Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения субъективной модальности в художественном тексте (на материале рассказов В. М. Шукшина)

Работа №100502

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1: Теоретические основы исследования субъективной модальности в
художественном тексте 6
1.1 Понятие субъективной модальности. Изучение субъективной
модальности в художественного текста 6
1.2 Творчество Василия Шукшина и авторская позиция в его рассказах.. 27
2. Анализ субъективной модальности в рассказах В.Шукшина 39
2.1 Типология субъективно-модальных значений (по материалам рассказов В.М. Шукшина) 39
2.1.1 Типология оценочно-харатеризующих субъективно-модальных
значений 39
2.1.2 Типология собственно-оценочных субъективно-модальных
значении 49
2.2 Языковые средства выражения субъективной модальности в рассказах
В.М. Шукшина 67
2.2.1 Фонетические средства 67
2.2.2 Словообразовательные средства 69
2.2.3 Лексические средства 71
2.2.4 Синтаксические средства 84
Заключение 91
Условные сокращения 95
Список литературы 96


Модальность - функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность не только грамматическая категория. С её помощью автор выражает своё отношение и оценку того, о чем он говорит.
Актуальность нашего исследования определяется интересом современной лингвистики к изучению семантики высказывания, в частности, субъективного отношения к содержанию высказывания, с другой стороны, интересом к художественному тексту Василия Шукшина. Исследование языковых средств выражения субъективно-модальных значений на материале текстов В.Шукшина, как нам известно, не проводилось до настоящего времени, чем обусловлена новизна нашей работы.
Проблема исследования в представленной работе заключается в поиске и изучении различных способов выражения субъективной модальности в рассказах Шукшина.
Главной целью работы является определение типологии субъективно-модальных значений и выявление способов выражения субъективной модальности на материале художественного текста.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) Изучение учебной и научной литературы, посвящённой проблеме субъективной модальности и языковым способам её выражения в художественных текстах.
2) Сбор материала из текстов рассказов В.М.Шукшина и его интерпретация.
3) Определение типологии субъективно-модальных значении в текстах В.М.Шукшина.
4) Исследование и описание языковых средств выражения субъективной модальности, обнаруженных в текстах В.М.Шукшина.
Материалом исследования служат предложения, содержащие субъективную модальность. Эти предложения были выбраны методом сплошной выборки из 5 рассказов В.М.Шукшина: “Змеиный яд” “Критики” “Чудик” “Осенью” “Степкина любовь”. Объем материала - 450 единиц.
Предметом исследования является субъективная модальность в художественных произведениях В.М.Шукшина.
Объект - языковые средства выражения субъективно-модальных значений.
Выбор пути исследования во многом определяется гипотезой о построении объекта исследования. Мы классифицировали обнаруженные нами средства выражения субъективной модальности в зависимости от использования их на разных уровнях языка. На каждом из уровней языка существуют свои специфические средства выражения эмоциональности и экспрессивности, что, в первую очередь, является показателем субъективной модальности.
В представленной работе использованы следующие методы
исследования:
1) метод сплошной выборки материала
2) Метод интерпретации
3) Метод компонентного семантического анализа
4) Метод структурно-семантического анализа языковых единиц
Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Модальность - одна из важнейших характеристик любой коммуникативной единицы, объединяющая в себе целый комплекс признаков. Это многоаспектная категория активно взаимодействует с другими функционально-семантическими языковыми категориями.
Различая объективную и субъективную модальность, исследователи подчеркивают, что объективная модальность содержится в любом высказывании, поскольку она отражает отношение между содержанием высказывания и действительностью.
Предметом исследования в данной работе является субъективная модальность как языковой способ передачи субъективного отношения автора к содержанию высказывания. Субъективная модальность входит как важнейшая составляющая часть в художественный текст, служит в нем способом выражения личной, авторской оценки описываемого содержания и выражения его эмоционального отношения к героям, их поступкам, событиям и т.д. Благодаря, прежде всего субъективной модальности, в художественном тексте проявляются также различные оттенки взаимоотношений персонажей друг с другом.
В качестве материала исследования в данной работе были выбраны пять рассказов известного русского писателя В. М. Шукшина.
Одним из самых общих выводов, к которым мы пришли, можно считать то, что тексты В. М. Шукшины насыщены субъективной модальностью, которая проявляется в его сопереживании с героями рассказов, в его теплом (иногда - ироничном) отношении к ним, в эмоциональных реакциях и экспрессивных высказываниях персонажей.
Следует отметить, что язык В. Шукшина отличается высокой степенью эмоциональности и экспрессивности. Речь его героев, как правило, имеет все особенности разговорного стиля и даже просторечия. В целом на субъективно-модальное содержание текста огромное влияние оказывают особенности идиостиля писателя.
Анализ, проведенный в нашей работе, показал, что субъективная модальность представляет собой сложное, комплексное явление в языке, включающее множество различных содержательных характеристик, называемых субъективно-модальными значениями.
Мы обнаружили, что субъективная модальность имеет большой смысловой объем. Общее субъективно-модальное значение, определяемое как отношение говорящего к сообщаемому, может уточняться в виде отдельных частных субъективно-модальных значений. В результате анализа материала нам удалось определить типологию субъективно-модальных значений, обнаруженных в текстах рассказов В. М. Шукшина.
Все субъективно-модальные значения мы разделили на 2 типа: оценочно-характеризующие и собственно-оценочные значения.
Типология оценочно-характеризующих субъективно-модальных значений включает в себя 7 разновидностей:
a. значение интенсивности
b. степени полноты/ неполноты;
е. значение исключительности/ неисключительности;
с1. значение соответствия/ несоответствия требуемому, желаемому, ожидаемому;
е. значение длительности/ недлительности;
£ значение регулярности/ нерегулярности;
д. значение соотнесенности с другими событиями и фактами.
Типология собственно-оценочных субъективно-модальных значений более дробная. Она включает в себя прежде всего две группы субъективо-модальных значений: с отрицательной оценкой и с положительной оценкой.
Группу отрицательно-оценочных субъективно-модальных значений составляют следующие частные значения: возмущение, пренебрежение, страх, осуждение, растерянность, неуверенность, неодобрение, недовольство, ирония, категорическое отрицание, категорическое утверждение, категорическое несогласие.
Группа положительно-оценочных субъективно-модальных значений представлена другими частными значениями: одобрение, удовлетворение, удовольствие, блаженство, симпатия, уверенное утверждение.
Основной целью нашей магистерской диссертации было определение языковых средств выражения субъективной модальности в текстах В.Шукшина. В результате анализа материала в аспекте выявления языковых средств выражения субъективно-модальных значений, мы пришли к выводу, что в рассказах В. М. Шукшина используются разнообразные способы передачи субъективного отношения автора к своим героям, а также персонажей рассказов к тому, о чём они говорят. Мы обнаружили самые разные языковые средства выражения субъективной модальности, которые квалифицировали в зависимости от их принадлежности к тому или иному уровню языка: 1) фонетические средства (интонация); 2) словообразовательные средства (уменьшительно-ласкательный и увеличительный суффиксы); 3) лексические средства с модально-оценочной семантикой (междометия, модальные частицы, слова в прямом значении, слова в переносном значении, метафоры, лексические фразеологизмы); 4) синтаксические средства, (особенные синтаксические конструкции, повторы, вводные компоненты).
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, была нами достигнута.
Рассмотрение субъективной модальности в текстовом аспекте доказывает ее статус как важнейшей интерпретационной модусной составляющей художественного текста, в частности текста рассказов В. М. Шукшина.
Примененный принцип анализа субъективной модальности художественного текста В. Шукшина может быть использован для исследования других текстов с целью выявления позиции автора, его отношения и к окружающей действительности и к тому, о чем он повествует.



1. Адмони В. Г. Система форм речевого высказывания. СПб., 1994.
2. Апухтина В.А. “Проза Шукшина” , изд. Дом. «Высшая школа» М. 1986г. 322 с.
3. Балли Шарль Общая лингвистика и вопросы французского языка. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 416 с.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М.: Прогресс, 1974. — 446 с.
5. Беляковой Н.Н. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: Учебное пособие, М.2009.- с. 290
6. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - с. 534
7. Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. — М.: Наука, 1975.-559 с.
8. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М., 1975. - с. 53-87.
9. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Высшая школа, 1981.- с. 320
10. Вольф Е.М. Фонкциональная семантика оцнки. Изд. 2-е, доп. - М.:Едиториал УРСС, 2002. - с. 280
11. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-е, стереотипное. М: КомКнига, 1980. — 144 с.
12. Горн В.Ф. “Василий Шукшин. Штрихи к портрету”; Слово М. 1993г. 218 с.
13. Думанишева Ж.Б. Модальные средства и средства выражения модальных отношений в языке и речи (На примере романа Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол") // Известия Северо-Кавказской гуманитарно-технологической академии 2011, №1
14. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: МГУ им. Ломоносова, 1998. — с. 524
15. Кременцов Л.П. Русская литература в XX веке. Обретения и утраты: учебное пособие, М.: ФЛИНТА, 2006. - с. 144
16. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения: Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ