Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ влияния эмоционального интеллекта работников на экономические результаты деятельности предприятий малого и среднего бизнеса

Работа №100485

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы154
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЕГО РОЛЬ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ 6
1.2 МОДЕЛЬ И СТРУКТУРА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 25
1.3 РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 43
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
СОТРУДНИКОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНЦЕПТ КАР» 73
3 РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 86
3.1 МЕСТО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТРУКТУРЕ
СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 86
3.2 АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 102
3.3 АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 133
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОПРОСНИК ЭМИН Д. В. ЛЮСИНА 147
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСНИКА Д. В. ЛЮСИНА .. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БЛАНК ОПРОСА СОТРУДНИКА СБЫТОВОГО ОТДЕЛА 153

Актуальность темы исследования. В современной экономической среде обеспечение конкурентоспособности является одной из важных стратегических задач предприятия. Вопрос поддержания конкурентоспособности стоит особенно остро для малых и средних предприятий в реальном секторе экономики, которые работают непосредственно с потребителями и основная часть выручки которых формируется за счет продажи товаров и услуг. И в В2В, и в В2С продажах решение о покупке товара или услуги принимают люди и от качества взаимоотношений с потенциальными потребителями, как на начальном этапе, так и в процессе совершения сделки, зависит итог взаимодействия, который выражается в объеме продаж компании, размере выручки и прибыли от продаж. На размер прибыли предприятия влияет не только ассортимент продукции, ценовая политика, но и коммуникативные навыки того сотрудника, который вступает в процесс активной продажи товара покупателю. На эффективность и качество коммуникации оказывает влияние эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека понимать намерения, мотивацию, эмоции и желания не только свои собственные, но и других людей, а также способность управлять эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект выступает мерой оценки эффективности решения коммуникативных задач сотрудников, от которых напрямую зависит результат хозяйственной деятельности предприятия. В рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в 2019 году на сессии «Компетенции будущего: чему учиться и как учить» участники обсудили 10 наиболее востребованных в корпоративной практике навыков и то, как изменился этот список за последние 5 лет. Так еще в 2015 году эмоциональный интеллект не входил в перечень ключевых компетенций, а в 2019 году его включили в список наиболее релевантных навыков, помимо комплексного подхода к решению проблем и критического мышления, которые составляют в совокупности 10 самых востребованных компетенций будущего. В связи с этим возрастает необходимость исследований эмоционального интеллекта и его влияния на экономику предприятия.
Степень разработанности проблемы. Эволюционный путь научных знаний об эмоциональном интеллекте начался на западе. Основоположниками системы представлений о сущности эмоционального интеллекта являлись Р. Торндайк, Ч. Хант, Д. Векслер, Р. Липер, Р. Лазрус, Л. Шпитц, К. Шерер, У. Гурей, Ф. Данеш, А. Ортони, А. Коллинз, Р. Стенберг, Г. Гарднер, Р. Бар-Он, Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Гоулман. В отечественной литературе проблемой эмоционального интеллекта стали заниматься сравнительно позже. Можно выделить труды следующих ученых: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, О. К. Тихомирова, Г. Г. Гарсковой, Е. П. Ильна, М. А. Манойловой, Д. В Люсина, О. О. Марютиной, А. С. Степановой, А. В. Карпова, А. С. Петровской, И. Н. Андреевой. Первая работа на стыке двух систем научных знаний была написана в 2012 году Е. А. Хлевной, кандидатом экономических и психологических наук. В работе «Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности (на примере руководителей)» была доказана взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителей и эффективности результатов их хозяйственной деятельности.
Объектом исследования являются работники и работодатели предприятий малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления работниками на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Цель исследования - разработать методические подходы к развитию предприятия на основе уровня эмоционального интеллекта сотрудников.
Задачи:
- изучить генезис понятия эмоциональный интеллект и доказать влияние уровня эмоционального интеллекта сотрудников на результаты как их деятельности, так и предприятия;
• провести эмпирические исследования и доказать зависимость экономических результатов деятельности предприятия от эмоционального интеллекта;
• разработать методические подходы к развитию предприятия с учетом уровня эмоционального интеллекта сотрудников и провести апробацию результатов исследования на предприятии малого бизнеса в сфере торговли легковыми автомобилями ООО «Концепт Кар».
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы зарубежных и российских ученых в области эмоционального интеллекта.
Эмпирической базой исследования послужили собственные эмпирические исследования автора, а также данные хозяйственной деятельности предприятия в сфере торговли легковыми автомобилями.
Научная новизна диссертации заключается в том, что были систематизированы признаки и предложена классификация видов предприятий и типов сотрудников, учитывающие эффективность их деятельности: «длина сделки» и «уровень эмоционального интеллекта», что позволит распределить функциональные обязанности с учетом типа сотрудника, тем самым обеспечивая экономическое развитие предприятия и достижение стратегических целей.
Был разработан алгоритм управления эффективностью деятельности предприятия, в основу которого положен выбор вида предприятия, типа работника с учетом уровня эмоционального интеллекта, который позволяет синхронизировать направление, поведение и программу развития предприятия, тем самым способствуя росту экономических показателей в долгосрочной перспективе.
Структура и объем работы. Основное содержание магистерской диссертации изложено на 124 страницах. В работе было использовано 125 источников, 36 таблиц и 29 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоциональный интеллект является одной из ключевых компетенций будущего. Эмоциональный интеллект влияет на степень эффективности коммуникации между людьми, так люди с более высоким его уровнем легче и быстрее решают коммуникативные задачи. Это принципиально важно для предприятий малого и среднего бизнеса в сфере торговли, поскольку основной объем выручки формируется за счет продажи товаров и услуг. Цель исследования заключалась в разработке методических подходов к развитию предприятия на основе уровня эмоционального интеллекта сотрудников. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• изучить генезис понятия эмоциональный интеллект и доказать влияние уровня эмоционального интеллекта сотрудников на результаты как их деятельности, так и предприятия;
• провести эмпирические исследования и доказать зависимость экономических результатов деятельности предприятия от эмоционального интеллекта;
• разработать методические подходы к развитию предприятия с учетом уровня эмоционального интеллекта сотрудников и провести апробацию результатов исследования на предприятии малого бизнеса в сфере торговли легковыми автомобилями ООО «Концепт Кар».
В ходе исследования были получены следующие результаты:
• был изучен генезис понятия эмоциональный интеллект и рассмотрены основные модели и способы измерения эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной литературе. С целью анализа влияния эмоционального интеллекта работников был инициирован социологический опрос, в котором исследовались показатели эффективности трудовой деятельности работников отдела сбыта на предприятии и эмоциональный интеллект (уровень общего эмоционального интеллекта и каждой из его компонент). После проведения анализа с использованием статистических методов было установлено, что гипотеза о влиянии эмоционального интеллекта на результаты деятельности работников на предприятии в сфере торговли легковыми автомобилями подтвердилась;
• была доказана взаимосвязь динамики эмоционального интеллекта по отделу сбыта на предприятии и результатов хозяйственной деятельности предприятия, что свидетельствует о том, что с ростом среднего значения эмоционального интеллекта по отделу в целом, экономические результаты растут. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект в структурных подразделениях предприятия, которые занимаются сбытом продукции, играет одну из ключевых ролей. Данное положение можно использовать для развития исследований о месте и роли эмоционального интеллекта в экономике на предприятиях различных масштабов и отраслей;
• были предложены 4 вида предприятий, по каждому из которых были представлены показатели, согласно которым можно определить место эмоционального интеллекта в деятельности работника и дать оценку эффективности результатов труда. Предложенные показатели можно внедрить в ССП для сбытового отдела для оперативного и стратегического управления отделом сбыта для целей повышения результатов экономической деятельности предприятия. Кроме того, были выделены 4 типа сотрудников отдела сбыта в зависимости от уровня эмоционального интеллекта и основного показателя результативности работы таких сотрудников - коэффициента выполнения индивидуальных планов продаж, который является ключевым в формировании одного из базовых результатов экономической деятельности предприятия - объема продаж. В зависимости от типа сотрудника, были предложены функциональные обязанности и методики постановки оперативных целей, которые влияют на экономические итоги работы предприятия. Вследствие чего были предложены 4 алгоритма: для каждого вида предприятия и каждого типа сотрудника на этом предприятии. Таким образом, был предложен методический подход к развитию предприятия с учетом уровня эмоционального интеллекта сотрудников;
- была проведена апробация на предприятии малого бизнеса, результаты которой показали положительный экономический эффект, с учетом всех ограничений, в рамках которых предприятие реализует хозяйственную деятельность. Объем продаж прирос на 6%, выручка предприятия увеличилась на 2,9%, прибыль на 5,5%, доля рынка выросла на 1%, а рентабельность выросла на 0,1% по сравнению с базовым периодом.
Учитывая долю рынка продаж товаров и услуг в реальном секторе экономики в России, рекомендуется для обеспечения конкурентоспособности предприятия и реализации его экономических целей в долгосрочной перспективе при анализе и развитии человеческого капитала принимать во внимание важность одной из ключевых компетенций, которая обеспечивает конструктивную, положительную коммуникацию с потребителями, равно как и шанс предприятия увеличить итоговые результаты экономической деятельности, - эмоциональный интеллект.


1. Библия. Книги Ветхого Завета. - М. : Рос. библейское о-во, 2014. - 292 с. - ISBN 978-5-85524-312-3.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. - Новополоцк : ПГУ, 2011. - 388 с. - ISBN 978­985-531-260-5.
3. Шкуратов, В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. - М. : Смысл, 1997. - 505 с. - ISBN 978-5-91375-090-7.
4. Боялись так же и того же»: как изменились страхи с античных времен и почему тревожность так трудно контролировать // Теории и практики. Электронный журнал. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/17180-boyalis-tak- zhe-i-togo-zhe-kak-izmenilis-strakhi-s-antichnykh-vremen-i-pochemu-trevozhnost- tak-trudno-kontrolirovat (дата обращения: 15.05.2019).
5. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье
• СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. - 256 с. - ISBN 5-93878-124-8.
6. Бхагаван Ш. Р. Библия Раджниша / Ш. Р. Бхагаван. В Т. 3, ч. 1. - М. : Либрис, 1994. - 287 с. - ISBN 978-00-1465625-0.
7. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова. // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 61-73.
• URL: http://www.voppsy.ru/issues/1999/992/992061.htm (дата обращения:
16.06.2019).
8. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого
развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 20-27. - URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974020.htm (дата обращения:
16.06.2019).
9. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии /А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. - 2012. - №. 2 - С. 1-13.
10. Mayer J. D. A field guide to emotional intelligence / Ciarrochi J. P., Forgas J. P., Mayer J.D. - Philadelphia, P.A. : Psychology Press. - 2001. - P. 3-24.
11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. - М. : Изд-во «Барс», 1997. - 392 с. - ISBN 978-5-534-07365-2.
12. Ekman P. Darwin and facial expression: Century of research in review. - N.Y. : Academic Press, 1973. - 294 p. - ISBN 978-1883536886.
13. Майер Г. Психология эмоционального мышления / Г. Майер. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - С. 123-129.
14. Лобанов А. П., Коптева С. И., Ткачук О. А. Интеллект и личностный рост : учеб. пособие / А. П. Лобанов. - Минск : БГПУ, - 2002. - 128 с.
15. Дружинин В. Н., Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. : «Питер», - 2007- 368 с. - ISBN 978-5-91180-111-3...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ