Введение 3
1 Теоретические аспекты финансового механизма интеграционных процессов
оборонного комплекса России 7
1.1 Текущее состояние оборонно-промышленного комплекса России 7
1.2 Финансовые механизмы, присущие предприятиям оборонно-промышленного комплекса России при выходе на рынки гражданской продукции 17
1.3 Нормативно-законодательная база интеграции оборонно-промышленного
комплекса в гражданскую сферу экономики РФ 23
2 Анализ финансовых показателей государственных корпораций «Ростех» и
«Алмаз-Антей» 30
2.1 Финансовые показатели деятельности ГК РОСТЕХ 30
2.2 Финансовые показатели деятельности ГК Алмаз-Антей 39
3 Иностранный опыт создания финансового механизма интеграции обороннопромышленного комплекса и его использования 48
3.1 Иностранный опыт конверсионной практики 48
3.2 Российский опыт конверсионной практики 69
3.3 Направления интеграции оборонно-промышленного комплекса в
национальную экономику РФ 77
Заключение 104
Список использованной литературы 108
На текущий момент интеграция предприятий оборонно-промышленный комплекса (ОПК) в экономику государства является одним из стратегических приоритетов Российской Федерации. Государственный оборонный заказ является основным источником финансирования оборонно-промышленного комплекса России, но поскольку в настоящее время он начинает сокращаться - то государство вынужденно искать другие пути развития ОПК. Основным путем является выход на рынки гражданской продукции. В связи с этим Президент России Владимир Путин поручил Правительству обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, к 2020 году - не менее чем до 17%, к 2025 году - не менее чем до 30%, к 2030 году - не менее чем до 50%.
Оборонно-промышленный комплекс за счет высокой концентрации научных, материальных и финансовых ресурсов оценивается, как перспективный локомотив экономики Российской Федерации. Развитие ОПК России является одним из основных потенциальных источников роста экономики России, так как в настоящее время именно гонка технологий определяет господствующую роль государств на мировой арене.
В условиях геополитической напряженности и обмена санкциями особенно важное значение придается финансовой устойчивости предприятий и интегрированных структур, так как невозможность вести совместную производственно-научную деятельность с иностранными компаниями приводит к тому, что российские предприятия вынуждены выделять дополнительные средства на развитие технологий, которые ранее могли быть приобретены за рубежом.
В этих условиях возрастает значение финансовых показателей, определяющих финансовую устойчивость предприятий ОПК. Финансовая устойчивость свидетельствует о стабильном положении, когда превышение доходов над расходами сохраняется при свободном маневрировании денежными средствами, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственнохозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностью объективной и полной оценки финансового состояния и устойчивости предприятия и всего ОПК для успешной интеграции в производственные процессы национальной экономики России.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка возможности интеграции предприятий ОПК в экономику Российской Федерации с учетом текущего состояния оборонно-промышленного комплекса, принимая во внимание международный и советский опыт конверсий, а также разработка механизма перенаправления финансовых, научных и человеческих ресурсов для увеличения выпуска продукции гражданского и двойного назначения с успешным внедрением ее на гражданские рынки.
Для достижения заявленной цели в работе для решения поставлены следующие задачи:
1. определить сущность, цели, задачи и функции современных подходов к интеграции предприятий в рыночную экономику, охарактеризовать их особенности, изучение нормативно-правовой базы;
2. проанализировать текущее состояние ОПК России, в частности финансовое состояние и структуру капитала ГК «Ростех» и концерна ВКО «Алмаз-Антей»;
3. оценить международный опыт интеграции оборонных предприятий и с его учетом сформировать инструменты диверсификации оборонной промышленности России.
Объектом исследования в магистерской диссертации являются обороннопромышленный комплекс России, в частности ГК «Ростех» и концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе интегрирования предприятий в экономику государства, а также препятствующие этому процессу условия.
В качестве методологического инструментария исследования использовались методы анализа финансовой отчётности предприятий (метод группировки, горизонтальный и вертикальный методы финансового анализа, а также метод анализа коэффициентов), совокупная оценка потенциала всей отрасли на примере отдельных предприятий (закон Парето).
Практическая значимость исследования заключается в проведении анализа финансового состояния и выявлении тенденций основных финансовых показателей ГК «Ростех» и концерн ВКО «Алмаз-Антей», изучении международного опыта конверсии на примере стран НАТО и КНР, а также разработке долгосрочно плана мероприятий, направленного на внедрение на гражданские рынки продукции гражданского и двойного назначения.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1. Уточнены и дополнены определения диверсификации и интеграции и раскрыто их содержание на основе существующих подходов в отечественной финансовой науке;
2. Выявлено и обосновано негативное влияние нормативно-правовой базы на формирование цен на гражданскую продукцию в рамках оборонных предприятий;
3. Оценено влияние исторических предпосылок на структуры капитала предприятий ОПК и на их финансовое состояние, предложены методы их оптимизации с учетом международного опыта.
В качестве информационно-эмпирической базы исследования выступала научная и учебная литература по теории финансового анализа, статьи в военных и финансовых изданиях, а также информация, полученная автором в период прохождения преддипломной практики.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении отражена актуальность проведенного исследования, цель и задачи, представлены предмет и объект, методологический инструментарий, эмпирическая база и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансового механизма интеграционных процессов оборонного комплекса России: сущность, цели и задачи, основные методы и этапы интеграции.
Во второй главе представлена аналитическая часть работы, где проведен комплексный анализ финансового состояния и структуры капитала предприятий ГК «Ростех» и концерна ВКО «Алмаз-Антей».
В третьей главе исследован опыт интеграции иностранных государств, на базе которого построены актуальные финансовые механизмы интеграции в экономику России.
В заключении сформулированы выводы по проведенному исследованию.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию в декабре 2016 г. президент РФ В.В. Путин поставил задачу довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства ОПК, а к 2030 - до 50%. Эта задача не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию ОПК организовать выпуск гражданской продукции на своих мощностях. Как показывает практика реализации программ так называемой конверсии, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции. Сегодня сектор ОПК в значительной степени продолжает оставаться «государством в государстве». Более того, в последнее время тенденция его обособления, выстраивания самодостаточного «натурального хозяйства» только усилилась. В тоже время ОПК может и должен играть важнейшую роль в развитии национальной экономики по следующим направлениям:
1. научно-техническое развитие: трансфер технологий (в обе стороны), прорывные НИОКР. В развитых странах сегодня ОПК становится не только источником новых технологий для гражданских сегментов, но и активным их потребителем;
2. место применения квалифицированных кадров и их источник для других сегментов экономики;
3. основа для формирования экосистемы высокотехнологических компаний: поставщики третьего-четвертого уровня комплектации, поставщики оборудования и технологий, партнеры по производству гражданской продукции.
Для активизации роли ОПК в указанных направлениях необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям. Предлагается следующая классификация предприятий ОПК:
1. те, кто принципиально не вписывается в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы);
2. те, кто легко диверсифицируется и уже работает на гражданских рынках;
3. те, кого возможно диверсифицировать, но с большими затратами и серьезной реорганизацией.
Внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на втором и третьем сегментах. Необходимо привнести в них предпринимательское начало, иначе невозможно добиться конкурентоспособности на гражданском рынке. Источником такого начала может стать развитие кооперационных проектов со средним частным технологическим бизнесом.
Часть таких компаний уже работают в качестве поставщиков третьего- четвертого уровней. Они знают, как работать в сегменте ОПК, понимают его сильные и слабые стороны, технологические особенности, предъявляемые требования к поставщикам, порядок принятия решений. Однако даже они продолжают испытывать сложности и ограничения при взаимодействии с государством и «старшими партнерами». Необходимо привлекать их
1. для создания системы, обеспечивающей комфортный приход новых участников в качестве поставщиков для ОПК;
2. в качестве проводников, помогающих организациям ОПК найти свое место на гражданских рынках.
По мере расширения присутствия предпринимательского сектора в ОПК он сам начнет генерировать предложения по развитию взаимодействия с традиционными игроками в направлении гражданских рынков.
Однако в системе ОПК должны произойти серьезные трансформации, обеспечивающие возможность интеграции в него предпринимательского начала. Следует провести селекцию по каждой организации ОПК в разрезе потенциала ее взаимодействия с предпринимательским сектором. Для кого-то частный бизнес станет всего лишь поставщиком комплектующих, а для кого-то - партнером по выходу на гражданские рынки.
Следующим шагом должно стать появление на базе тех организаций ОПК, у которых недостаточно высок уровень компетенции по работе на гражданских рынках, особой бизнес-единицы, ответственной за это направление. Она может быть создана либо путем формирования дочерней организации, либо за счет привлечения внешнего партнера на условиях аутсорсинга, либо через образование совместного предприятия. Формирование такой структуры целесообразно осуществлять преимущественно на средства негосударственных инвесторов или кредитных организаций. Одновременно в самой организации ОПК должно быть создано специализированное подразделение, которое бы обеспечивало «дружественный интерфейс» при взаимодействии с этой бизнес- единицей.
Для поддержки описанных процессов на федеральном уровне должен появиться Координационный центр по вопросам диверсификации ОПК. Он мог бы решить следующие задачи:
1. разработать процедуры появления на базе предприятий ОПК бизнес- единиц, работающих на гражданских рынках. Также потребуется урегулировать вопросы по использованию активов предприятий ОПК для деятельности бизнес- единиц;
2. организовать переподготовку менеджмента и иметь единый банк кандидатов на вакантные должности в создаваемых бизнес-единицах. В ОПК должны появиться люди, которые умеют эффективно управлять разработкой, производством и выводом на рынок продукции гражданского назначения;
3. организовать объединенную систему маркетинга, продаж, логистики, продвижения выпускаемой гражданской продукции. Такая инфраструктура может быть полезной при организации взаимодействия с крупными корпорациями из гражданского сектора (в том числе с госучастием) и при организации работы на зарубежных рынках;
4. создать информационную базу, в которой бы отражалось наличие у предприятий ОПК оборудования для выпуска гражданской продукции, перечень объектов интеллектуальной собственности, имеющиеся потребности по привлечению поставщиков, предложения по созданию совместных бизнесов на базе имеющихся активов;
5. наладить консультационное сопровождение процессов диверсификации по вопросам реорганизации систем управления, разработки стратегий, поиска специалистов и руководителей, управления издержками. Провести технологический аудит каждой организации ОПК;
6. обеспечить привлечение финансовых ресурсов: инвестиций, кредитов/займов, гарантий. Возможна организация специализированной финансовой структуры, обеспечивающей предоставление льготных займов (по аналогии с Фондом развития промышленности).
Рассматривая проблему диверсификации ОПК в комплексе, необходимо сосредоточиться на решении ключевой задачи: повышении степени интеграции ОПК в народное хозяйство. Необходимо развивать систему поставщиков для ОПК из числа компаний, активно работающих в гражданском сегменте экономики. Для этого потребуется корректировать базовые правила игры в ОПК (в том числе на уровне системы ценообразования), создавая стимулы к аутсорсингу, экономии издержек. Именно таким путем удастся обеспечить устойчивое развитие ОПК в современных условиях.
1. Вознесенский С. Почему ВПК выступает за запрет закупок иностранной техники // Военное обозрение. 2011. 25 июля [Электронный ресурс]. ИВЕ: 11Пр:Аууу.рос11епи1 УРК ystupaet /а /аргс1 7акнрок-1поз1гаппоу.
2. Иванов В. Военное «железо» неуклонно дорожает // НВО. 25.05.2007 [Электронный ресурс]. ИВЕ: 11ПрАууу.оеппое/11е1е/о пенк1оппо_його/йае1.
3. Гундаров В. Оборонный заказ: камень на шее? //Независимое военное обозрение. 05.10.2007 [Электронный ресурс]. ИВЕ: ййр://ууу. 2007-10- 5/1/а1<а/.1йт1.
4. Военная экономика в период реформ // Власть. 2001. №8 [Электронный ресурс]. 1ЛП/11Пр:/Аууу.1тГИ.П|/с1е1’е1ше/оЬ/ог/оЬ07-09-01-2.11Пт1.
5. Сафронов И. Владимир Поповкин вылетел с должности в космос // Коммерсантъ. 2011. №77 (4618). 30.04.2011 [Электронный ресурс]. ИВЕ: http://www.aex.гu/fdocs/1/2011/5/3/19516.
6. РИА Новости. 19.01.2012 [Электронный ресурс]. ИВЕ: ййр://ууу. 20120119/543216874.
7. Рогозин объявил о завершении периода закупки Россией образцов оружия за рубежом // ИНТЕРФАКС-АВН. 16.01.2012 [Электронный ресурс]. ИВЕ: 11Пр:Лууу.гое.П|/пеУ 1еп1у/1еп1а_12_01_17Ыт1.
8. Закупать оружие за границей стыдно // Военно-промышленный курьер. 2012. №3 (420). 25.01.2012 [Электронный ресурс]. ИВЕ: ййр://ууу.урк пews.ш/artic1es/8578.
9. Рогозин Д. Инновации в военном деле // Военно-промышленный курьер. 20.01.2012. [Электронный ресурс]. ИВЕ: http://www.пews/63596iппovacii_v_voeппom-de1e.htm1.
10. Коновалов А. «Вертолеты России» не заинтересовали Лондонскую биржу [Электронный ресурс]. ИВЕ: 11ПрАууу.пеУ-220612-п^.1Цт1.
11. Мокрецов М. У оборонной отрасли должен быть стабильный госзаказ [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.news/1319.html.
12. Москвин И. Десять лет на полное перевооружение // Электронная газета [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.Файл-РФ 07.10.2011.
13. Полевский Е. Управление развитием высокотехнологичных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса // «Академия Тринитаризма». М., Эл № 77-6567, публ.16902. 20.10.2011 [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.rus/doc/0016/001c/00161892.html.
14. Путин В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России // Российская газета. 20.02.2012 [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.putin2012.ru.
15. Пустякова Н. Основные механизмы реализации государственной промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе // Вопросы защиты информации. 2007. № 4 [Электронный ресурс]. ПВЕ: http://www.articles/178661.php...