Исследование субъективного ощущения одиночества и мотивации к достижениям у студентов
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ 7
1.1 Понятие и виды одиночества 7
1.2 Теоретические подходы в изучении одиночества 15
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 25
2.1 Понятие и теоретические подходы к изучению мотивации 25
2.2 Понятие мотивации достижений 34
2.3 Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и мотивации
достижений 45
2.4 Студенчество как среда изучения одиночества во взаимосвязи с
мотивацией достижений 54
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО
ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ 61
3.1 Методы и организация исследования 61
3.2 Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 68
3.2.1 Результаты диагностики, проведенной с использованием методики
«Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева (ДОПО-3) 68
3.2.2 Результаты диагностики, проведенной с использованием методики
«Опросник для определения вида одиночества» (С. Г. Корчагина) 72
3.2.3 Результаты диагностики с использованием методики «Диагностика
мотивации достижения» А. Мехрабиана (модификация
М. Ш. Магомед-Эминова) 74
3.2.4 Результаты диагностики с использованием методики «Диагностика
мотивов аффилиации» А. Мехрабиан (модификация М. Ш. Магомед-Эминова) 76
3.2.5 Корреляционный анализ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ГЛАВА 1. ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ 7
1.1 Понятие и виды одиночества 7
1.2 Теоретические подходы в изучении одиночества 15
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 25
2.1 Понятие и теоретические подходы к изучению мотивации 25
2.2 Понятие мотивации достижений 34
2.3 Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и мотивации
достижений 45
2.4 Студенчество как среда изучения одиночества во взаимосвязи с
мотивацией достижений 54
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО
ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ 61
3.1 Методы и организация исследования 61
3.2 Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 68
3.2.1 Результаты диагностики, проведенной с использованием методики
«Дифференциальный опросник переживания одиночества» Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева (ДОПО-3) 68
3.2.2 Результаты диагностики, проведенной с использованием методики
«Опросник для определения вида одиночества» (С. Г. Корчагина) 72
3.2.3 Результаты диагностики с использованием методики «Диагностика
мотивации достижения» А. Мехрабиана (модификация
М. Ш. Магомед-Эминова) 74
3.2.4 Результаты диагностики с использованием методики «Диагностика
мотивов аффилиации» А. Мехрабиан (модификация М. Ш. Магомед-Эминова) 76
3.2.5 Корреляционный анализ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
Одиночество является сложным и многогранным социальнопсихологическим явлением. Будучи личностным переживанием, оно с трудом поддается описанию, так как его проявления всегда носят субъективный характер. Амбивалентность одиночества кроется в неоднозначном влиянии его на человека - безусловно, чаще оно воспринимается людьми как тягостное и болезненное переживание, но нельзя отрицать, что для развития личности необходимо время от времени оставаться наедине с собой.
В современном мире проблема одиночества является особенно актуальной. Развитие технологий позволило человеку быть в постоянном контакте с огромным количеством информации, дало возможность контактировать с другими людьми, преодолевая любые расстояния. Но такие безграничные возможности имеют и негативную сторону. Зависимость от информации, свойственная современному человеку, отдаляет его от самого себя, погружая в непрерывное ее потребление, лишая времени уединения, контакта с собственными чувствами и мыслями, вызывая отчуждение от собственного «Я». Возможность виртуального общения провоцирует на сокращение живого общения, не давая при этом полного спектра эмоций и чувств, свойственного последнему, сокращая возможности для развития коммуникативных навыков. Возможность дистанционного обучения, при всех очевидных плюсах, не может развить в той же степени что и традиционное обучение социальные навыки, навыки разрешения конфликтов, дать опыт непосредственного контакта с большим количеством различных индивидов. Все это, безусловно, способствует тому, что одиночество становится характерной чертой современного общества.
Таким образом, изучение вопросов, связанных с таким явлением как одиночество - его причин, факторов, оказывающих влияние на формирование и сохранение данного субъективного ощущения, а также факторов, способствующих преодолению негативных переживаний связанных с ним, личностных характеристик, в той или иной мере играющих роль в различных аспектах данного явления - является важным как для развития теоретических представлений об одиночестве, так и для практической деятельности психологов-консультантов, психотерапевтов и других специалистов, сталкивающихся в своей работе с данным переживанием.
В исследовании было изучено то, насколько может быть связан уровень субъективного ощущения одиночества с мотивацией к достижениям, а также существует ли связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между уровнем переживания субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества,
мотивационные аспекты межличностного общения у студентов.
Предмет исследования: субъективное ощущение одиночества, мотивация достижений, мотивы аффилиации у студентов.
Гипотеза:
1. Существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений у студентов.
2. Существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации у студентов.
дачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты одиночества как социальнопсихологического явления.
2. Провести теоретический анализ понятия мотивации к достижениям.
3. Дать теоретическое обоснование гипотезы о взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества, мотивацией к достижениям, мотивами аффилиации.
4. Провести эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества, мотивации к достижениям, мотивов аффилиации у студентов.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева. (ДОПО-3);
2. Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагиной;
3. Тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) (модификация М. Ш. Магомед-Эминова);
4. Диагностика мотивов аффилиации А. Мехрабиана (ТМА) (модификация М. Ш. Магомед-Эминова).
База исследования: Исследование проводилось на базе департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. В исследовании приняли участие 70 студентов 1 курса в возрасте от 18 до 21 года (64 девушки и 6 юношей).
В современном мире проблема одиночества является особенно актуальной. Развитие технологий позволило человеку быть в постоянном контакте с огромным количеством информации, дало возможность контактировать с другими людьми, преодолевая любые расстояния. Но такие безграничные возможности имеют и негативную сторону. Зависимость от информации, свойственная современному человеку, отдаляет его от самого себя, погружая в непрерывное ее потребление, лишая времени уединения, контакта с собственными чувствами и мыслями, вызывая отчуждение от собственного «Я». Возможность виртуального общения провоцирует на сокращение живого общения, не давая при этом полного спектра эмоций и чувств, свойственного последнему, сокращая возможности для развития коммуникативных навыков. Возможность дистанционного обучения, при всех очевидных плюсах, не может развить в той же степени что и традиционное обучение социальные навыки, навыки разрешения конфликтов, дать опыт непосредственного контакта с большим количеством различных индивидов. Все это, безусловно, способствует тому, что одиночество становится характерной чертой современного общества.
Таким образом, изучение вопросов, связанных с таким явлением как одиночество - его причин, факторов, оказывающих влияние на формирование и сохранение данного субъективного ощущения, а также факторов, способствующих преодолению негативных переживаний связанных с ним, личностных характеристик, в той или иной мере играющих роль в различных аспектах данного явления - является важным как для развития теоретических представлений об одиночестве, так и для практической деятельности психологов-консультантов, психотерапевтов и других специалистов, сталкивающихся в своей работе с данным переживанием.
В исследовании было изучено то, насколько может быть связан уровень субъективного ощущения одиночества с мотивацией к достижениям, а также существует ли связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между уровнем переживания субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества,
мотивационные аспекты межличностного общения у студентов.
Предмет исследования: субъективное ощущение одиночества, мотивация достижений, мотивы аффилиации у студентов.
Гипотеза:
1. Существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений у студентов.
2. Существует связь между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации у студентов.
дачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты одиночества как социальнопсихологического явления.
2. Провести теоретический анализ понятия мотивации к достижениям.
3. Дать теоретическое обоснование гипотезы о взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества, мотивацией к достижениям, мотивами аффилиации.
4. Провести эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества, мотивации к достижениям, мотивов аффилиации у студентов.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева. (ДОПО-3);
2. Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагиной;
3. Тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) (модификация М. Ш. Магомед-Эминова);
4. Диагностика мотивов аффилиации А. Мехрабиана (ТМА) (модификация М. Ш. Магомед-Эминова).
База исследования: Исследование проводилось на базе департамента психологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. В исследовании приняли участие 70 студентов 1 курса в возрасте от 18 до 21 года (64 девушки и 6 юношей).
В теоретической части исследования был проведен анализ феномена одиночества как социально-психологического явления, было рассмотрено понимание данного явления с точки зрения различных исследователей, приведен ряд определений понятия одиночества, произведен анализ различий между такими понятиями как одиночество, изоляция и уединение, приведены классификации видов одиночества, рассмотрены различные направления в рамках которых происходило исследование одиночества. Также был проведен теоретический анализ такого понятия как мотивация достижений, кратко проанализировано понятие мотивации аффилиации.
В теоретической части были выдвинуты предположения, обосновывающие гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений, а также сформулирована еще одна гипотеза о наличии связи между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации. Была обоснована актуальность изучение данных психологических явлений в среде студентов первого года обучения в вузе.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого позволяют сделать следующие выводы:
1. В представленной выборке 14,3% студентов-первокурсников испытывали переживание одиночества, связанное с актуальной нехваткой близких контактов с другими людьми и вызывающее негативные эмоции. Невысокий процент может свидетельствовать об эффективном преодолении сложностей адаптационного периода большей частью опрошенных студентов, или же это может быть следствием влияния социальной желательности в ответах испытуемых.
2. Выявленная положительная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Страх отвержения», «Состояние одиночества» и «Страх отвержения», а также умеренная отрицательная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Стремление к принятию» говорит о том, что аффилиативные потребности индивидов с выраженным мотивом «страх отвержения» не удовлетворяются в достаточной мере.
3. Выявленная в результате корреляционного анализа умеренная положительная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Страх отвержения», а также шкалами «Состояние одиночества» и «Страх отвержения», при наличии умеренной или даже сильной положительной связи между шкалой «Мотивация достижений» и «Страх отвержения» может свидетельствовать о том, что высокий уровень мотивации достижений является компенсаторным механизмом, возникающим в результате неудовлетворения потребности аффилиации за счет получения чувства принятия через одобрение достигнутых успехов.
4. Присущая индивидам, с доминированием мотива «страх отвержения», особенность, заключающаяся в большем расположении таких индивидов к людям, имеющим более низкий социальный статус и меньшие достижения по сравнению с ними, может также обосновывать корреляцию между шкалами «Мотивация достижений» и «Страх отвержения». Данная особенность может способствовать большему стремлению к достижению успеха, с целью повышения собственного статуса. Более высокий социальный статус может оказывать влияние на поведение индивида в сфере коммуникаций и способствовать более эффективному удовлетворению потребностей аффилиации, что, в свою очередь, снижает уровень субъективного ощущения одиночества.
5. Таким образом, страх отвержения может формировать определенный тип поведения индивида, который, не способствует удовлетворению аффилиативной потребности. Вследствие чего уровень субъективного ощущения одиночества может повышаться. Неудовлетворение потребности в аффилиации компенсируется удовлетворением потребности в принятии через одобрение успехов, в достижении которых играет роль высокий уровень мотивации успеха. Это предположение подтверждается наличием отрицательной корреляцией между шкалами «Состояние одиночества» и «Мотивация достижений». Направление ресурсов личности на самореализацию и достижение успеха может сокращать ресурсы, направленные в сферу межличностных отношений, что опять-таки не способствует удовлетворения потребности аффилиации.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что существующая положительная связь между мотивацией достижений и уровнем субъективного ощущения одиночества, является опосредованной таким мотивом аффилиации как «страх отвержения». Таким образом, гипотеза о наличии связи между мотивацией достижений и уровнем субъективного ощущения одиночества подтверждается на исследуемой выборке. Выявленная на исследуемой выборке корреляционная связь между мотивами аффилиации и уровнем субъективного ощущения одиночества подтверждает вторую выдвинутую гипотезу.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в консультативной практике при работе со студентами для снижения уровня субъективного ощущения одиночества, вызванного страхом отвержения, при помощи коррекции паттернов поведения и когнитивных установок в сфере коммуникаций, с целью удовлетворения аффилиативных потребностей, а также за счет некоторого перераспределения ресурсов личности, сосредоточенных на деятельности по достижению успехов, в пользу деятельности, направленной на установление, сохранение и поддержание контактов, формирования теплых и близких отношений, основанных на взаимном принятии и уважении.
В теоретической части были выдвинуты предположения, обосновывающие гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивацией достижений, а также сформулирована еще одна гипотеза о наличии связи между уровнем субъективного ощущения одиночества и мотивами аффилиации. Была обоснована актуальность изучение данных психологических явлений в среде студентов первого года обучения в вузе.
Для проверки выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого позволяют сделать следующие выводы:
1. В представленной выборке 14,3% студентов-первокурсников испытывали переживание одиночества, связанное с актуальной нехваткой близких контактов с другими людьми и вызывающее негативные эмоции. Невысокий процент может свидетельствовать об эффективном преодолении сложностей адаптационного периода большей частью опрошенных студентов, или же это может быть следствием влияния социальной желательности в ответах испытуемых.
2. Выявленная положительная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Страх отвержения», «Состояние одиночества» и «Страх отвержения», а также умеренная отрицательная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Стремление к принятию» говорит о том, что аффилиативные потребности индивидов с выраженным мотивом «страх отвержения» не удовлетворяются в достаточной мере.
3. Выявленная в результате корреляционного анализа умеренная положительная связь между шкалами «Общее переживание одиночества» и «Страх отвержения», а также шкалами «Состояние одиночества» и «Страх отвержения», при наличии умеренной или даже сильной положительной связи между шкалой «Мотивация достижений» и «Страх отвержения» может свидетельствовать о том, что высокий уровень мотивации достижений является компенсаторным механизмом, возникающим в результате неудовлетворения потребности аффилиации за счет получения чувства принятия через одобрение достигнутых успехов.
4. Присущая индивидам, с доминированием мотива «страх отвержения», особенность, заключающаяся в большем расположении таких индивидов к людям, имеющим более низкий социальный статус и меньшие достижения по сравнению с ними, может также обосновывать корреляцию между шкалами «Мотивация достижений» и «Страх отвержения». Данная особенность может способствовать большему стремлению к достижению успеха, с целью повышения собственного статуса. Более высокий социальный статус может оказывать влияние на поведение индивида в сфере коммуникаций и способствовать более эффективному удовлетворению потребностей аффилиации, что, в свою очередь, снижает уровень субъективного ощущения одиночества.
5. Таким образом, страх отвержения может формировать определенный тип поведения индивида, который, не способствует удовлетворению аффилиативной потребности. Вследствие чего уровень субъективного ощущения одиночества может повышаться. Неудовлетворение потребности в аффилиации компенсируется удовлетворением потребности в принятии через одобрение успехов, в достижении которых играет роль высокий уровень мотивации успеха. Это предположение подтверждается наличием отрицательной корреляцией между шкалами «Состояние одиночества» и «Мотивация достижений». Направление ресурсов личности на самореализацию и достижение успеха может сокращать ресурсы, направленные в сферу межличностных отношений, что опять-таки не способствует удовлетворения потребности аффилиации.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что существующая положительная связь между мотивацией достижений и уровнем субъективного ощущения одиночества, является опосредованной таким мотивом аффилиации как «страх отвержения». Таким образом, гипотеза о наличии связи между мотивацией достижений и уровнем субъективного ощущения одиночества подтверждается на исследуемой выборке. Выявленная на исследуемой выборке корреляционная связь между мотивами аффилиации и уровнем субъективного ощущения одиночества подтверждает вторую выдвинутую гипотезу.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в консультативной практике при работе со студентами для снижения уровня субъективного ощущения одиночества, вызванного страхом отвержения, при помощи коррекции паттернов поведения и когнитивных установок в сфере коммуникаций, с целью удовлетворения аффилиативных потребностей, а также за счет некоторого перераспределения ресурсов личности, сосредоточенных на деятельности по достижению успехов, в пользу деятельности, направленной на установление, сохранение и поддержание контактов, формирования теплых и близких отношений, основанных на взаимном принятии и уважении.
Подобные работы
- Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2016 - Особенности субъективного переживания одиночества пожилыми людьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ОДИНОЧЕСТВУ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - «Различия в переживании одиночества у лиц юношеского возраста, предпочитающих реальное и виртуальное общение»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Особенности переживания одиночества спортсменов юношеского возраста в контексте психологического благополучия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019





