» (телеканал KBS2), которые повествуют о Корее первой половины XX века, подчиненной Японии и борющейся за свою независимость. Сериалы «Мой сосед - красавчик» (телеканал TVN), «Король дорам» (телеканал SBS), «Любовь пигмалиона» (мобильное телевидение BeeTV), и фильмы «Мой путь» , «Первый снег» посвящены современной Корее и в целом выделяются наличием японских персонажей. Данные источники сформировали общую картину того, как в массовой культуре изображена Япония, а также позволили
Статистические материалы представлены социологическими исследованиями, проведенными корейской Интернет-платформой Koreafocus , и изучающей различные феномены социальной и культурной жизни корейского общества. Данная материал рассматривает понятие «Корейская волна» через поисковые запросы и тренды, запрашиваемые по теме корейской популярной музыки и корейских сериалов. Второе исследование было проведено Billboard , рассматривает мировую популярность корейской массовой культуры, основываясь на показатели популярности корейских исполнителей и актеров. Результаты данных исследований позволили выявить степень распространенности феномена «Корейская волна» и в целом, были использованы для определения данного феномена.
При проведении исследования был проведен социологический опрос среди представителей корейского общества, который позволил охарактеризовать представления о Японии, существующие сейчас в корейском сознании, и сравнить транслируемый СМИ и телесериалами образ Японии с реальным представлением корейцев. Было опрошено 50 респондентов, среди которых 26 являются студентами корейских университетов по специальностям, не связанным с Японией, 10 безработными и 14 человек - офисные сотрудники. Средний возраст опрошенных - 25 лет. Было задано шесть вопросов, которые по нашему мнению, в полной мере показывают отношение опрошенных к Японии и корейско-японским отношениям (Приложение 1). Были заданы вопросы о мнении опрашиваемых о Японии, о причинах ненависти к соседней стране, о том, является ли сейчас Япония врагом Кореи, о характере японцев, образе Японии в СМИ и имидже Японии в целом.
Еще одним видом источников послужили материалы новостных лент Кореи, позволяющие выявить формируемый корейскими СМИ образ Японии. Данный тип источников наряду с видеоисточниками явился основным и неотъемлемым для проведения исследования. Были выбраны статьи, представляющие новости из разных сфер общественной жизни Кореи - статьи о внешней и внутренней политике, статьи о культуре, статьи об экономике и т.д. Были использованы статьи новостных лент Yonhap News (^^^—)1, Donga News (§°1^^) , Segye (ЛЦ^|^^) - новостных платформ, которые рассматривают новости из всех сфер жизни Кореи и корейского общества. Также были использованы материалы с сайтов, принадлежащих новостным телекомпаниям Кореи - YTN и JTBC . Для составления полной картины были проанализированы статьи с узкоспециализированных новостных лент на экономическую тему - MK NEWS
(oH=^*il) 1 , Herald Economic (^1э—^И) , Hankooki Economic
(^0f0|^3xi|) .
Также при рассмотрении феномена «Корейской волны» были использованы новостные статьи с русскоязычных платформ о Южной Корее, такие как РусКор (Российско-корейское информационное агентство), South Korea News (Новости Южной Кореи) и KBS World Radio . В целом, данный тип источников в полной мере отражает тенденции, существующие в корейском обществе, и процессы, происходящие в корейской политике.
Также для сопоставления образа Японии в СМИ и в сознании корейцев были проанализированы записи и комментарии в социальных сетях Кореи и мира. Этот вид источников позволил проследить мнение корейцев на различные темы, касающиеся соседней страны (политика, культура, история и т.д.). Были использованы материалы сайта Youtube , который на данный момент является одной из самых востребованных платформ по размещению и просмотру видеоматериалов. Особенно Youtube популярен в Корее, где аудитория сайта включает в себя возрастные группы от младшеклассников (до 10 лет) до пенсионеров. Также были использованы материалы с корейский социальных сетей. Например, материалы с сайт Ilbe (s^l^iO^) - скандальный Интернет- портал, аудитория которого преимущественно молодежная, оппозиционная действующей власти и критикующая большинство тенденций, прослеживающихся в корейском обществе. Также были использованы статьи и комментарии из Интернет-порталов Naver (H|0|i^) и Nate (Н|0|—) , которые в настоящее время являются главными поисковыми системами и социальными сетям Кореи.
Степень изученности проблемы. Данная тема привлекала внимание как российских, так и зарубежных авторов. Исследования по общей теории культуры, были использованы для того, чтобы представить понятие массовой культуры, а также проанализировав различные представления о массовой культуре, прийти к определению, которое наиболее ясно объясняет массовую культуру.
Все работы можно подразделить на несколько типов:
• исследования по теории массовой культуры;
• исследования массовой культуры Южной Кореи;
• исследования двусторонних отношений Японии и Кореи;
• общие исследования по истории Кореи.
Среди исследований по теории массовой культуры следует выделить несколько работ. Работа Д. Белла1 важна для рассмотрения выбранной темы, так как затрагивает вопросы взаимоотношений в обществе, а также даёт определение массовой культуре. О появлении массовой культуры писал М. Маклюэн в работе «Галактика Гутенберга» , где он рассматривает развитие литературы, как части массовой культуры. В работе Х. Ортега-и-Гассета автор повествует не только о том, что такое массовая культура, но также заостряет внимание на опасностях развития массовой культуры. Ж. Бодрийяр в своей работе даёт характеристику современному обществу, а также современной культуре.
Т. Адорно., М. Хоркхаймер в своей работе рассматривают влияние массовой культуры на общество, то как формирующаяся во время написания работы популярная культура начинает подавлять культуру народную и традиционную. В целом, авторы критикуют массовую культуру, считая её одним из факторов, который может привести к деградации общества.
Дж. Стори в своей работе «Культурная теория и популярная культура: введение» 1 характеризуют популярную культуру как вид культуры, способствующий формированию определенных культурных устоев в обществе.
Российский социолог и культуролог К. Теплиц в своей статье также уделяет внимание проблемам массовой культуры, к тому же он касается темы человека в массовой культуре, делая основной упор на культуру США. Также среди отечественных исследований массовой культуры можно выделить и учебное пособие по массовой культуре К.З. Акопяна , который даёт определение культуре, рассматривает различные периоды её развития, делая упор на массовую психологию. В работе Л. Саенковой говорится о массовой культуре, ее зарождении и современном периоде развития в целом. Также она рассматривает влияние массовой культуры и её отдельных форм на конкретного человека, процессы, которые происходят под влиянием массовой культуры.
А. Костина в своей статье касается темы международного взаимодействия в рамках культурной сферы в реалиях глобализации. Она в целом рассматривает устоявшиеся подходы к пониманию массовой культуры, рассматривает классические концепции, существующие в теории культуры. М. Кошлякова в статье о массовых коммуникациях рассматривает транслирование стереотипных представлений через массовые коммуникации, характеризуя массовую культуру как средство передачи информационных сообщений.
Также массовую культуру рассматривают три автора во главе с Т. Кузнецовой1, где они описывают историю возникновения и развития массовой культуры, массовой литературы. Рассмотрен и относительно новый термин «массовой беллетристики» - развлекательной литературы, к которой авторы относят женские романы, детективы и т.д.
Особенности массовой культуры и её место в современном мире рассматривает А. Пронькина в своей статье и касается проблемы структурно¬функционального анализа массовой культуры. Взаимодействие массовой культуры и массовых коммуникаций в своей статье рассматривает Е. Литвинова . Автор работы рассматривает подходы к изучению массовой культуры, касается характерных черты феномена.
Массовое общество в целом рассматривает М. Хевеши в своей статье , где дает определение массовому обществу, выделяет исследования, которые касались массового общества в прошлом. Также она рассматривает влияние отдельных личностей на общество, также анализируя исследования других авторов.
Второй тип работ - исследования корейской массовой культуры. Прежде всего, изучением массовой культуры Южной Кореи занимаются непосредственно корейский авторы. Профессор Университета Халлим Ким в своей статье кратко рассматривает историю развития корейской массовой культуры, также он касается темы глобализации, говорит о телевидении и об экономическом успехе «корейской волны». Также статья «Особенности корейской культуры»1, рассматривает именно массовую культуру Кореи и повествует об её отличительных чертах.
Для анализа массовой культуры, в частности телесериалов и художественных фильмов, была изучена статья М. С. Кана , в которой даётся краткая справка о развитии корейской массовой культуры, а именно телесериалов. Также он касается темы популярности телесериалов в Кореи и во всем мире в целом.
В статье Г. Кима , посвященной корейской массовой культуре, говорится о феномене Корейской волны, истории её возникновения и развития. Также автор анализирует успех корейской массовой культуры в других азиатских странах, к примеру, в Китае.
Помимо корейцев массовую культуру Кореи изучают и авторы других азиатских и западных стран, например японские. Я. Сакагами в своей статье рассматривает растущий потенциал корейской волны и её влияние на массовую культуру Японии. Еще одна статья на японском в целом касается темы успеха корейских телесериалов в Японии, характерных черт корейской массовой культуры, которые привлекают японскую аудиторию.
В статье сингапурского автора Д. Сима уделено внимание корейской массовой культуре и её характерным чертам. Также автор рассматривает факторы, которые по его мнению, способствуют успеху Корейской волны в Азии.
В. Рё в своей статье1 рассматривает Корейскую волну с точки зрения глобализации, изучает то, как взаимосвязано распространение корейской популярной культуры и глобальное общество, формирующееся в XXI веке.
Также и китайские авторы изучают феномен Корейской волны, в частности Х. Сяобэй в своей статье рассматривает жанры массовой культуры Кореи, свойственные ей черты и отличия корейской поп-культуры от культуры других стран.
Также важны для исследования темы две статьи на корейском языке, которые рассматривают историю корейских телесериалов , касаясь самых популярных и значимых для развития жанра телесериала, и историю корейского кинематографа .
Общая информация о феномене «Халлю» дается в статье от РусКор , где Корейская волна анализируется с точки зрения ее экономического потенциала и влияния в целом на экономику Южной Кореи.
Не менее значима статья «Киноиндустрия Южной Кореи: от истоков становления до международного признания» , автор которой рассматривает историю развития южнокорейской киноиндустрии, описывая также некоторые наиболее известные художественные фильмы Кореи.
Корейскую массовую культуру постепенно начинают изучать и российские авторы, что вызвано увеличивающейся популярность и распространенностью феномена «Корейской волны».
Для исследования образа Японии в корейской массовой культуре, бесспорно, было важно рассмотреть историю взаимоотношения двух государств. Среди исследований на данную тему была рассмотрена статья Д. Е. Эсауловой1, где подробно представлена история контактов Японии и Кореи, начиная с создания Республики Корея, по настоящее время. Также А. Ланьков рассматривает двусторонние отношения, при этом он подробно рассматривает мифы об особенности корейского этноса, касается тем исторических противоречий Кореи с соседними странами и т.д..
Теме отношений двух стран уделяет внимание В. Гринюк в своих статьях , где он рассматривает как историю отношений с первых контактов, так и проблем, существующих в современных взаимоотношениях Кореи и Японии.
Л. Забравская в своей статье рассматривает пограничные споры между КНДР, Республикой Корея и Японией, то как споры за острова и море отражаются на отношениях трех стран.
Две новостные статьи о проблемах между Японией и Кореей подробно рассматривают главную проблему в отношениях двух стран - проблему «женщин для утешения» и проблему территориальных споров за остров Токдо .
Для того чтобы подробнее изучить проблемы во взаимоотношениях Японии и Кореи была использована статья «Отношения Сеула и Токио глазами корейских и японских школьников», где приводятся данные опроса, проведенного среди корейских и японских школьников об отношениях двух стран, а также о том, какими видят друг друга школьники двух совершенно различных по менталитету государств.
Также была изучена литература по истории Кореи, где также внимание уделялось и истории взаимоотношений Японии и Кореи, начиная ещё с первых веков нашей эры. Среди таких источников следует выделить «Историю Кореи» Торкунова А.В.1, где подробно расписаны контакты Кореи и Японии вплоть до XXI века, что было важно рассмотреть для определения образа Японии, опираясь на историю. Работа С. Курбанова по истории Кореи дала общее понимание развитию отношений Кореи с другими странами, а именно с Японией от первых контактов двух стран до заключения последнего мирного договора. Две работа А. Ланькова о менталитете корейцев и их буднях в целом помогли охарактеризовать Корею как страну со своими традициями, устоями и мировоззрением.
Научная новизна работы определяется попыткой проанализировать транслируемый образ Японии в СМИ и массовой культуре Кореи и сравнить его с образом Японии, существующем в сознании корейцев. Подобная тема не была изучена ранее. Однако массовая культура Кореи привлекает все большее количество исследователей, но в основном это зарубежные специалисты.
Данная работа состоит из введения, основной части, которая делится на три главы, и заключения. Первая глава проясняет понятие массовая культура, а также характеризует корейскую массовую культуру. Вторая глава посвящена анализу образа Японии в корейских телесериалах, фильмах и сообщениях новостных лент. Третья глава содержит результаты и анализ проведенного опроса среди корейской молодежи, а также характеристику образа Японии, который прослеживается в комментариях в социальных сетях Кореи.
Целью данной курсовой работы было рассмотрение образа Японии в корейской массовой культуре, представленной телесериалами, кинофильмами и СМИ.
На основе анализа выявленного нами в ходе исследования комплекса источников мы пришли к следующим выводам:
• Был проанализирован образ Японии, транслируемый массовой культурой Кореи, представленной корейскими сериалами. Просмотренные телесериалы были подразделены на два блока - дорамы, показывающие период оккупации (1910-1945 гг.), и дорамы,
отображающие современный период. в дорамах, повествующих о колониальном периоде в истории Кореи, Япония представлена в негативном свете - как страна-враг, лишившая Корею её истории и связи с предками. В сериалах показаны все основные события, имевшие место во время правления Японии на Корейском полуострове,- введение японского языка и японских национальных символов на территории Кореи, запрет на использование корейского языка и корейских фамилий, оскорбления и унижении японцами корейцев, обязательная мобилизация всего мужского населения, недоступность медицины и многое другое. Таким образом, заостряя внимание на подобном, через массовую культуру передаётся сообщение, которое, конечно же, провоцирует корейское население презрительно относиться к Японии, не доверять японцам и зачастую ненавидеть их, особенно в свете последних событий в политической жизни обеих стран.
Во-вторых, дорамы, показывающие современную Японию, в основном не имеют политического подтекста и не пытаются вызвать в зрителе ненависти к соседнему государству. Наоборот, они показывают Японию, знакомую всему миру. Здесь японец представлен уже не как враг, а как сосед, с которым вполне можно дружить или работать вместе.
• Также был проанализирован образ Японии в корейских новостных
статьях и сделан вывод, что образ страны-соседа в них также неоднозначен, как и в вышеупомянутых телесериалах. Среди характеристик Японии наиболее часто встречается образ политика-лжеца; страны с планами захвата чужих территорий; страны-соседа, привлекательной для туризма; страны - потенциальным рынком для корейской популярной культуры. В целом, образы Японии преимущественно негативны, положительные образы представлены только в статьях узкой тематики (туризм, культурный обмен).
• В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы комментарии корейских пользователей в сети Интернет на наиболее популярных платформах (социальные сети). Здесь также прослеживается неопределенность и неоднозначность видения Японии. Встречаются как негативные комментарии, представляющие Японию врагом, так и положительные комментарии, где Япония предстает не только соседом, но зачастую и союзником (другом). В основном на мнение корейских пользователей влияют проблемные в взаимоотношениях двух стран моменты - территориальный спор, отсутствие раскаяния за преступления прошлого, спорная политика, проводимая первыми лицами Японии.
• На примере опроса, проведенного в ходе работы над магистерской диссертацией, был прослежен образ Японии, который сформировался в сознании корейского общества. Опрос показал, что транслируемый СМИ и массовой культурой образ соседней страны прослеживается и в сознании корейцев. Различие в ответах на предложенные вопросы показали также отсутствие конкретного положительного или негативного образа Японии.
• Был соотнесен образ Японии, транслируемый массовой культурой и образ Японии, существующий в сознании современных корейцев. Результаты проведенного опроса позволили сделать вывод, что в целом, образ Японии, переданный массовой культурой, во многом схож с представлениями корейцев о соседней стране. Негативный образ Японии, транслируемый телесериалами и фильмами, лишь закрепляет негативное отношение корейцев к Японии и даже способствует формированию отрицательного образа у тех, кто раньше подобного мнения о соседней стране не имел. Также положительный образы, показанные массовой культурой, такие как - Япония как туристический объект; Япония - страна с богатой культурой; Япония - рынок сбыта популярной корейской культуры, соотносятся с представлениями японцев о соседней страны со знаком «+». Наблюдается не столько влияние массовой культуры на сознание корейского общество, сколько синтез транслируемого образа и существующего в сознании общества образа.
Таким образом, в корейской массовой культуре сосуществует два образа - отрицательный образ врага и нейтральный образ соседа. Наличие двух противоречивых образов показывает неоднозначность мнения о том, какая же страна Япония, какие люди японцы.
Источники
Законодательные акты:
1. Декларация независимости 1 марта 1919 г. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2009. URL: http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Korea53.htm#_ftn1 (дата обращения: 02.02.2016).
Дипломатические документы:
2. Договор об основах отношений между Кореей и Японией 1965 г. URL:
http: //www.archives.go. kr/next/search/listSubj ectDescription.do?id=005140 (дата
обращения: 02.02.2016).
3. Договор о присоединении Кореи к Японии 1910 г. URL:
http: //www.headstone.pe .kr/09_dataRoom/information/1910_treaty.htm (дата
обращения: 02.02.2016).
Статистические материалы:
4. Korean Wave Seen through K-pop and Drama Search Trends. URL: http://www.koreafocus.or.kr/design2/layout/content_print.asp?group_id= 105242 (дата обращения: 03.12.2015).
5. K-pop Concerts on Major Global Increase. URL:
http://www.billboard.com/articles/columns/k-town/6092299/k-pop-concerts-on- major-global-increase-infographic (дата обращения: 03.12.2015).
Материалы новостных лент:
6. Ответы официального представителя МИД КНР Кун Цюаня на вопросы корреспондентов на очередной пресс-конференции 1 ноября 2005 года. URL: http ://www.fmprc.gov.cn/rus/xwfw/fyrth/lxj zhzhdh/t220044.htm (дата обращения: 22.06.2015).
7. Император Японии готов принести извинения Южной Корее. URL: http://www.ruskormfo.ru/data/society/6202/7sphrase_idM785 (дата обращения: 05.01.2016).
8. Корейская волна завоевывает мир. URL:
http://rki.kbs.co.kr/russian/news/news_issue_detail.htm?No=22968&id=issue (дата обращения: 05.01.2016).
9. Экономический потенциал корейской волны. URL:
http : //world.kbs.co. kr/russian/program/program_economyplus_detail .htm?No=3244 (дата обращения: 05.01.2016).
10. Южная Корея наводнена японской поп-культурой. URL:
http://southkoreanews.ru/story/31 (дата обращения: 05.01.2016).
11. з-1 ^..дау^ Д1 1 £ -'■ з^з- § жм м^^и^^ £^1
'ЕУ^З Uc-H ЯН (Завтра день движения за независимость. Уважаемый первый начальник охраны Токдо Чхве Хон Сик, говорит, что хоть Япония и говорит, что извинилась за преступления прошлого, ей нельзя так легко верить). URL: http : //news .mk.co.kr/newsRead.php?no=158674&year=2016 (дата обращения:
01.04.2016).
12. Of^MQ L|-£. g ^-Aj|X|- «^^^ H|^.§^ i^» (Наследный принц Японии лучше Абе: «Война - это горе. Стараемся удержать мир»). URL: http://news.heraldcorp.com/view.php?ud=20160223000769 (дата обращения: 01.04.2016).
13. omU ^°|^V 2*110 ¥o (Премьер Абе отрицает насильственный
призыв на станции утешения). URL:
http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2016/02/17/0200000000AKR2016021714230 0073.HTML?input=1195m (дата обращения: 01.04.2016).
14. 0^| ОЗ ^ ^Н £^...^И^ «Н£|Т§» (Премьер Абе снова провоцирует
конфликт вокруг Токдо. Двуличие Абе). URL:
http://www.ytn.co.kr/_ln/0104_201504071809178545 (дата обращение:
01.04.2016).
15. 0^, «°I3T^ ^É¥» ОЗ 0|L|-C|- «^Е| А^» х|0 (Абсурдное назначение на пост кандидата в премьеры Инады, сказавшего, что «женщины для утешения» - проститутки). URL: http://news1.kr/articles/72577767 (дата обращения: 01.04.2016).
...