ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗДАНИЕ ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 История издания путеводителей за рубежом 9
1.2 История возникновения и развития путеводителей в России 15
1.3 Современные путеводители по Екатеринбургу 23
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КВЕСТБУКА КАК ТИПА ПУТЕВОДИТЕЛЯ 29
2.1 История возникновения и развития квестов 29
2.2 Обзор рынка квестбуков в России 31
2.3 Особенности квестбука как типа путеводителя 36
Выводы к главе 2 38
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПУТЕВОДИТЕЛЯ-КВЕСТБУКА ПО
ЕКАТЕРИНБУРГУ 40
3.1 Целевая аудитория проекта: понятие и методики сегментирования 40
3.2 Определение целевой аудитории путеводителя-квестбука по Екатеринбургу 42
3.3 Визуально-полиграфические особенности квестбука по Екатеринбургу 45
3.4 Структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу 49
3.5 Варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу 53
Выводы к главе 3 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
В настоящее время с учетом развития интернет-технологий и связанной с этим доступностью информации появляются различные новые форматы изданий, предлагающие потребителям нечто необычное, инновационное, способное заинтересовать и увлечь. Такие изменения можно выявить относительно всех видов издательской продукции. Глянцевые журналы предлагают читателям не только статьи о макияже и кулинарные рецепты, но и видео, наглядно демонстрирующие процесс приготовления того или иного блюда или проведения бьюти-процедур. Энциклопедии благодаря технологии дополненной реальности позволяют «оживлять» динозавров и узнавать новую информацию в игровой форме. Популярностью пользуются дневники, блокноты, скетчбуки с интерактивными элементами.
Путеводители как один из видов издательской продукции также претерпевают изменения в последние годы. Появляются новые тенденции, новые темы и новые форматы. К путеводителям нового формата относится и квестбук - исследованию именно этого типа изданий посвящена наша магистерская диссертация.
Объектом исследования являются путеводители-квестбуки.
Предметом исследования являются структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности квестбука.
Цель магистерской диссертации - на основе научного осмысления квестбука как типа путеводителя разработать концепцию квестбука по Екатеринбургу.
Актуальность работы обоснована, во-первых, тем, что квестбук является новым объектом научных исследований, требующим аналитического осмысления. Во-вторых, представляется ценной идея практической части диссертации - разработка концепции квестбука по Екатеринбургу. Несмотря на то, что квестбук является относительно новым типом путеводителя (первые путеводители такого формата появились в 2016 году), к настоящему моменту на рынке путеводителей представлены квестбуки по целому ряду городов: по Москве, Санкт-Петербургу, Иркутску, Владимиру, Казани, Калининграду. Квестбук по Екатеринбургу к настоящему моменту на рынке не представлен.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать историю издания путеводителей, выявить особенности традиционных путеводителей и современные тенденции издания путеводителей.
2. На основе анализа изданных квестбуков описать специфику путеводителей этой разновидности.
3. Определить визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности квестбука по Екатеринбургу.
4. Разработать варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу.
В качестве источников исследования были отобраны 5 путеводителей- квестбуков, а именно:
1. Квест «Москва». 10 маршрутов с приключениями [18].
2. Квестбук по Петербургу [39].
3. Блокнот нетипичного Владимирца (квестбук по Владимиру).
4. Бабрбук [34].
5. ПитерЬоок. Квест-путеводитель по Санкт-Петербургу [57].
Цель и задачи работы определили ее структуру. Магистерская диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе изучена история издания путеводителей за рубежом и в России, проанализированы общие визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности путеводителей, выявлены тенденции современного рынка путеводителей, изучены особенности представленных на рынке путеводителей по Екатеринбургу. Во второй главе изучена история появления квестов, проанализированы особенности изданных квестбуков. В третьей главе разрабатываются такие вопросы, как адресованность квестбука по Екатеринбургу, его структурно-содержательные и визуально-полиграфические особенности; описаны возможные варианты продвижения издания. Библиографический список содержит 66 наименований.
Исследование прошло апробацию на международной научно-практической конференции «Язык. Текст. Книга», состоявшейся в Екатеринбурге 25 апреля 2019 г. (название доклада - «Квестбук как новый тип издания»).
По теме диссертации были опубликована 1 статья:
Самусенко Ю. А. Квестбук как новый тип издания / Ю. А. Самусенко. — Текст : электронный // Язык. Текст. Книга : материалы II Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. — С. 108-111. — ISBN: 978-5¬7996-2755-3.
В рамках диссертационного исследования мы изучили современный рынок путеводителей и выявили его основные тенденции. Это позволило нам понять, какие проекты путеводителей востребованы сегодня потребителями. Кроме того, мы выявили ключевые характеристики традиционных путеводителей, что позволило нам сделать выводы о том, какие особенности квестбука отличают его как новый тип путеводителя.
На следующем этапе исследования мы обратились к анализу изданных квестбуков. Выводы, полученные на данном этапе, стали отправной точкой для разработки концепции квестбука по Екатеринбургу.
В начале проекта было важно определить границы целевой аудитории квестбука. Опираясь на аналитические данные, мы решили адресовать издание ведущим активный образ жизни потребителям в возрастной группе от 18 до 30 лет. С учетом обозначенной аудитории были разработаны визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности издания. В связи с достаточно широким читательским адресом было решено включить в квестбук по Екатеринбургу как достаточно популярные городские объекты, так и своеобразные неофициальные символы столицы Урала. Также нам было важно предусмотреть логику использования квестбука и разработать визуально-полиграфические особенности с учетом ориентированности на компактность и удобство продукта. Квестбук по Екатеринбургу в нашем видении должен характеризоваться расширенной функциональностью: это путеводитель с элементами скетчбука, дневника, творческого блокнота. Это определяет специфику дизайна и верстки издания.
Кроме этого, нами были предложены варианты продвижения квестбука по Екатеринбургу с учетом специфики издания и современных тенденций продвижения книжной продукции.
В будущем не исключена разработка серии квестбуков по Екатеринбургу, отдельные продукты в рамках которой будут иметь более специализированную тематическую направленность, например, литературную, кулинарную, мистическую. Можно создать квестбуки, имеющие более точный читательский адрес: к примеру, разработать издание для детей или издание для иностранцев. Формат квестбука может быть интересен и организаторам крупных городских культурных мероприятий, таких как «Ночь музеев» или «Ночь музыки».
1. Абдулхакова А. Путеводитель как средство отражения и продвижения туристского объекта / А. Абдулхакова, С. Бородина // Мир искусств: вестник Международного института антиквариата. - 2016. - № 1. - С. 48-54.
2. Акимова Е. Выпить в Москве / Е. Акимова, Т. Арефьева, Б. Акимов. - Москва : Афиша, 2012. - 160 с. - ХЗВЫ 978-5-91151-119-7.
3. Александрова М. В. Записки русского путешественника: провинция в дореволюционных путеводителях по Ярославской губернии / М. В. Александрова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 4. - С. 91-96.
4. Алексеева Н. Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Н. Д. Алексеева, Е. В. Рябова // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 1. - С. 14-17.
5. Андрианова Н. А. Москва для детей / Н. А. Андрианова. - Москва : Эксмо, 2018. - 184 с. - ХЗВЫ 978-5-04-093166-8.
6. Антонова З. В. Становление и развитие путеводителя как вида издания / З. В. Антонова. - Москва : Издательство МГОУ, 2006. - 335 с.
7. Бахвалова Л.Е. Путеводитель как инструмент формирования имиджа города (на примере путеводителей по городу Ярославлю) / Л. Е. Бахвалова // Ярославский педагогический вестник. - 2012.- № 4. - С. 342-345.
8. Бейкер М. Прага и Чешская республика / М. Бейкер, Н. Уилсон. - Москва : Бомбора, 2018. - 320 с. - ХЗВЫ 978-5-04-0494630-3.
9. Белобокова Ю. А. Особенности разработки интерактивных путеводителей / Ю. А. Белобокова, А. В. Мартынова // Вестник МГУП. - 2012. - № 9.- С. 121-125.
10. Березовая Л. Г. История развития туризма и гостеприимства / Л. Г. Березовая. - Москва : Юрайт, 2015 - 477 с. - 18ВЫ 978-5-9916¬3980-4.
11. Варденбург Д. Дети в Москве / Д. Варденбург, Е. Акимова, А. Красильщик. - Москва : Афиша, 2018. - 288 с. - 18ВЫ 978-5-91151¬171-5.
12. Голубенко О.Н. Развитие квест-туризма в Оренбургской областипосредством организации и реализации квест-маршрута "Легендыстарого города"/ О.Н. Голубенко // «Россия молодая»: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием (Кемерово, 19-22 апреля 2016 г.) / Кем.гос. тех. унт. - Кемерово : КемГТУ, 2016. - С. 491-496.
13. Гончаров С. Неформальный Петербург. Путеводитель по культовым и злачным местам общепита / С. Гончаров. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 144 с. - 18ВЫ 978-5-496-02456-3.
14. Гончарова Л.М. Туристская реклама в СМИ: позитивно
настраивающие тактики / Л. М. Гончарова // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: Материалы II Международной научной конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 14-16 февраля 2008 г.) / Мос. гос. ун-т.- Москва : МГУ, 2008. - С. 339-343.
15. ГОСТ 7.60.2003. Издания. Основные виды. Термины и определения : дата введ. 2004-07-01. - Москва : Издательство стандартов, 2004. - 41 с.
16. Григорьева Т. Первые путеводители дореволюционной России / Т. Григорьева. - Текст: электронный // Культура.РФ : [сайт]. - ЦИЕ: https://cutt.lv/CrbUCpC(дата обращения 15.11.2018).
17. Давыдов А. Ю. Источник по истории крупного города - путеводители / А. Ю. Давыдов // Вестник ЛГУ им. Пушкина. - 2013. - С.33-39.
18. Давыдова М. Г. Квест “Москва”. 10 маршрутов с приключениями / М. Г. Давыдова, Я. Л. Прохорова. - Москва : Бомбора, 2018. - 256 с. - ISBN 978-5-699-96703-2.
19. Двухжилова И. В. Опыт организации историко-краеведческих квест- туров на территории Тамбовской области / И. В. Двухжилова, А. А. Дик, Р. Р. Толстяков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12. - С. 51-54.
20. Драчева Ю. Н. Репрезентация элементов брендов Вологодской области в путеводителях / Ю. Н. Драчева, А. Б. Крылова // Вестник Череповецкого государственного института. - 2015. - № 4. - С. 77-81.
21. Егоренко О. А. Квест как элемент культурного досуга / О. А. Егоренко, Е. Г. Веденеева // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2017. - № 2. - С. 92-106.
22. Екатеринбург. Архитектурный путеводитель 1920-1940. -
Екатеринбург : TATLIN, 2016. - 360 с. - ISBN: 978-5-000750-65-0.
23. Жданова М. Неформальный Петербург: путеводитель по культовым местам / М. Жданова. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 160 с. - ISBN 978-5-4461-0140-5.
24. Жулина М. А. Специфика разработки путеводителя как основного справочно-информационного издания о туризме / М. А. Жулина, М. С. Кильгишова. - Текст: электронный // cyberleninka.ru: [сайт]. - URL: https://cutt.lv/3rbU4pn(дата обращения 15.11.2018).
25. Зырянова Е. «Я вывел такую штуку, называется “местный патриотизм”» / Е. Зырянова // The Village : [сайт]. - URL: https://www.the-village.ru/village/people/experience/348531-miromanov(дата обращения: 10.03.2020).
26. Иванова Ю. А. В погоне за искусством. 52 маршрута, чтобы вдохновиться самыми необычными культурами мира / Ю. А. Иванова. - Москва : Бомбора, 2019. - 320 с. - ISBN 978-5-04-099258-4.
27. Казначеева С. Н. Маркетинговое исследование предпочтений потребителей на рынке квестов / С. Н. Казначеева, А. М. Емельянова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 2. - С. 86-94.
28. Квашин А. Новосибирск для детей / А. Квашин. - Москва : Эксмо, 2019. - ISBN 978-5-699-79019-7.
29. Киселева Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) / Л. Киселева // Путеводитель как семиотический объект: сборник статей / Тартуский государственный университет. - Tartu : Tartu Ulikooli Kirjastus, 2008. - С. 15-41.
30. Кориневская Е. В. Опыт создания путеводителя по историко- культурному наследию Барнаула / Е. В. Кориневская // Вестник ТГУ: история. - 2013. - № 2. - С. 184-188.
31. Кувшинова М. Зима в Сочи / М. Кувшинова, П. Копачев. - Москва : Афиша, 2014. - 128 С. - ISBN 978-5-91151-142-5.
32. Литтлвуд Й. История Франции / Й. Литтлвуд. - Москва : АСТ, 2009. - 224 с. - ISBN 978-5-17-056203-9.
33. Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора / А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. - Москва : Студия Артемия Лебедева, 2018. - 1010 с. - ISBN 978-5-98062-077-6.
34. Мироманов Д. Бабрбук / Д. Мироманов, М. Рюмшина. - Москва : Издательские решения, 2017. - 66 с. - ISBN: 978-5-4485-3553-6.
35. Молочко Е. В. Путеводители второй половины XIX - начала XX века как форма популяризации памятников истории и культуры Крыма / Е. В. Молочко // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». - 2010. - № 1. - С.133-139.
36. Мухина В. В. Путеводитель: история, понятие, функции,
классификация / В. В. Мухина // Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: материалы всероссийской студенческой научной конференции (Москва, 13-14 марта 2019 г.) / Рос.гос. ун-т физической культуры, спорта, молодежи и туризма ; под ред. Дусенко С. В., Косаревой Н. В. - Москва : ГЦОЛИФК, 2019. - С. 603-609.
37. Неформальный Петербург. Путеводитель по культовым местам. -
Текст: электронный // city.spb.ru: [сайт]. - URL:
http://www.cityspb.ru/blog-740012/0/(дата обращения 18.12.2018).
38. «Неформальный Петербург» собрал культовые места неформальных петербуржцев. - Текст: электронный // regnum.ru: [сайт]. - URL: https://regnum.ru/news/1550208.html(дата обращения 16.12.2018)
39. Новомирская Е. Квестбук по Петербургу / Е. Новомирская. - Москва : Эксмо, 2016. - 96 с. - ISBN 978-5-699-90341-2.
40. Обзор приложений, разработанных с использованием открытых
данных. - Текст: электронный // ac.gov.ru: [сайт]. - URL:
http://ac.gov.ru/files/attachment/9279.pdf(дата обращения: 20.02.2019).
41. Пацкевич П. Канарские острова / П. Пацкевич, Х. Фарина-Пацкевич. - Москва : АСТ, 2012. - 216 с. - ISBN 978-5-271-37939-0.
42. Погонщикова А.А. В поисках формулы путеводителя: краеведы и историки о путеводителях по Петергофу / А.А. Погонщикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2. - С. 346-351.
43. Плотников Е.Е. Возможности технологии дополненной реальности в развитии ностальгического туризма (на примере модульного экскурсионного тура «Улицы Томска») / Е. Е. Плотников. - Текст: электронный // earchive.tpu.ru: [сайт]. - URL: earchive.tpu.ru/bitstream/11683/28752/1/TPU209324.pdf (дата обращения: 20.02.2019).
44. Подишбякин А. М. Калифорния / А. М. Подшибякин, К. Самарина. - Москва : Афиша, 2014. - 312 с. - ISBN 978-5-91151-151-7.
45. «Прогулки по Питеру», Яна Франк. - Текст : электронный // lifehacker.ru: [сайт]. - 1Ж1.: https://lifehacker.ru/recenziya-progulki-po- рйеги/ (дата обращения 12.12.2018)
46. Протасова Е. Н. Авторы путеводителей в поисках интеркультурной идентичности / Е. Н. Протасова // Псковский регионологический журнал. - 2009. - № 7. - С. 48-53.
47. Пудов А. Маршруты твоего сердца / А. Пудов. - Москва : Бомбора, 2019. - 304 с. -КВЫ 978-5-04-099463-2.
48. Путеводители «Афиши» запустили гид по Берлину. - Текст:
электронный // daily.afisha.ru: [сайт]. - ИВЕ: https://daily.afisha.ru/news/10006-putevoditeli-afishi-zapustili-gid-po- Ьегйпи/ (дата обращения 16.12.2018)
49. Ричардсон Д. Египет / Д. Ричардсон, Д. Джейкобс. - Москва : АСТ, 2009. - 960 с. - ХЗВЫ 978-5-17-057836-8.
50. Розанова Ю.Н. Путеводитель как жанр туристического дискурса: диахронический аспект / Ю.Н. Розанова // Историческая и социально - образовательная мысль. - 2013. - Вып. 5. - С. 279-284.
51. Руцинская И. И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей (вторая половина Х1Х-начало XX века) / И. И. Руцинская // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011. - № 1. - С. 74-93.
52. Руцинская И. И. Региональный путеводитель в России: формирование
жанра (на примере путеводителей по Поволжью) / И. И. Руцинская // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика
и межкультурная коммуникация. - 2008. - №2. - С. 25-39.
53. Руцинская И. И. Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины Х1Х-начала ХХ века / И. И. Руцинская. - Москва : Ленанд, 2014. - 286 с. - ХЗВЫ 978-5-9710-0697-8.
54. Сакаева Л. Р. Понятия «туризм» и «туристический дискурс» в современной научной парадигме / Л. Р. Сакаева, Л. В. Базарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №36. - С. 159-161.
55. Самусенко Ю. А. Квестбук как новый тип издания / Ю. А. Самусенко
// Язык. Текст. Книга. Материалы II международной научно¬практической конференции (Екатеринбург, 25 апреля 2019 г.) /
Урал.фед. ун-т. - Екатеринбург : ИПЦ УрФУ, 2019. - С. 108-111.
56. Свистунов А. В. Квест-экскурсия как инновационное направление регионального туризма / А. В. Свистунов, Н. В. Афанасьева // современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 11. - С. 100-103.
57. Сизова П. ПитерЬоок. Квест-путеводитель по Санкт-Петербургу / П. Сизова, В. Немец. - Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 128 с. - ISBN 978-5-00116-364-0.
58. Сокол И. Н. Классификация квестов / И. Н. Сокол // Молодой ученый. - 2014. - № 6-2. - С. 138-140.
59. Соловьева Ю. Мой чудесный Крым. Блокнот впечатлений / Ю. Соловьева, Я. Франк. - Москва : Эксмо, 2016. - 176 с.
60. Сыендук Д. GeekTrip: гик-путеводитель по Санкт-Петербургу / Д. Сыендук. - Москва : Комильфо, 2018. - 192 с. -
ISBN 978-5-91339-857-4.
61. Татарникова О. «Путеводитель по Свердловску и Екатеринбургу»: как стать туристом в родном городе / О. Татарникова // The Village [сайт]. - URL:https://www.the-village.ru/village/weekend/books/274464-arch-guide-sverdlovsk(дата обращения: 11.12.2019).
62. Филатова Н.В. Жанровое пространство туристического дискурса / Н. В. Филатова // Rhema. - 2012. - C. 76-79.
63. Филиппова А. П., Нхок Т. Л. Д. Развитие квест-туризма в России (напримере образовательного квест-тура в Москве) / А. П. Филлипова, Т. Л. Д. Нхок // XXX Международные Плехановские чтения: Сборник статей (Москва, 14-17 март а 2017 г.) / Рос.гос. эконом. ун-т. - Москва : РГЭУ, 2017. - С. 549-553.
64. Чистякова К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян / К. В. Чистякова // Человек в мире культуры. - 2013. - № 2. - С. 20-23.
65. Шахрин В. В. Екатеринбург в оранжевом настроении. Дневник - путеводитель / В. В. Шахрин. - Екатеринбург : Азимут, 2018. - 176 с. - 18ВЫ 978-5-9500918-2-7.
66. Яценко А. В. Маркетинговые исследования в процессе разработки туристских квестов / А. В. Яценко // Научная палитра. - 2016. - № 2. - С. 6-8.