КВЕСТБУК ПО ЕКАТЕРИНБУРГУ: КОНЦЕПЦИЯ ПУТЕВОДИТЕЛЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗДАНИЕ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 История издания путеводителей за рубежом 9
1.2 История возникновения и развития путеводителей в России 15
1.3 Современные путеводители по Екатеринбургу 23
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КВЕСТБУКА КАК ТИПА ПУТЕВОДИТЕЛЯ 29
2.1 История возникновения и развития квестов 29
2.2 Обзор рынка квестбуков в России 31
2.3 Особенности квестбука как типа путеводителя 36
Выводы к главе 2 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПУТЕВОДИТЕЛЯ-КВЕСТБУКА ПО
ЕКАТЕРИНБУРГУ 40
3.1 Целевая аудитория проекта: понятие и методики сегментирования 40
3.2 Определение целевой аудитории путеводителя-квестбука по Екатеринбургу 42
3.3 Визуально-полиграфические особенности квестбука по Екатеринбургу 45
3.4 Структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу 49
3.5 Варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу 53
Выводы к главе 3 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ГЛАВА 1. ИЗДАНИЕ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 История издания путеводителей за рубежом 9
1.2 История возникновения и развития путеводителей в России 15
1.3 Современные путеводители по Екатеринбургу 23
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КВЕСТБУКА КАК ТИПА ПУТЕВОДИТЕЛЯ 29
2.1 История возникновения и развития квестов 29
2.2 Обзор рынка квестбуков в России 31
2.3 Особенности квестбука как типа путеводителя 36
Выводы к главе 2 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПУТЕВОДИТЕЛЯ-КВЕСТБУКА ПО
ЕКАТЕРИНБУРГУ 40
3.1 Целевая аудитория проекта: понятие и методики сегментирования 40
3.2 Определение целевой аудитории путеводителя-квестбука по Екатеринбургу 42
3.3 Визуально-полиграфические особенности квестбука по Екатеринбургу 45
3.4 Структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу 49
3.5 Варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу 53
Выводы к главе 3 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
В настоящее время с учетом развития интернет-технологий и связанной с этим доступностью информации появляются различные новые форматы изданий, предлагающие потребителям нечто необычное, инновационное, способное заинтересовать и увлечь. Такие изменения можно выявить относительно всех видов издательской продукции. Глянцевые журналы предлагают читателям не только статьи о макияже и кулинарные рецепты, но и видео, наглядно демонстрирующие процесс приготовления того или иного блюда или проведения бьюти-процедур. Энциклопедии благодаря технологии дополненной реальности позволяют «оживлять» динозавров и узнавать новую информацию в игровой форме. Популярностью пользуются дневники, блокноты, скетчбуки с интерактивными элементами.
Путеводители как один из видов издательской продукции также претерпевают изменения в последние годы. Появляются новые тенденции, новые темы и новые форматы. К путеводителям нового формата относится и квестбук - исследованию именно этого типа изданий посвящена наша магистерская диссертация.
Объектом исследования являются путеводители-квестбуки.
Предметом исследования являются структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности квестбука.
Цель магистерской диссертации - на основе научного осмысления квестбука как типа путеводителя разработать концепцию квестбука по Екатеринбургу.
Актуальность работы обоснована, во-первых, тем, что квестбук является новым объектом научных исследований, требующим аналитического осмысления. Во-вторых, представляется ценной идея практической части диссертации - разработка концепции квестбука по Екатеринбургу. Несмотря на то, что квестбук является относительно новым типом путеводителя (первые путеводители такого формата появились в 2016 году), к настоящему моменту на рынке путеводителей представлены квестбуки по целому ряду городов: по Москве, Санкт-Петербургу, Иркутску, Владимиру, Казани, Калининграду. Квестбук по Екатеринбургу к настоящему моменту на рынке не представлен.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать историю издания путеводителей, выявить особенности традиционных путеводителей и современные тенденции издания путеводителей.
2. На основе анализа изданных квестбуков описать специфику путеводителей этой разновидности.
3. Определить визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу.
4. Разработать варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу.
В качестве источников исследования были отобраны 5 путеводителей- квестбуков, а именно:
1. Квест «Москва». 10 маршрутов с приключениями [18].
2. Квестбук по Петербургу [39].
3. Блокнот нетипичного Владимирца (квестбук по Владимиру).
4. Бабрбук [34].
5. ПитерЬоок. Квест-путеводитель по Санкт-Петербургу [57].
Цель и задачи работы определили ее структуру. Магистерская диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе изучена история издания путеводителей за рубежом и в России, проанализированы общие визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности путеводителей, выявлены тенденции современного рынка путеводителей, изучены особенности представленных на рынке путеводителей по Екатеринбургу. Во второй главе изучена история появления квестов, проанализированы особенности изданных квестбуков. В третьей главе разрабатываются такие вопросы, как адресованность квестбука по Екатеринбургу, его структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности; описаны возможные варианты продвижения издания. Библиографический список содержит 66 наименований.
Исследование прошло апробацию на международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга», состоявшейся в Екатеринбурге 25 апреля 2019 г. (название доклада - «Квестбук как новый тип издания»).
По теме диссертации были опубликована 1 статья:
Самусенко Ю. А. Квестбук как новый тип издания / Ю. А. Самусенко. — Текст : электронный // Язык. Текст. Книга : материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. — С. 108-111. — ISBN: 978-5¬7996-2755-3.
Путеводители как один из видов издательской продукции также претерпевают изменения в последние годы. Появляются новые тенденции, новые темы и новые форматы. К путеводителям нового формата относится и квестбук - исследованию именно этого типа изданий посвящена наша магистерская диссертация.
Объектом исследования являются путеводители-квестбуки.
Предметом исследования являются структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности квестбука.
Цель магистерской диссертации - на основе научного осмысления квестбука как типа путеводителя разработать концепцию квестбука по Екатеринбургу.
Актуальность работы обоснована, во-первых, тем, что квестбук является новым объектом научных исследований, требующим аналитического осмысления. Во-вторых, представляется ценной идея практической части диссертации - разработка концепции квестбука по Екатеринбургу. Несмотря на то, что квестбук является относительно новым типом путеводителя (первые путеводители такого формата появились в 2016 году), к настоящему моменту на рынке путеводителей представлены квестбуки по целому ряду городов: по Москве, Санкт-Петербургу, Иркутску, Владимиру, Казани, Калининграду. Квестбук по Екатеринбургу к настоящему моменту на рынке не представлен.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать историю издания путеводителей, выявить особенности традиционных путеводителей и современные тенденции издания путеводителей.
2. На основе анализа изданных квестбуков описать специфику путеводителей этой разновидности.
3. Определить визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу.
4. Разработать варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу.
В качестве источников исследования были отобраны 5 путеводителей- квестбуков, а именно:
1. Квест «Москва». 10 маршрутов с приключениями [18].
2. Квестбук по Петербургу [39].
3. Блокнот нетипичного Владимирца (квестбук по Владимиру).
4. Бабрбук [34].
5. ПитерЬоок. Квест-путеводитель по Санкт-Петербургу [57].
Цель и задачи работы определили ее структуру. Магистерская диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе изучена история издания путеводителей за рубежом и в России, проанализированы общие визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности путеводителей, выявлены тенденции современного рынка путеводителей, изучены особенности представленных на рынке путеводителей по Екатеринбургу. Во второй главе изучена история появления квестов, проанализированы особенности изданных квестбуков. В третьей главе разрабатываются такие вопросы, как адресованность квестбука по Екатеринбургу, его структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности; описаны возможные варианты продвижения издания. Библиографический список содержит 66 наименований.
Исследование прошло апробацию на международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга», состоявшейся в Екатеринбурге 25 апреля 2019 г. (название доклада - «Квестбук как новый тип издания»).
По теме диссертации были опубликована 1 статья:
Самусенко Ю. А. Квестбук как новый тип издания / Ю. А. Самусенко. — Текст : электронный // Язык. Текст. Книга : материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. — С. 108-111. — ISBN: 978-5¬7996-2755-3.
В рамках диссертационного исследования мы изучили современный рынок путеводителей и выявили его основные тенденции. Это позволило нам понять, какие проекты путеводителей востребованы сегодня потребителями. Кроме того, мы выявили ключевые характеристики традиционных путеводителей, что позволило нам сделать выводы о том, какие особенности квестбука отличают его как новый тип путеводителя.
На следующем этапе исследования мы обратились к анализу изданных квестбуков. Выводы, полученные на данном этапе, стали отправной точкой для разработки концепции квестбука по Екатеринбургу.
В начале проекта было важно определить границы целевой аудитории квестбука. Опираясь на аналитические данные, мы решили адресовать издание ведущим активный образ жизни потребителям в возрастной группе от 18 до 30 лет. С учетом обозначенной аудитории были разработаны визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности издания. В связи с достаточно широким читательским адресом было решено включить в квестбук по Екатеринбургу как достаточно популярные городские объекты, так и своеобразные неофициальные символы столицы Урала. Также нам было важно предусмотреть логику использования квестбука и разработать визуально-полиграфические особенности с учетом ориентированности на компактность и удобство продукта. Квестбук по Екатеринбургу в нашем видении должен характеризоваться расширенной функциональностью: это путеводитель с элементами скетчбука, дневника, творческого блокнота. Это определяет специфику дизайна и верстки издания.
Кроме этого, нами были предложены варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу с учетом специфики издания и современных тенденций продвижения книжной продукции.
В будущем не исключена разработка серии квестбуков по Екатеринбургу, отдельные продукты в рамках которой будут иметь более специализированную тематическую направленность, например, литературную, кулинарную, мистическую. Можно создать квестбуки, имеющие более точный читательский адрес: к примеру, разработать издание для детей или издание для иностранцев. Формат квестбука может быть интересен и организаторам крупных городских культурных мероприятий, таких как «Ночь музеев» или «Ночь музыки».
На следующем этапе исследования мы обратились к анализу изданных квестбуков. Выводы, полученные на данном этапе, стали отправной точкой для разработки концепции квестбука по Екатеринбургу.
В начале проекта было важно определить границы целевой аудитории квестбука. Опираясь на аналитические данные, мы решили адресовать издание ведущим активный образ жизни потребителям в возрастной группе от 18 до 30 лет. С учетом обозначенной аудитории были разработаны визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности издания. В связи с достаточно широким читательским адресом было решено включить в квестбук по Екатеринбургу как достаточно популярные городские объекты, так и своеобразные неофициальные символы столицы Урала. Также нам было важно предусмотреть логику использования квестбука и разработать визуально-полиграфические особенности с учетом ориентированности на компактность и удобство продукта. Квестбук по Екатеринбургу в нашем видении должен характеризоваться расширенной функциональностью: это путеводитель с элементами скетчбука, дневника, творческого блокнота. Это определяет специфику дизайна и верстки издания.
Кроме этого, нами были предложены варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу с учетом специфики издания и современных тенденций продвижения книжной продукции.
В будущем не исключена разработка серии квестбуков по Екатеринбургу, отдельные продукты в рамках которой будут иметь более специализированную тематическую направленность, например, литературную, кулинарную, мистическую. Можно создать квестбуки, имеющие более точный читательский адрес: к примеру, разработать издание для детей или издание для иностранцев. Формат квестбука может быть интересен и организаторам крупных городских культурных мероприятий, таких как «Ночь музеев» или «Ночь музыки».



