ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Характеристика предприятия 6
1.2. Анализ системы управления персоналом 13
1.3. Анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации
персонала 21
Вывод по главе 1 29
ГЛАВА 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ
ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 31
2.1. Разработка системы внутрифирменного обучения персонала 31
2.2. Нормативно-правовое обеспечение разработки системы
внутрифирменного обучения персонала 39
2.3. Социально-экономическая эффективность разработки системы
внутрифирменного обучения персонала 49
Вывод по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность и высокая значимость темы выпускной квалификационной работы состоит в следующем.
Главным фактором и эффективности экономических в рыночных условиях наличие трудовых , способных решать комплекс внутрифирменных задач. Профессиональная подготовка персонала в соответствии с текущими и перспективными требованиями ее внешней и внутренней среды, является наиболее важным инструментом улучшения качества трудовых ресурсов, обеспечивающим стабильность компании и повышение ее конкурентоспособности. Это объясняется , что недостаток и навыков приводит к качеству результатов , повышению расхода , низкой производительности, конкурентоспособности продукции и , снижению мотивации и уровня стрессовых , повышению опасности работы; загрязнению окружающей среды.
Эффективное внутрифирменное обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого реализуют возможность оказывать влияние на формирование организационной и производственной культуры, повышать потенциал человеческих ресурсов, достижения целей производства при оптимальных затратах ресурсов. Поэтому утверждается, эффективность деятельности в значительной мере от человеческих - навыков, умений, знаний персонала.
Обучение персонала является одним из актуальных вопросов в области управления персоналом, стоящих перед руководством не зависимо от того, на какой стадии существования находится предприятие. Будь то становления, активного , захвата новых или реструктуризации, в квалифицированном персонале в жесточайшей конкуренции - из самых актуальных. Грамотно спланированная и четко организованная работа по внутрифирменному обучению персонала - залог достижения компанией стратегических целей, ее конкурентоспособности, а также готовности к проведению организационных изменений.
Актуальность темы исследования для анализируемого предприятия обусловлена тем, что высокий уровень текучести кадров, потеря интереса к деятельности, неконкретизированные перспективы личностного роста являются проблемами на предприятии, а налаженная система обучения внутри организации позволит снизить данные проблемы, повысить мотивацию сотрудников. Отсутствие системы внутрифирменного обучения персонала является одной из причин высокого уровня текучести кадров, поскольку сотрудники организации не имеют возможности профессионально развиваться. Для повышения конкурентоспособности предприятия, работающего в сфере с достаточно легким порогом вхождения в бизнес, в сфере с высоким уровнем конкуренции, крайне важно и актуально непрерывное повышение квалификации персонала, обеспечение его развития и удовлетворенности работой. Все это может обеспечить система внутрифирменного обучения.
Противоречие состоит между необходимостью совершенствования социальной подсистемы предприятия за счет профессионального развития сотрудников, снижения уровня текучести кадров и отсутствием системы внутрифирменного обучения персонала.
Проблема исследования - необходима разработка системы внутрифирменного обучения персонала с целью снижения высокого уровня текучести кадров на предприятии.
Цель выпускной квалификационной работы: определить мероприятия по разработке системы внутрифирменного обучения персонала в организации «Партнер».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы внутрифирменного обучения персонала;
2) проанализировать систему управления персоналом;
3) проанализировать подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала организации «Партнер» и выявить недостатки;
4) определить мероприятия по разработке системы внутрифирменного обучения персонала и спрогнозировать их социально-экономическую эффективность.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является внутрифирменное обучение персонала.
Предметом исследования является разработка системы внутрифирменного обучения персонала организации «Партнер».
Методы исследования: общенаучные методы (анализ, синтез, классификация), описание, сбор данных, анализ документов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Анализ системы управления персоналом и системы обучения персонала предприятия» представлена общая характеристика предприятия, проведен анализ системы управления персоналом на предприятии, а также проведен анализ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала организации «Партнер» и выявлены недостатки.
Во второй главе «Мероприятия по разработке системы внутрифирменного обучения персонала» определены мероприятия по разработке системы внутрифирменного обучения персонала, рассмотрено нормативно-правовое сопровождение мероприятий, с прогнозированием экономической и социальной эффективности предложенных мероприятий.
В заключении сделаны выводы по задачам исследования.
В приложении содержатся материалы, собранные в ходе исследования предприятия.
Согласно первой задаче исследования изучены теоретические основы внутрифирменного обучения персонала.
взаимосвязь между
уровнем профессионализма
и
результативностью работа]
предприятия заставляет
руководителей уделять вес?1
больше внимания
повышению квалификации
своих сотрудников.
Главной
внутрифирменного
персонала
наиболее
использование
работников в соответствии с
предприятия:
эффективности
предприятия, высококвалифицированного состава,
новых и даже
непрофильных заказов и др.
Обучение персонала.
предприятий чаще
всего реализуется как
система внутрифирменного обучения, т.е. систем!
персонала
территории
предприятия с привлечением штатных
внештатны: и
направленная
решение, специфичных для
данной организации.
Удовлетворение запросов
персонала путем его
участия в
различных формах
внутрифирменного обучения
позволяет рассматривать его как непрерывный образовательный процесс, который должен быть
адаптированным к
требованиям рынка труда,
ориентированным на
развитие у
обучаемых качеств,
являющихся результатом опережающего профессионального образования.
Согласно второй задаче исследования, выявлено, что организация «Партнер» относится к предприятиям малого бизнеса, имеет относительно небольшие размеры. Кроме того, большая часть финансовых показателей деятельности имеет отрицательную динамику, что указывает на наличие проблем в функционировании. Система управления персоналом организации «Партнер» частично удовлетворяет потребностям организации, близка к кризисному состоянию.
Согласно третьей задаче исследования проведя
подготовки, и
повышения
персонала предприятии, выяснили, система
обучения отсутствует.
Обучение осуществляется фрагментарно, эпизодично, для отдельной, небольшой ПО'
численности категории персонала (сотрудников бухгалтерша), с.
использованием небольшою
количества методов, что' негативно сказывается на эффективности деятельности организации. Низкая персонала и, следствие, знаний, к
повышению затрат, безопасности
на предприятии, снижению качества производимой продукции и услуг.
На
наличие проблем
указывают довольно
низкий уровень
подготовки (квалификационный
уровень) персонала;
низкий уровень
качества обслуживания (по'
результатам анкетирования
клиентов).
Отсутствие система
обучения
является
из
высокого
текучести кадров, поскольку сотрудники организации не имеют возможности профессионально развиваться.
Вместе с тем, для
повышения конкурентоспособности предприятия,
работающего в
сфере с.
достаточно легким
порогом вхождения в бизнес, в
сфере с.
высоким уровнем конкуренции,
крайне важно и
актуально непрерывное
повышение квалификации персонала, обеспечение его развития и удовлетворенности работой. Все это может обеспечить система внутрифирменного .
Ключевыми проблемами
( недостатками), требующими первоочередного решения, в данном случае являются: отсутствие документов, регламентирующих обучение и повышение квалификации; отсутствие работы по определению потребности в обучении; ситуативный и несистематизированный характер процесса обучения:; отсутствие работы по» контролю знаний ( пройденного обучения); отсутствие ответственного за организацию обучения.
Поэтому предприятии разработать внутрифирменного персонала. Ведь высокий уровень
текучести кадров,
потеря интереса к деятельности, не конкретизированные перспективы личностного роста
являются проблемами на предприятии, а налаженная система обучения внутри
организации позволит снизить данные проблем!:.!, повысить мотивацию сотрудников. Для высокою
конкурентоспособности в
условиях
рыночной
необходимы подготовка и непрерывное обучение персонала. Более высокая, чем у конкурентов, готовность персонала к обучению и
высокий уровень квалификации послужат надежным фактором
эффективной деятельности предприятия.
Согласно четвертой задаче исследовании, для выявленных проблем, реализации целей «
Партнер»,
мероприятия
разработке
внутрифирменного обучения персонала.
В
целом разработанная
система внутрифирменною
обучения на
предприятии представлю? I
комплексный управляел:.и4
непрерывный процесс.
Системно сиз.
четкой
действий,
начиная
определения в
обучении и заканчивая контролем, оценкой эффективности проведенного обучения.
Основным достоинством
разработанной системы
внутрифирменного обучения
персонала является то, что
линейные руководители и
менеджер по
персоналу будут
отвечать
организацию процесса обучения, но и
выделение приоритетов в его
содержании и направлении, т.е.
о
целостности обучения .
Общий экономический эффект по результатам внедрения мероприятий составит 89 432 руб. К социальным результатам можно также отнести обеспечение полной реализации потенциала работников организации, обеспечение соответствия содержания труда квалификации, индивидуальным особенностям и интересам работников. Сделан вывод о целесообразности внедрения предложенных мероприятий по разработке системы внутрифирменного обучения персонала.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]: Пер. с англ. / М. Армстронг. - М.: Питер, 2015. - 825 с.
2. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами [Текст]: Пер. с англ. / М. Армстронг. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 328 с.
3. Аудит и контроллинг персонала организации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2015. - 224с.
4. Аширов, Д.А. Организационное поведение [Текст]: Учебник / Д.А. Аширов. - М.: Изд-во Проспект, 2014. - 360 с.
5. Банникова, Л.Н. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Л.Н. Банникова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2015. - 151 с.
6. Бельская, Е.Г. Управление персоналом: технологии и методы [Текст]: Учебное пособие / Е.Г. Бельская. - М.: ГУУ 2014. - 109 с.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Современная школа, 2015. - 448 с.
8. Бердычевский, В.С. Трудовое право [Текст]: Учебное пособие / В.С. Бердычевский, Д.Р. Акопов, Г.В. Сулейманова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 512 с.
9. Бухалков, М.И. Управление персоналом [Текст] / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
10. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2014. - 496 с.
11. Веснин, В.Р. Управление персоналом [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. - 688 с.
12. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2014. - 448 с.
13. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал- менеджмента [Текст]: Учебник / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Костромина. - М.: Изд-во Андреевский изд. дом, 2014. - 251 с.
14. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [Текст]. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2012. - 17 с.
15. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом [Текст]: Учебное пособие / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. - М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2015. - 291 с.
16. Дирксен, Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Дж. Дирксен. - М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2015. - 276 с.
17. Дуракова, И.Б. Управление персоналом [Текст]: Учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 546 с.
18. Егоршин, А.П. Организация труда персонала [Текст]: Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
19. Жигалова, А.А. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации в компании / А.А. Жигалова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 6. - С. 176-180.
20. Жиленкова, Е.П. Управление промышленным предприятием на основе использования его интерспецифических ресурсов / Е.П. Жиленкова // Экономика и предпринимательство. 2012. № 1 (24). - С. 126-128.
21. Иванова-Швец, Л.Н. Управление персоналом [Текст] / Л.Н. Иванова- Швец. - М.: Изд-во ЕАОИ, 2015. - 200 с.
22. Кокшарова, В.В. Анализ и моделирование трудовых показателей [Текст]: Учебное пособие / В.В. Кокшарова. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2015. - 240 с.
23. Колпаков, В.М. Стратегический кадровый менеджмент [Текст]: Учебное пособие / В.М. Колпаков, Г.А. Дмитренко. - К.: МАУП, 2014. - 752 с.
24. Конституция Российской Федерации [Текст]. Официальное издание. - М.: Юридическая литература, 2016. - 64 с.
25. Корнейчук, Б.В. Экономика труда [Текст]: Учебное пособие / Б.В. Корнейчук. - М.: Гардарики, 2015. - 286 с.
26. Корпоративное обучение персонала организации [Текст]: Монография / Н.И. Шаталова, Г.Б. Кораблева, В.И. Столяров и др.; под ред. Н.И. Шаталовой. - Екатеринбург: УрГУПС, 2015. - 280 с.
27. Кудрявцева, Е.И. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Кудрявцева. - СПб.: Межотраслевой ин-т повышения квалификации, 2015. - 438 с.
28. Куликова, Е.А. Эффективное внутрифирменное обучение - основа профессионального развития персонала // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/63012 (дата обращения: 19.03.2017).
29. Куренной, А.М. Трудовые споры: практический комментарий [Текст] / А.М. Куренной. - М.: Дело, 2014. - 608 с.
30. Лушников, А.М. Курс трудового права [Текст]: Учебник: В 2 т. Т. 2 /
A. М. Лушников, М.В. Лушникова. - М.: Статут, 2015. - 1151 с.
31. Магура, М.И. Организация обучения персонала [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. - 264с.
32. Магура, М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации [Текст] / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: ЗАО Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2014. - 144 с.
33. Маренков, Н.Л. Антикризисное управление [Текст] / Н.Л. Маренков,
B. В. Касьянов. - М.: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2015. - 512 с.
34. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст] / Е.В. Маслов. - М.: Дело, 2014. - 312 с.
35. Мескон, М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2015. - 720 с.
36. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]: Учебник / Е.Б. Моргунов. - М.: Изд-во «Юрайт», 2015. - 561 с.
37. Музыченко, В.В. Управление персоналом [Текст]: Лекции: Учебник / В.В. Музыченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 528 с.
38.Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала [Текст]: Учебник / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2014. - 560 с.
39.Оноприенко, А.В. Роль и место внутрифирменного обучения персонала в системе кадрового менеджмента [Текст] / А.В. Оноприенко // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения». № 3. 2015. - С.37-41.
40. Панфилова, М.В. Игровые формы обучения персонала организации [Текст] / М.В. Панфилова // Молодой ученый. № 8. 2014. - С. 927-929.
41. Практика обучения действием / Под ред. М. Педлера. - М.: Гардарики, 2014. - 336 с.
42. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст]: Учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 279 с.
43. Пыжова, Л.А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда [Текст] / Л.А. Пыжова // Молодой ученый. № 8. 2014. - С. 565-567.
44. Слободской, А.Л. Обучение персонала организаций [Текст]: Учебное пособие / А.Л. Слободской. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ 2015. - 124 с.
45. Смирнов, В.Т. Управление человеческим капиталом [Текст]: Учебное пособие / В.Т. Смирнов, И.В. Сошников, Ф.Б. Власов. - Орел: ОРЕЛГТУ, 2014. - 276 с.
46. Столяров, В.И. Управление персоналом [Текст] / В.И. Столяров. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 295 с.
47. Сухов, А.Н. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 616 с.
48. Сыроватская, Л.А. Трудовое право [Текст]: Учебник / Л.А. Сыроватская. - М.: Юрист, 2014. - 312 с.
49. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: Учебно-практическое пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 2014. - 272 с.
50. Трудовое право России [Текст]: Учебник / Отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 608 с.
51. Трудовое право России [Текст]: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. А.М. Куренного. - М.: Юристъ, 2014. - 493 с.
52. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: Эксмо, 2016. - 272 с.
53. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ, 2014. - 356 с.
54. Управление персоналом организации [Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 638 с.
55. Цыпкин, Ю. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Ю. Цыпкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 326 с.
56. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст]: Учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня. - М.: Интел- Синтез, 2015. - 368 с.