ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ «ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ» (НА
ПРИМЕРЕ АВТОМАГАЗИНА ФОКУС) 7
1.1. Общая характеристика деятельности предприятия 7
1.2. Анализ системы управления персоналом магазина «Фокус» 13
1.3. Анализ организационной культуры магазина 18
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МАГАЗИНА «ФОКУС» 26
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию организационной
культуры магазина 26
2.2. Нормативное обеспечение совершенствования организационной
культуры магазина 28
2.3. Экономическая эффективность и социальная мероприятий по
совершенствования организационной культуры магазина 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день культура организации считается основным фактором ее конкурентоспособности и престижности. Она является не только потенциалом организации, но и фактором эффективного управления, которое напрямую зависит от взаимоотношений сотрудников, от принятых норм и принципов деятельности организации. Именно организационная культура определяет успех и выживание организации.
Актуальность исследования заключается в том, что нынешний век принёс в общество новые социально-экономические отношения, обусловленные дальнейшим укреплением экономики страны на рыночных позициях.
Еще в 90-х гг. ХХ в. в области социально-экономических отношений появилось много новых понятий и слов, такие как:
- инновации, менеджмент, бизнес-план, маркетинг, моральный вред, деловая репутация, организационная культура и т. д., но для их разъяснения недостаточно изданных словарей и энциклопедий.
Практически любая я организация, развивающаяся в условиях рынка и имеющая собственную структуру управления, в процессе своей деятельности сталкивается с необходимостью развития своей организационной культуры, и поэтому требуется четкое понимание этого понятия.
Количество организаций с развитой организационной культурой постоянно растет, это объясняется потребностями современного бизнеса, Сформированная ранее культура управления явилась препятствием при проведении реформ ввиду недостаточно эффективной системы подготовки специалистов, востребованных в настоящее время. Поэтому проблема организационной культуры является очень актуальной на сегодняшний день.
Деятельность современной организации осуществляется в изменяющихся условиях внешней среды, которые характеризуются
политических, природно-климатических и прочих свойств.
Для сохранения достигнутого уровня и успешного планирования деятельности организации необходимо совершенствовать организационную культуру в соответствии с возникающими требованиями.
Руководству организации необходимо осуществлять поиск более рациональных решений управления, проводить анализ и систематизацию опыта, выявлять общие закономерности и принципы эффективной организационной культуры.
Также в последнее время возрос интерес к процессам формирования организационной культуры в российских организациях которые рассматриваются, прежде всего, как важные компоненты достижения успеха в бизнесе.
Руководители организаций через развитие организационной культуры стремятся к достижению заинтересованности сотрудников в трудовой деятельности, на формирование стратегии управления персоналом и на эффективность работников в организации.
Развитие организационной культуры любой организации тесно связано с ее потребностями. Если организация имеет низкий уровень организационной культуры, это отрицательно сказывается на функционировании организации в целом.
Недостаточно высокий культурный уровень сотрудников влечет неоправданные расходы на оплату труда консультантов, увеличение управленческого аппарата, сложности в «управляемости» предприятия в целом. Отсутствие ряда ключевых факторов организационной культуры может привести к отсутствию развития отдельных видов деятельности.
Проблема заключается в том, что предприятие нацелено на продажи, на экономическое развитие, но руководители не берут во внимание человеческие отношения, потребности работников, и климат в коллективе.
Цель работы заключается в вышеизложенной проблеме, а именно в анализе формирования организационной культуры предприятии (на примере магазина по продаже автозапчестей) и разработке мероприятий по её совершенствованию.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть, организационную культуру в целом
- рассмотреть общую характеристику деятельности магазина «Фокус»;
- провести анализ системы управления персоналом на выявление проблем;
- провести анализ организационной культуры магазина «Фокус»;
- разработать рекомендации совершенствованию организационной культуры современных российских предприятий;
- изучение нормативного обеспечения совершенствования организационной культуры магазина «Фокус»;
- рассмотреть экономическую эффективность мероприятий по совершенствования организационной культуры магазина «Фокус».
Объектом исследования является организационная культура магазина автозапчастей.
Предметом исследования выступают организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и совершенствования организационной культуры магазина.
Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области организационной культуры: М. Ю. Богатырева, С. А. Бочарова, А. В. Карпова,
Е. В. Корчагиной, А. М. Семенова.,Э. Шейна.
Информационная база исследования: материалы печатных изданий, данные управленческой отчетности магазина «Фокус».
На сегодняшний день культура организации считается основным фактором ее конкурентоспособности и престижности. Она является не только потенциалом организации, но и фактором эффективного управления, которое напрямую зависит от взаимоотношений сотрудников, от принятых норм и принципов деятельности организации.
Организационная культура была рассмотрена нами на примере предприятия магазин «Фокус», который был основан в 2006 году. Основное его направление - это торговля в розницу автозапчастями для иностранных автомобилей.
Изучив штатное расписание и тип организационной структуры магазина «Фокус», можно выделить, что в организации линейная структура управления.
Что касается кадровой политики магазина «Фокус» необходимо отметить, что зависимость организации от рынка рабочей силы, а именно от наличия квалифицированных специалистов позволяет осуществлять консультирование клиентов по выбору необходимой запчасти. «Фокус».
На данном предприятии, как и во многих других, есть служба управления персоналом определяющая вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить, на основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего на предприятии.
В рассматриваемой нами системе управления предприятия подбором персонала занимается бухгалтер, совмещая при этом обязанности бухгалтера и сотрудника по подбору персонала.
В данный момент подбор персонала для магазина «Фокус» неактуален, так как предприятие стабильно работает при наличии имеющего состава персонала.
В процессе изучения системы управления персоналом предприятия нами были выявлены следующие особенности магазина «Фокус»:
1. На предприятии отсутствует служба по подбору персонала, также
отсутствуют документы, детализирующие процесс подбора и отбора кадров.
2. Поиск и найм сотрудников производится, путем размещения вакансий в средства массовой информации и на сайтах работы, поэтому функции найма и учета персонала представлены минимальным набором.
3. Недостаточное использование современных методов поиска и отбора персонала.
4. На предприятии отсутствует единая система работы с кадрами, прежде всего для обоснованного изучения способностей и склонностей, профессионального и должностного продвижения сотрудников.
Все вышеизложенные особенности необходимо устранять, так как это в дальнейшем поможет избежать более серьёзных проблем в деятельности предприятия.
Изучение организационной культуры предполагает ее идентификацию, т.е. определение, к какому типу относится культура конкретной организации. Исследователи предлагают различные классификации в зависимости от выделяемого аспекта организационной культуры.
Таким образом, исходя из особенностей магазина «Фокус» можно выдвинуть проблему, что от работников ждут исключительно исполнения своих должностных обязанностей, а что касаемо организационной культуры, то работники не проявляют инициативу так как не включены в остальные процессы развития организации.
Результаты анализа культуры исследуемой организации не указывают на необходимость проведения кардинальных изменений, так как культура находится на высоком уровне, а состояние в коллективе мажорное.
Магазин находится на стадии роста и развития, а значит, все представленные ниже рекомендации будут направлены на дальнейшее развитие и совершенствование уже имеющейся организационной культуры и устранение имеющихся недостатков в функционировании организационной культуры.
Во второй главе были выделены положительные и отрицательные стороны организационной культуры магазина, и на основе проведенного анализа были намечены направления для совершенствования организационной культуры магазина.
Магазин имеет свою организационную культуру с более или менее отвечающую поставленным целям, и перед руководством стоит задача не только сохранить имеющиеся в плюсы организационной культуры, но и изменить её в лучшую сторону. Но, учитывая постоянно меняющиеся требования к развитию продаж автозапчастей необходимо проводить анализ организационной культуры магазина и вносить изменения в ее структуру.
Для улучшения культуры в магазине необходим системный подход, подразумевающий:
- анализ культуры, который включает в себя промежуточную оценку ее элементов, и требующие изменений;
- разработку предложений и мер.
Результаты анализа культуры исследуемой организации не указывают на необходимость проведения кардинальных изменений, так как культура находится на высоком уровне, а состояние в коллективе мажорное.
Среди положительных черт организационной культуры магазина можно выделить:
- традицию отмечать День Рождения компании;
- наличие униформы (делового стиля одежды);
- питание организовано прямо в офисе, что очень удобно, так как нет продолжительного отрыва от работы. Питание дотируется компанией;
- соблюдение временного распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями;
- ответственное отношение к выполняемой работе.
На основе этих характеристик можно сделать вывод об особенностях организационной культуры и организации в целом.
В компании для управления организационной культурой используются следующие подходы:
- через приказы и распоряжения;
- через материальное стимулирование деятельности.
На данном этапе развития фирмы сложившаяся в ней организационная культура более или менее отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.
С самого открытия данного магазина формировалась организационная культура, которая впоследствии привела к образованию прочно укоренившихся в сознании сотрудников ценностей, а значит, и к образованию довольно сильной культуры.
От реализации предложенных мероприятий по совершенствованию организационно культуры, прежде всего руководство магазина ожидает позитивных экономических последствий.
Учет затрат проводился в соответствии с разработанным графиком мероприятий. Большинство финансовых затрат предполагают текущие годовые вложения и будут осуществлены в течение года. Бюджет мероприятий складывается из среднестатистических рыночных цен на проведение необходимых мероприятий.
На сегодняшний день магазин располагает достаточными средствами для реализации разработанных мероприятий, так как по данным баланса за двухлетний период наблюдается тенденция роста основных показателей.
1. Баландина Т. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях // Проблемы теории и практики управления.
- 2007. - N 10. - С. 79-86.
2. Богатырев М. Организационная культура предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - N 1. - С. 104-111.
3. Борискин В.В. Совершенствование организационной культуры компании как один из факторов повышения эффективности ее работы /
B. В Борискин, В.и.Сидорова // Управление корпоративной культурой.
- 2010. - № 2. - С. 126-131
4. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 224 с.
5. Грошев, И.В. Менеджмент организационной культуры / И.В. Грошев. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. - 606 с.
6. Горькова И.А., Алябьева Т.А., Горшкова Е.С., Корешкова А.Б., Фетисова М.М. Управление организационной культурой и роль высшего руководства организации//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10. -
C. 516 - 517.
7. Замедлина, Е. А. Организационная культура / Е.А. Замедлина. - М.: РИОР, 2014. - 128 с.
8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. М.: ИНФРА-М, 2010. 894 с.
9. Карпов А. В. Организационная культура в теории и практике отечественного менеджмента // Журнал практического психолога. - 2007. - N 4. - С. 28-36.
10. Кармышев Ю.А., Руденко Н.Ю. Теоретические и методические аспекты управления организационной культурой инновационной фирмы//Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1. - С. 82 - 88
11. Козлов, Виктор Организационная культура / Виктор Козлов. - М.: КноРус медиа, 2015. - 276 с.
12. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационная культура. - М.: КноРус, 2013. - 272 с.
13. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов на/Д: Феникс, 2015. - 352 с.
14. Коновалова В.Г. Управление организационной культурой. - М.: Проспект, 2012. - 72 с.
15. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ Перспектива, 2009. 288 с.
16. Моргунов Е. Организационная культура: единство или
множественность // Управление персоналом. - 2010. - N 6. - С. 26-30.
17. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863с.
18.Организационная культура /Под ред. В.Г. Смирновой. - М.: Юрайт, 2014. - 306 с.
19. Подопригора М.Г., Тытарь А.Д. Учебное пособие по курсу «Теория организации и организационное поведение» для магистрантов: 2 изд-е дополненное и переработанное. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 264 с.
20. Плужнова Е.Н. Об управлении организационной культурой // Организатор производства. - 2011. - № 1. - С. 52-54.
21. Плужнова Е.Н. Система управления организационной культурой // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 7. - С. 38 - 40.
22. Сажина Е.А. Совершенствование организационной культуры на примере коммерческого предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10
23. Стеклова О. Е. Разработка проекта совершенствования инновационной организационной культуры // Качество. Инновации. Образование. - 2010. - N 5. - С. 24-30.
24. Маслов Д. В. Кадры решают все? : о корпоративной культуре и принципах менеджмента //Менеджмент сегодня. - 2010. - N 2. - С. 84.
25. Семенов Ю. Г. Организационная культура : управление и диагностика : методология, орг. и организац. мониторинг / Ю. Г Семенов. - Екатеринбург : Ин-т экономики , 2004. - 254 с.
26. Темрюков Ю. Ю. Как мы формировали организационную культуру управленческой команды // Директор школы. - 2008. - N 3. - С. 19-23.
27. Тихомирова О.Г. Организационная культура. Формирование, развитие и оценка. - М.: Инфра-М, 2011. - 152 с.
28. Теория организации : учебник по специальности "Менеджмент организации" /под ред. В. Г. Алиева. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Экономика, 2010. - 429 с.
29. Шаталова Н. И. Организационная культура : учебник. по специальности "Управление персоналом" / Н. И Шаталова. - М. : Экзамен , 2006. - 653 с.
30. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование. СПб.: Питер, 2002. 328 с.