Введение 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и значение корпоративного управления для развития
бизнеса 14
1.2 Развитие теорий корпоративного управления 14
1.3 НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СРАВНИТЕЛЬНОМУ АНАЛИЗУ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Индексный метод в корпоративном управлении 25
2.2 Экономические, правовые, политические и культурные объяснения
моделей корпоративного управления 46
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ БРИК 64
3.1 Сходство и различие моделей в странах 64
3.2 Типология моделей корпоративного управления в Бразилии, России,
Индии, Китае 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 128
Интерес к вопросу выбора эффективной модели корпоративное управления не спадает вот уже три десятилетия. Причиной этому стали крупные события и тенденции, повлиявшие на развития мировой экономики: мировая волна приватизации последних трех десятилетий; волна поглощения в 1980-х годах; дерегулирование и интеграция рынков капитала; кризис в Восточной Азии 1998 г., который поставил в центр внимания корпоративное управление на развивающихся рынках (страны БРИК); скандал с Enron и его банкротство вызвали серьезные сомнения в защите инвесторов в США и привели к еще большему реформированию и регулированию финансового рынка во всем мире.
Эффективная система корпоративного управления призвана обеспечить успешное долгосрочное развитие экономики стран, привлечь инвестиции и повысить доверие инвесторов.
Несмотря на принятые в 1999 г. «Принципы корпоративного управления С20/ОЭСР» и последующие активные действия международных организаций по внедрению лучшей мировой практики в деятельность корпораций по всему миру, вопросы практики применения стандартов корпоративного управления на национальном уровне остаются актуальными. Глобализация, как генеральная тенденция развития экономического развития, приводит к тому, что финансовые и экономические кризисы затрагивают все больше стран. Конкуренция на глобальных рынках вызывает всплески протекционизма такие как торговые войны между крупнейшими игроками США и Китай. Повышается скорость изменений в мировом развитии. Международный валютный фонд предсказывает сокращение темпов роста в развитых странах и ускорение на развивающихся рынках, что изменит потоки капитала. Нарастают геополитические и экономические риски (борьба за цифровые технологии и контроль над информацией; рост числа региональных конфликтов; уязвимость растущих рынков к изменению монетарной политики развитых экономик, рост пузырей на финансовых рынках развитых стран). Со времени проведения крупных международных исследований по моделям корпоративного управления (Shleifer et al, 1999; Martynova, Ronneboog, 2008) прошло уже более 10 лет.
В связи с этим цель исследования - на основе сравнительного анализа выявить основные особенности национальных систем корпоративного управления в странах БРИК для разработки рекомендаций по политике их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Определить основные характеристики страновых моделей корпоративного управления в зависимости от институционального и экономического контекста
2. Вывить особенности страновых моделей корпоративного управления
3. Сделать сравнительную характеристику национальных моделей корпоративного управления
4. Разработать рекомендации по повышению эффективности страновых моделей БРИК с учетом отобранного критерия эффективности.
Объектом исследования являются механизмы корпоративного управления стран БРИК и условия их формирования.
Страны БРИК привлекают внимание в связи с тем, что среди них есть быстрорастущие экономики, которые будут выстраивать будущее мировой экономики. Более того, важно понять именно в этих странах будет ли устойчивое развитие, и смогут ли инвесторы быть уверенны в завтрашнем дне в вопросе сохранения гарантии их прав. В данную группу стран входит 1 по статистике страна в мире - Китай по объемам произведенной продукции.
Предметом исследования являются особенности национальных моделей корпоративного управления в странах БРИК.
Степень разработанности проблемы. А. Берли и Г.Минза в работе «Современная корпорация и частная собственность» впервые поднимают проблематику корпоративного управления, которая была продолжена многочисленными теоретическими и эмпирическими исследованиями зарубежных и российских авторов. А. Берли и Г.Минза показали, что разделение собственности и управления привело к появлению нового социального слоя профессиональных менеджеров и развитию фондового рынка. Западные ученые внесли значительный вклад в теорию корпоративного управления. Следует отметить работы М. Хесселя, И. Ансоффа, Р. Коуза, О. Уильямсона и др. Среди отечественных экономистов вопросами исторического развития корпораций в России, становления и развития корпоративного управления, оценки качества, социальной ответственности занимались Д. Боброва, С. Брыкалов, А. Зарецкий, Т. Иванова, Е. Кудрявцева, С. Могилевский, В. Прохорова, С. Самойлов, С. Ратнер и др. О том как проблема структуры акционерной собственности влияет на корпоративное управление были изучены в работах Р. Капелюшникова, Т. Долгопятовой, А. Радыгина, Т. Заславской, Н. Деминой, А. Олейника, Г. Баяндурян, А. Шаститко, В. Тамбовцева, Р. Калашникова и др. Необходимо выделить сравнительный подход в работе Р. Ла Порта, Ф. Лопес де Силанес, А. Шлейфер и Р. Вишни, и функциональный подход в исследовании М.Мартыновой и Л. Реннебуга в области институциональной среды, которые стали основой для изучения корпоративного управления на протяжении многих лет.
Научная новизна диссертации заключается в обосновании тенденции конвергенции национальных моделей корпоративного управления в условиях разнообразия институциональных сред в глобальной экономике и подтверждении этой концепции на примере БРИК.
Научная новизна подтверждается следующими результатами, выносимыми на защиту:
1. Сформулированы ключевые характеристики и особенности страновых моделей корпоративного управления: совет директоров, концентрация собственности, организация корпоративного контроля, индекс коррупции, защита прав собственности, уровень открытости компании / финансовая прозрачность.
2. Выявлены, что для всех стран БРИК характерна достаточно высокая концентрации собственности, инсайдерский контроль
3. Найдены ключевые недочеты в сфере корпоративного управления: прозрачности и раскрытия информации, защиты прав акционеров, гендерного разнообразия советов директоров, выполнения рекомендаций по доле независимых директоров
4. Выявлен критерий эффективности стран (совокупные инвестиции) и разработаны рекомендации по их совершенствованию
Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях по совершенствованию системы корпоративного управление в странах БРИК с учетом предложенного критерия эффективности. Критерием эффективности является рост совокупных инвестиций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения экономической теории, концептуальные основы корпоративного управления, научные результаты исследований зарубежных и российских ученых по проблемам корпоративного управления и оценки его качества, а также институциональные решения государства в этой области.
Эмпирическую базу составили международные и национальные кодексы стран БРИК по корпоративному управлению. Более того следует выделить работы, посвященные новой институциональной экономической теории, ставшей современной теоретической и методологической основой корпоративного управления. Это работы Р. Вишни, Р. Коуза, У. Меклинга, К, О. Уильямсон, А. Шляйфера. Зарубежные авторы, такие как А. Кэдбери, Б. Гермалин М. Блэр, Р. Трикер, Р. Фриман, А. Кэдбери, Дж. Чаркам, М. Вайсбах, Р. Адамс придерживаются концепции корпоративного руководства, при котором к корпоративному управлению относят систему, посредством которой в компании осуществляется общее руководство и контроль со стороны высшего уровня аппарата управления. Существуют различные интерпретации корпоративного управления в российской экономической литературе. Некоторые авторы, такие как М.В. Самосудов, В.Г. Антонов придерживаются концепции, что понятие корпоративного управления включает в себя понятие общего управления, другие С.А. Орехов, В.А. Селезнев проводят различие. Они полагают, что корпоративное управление отличается повышенным уровнем организованности и особые принципы. Другая группа исследователей, Г. Газин, А. Д. Радыгин, Р. М. Энтов и И. В. Беликов, считают, что корпоративное управление определяется деятельностью совета и руководства компании.
Необходимо отметить работы, которые внесли огромный вклад, по измерению странового уровня корпоративного управления: антидиректорский индекс» в работе Р. Ла Порта, Ф. Лопес де Силанес, А. Шлейфер и Р. Вишни [La Porta, Lopes de Silanes, Shleifer, Vishny, 1999]; индекс корпоративного управления в работе М.Мартыновой и Л. Рен- небуга [Martynova, Renneboog, 2008].
Структура работы определена целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, объем работы - 133 страниц.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, а также содержится информация о структуре работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе содержит обзор зарубежной и российской литературы, посвященной развитию корпоративного управления, а также рассмотрены страновые модели (англо-саксонская и континентальная). Вторая глава посвящена теоретическим основам методического подхода к анализу национальных моделей. В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования основных внутренних механизмов корпоративного управления в странах БРИК.
В ходе исследования были достигнуты поставленные задачи и получены следующие результаты.
Система корпоративного управления стран, которые были исследованы, имеют недостатки, нуждающиеся в совершенствовании. Все страны БРИК можно охарактеризовать следующими особенностями: концентрированная структура собственности, низкий уровень раскрытия информации и защиты прав акционеров, высокая степень коррупции. Законы и правила, предусматривающие права для кредиторов и акционеров стран БРИК на деле зачастую применяются по-разному. Более того процесс приватизации, который начался в 1900-х сыграл немало важную роль. Именно после него были приняты Кодексы корпоративного управления в странах БРИК с 1998 по 2002 гг. Страны постоянно обновляли содержание национального кодекса, приводили их в соответствие с рекомендациями принципов ОЭСР и содействовали внедрению положении, как кодексов, так и принципов. Как показывает практика, наиболее активными в сфере формальной имплементации были такие страны, как Россия, Бразилия. Данные страны активно участвовали в международных дискуссиях по вопросам внедрения нового документа, проводили законодательные изменения, создавали государственные программы для того, чтобы повысить качество корпоративного управления. Индия проводила частичную имплементацию. Отсутствием каких-либо действий характеризовался Китай. Необходимо отметить, что Китай предпринимал активные действия по улучшению корпоративного управления на национальном уровне в период с 2006 по 2014 гг., а также принимал участие в имплементации новых принципов «Группы двадцати» и ОЭСР на международном уровне в рамках своего председательства в «Группе двадцати» в 2016 г. Разница в исполнении принципов обусловлена рядом факторов: уровень экономического положения, культурные ценности, система права, институциональные изменения (у кого-то быстро, у кого-то медленно).
Фактически во всех странах наблюдается большое число недочетов в сфере корпоративного управления. Это касается прозрачности и раскрытия информации, зашиты прав акционеров, гендерного разнообразия советов директоров, выполнения рекомендаций по доле независимых директоров и т.д.
В ходе исследования были выявлены особенности страновых моделей корпоративного управления: англо-саксонская и континентальная. Каждая из них имеет свои особенности. На основании анализа системообразующих групп факторов было выявлено, что страны БРИК в большей степени тяготеют к континентальной модели, им свойствен инсайдерский тип контроля. Следует отметить, что в последнее время тенденция меняется. Россия, Индия пытаются выстраивать модель корпоративного управления, ориентированную на англо-саксонский тип.
По прогнозам МВФ Индия и Китай в долгосрочной перспективе будут опережать других участников по темпам экономического роста. В то время, когда экономика Бразилии и России будет идти на спад. Корпоративное управление играет ключевую роль для развития экономического роста за счет увеличения роста отечественных и иностранных инвестиций.
Рекомендации по повышению эффективности страновых моделей БРИК с учетом отобранного критерия эффективности, совокупных инвестиций.
Рамочная концепция в области инвестиций ОЭСР (РКИ) является международным инструментом, который направлен на либерализацию национальных инвестиционных режимов. Цель концепции - создать благоприятные условия для мобилизации частных инвестиций в интересах обеспечения устойчивого экономического роста и развития, а также увеличения благосостояния общества.
На основе проведенного обзора инвестиционной политики стран БРИКС можно сделать ряд выводов по совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики. В первую очередь следует отметить, что включаться в работу необходимо еще на стадии согласования и обновления РКИ, равно как и других релевантных инструментов ОЭСР. Это возможно как с использованием механизмов, предусмотренных в рамках Организации, так и через каналы взаимодействия ОЭСР с другими многосторонними институтами, в частности «Группой двадцати». В связи с этим необходимо также развивать взаимодействие с партнерами по БРИКС относительно согласования общей позиции по возможным будущим изменениям РКИ или других потенциальных инструментов в инвестиционной сфере. Возможно, в частности, использование формата «двадцатки» с целью конкретизации положений и повышения статуса Руководящих принципов «Группы двадцати» в области глобальной инвестиционной политики, вероятно, с конечной целью их конвергенции с РКИ, работа по реализации которой уже ведется в России. С точки зрения реализации положений актов ОЭСР на национальном уровне целесообразным представляется:
- возобновить практику участия в механизмах самоотчетности по соответствию национального законодательства и правоприменительной практики положениям Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР;
- продолжать работу по упрощению процедур, связанных с ведением бизнеса, сокращению сопутствующих издержек и минимизации формальных требований к инвесторам, в том числе и иностранным;
- повышать уровень информированности российского и зарубежного делового сообщества о мерах по либерализации инвестиционной среды;
-обеспечить согласованность и комплексный характер мер, принимаемых в различных секторах, затрагивающих инвестиционную проблематику, от развития человеческого капитала и содействия МСП до торговой и антимонопольной политики.
Выверенный подход к реализации положений Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР, основанный на принципах учета национальных обстоятельств и интересов бизнеса, позволит странам БРИК повысить конкурентоспособность своей экономики, ее привлекательность для иностранных инвесторов и в конечном счете будет способствовать достижению заявленных целей экономического и социального развития страны.
1. Приказ Минфина РФ «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» от 25.11.2011 № 160н (действующая редакция).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.04.2020 N 115-ФЗ, действующая редакция).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39 - ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 27.12.2019 N 454-ФЗ, действующая редакция).
4. Corporate Governance in Asia. A Comparative Perspective. OECD: 2001. P. 447 p.
5. Governance in China. OECD: 2005. 577 p.
6. Governance Frameworks: Corporate Governance of Non-listed Companies in Emerging Markets. OECD: 2006. Ch. 4. P. 91- 130.
7. OECD Principles of Corporate governance. OECD, 2004.
8. OECD Principles of Corporate governance. OECD, 2014.
9. Белая книга по вопросам корпоративного управления в России. ОЭСР, 2002 . С. 6
10. Национальный доклад по корпоративному управлению. Вып.: 4 / НКСУ. 2011. С. 10.
11. Орехов С.А., Теория корпоративного управления : учеб.-метод. комплекс / С.А. Орехов, В.А.Селезнев. М., 2008. С. 11.
12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М., 2002. 415 с.
13. Радаев В.В. Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. М.: 2007. С 100.
14. Радыгин А.Д., Гонтмахер А.Е., Межераупс И.В., Турунцева М.Ю.
Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления. АМР США: 2004. С. 306.
41. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели КУ. ИЭПР: 2003. С. 164.
15. Радыгин А.Д. Корпоративное управление и защита прав собственности. Эмпирический анализ и актуальные направления реформ / А.Д. Радыгин, Р.М. Энтов. М. : ИЭНН, 2001. 289 с.; Совет директоров в системе корпоратив¬ного управления / под ред. И.В.Беликова. М., РИД, 2005.
16. Соснин А. Организация работы комитета совета директоров по аудиту: Руководство для российских компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 66.
17. Антонов В.Г. Теоретические проблемы корпоративного управления / В.Г. Антонов, М.В. Самосудов // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 25. С. 50-61.
18. Беликов И. Кодекс корпоративного управления: зарубежный опыт // Журнал для акционеров. 2000. № 9.
19. Долгопятова Т.Г. Собственность и корпоративный контроль в российских компаниях в условиях активизации интеграционных процессов // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 2. С. 3-26.
20. Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. Корпоративная собственность в различных странах мира // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 3. С. 97-148.
21. Мау В. Российские экономические реформы в представлении их западных критиков // Вопросы экономики. 1999. № 11-12.
22. Радыгин Д.А. Российская приватизация: национальная трагедия или институциональная база постсоветских реформ? // Мир России. 1998. № 3. Том VII. С. 3-32.
23. Clarke T. International Corporate Governance: а comparative approach. New York, 2007. P. 2
24. Finance for Development. Pension Reform, Capital Markets and Corporate Governance. Latin American Economic Outlook: OECD 2007. Ch. 2. P. 67-95.
25. Freeman E.R. Strategic Management: А stakeholder approach. Boston, 1984. P.275.
26. Gibson M.S. Is Corporate Governance Ineffective in Emerging Markets? The Journal of Financial and Quantitative Analysis: March 2003, Vol. 38, No. 1. P. 231-250.
27. Healy, Paul M., Krishna G. Palepu. The Fall of Enron. Journal of Economic Perspectives, Vol.17, No.2, 2003. P.3-26.
28. Jinglin W. Contemporary Reform of the Economy in China. Shanghai Far East Publishing: 2003. P. 3.
29. La Porta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A, and Vishny R.W. Corporate Ownership Around the World. NBER Working Paper Series: June 1998, No. 6625.
30. Oman C.P. Corporate Governance in Development. The experiences of Brazil, Chile, India, and South Africa. OECD: 2003. 260 p.
31. Peng M. and Jiang Y. Family Ownership and Control in Large Firms: The Good, The Bad, The Irrelevant - and Why. William Davidson Institute Working Paper: October 2006, No. 840.
32. Provisional Code of Corporate Governance for Securities Companies. China Securities Regulatory Commission: January 2004. 15 p.
33. Reed A.M. Corporate Governance Reforms in India. Journal of Business Ethics: Springer, May 2002, Vol. 37, No. 3. P. 249-268.
34. Sytse D., Reije G., Rezaul K. Foreign and domestic ownership, business groups, and firm performance: evidence from large emerging market. Strategic Management Journal: 2006, No. 27. P. 637-657.
35. Tam O.K. Ethical Issues in the Evolution of Corporate Governance in China. Journal of Business Ethics: Springer, May 2002, Vol. 37, No. 3. P. 303-320.
36. Tricker R.I. International Corporate Governance: Text, Readings and Cases.NY: Prentice-Hall. 2001. 587 p
37. Vermeulen E.P.M. The Role of the Law in Developing Efficient Corporate Governance Frameworks: Corporate Governance of Non-listed Companies in Emerging Markets. OECD: 2006. Ch. 4. P. 91- 130.
38. Zhaoxi L. Choice of the Models of Corporate Governance in China and Improvement. DRC Research Paper: October 2001.
39. Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления: есть ли движение «снизу»? [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2010/02/10/1232504605/%D0%B2%D..
D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%98%D0%90% D0%9F%D0%A0 _02_2010.pdf (дата обращения: 27.05.2020).
40. Исследование практики корпоративного управления в России:
сравнительный анализ по итогам 2003-2007 гг. М.: 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://koet.syktsu.ru/download/corpupr_2003-2007.pdf (дата
обращения: 21.05.2020).
41. Кодекс корпоративного поведения от 05.04.2002 // Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fcsm.ru/attach.asp?a_no=360 (дата обращения: 21.05.2020).
42. Коновалова-Посель И. Суверенные фонды БРИК: инвестиционная
экспансия или подъем благосостояния. Национальный Центр Научных Исследований Франции: Парижская Экономическая Школа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pse.ens.fr/peaucelle/textes/BRIC-09-RU.pdf(дата
обращения: 21.05.2020).
43. Милов В. Зло и благо дефолта. [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.ru/comments/2008/08/15_x_2811883.shtml (дата обращения: 20/05/2020).
44. Радыгин А.Д. О некоторых проблемах корпоративного управления в
России. Ученый Совет ИЭНП: 2001. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. iet.ru/ru/o-nekotory-problema-korporativno.. (дата обращения:
23.05.2020).
45. Формирование корпоративного управления в России. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.erfolg.ru/polit/corp.htm(дата обращения:
20.05.2020).
46. Швырков О., Пастухова Е. Единство в разнообразии. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=896723 (дата
обращения: 20.05.2020).
47. Code of Best Practice of Corporate Governance (4th edition). The Brazilian Institute of Corporate Governance (IBGC): September 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecgi.org/codes/documents/ibcg_sep2009_en.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
48. Code of Corporate Governance for Listed Companies in China. China Securities Regulatory Commission: January 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecgi.org/codes/documents/code_en.pdf (дата обращения: 25.05.2020).
49. Corporate Governance in Emerging Markets - Enforcement of CG in Asia. The unfinished agenda. OECD: 2007. [Электронный ресурс]. URL: www.sourceoecd.org/governance/9789264035508 (дата обращения: 25.05.2020).
50. Corporate governance. Voluntary guidelines. Ministry of Corporate Affairs Government of India: December 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecgi.org/codes/code.php?code_id=282 (дата обращения: 22.05.2020).
51. Desirable corporate governance. Code. Confederation of Indian Industry. .
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecgi.org/codes/documents/desirable_corpora.. (дата обращения:
22.05.2020).
52. Index of Codes [Электронный ресурс] URL:
http://www.ecgi.org/codes/all_codes.php (дата обращения: 27.05.2020).
53. Gan J., Gup Y., Xu C. What Makes Privatization Work? The Case of China.
July 2008. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. gcgf. org/ifcext/cgf. nsf/AttachmentsByT itle... pdf обращения:
22.05.2020).
54. Martynova M., Renneboog L. Corporate governance convergence: Evidence from takeover regulation reforms.2005. [Электронный ресурс]. URL: https://vk. com/away.php?to=https%3A%2F%2Fpapers.ssrn. com%2Fsol3 %2F papers.cfm%3Fabstract_id%3D880379&cc_key=(дата обращения: 10.05.2020).
55. G20/OECD (2015) G20/OECD Principles of Corporate Governance. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecdilibrary.org/governance/g20-oecd- principles-of-corporate-governance-2015_9789264236882-en(дата обращения: 22.05.2020).
56. G20/OECD (2016) Progress Report on the Implementation of the G20/OECD Principles of Corporate Governance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/corporate/G20-OECD-Progress-Report-on- CorporateGovemance-Principles.pdf(дата обращения: 19.05.2020).
57. IBGC (2016) Code of Best Practices of Corporate Governance, 5th Edition.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.
ibgc.org.br/userfiles/2014/files/CMPGEN.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
58. OECD (2016a) Russia Corporate Governance Roundtable Agenda.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.moex. com/s631 (дата
обращения: 20.05.2020).
59. OECD (2017b) OECD Corporate Governance Factbook. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/daf/ca/Corporate-Governance-Factbook.pdf(дата обращения: 20.05.2020).
60. OECD Principles of Corporate governance. OECD, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.moex. com/s631 (дата обращения: 20.05.2020).