Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Работа №100437

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты государственных закупок 5
1.1 Государственные закупки: понятие, инфраструктура, принципы 5
1.2 Зарубежный опыт организации государственных закупок 16
1.3 Проблемы функционирования системы государственных закупок в России ... 25
2 Исследование функционирования системы государственных закупок в
России 33
2.1 Анализ системы государственных закупок в России 33
2.2. Методики оценки эффективности государственных закупок 46
2.3 Оценка эффективности системы государственных закупок на примере
Свердловской области 56
3 Совершенствование системы государственных закупок в России 65
3.1 Направления развития системы государственных закупок России 65
3.2 Расчет эффективности предлагаемого мероприятия 71
Заключение 76
Список использованных источников 79
Приложение А 86
Приложение Б 89
Приложение В 90
Приложение Г 91
Приложение Д

На сегодняшний день система государственных закупок выполняет важнейшую системообразующую роль в российском обществе, представляя собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом.
Важность создания эффективной контрактной системы диктуется современными экономическими потрясениями. Россия в последнее время очень часто подвергается экономической и финансовой блокаде со стороны мирового сообщества. В таких условиях государству приходится рассчитывать на свои силы, поднимать отрасли находящиеся в упадке, создавать новое производство и т.д. Естественно, что все эти реформы осуществляются через федеральную контрактную систему, и то на сколько эффективно данная система будет функционировать, зависит скорость создания независимого, экономически сильного государства.
В отечественной экономической науке присутствуют научные исследования, посвященные вопросам функционирования государственной контрактной системы. Так, особый интерес в контексте исследования представляют статьи Юзвович Л.И., Цветкова Ю.А., Никифоровой Л., Аристарховой М.К., Мельничук В.А., Френкель А. и др.
Целью работы является формирование направлений по совершенствованию контрактной системы Российской Федерации. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать составляющие элементы государственной контрактной системы;
- рассмотреть зарубежный опыт организации государственных закупок;
- проанализировать систему государственных закупок РФ;
- сравнить существующие методики оценки эффективности государственных закупок;
- оценить эффективность контрактной системы на основе одной из методик;
- выявить основные проблемы функционирования системы государственных закупок России;
- разработать предложение по совершенствованию системы государственных закупок России;
- рассчитать эффективность предлагаемого мероприятия на конкретном примере.
Предметом исследования является государственная контрактная система.
Объектом исследования магистерской диссертации является процесс формирования эффективной государственной контрактной системы.
В настоящей работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительный, расчетно-аналитический, статистический.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании текущей модели определения начальной (максимальной) цены контракта, что позволит минимизировать затраты бюджета на отвлечение и необоснованное расходование бюджетных средств.
Практическая значимость работы представляется в возможности использования ее результатов при совершенствовании процесса планирования и осуществления государственных закупок.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические и отчетные данные, учебная и специальная литература, публикации научных сборников.
Объем и структура работы определены целью и поставленными задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, наиболее полно раскрывающих теоретические и практические аспекты темы работы, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе выполнения магистерской диссертации были выполнены все поставленные задачи и цель достигнута. Подведем итоги исследования.
Охарактеризованы составляющие элементы государственной контрактной системы. Инфраструктура государственного заказа включает в себя комплекс взаимодействующих элементов: субъекты формирования и исполнения государственного заказа, институциональная инфраструктура, цифровая и информационная инфраструктура, образовательные и научные организации, банки, органы мониторинга, аудита и контроля.
Рассмотрен зарубежный опыт организации государственных закупок. В каждом государстве имеются свои особенности, но развитие системы государственных закупок осуществляется в общем направлении - внедрение электронных ресурсов и систем, систематическое повышение и подтверждение квалификации сотрудников, занятых в данной области, повышение целесообразности государственных расходов.
Проведен анализ системы государственных закупок РФ, в результате которого были выявлены проблемы:
- снижение уровня конкуренции в государственных закупках;
- рост сектора несостоявшихся закупок;
- снижение показателя экономии бюджетных средств;
- падение показателей общественного обсуждения закупок.
Проведен сравнительный анализ существующих методик оценки эффективности государственных закупок, а также с помощью методики, разработанной в Тюменской области, проведена оценка контрактной системы Свердловской области. В результате анализа выявлены слабые стороны контрактной системы региона:
- большая доля неконкурентных закупок (46% контрактов);
- низкая эффективность системы планирования осуществления закупочной деятельности (0,9 изменений на каждую плановую строку).
Выявлены основные проблемы функционирования системы государственных закупок России: ценового и неценового характера.
Предложено мероприятие по совершенствованию текущей модели определения начальной (максимальной) цены контракта, что позволяет минимизировать затраты бюджета на отвлечение и необоснованное расходование бюджетных средств, а также обоснована эффективность предлагаемого мероприятия на конкретном примере.
Доказано, что внедрение предлагаемого мероприятия, а именно усовершенствованной формулы расчета НМЦК, позволит снизить количество неэффективных закупок, сделает получаемую на торгах экономию реальной за счет создания здоровой конкуренции, даст возможность заказчикам и бюджету в целом выстраивать рациональную плановую политику и равномерно расходовать бюджетные средства.
По сравнению с итоговой суммой стоимости извещений, опубликованных в 2019 году в Российской Федерации, при использовании в формуле расчета НМЦК иных ценовых источников можно получить эффект снижения стоимости извещений на 2,82% или 260 874,13 млн.руб.


1. Федеральный закон РФ «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (в редакции от 18.02.2018, действующая редакция).
2. Федеральный закон РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в редакции от 24.04.2020, действующая редакция).
3. Федеральный закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции от 24.04.2020, действующая редакция).
4. Постановление Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" от 14.04.2017 № 446 (в редакции от 29.09.2018, действующая редакция).
5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции
повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг.» от
31.01.2019 № 117-р (действующая редакция).
6. Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 23.07.2015 №
664 - РГ «Об утверждении Методики оценки эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия)» (действующая редакция).
7. Распоряжение Управления государственных закупок Тюменской
области от 17.10.2018 № 002 - р «Об утверждении Методики оценки
эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тюменской области» (действующая редакция).
8. Приложение к приказу Комитета государственных закупок Мурманской области от 28.02.2017 № 47 «Методика комплексной системы оценки эффективности деятельности заказчиков Мурманской области в сфере закупок товаров, работ, услуг» (действующая редакция).
9. Акулова В.К. Закупки для государственных и муниципальных нужд: особенности, взгляд на «систему» со стороны поставщика // Управление развитием социально-экономических систем: II Всероссийская научно-практическая конференция (г. Ульяновск, 24 мая 2019 года) : сборник научных трудов / ред. В. Н. Лазарев. - Ульяновск : УлГТУ, 2019. - 147 с.
10. Антонов В.И. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.
11. Аристархова М.К., Зуева О.К., Перевезенцева А.Ю. Методика оценки эффективности исполнения государственного заказа // Известия УрГЭУ. - 2017. - №1(69) - С.47-62.
12. Ахмедов Р.Т. Коррупция в сфере государственных заказов // Форум молодых ученых. Издательство: ООО "Институт управления и социально-экономического развития" (Саратов). - 2020. - С.47-54.
13. Баринов, М. А. Государственное регулирование экономики: Учебник / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ,
2019. - 163 с.
14. Бачурина Н.Е. Формирование контрактной системы в сфере государственных закупок. - М.: Челябинск: ЮурГУ - 2017. - 97 с.
15. Жулькова Ю.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: проблемы и пути их решения // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2018. - № 1(31). - С. 27-35.
16. Здановская Л. Б., Ткаченко В. В., Ткаченко Н. А. Анализ системы государственных закупок и рассмотрение практических вопросов контрактной системы по Федеральному закону № 44-ФЗ // Вестник Академии знаний. -
2020. - №37 (2). - С.117-123.
17. Зуев А. Е. Государственный заказ как инструмент реализации экономической политики региона: на примере Санкт-Петербурга: дис. канд. экон. наук. - СПб., 2005.
18. Ильина Ю. Анализ планирования государственных закупок в Беларуси и США // Наука и инновации. - 2019. - № 6. - С.44-47.
19. Картавых К.Е. Коррупционные риски в системе государственных закупок России // Наука России: цели и задачи. - 2019. - С.10-16.
20. Кашин Д.В. Эффективность механизма поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок Российской Федерации // Вестник СПбГУ. Менеджмент. - 2019. -Т.18. Вып.1. - С.94-114.
21. Королев М.А. Зарубежный опыт управления государственными закупками // Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал. Материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2018.- С.116-121.
22. Космачев В.Р., Гаммадов Г.Н. Современная экономика и ее особенности // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2019. -Т.10, № 2(39). - С.291-296.
23. Кострицкий А.А. Понятие и содержание административно-правового содержания государственного заказа в РФ // NovaUm.ru. - 2019. - № 21. - С.149-151.
24. Кравченко М.В., Толстова А.З. Проблематика оценки эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Научные горизонты. - 2017. - № 3. - С.108 - 113.
25. Крадинов П. Г. Система государственных закупок в ЕС и подходы к оценке ее эффективности. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2018. - № 3 (17). - С. 37-46
26. Кузьмина И.А. Результаты общественного обсуждения закупок // Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и зарубежом. - 2018. - С.1416-1420.
27. Курашова Е.А. Основы формирования системы государственных закупок // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. - 2018. - С.62-65.
28. Лапин А.Е., Киселева О.В., Кумунджиева Е.Л. Подходы к оценке эффективности контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Бизнес. Образование. Право. - 2016. - № 1(34). - С.30 - 35.
29. Лобанова О.Л. Участие общественности в закупках // Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2017. - № 169. - С.8-16.
30. Лытнева Н.А., Полянин А.В., Трунова Т.А. Оценка результатов контрактной системы в сфере управления государственными закупками // Вестник Академии знаний. - 2019. - №34 (5). - С.153-159.
31. Мельничук В.А. Альтернативные примеры организации систем государственных закупок // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 4 (24). - 2017. - С.81-86.
32. Михеев Д.С. Гласность при общественном обсуждении закупок // Вестник марийского государственного университета. Серия «исторические науки. Юридические науки». - 2017. - Т.3, № 2 (10). - С.66-70.
33. Никифорова Л. Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов России в 2019 г. // Федерализм. - 2019. - № 2. - С.193-218.
34. Никифорова Л., Гончаров Е. Система рейтинговой оценки закупочной деятельности государственных заказчиков Воронежской области // Федерализм. - 2019. - № 3. - С.186—196.
35. Проничева Е. Н., Белик И. С. Анализ инновационной активности предприятий Уральского федерального округа // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник статей Шестой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. проф. М. Н. Игнатьева и доц. Л. А. Мочалова; Урал. гос. горный ун-т. - Екатеринбург. Изд- во УГГУ. - 2018. - 234 с.
36. Проничева Е.Н. О структуре государственных заказчиков российской контрактной системы // Научно-практические исследования. Омск. - № 4(27). - 2020. - С.63-66.
37. Пылева А.Г. Государственные закупки как инструмент поддержки малого предпринимательства в России // Научный альманах. - № 9. - 2019. - С.37-40.
38. Санжин Б.Б., Мадасов М.И. Развитие системы государственных закупок в России на современном этапе // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. - 2019. - № 8. - С.130-138.
39. Стрельченко Т.Г. Проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Дневник науки. - № 3. - 2018. - 10 с.
40. Тасалов Ф.А. Сравнительно-правовое исследование. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. - М.: Проспект, 2014. - 211 с.
41. Френкель А., Тихомиров Б., Сергиенко Я., Рощина Л. Российская экономика в 2017 - 2019 годах // Экономическая политика. - Т.11, № 5. - 2016. - С.198-233.
42. Френкель А., Тихомиров Б., Сергиенко Я., Сурков А. Экономика России в 2017-2019 годах: предпосылки для прорыва пока не созданы // Экономическая политика. - Т.13, № 5. - 2018. - С.24-49.
43. Цветков Ю.А. Инфраструктура государственного заказа // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2019. - № 15. - С.162-173.
44. Цветков Ю.А. Роль государственного заказа в экономике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. - 2019. - № 20. - С.60-66.
45. Цыганкова Е.М. Общественное обсуждение как одна из основных форм участия институтов гражданского общества в бюджетных закупках // Academy. - 1(16). - 2017. - С.31-35.
46. Шадрина Е.В., Ромодина И.В. Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2017. - № 1. - С.149-169.
47. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21, № 3. - С. 149 - 158.
48. Шибанова А.А. Развитие контрактных систем в России, США и Евросоюзе // Экономические отношения. - 2019. - Т.9, № 2. - С. 661-668.
49. Юзвович Л. И., Исакова Н. Ю., Истомина Ю. В., Харжавин К. Е., Гоголина И. Н. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты. - М.: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. — 233 с.
50. Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Методика оценки эффективности контрактной системы Российской Федерации // Экономическая политика. - 2017. - 9 с.
51. Аналитический центр при Правительстве РФ. Закупки 360 / URL: http://ratings.z360gov.ru/(дата обращения: 18.05.2020).
52. Бюджет.ру / Оценка эффективности закупок: опыт Тюменской области / URL:http://bujet.ru/article/370017.php(дата обращения: 21.05.2020).
53. Высшая школа экономики / Система закупок в Российской
Федерации - 2018 год / URL:https://fcs.hse.ru/news/250136335.html(дата
обращения: 03.05.2020).
54. Департамент города Москвы по конкурентной политике. Портал поставщиков / URL:https://zakupki.mos.ru/ru(дата обращения: 21.05.2020).
55. Единая информационная система в сфере закупок / URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html(дата обращения: 15.04.2020).
56. Единая информационная система в сфере закупок / Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2016 году / URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news preview.html?newsId= 18073(дата обращения: 03.05.2020).
57. Информационная система в сфере закупок Свердловской области / Отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных нужд Свердловской области за 2019 год / URL: http://torgi.midural.ru/site/Show/Categorv/27?ItemId=390(дата
обращения: 18.05.2020).
58. Министерство финансов РФ / Контрактная система. Мониторинг закупок / URL:https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/(дата обращения: 03.03.2020).
59. Министерство экономического развития РФ / Доклад о результатах
мониторинга применения Закона № 44-ФЗ в 2015 году / URL:http://cheb-zakaz.ru/userfíles//chzakaz/Monitoring 44-FZ 2015.pdf (дата обращения:
15.05.2020).
60. Общероссийская организация «Гильдия отечественных закупщиков по закупкам и продажам / Итоги Рейтинга прозрачности закупок регионов РФ за 2018 финансовый год / URL:http : //www.ooogos.ru/regions/rating/ito gi-rascheta-revtinga-2018.php(дата обращения: 18.04.2020).
61. Официальное сетевое издание форума «Госзаказ», Цифровые
закупки / URL: https://zakupki-digital.ru/novosti/direkcija-foruma-vvstavki-
goszakaz/(дата обращения: 17.04.2020).
62. Проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» / URL: https://www.nrpz.ru/(дата обращения: 18.05.2020).
63. Сервис «Авто.ру» / URL:https : //auto .ru/ekaterinburg/(дата обращения 11.06.2020).
64. Сервис «Яндекс.Маркет» / URL:https://market.vandex.ru/(дата обращения 10.06.2020).
65. Спецпроект Право_RU / Исследования ВШЭ / URL:
https://pravo.ru/news/209726/(дата обращения 10.06.2020).
66. Счетная палата Российской Федерации / Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год / URL:http://audit.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html(дата обращения: 10.05.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ