Введение 3
Глава 1. Классификация и методика проведения сравнительного анализа веб-сайтов федеральных университетов России 14
1.1. Становление в России сети федеральных университетов 14
1.2. Классификация веб-сайтов и обзор существующих методик
сравнительного анализа веб-сайтов 30
1.3. Разработка методики сравнительного анализа для веб-сайтов
федеральных университетов России 40
Глава 2. Сравнительный анализ Веб-сайтов федеральных университетов
России 51
2.1. Веб-сайт Сибирского федерального университета 51
2.2. Веб-сайт Южного федерального университета 60
2.3. Веб-сайт Уральского федерального университета 64
2.4. Веб-сайт Дальневосточного федерального университета 69
2.5. Веб-сайт Казанского федерального университета 72
2.6. Веб-сайт Северо-Восточного федерального университета 78
2.7. Веб-сайт Северо-Арктического федерального университета 82
2.8. Веб-сайт Балтийского федерального университета 87
2.9. Веб-сайт Северо-Кавказского федерального университета 90
2.10. Веб-сайт Крымского федерального университета 94
2.11. Сравнительный анализ веб-сайтов федеральных университетов
на начало 2016 года с позиции международного продвижения и позиционирования 97
Заключение 108
Источники и литература 113
Приложения 121
Официальный веб-сайт является необходимым информационным ресурсом управления любой крупной организации. В условиях глобального рынка, официальный веб-сайт является важным инструментом продвижения, ресурсом безграничного доступа со всего мира. Веб-сайт является фактически единственным источником, который работает на благо организации круглосуточно и беспрерывно.
В условиях информационного рынка, официальный веб-сайт образовательного учреждения является одним из важнейших информационных ресурсов организации. Информационные ресурсы составляют основу информационного рынка, главным участником которого являются в первую очередь те, кто производит информацию, есть организации (центры) - генераторы информации. Кроме того, участниками информационного рынка являются центры обработки информации, информационные брокеры, библиотеки и информационные центры (службы)1.
Образовательные учреждения, по своей природе - «производители информации», также являются одними из ключевых частей информационного рынка. Их официальные веб-сайты призваны полноценно представлять свои учреждения в сети, быть конкурентоспособными информационными ресурсами.
Современный, функциональный и информативный веб-сайт является крайне важным как для деятельности учреждения, так и для её имиджа. Отсутствие или недолжное функционирование веб-сайта напрямую сказывается на доверии к организации.
Российские федеральные университеты, позиционирующие себя как учреждения обеспечивающее высокий уровень образовательного процесса с использованием новейших, в том числе электронных технологий, уделяют большое внимание своим сайтам, призванными стать качественными многоязычными информационными ресурсами международного уровня.
К тому же, международное продвижение - одна из важнейших задач, стоящих перед федеральными университетами. Согласно концепции Министерства образования и науки РФ, федеральные университеты должны позиционировать себя в международном пространстве, пробиваться в мировые рейтинги университетов.
Именно официальным веб-сайтам федеральных университетов отведена одна из ключевых ролей в успешном позиционировании вузов, в том числе и на международной арене. В связи с этим назрела и необходимость оценки самого ресурса, предоставляющего информацию о вузе. Широкое распространение Интернет технологий повлекло за собой не только лавинообразное увеличение веб-сайтов, но и повышение требований к их содержанию и функционалу, особенно на международной арене.
В современных условиях, когда учебные заведения жестко конкурируют между собой, когда количество вузов планомерно сокращается, образовательная веб-среда становится одним из участников противостояния и одним из важных инструментов продвижения университетов. Именно образовательная среда помогает университету привлечь иностранных студентов, количество которых так важно для международных рейтингов вузов.
Одним из практических методов оценки веб-сайтов как ресурсов для продвижения вузов может стать сравнительный анализ. В настоящее время активно развивается специальный раздел информатики - вебометрика, посвященный исследованию количественных аспектов конструирования и анализа информационных ресурсов. Также стремительно набирает популярность технологии SEO - поисковой оптимизации, призванные помочь веб-сайт улучшить свои позиции в результатах выдачи поисковых систем.
Именно компаративный метод, выраженный в сравнительном анализе веб-сайтов на основе методов вебометрики и поисковой оптимизации, стал основным в нашей работе. Сравнительный анализ веб-сайтов призван помочь университетам в понимании, насколько их официальный ресурс, помогает или не помогает в международном продвижении и позиционировании.
Основная задача веб-сайтов российских федеральных университетов с позиции продвижения на мировом уровне - предоставление информации для всех категорий пользователей о международном взаимодействии университета.
Аудитория пользователей веб-сайтов университетов весьма обширна - это абитуриенты и их родители, уже обучающиеся студенты, выпускники и работники университета, ученые из других вузов и стран. Причем, для международного продвижения российские федеральные университеты привлекают как русскоговорящих абитуриентов и ученых с иностранным паспортом, так и иностранцев с иными языками. Отсюда необходимость, как комплексного анализа русской версии сайта, так и версий на других языках.
Главной аудиторией веб-сайтов федеральных университетов являются будущие возможные студенты, потому что научные сотрудники, как правило, не так часто обращаются к интернету, черпая информацию из своих источников, напрямую из университета. Стоит отметить, что на данном этапе своего развития, из-за целого ряда причин, российские федеральные университеты в основном ориентируются на русскоговорящих студентов с иностранным паспортом, к примеру, из Казахстана, Белоруссии, Украины и других стран. Широкое распространение программ бакалавриата и магистратуры на английском и других языках пока лишь цель, к которой стремятся наши федеральные университеты.
Поэтому основной упор в нашей работе был сделан на анализе русских версий официальных веб-сайтов федеральных университетов России, но также проведена и оценка иностранных версий выбранных ресурсов...
Первым федеральным университетом России стал Сибирский федеральный университет (СФУ), созданный путем слияния 4 вузов Красноярска в 2006 году. Помимо СФУ в 2006 году был создан Южный федеральный университет (ЮФУ). В течение 2009 г. было создано еще пять федеральных университетов: Северный (Арктический) федеральный
университет (САФУ), Казанский федеральный университет (КФУ), Уральский федеральный университет (УРФУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ). 30 декабря 2010 года было утверждено распоряжение Правительства РФ о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ) в Калининграде, а 28 мая 2012 года был также создан Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) в Ставрополе. 4 августа 2014 года был создан 10 федеральный университет - Крымский.
Многие другие проекты федеральных университетов были заморожены или отвергнуты, сейчас в стране действуют 10 федеральных вузов.
В подготовке к созданию федеральных университетов, сразу было уделено большое внимание к их сайтам. Об этом свидетельствует тот факт, что 5 из 10 ныне действующих федеральных университетов зарегистрировали доменные имена своих сайтов еще до своего официального открытия.
Созданные во всемирной паутине, сайты федеральных университетов сразу были вынуждены конкурировать с иными ресурсами и достойно представлять свой вуз. Разработчиками всех сайтов федеральных вузов Росси выступили частные компании, обслуживание сайта ведется сотрудниками университета, которые зачастую представляют целый отдел.
В современном мире веб-сайт перестал быть исключительно информационным ресурсом, которым он являлся ранее, он стал важным ресурсом продвижения организации. Исходя из этого, крайне важно оценивать не только информационное наполнение портала, но и его функциональные возможности. Более того к каждой группе веб-сайтов необходимо подходить индивидуально, учитывать все важные особенности ресурсов. К сожалению, при наличии множества методик сравнительного анализа сайтов, не существует комплексной информационнофункциональной схемы для высших образовательных учреждений.
Единственная признанная общемировая система-рейтинг
образовательных порталов ^^ЬотеМсзКанкюд призвана оценивать исключительно объем и значимость информации, публикуемой на официальных сайтах вузов, следовательно, не задевает функциональную составляющую и не оценивает подробно сайт как механизм международного продвижения и прогнозирования.
Между тем, одной из основных задач, стоящих перед федеральными вузами является международное позиционирование и продвижение. Именно официальным веб-сайтам федеральных университетов отведена одна из ключевых ролей в успешном позиционировании вузов, в том числе и на международной арене.
В ходе исследования была разработана собственная методика комплексного сравнительного анализа веб-сайтов для федеральных вузов России с позиции международного продвижения и позиционирования как для русской версии сайта, так и для версий на иностранных языках. Направленность большинства вузов на русскоговорящую аудиторию с иностранным паспортом обусловила основной акцент работы именно на русской версии веб-сайта. В основу методики для данного сравнения легли два основных показателя - информационное и функциональное наполнения веб-сайтов. Для каждого из параметров было выявлено и проанализировано несколько критериев (9 для информационного, и 13 для функционального).
В результате проведения самого анализа лучшим веб-сайтом среди федеральных вузов по международному продвижению на русской версии сайта стал новый портал Крымского федерального университета (27,8 баллов из 35), став также лучшим по информационному направлению.
Вторым стал веб-сайт Сибирского федерального университета (26,6 баллов). Третье место за Уральским федеральным университетом (25 баллов), став также первым по функциональному наполнению. Следует отметить, что веб-сайты ДВФУ, СВФУ и САФУ также остались совсем недалеко от лидеров, также как и ресурсы БФУ, ЮФУ и СКФУ недалеко от 4-6 мест, что нельзя сказать о веб-сайте Крымского федерального университета.
В случае с Крымским федеральным университетом это объясняется «молодостью» сайта, интересно, что и веб-сайты БФУ и ЮФУ также работают в новых версиях. Однако не стоит считать, что это является оправданием для университетов, ведь новый портал Казанского федерального университета смог стать значительно лучше предшественника и заслуженно занял первое место в нашем комплексном рейтинге.
Опираясь на некоторые критерии комплексного рейтинга, и введя несколько специальных (всего 7 критериев), нами было проведено сравнение веб-сайтов выбранных объектов с позиций международного продвижения и позиционирования. В результате первое место, как и в комплексном анализе русской версии, занял Казанский (Приволжский) федеральный университет с 21 баллом из 30, второе место - Уральский федеральный (20,5 баллов), на третьем - Сибирский федеральный университет с результатом в 18 баллов.
Стоит отметить гораздо больший разрыв между сайтами по результатам исследования иностранных версий. По нашему мнению, это объясняется направленностью большинства федеральных университетов на русскоговорящую аудиторию, привлечение студентов и ученых с другим языком посредством веб-сайта - сложный процесс, который многие федеральные вузы только начали разрабатывать.
Многим ресурсам есть в чём прибавить, просмотрев веб-страницы коллег из других федеральных университетов. Остаётся лишь пожелать удачи всем Интернет ресурсам федеральных вузов в решении задач российского и международного позиционирования и продвижения!
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. Ст. 29. Часть 4. М., 2014. С.7.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов: Федеральный закон от 10 февраля 2009г. № 18-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/fed-univer-dok.html (дата
обращения: 27.10.2015).
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании:
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125- ФЗ. Ст. 9. [Электронный ресурс] / URL:
http: //www.consultant.ru/popular/education/94 2 .html#p293 (дата
обращения: 08.04.2015).
4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации:
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Ст.2 [Электронный ресурс] // URL:
http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата
обращения: 01.12.2015).
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ. Ст.1
[Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2009/02/13/dostup-dok.html (дата обращения: 01.12.2015).
6. Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления
информации об образовательном учреждении. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343 [Электронный ресурс] // Российская газета. URL:
http://www.rg.ru/2012/04/25/internet-dok.html (дата
обращения: 01.12.2015).
7. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 09.11.2015).
8. О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах: Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 года № 1172 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2009/10/23/univer-dok.html (дата обращения: 04.04.2015).
9. О федеральных университетах: Указ Президента Российской Федерации
от 07 мая 2008 г. № 716 [Электронный ресурс] Консультант-плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 76812/ (дата
обращения: 27.10.2014).
10. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/03/25/univery-site-dok.html (дата обращения: 09.11.2015).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 226-р [Электронный ресурс] / URL: http://www.rg.ru/2012/03/06/fed- universitet-site-dok.html (дата обращения: 03.10.2015).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006
г. N 1616-р [Электронный ресурс] // URL:
http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/3189/ (дата обращения: 04.04.2015).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010
г. № 2483-р [Электронный ресурс] // URL:
http://www.rg.ru/2011/01/11/balt-univer-site-dok.html (дата
обращения: 04.02.2016).
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г.
№ 1518-р [Электронный ресурс] / URL:
http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/fed/3133/ (дата обращения: 04.04.2015).
15. Архив изображений сайта http://narfu.ru/ [Электронный ресурс] // Waybackmachine. URL: http: //web .archive. org/web/20100203202245/http: //www.narfu.ru/news/defaul t.aspx?news=412 (дата обращения: 17.01.2015)...