Исследование зарубежного и отечественного опыта модернизации экономики моногородов
|
Введение 9
1 Обзор литературы 12
1.1 Зарубежный опыт модернизации экономики моногородов 12
1.2 Стратегия модернизации моногородов России 25
2 Объект и методы исследования 30
2.1 Объект исследования 30
2. 2 Методы исследования 33
3 Расчет и аналитика 34
3.1 Особенности развития моногородов в России 34
3.2 Особенности развития моногородов в США 36
3.3 Сравнительный анализ развития моногородов в России и США 39
3.4 Особенности развития моногорода Бирмингем 42
3.5 Особенности развития моногорода Юрга 43
3.6 Анализ промышленного потенциала города Юрга 45
4 Результаты проведенного исследования 49
4.1 Возможность применения опыта модернизации экономики города
Бирмингем на город Юрга 49
4.2 Анализ и возможности потенциала землепользования в городе Юрга 50
4.3. SWOT - анализ моногорода Юрга 52
4.4 Принципы и механизмы управления процессом модернизации
экономики моногорода Юрга 55
4.5 Создание и развитие экономических кластеров в городе Юрга 57
5 Социальная ответственность 61
5.1 Анализ социальных проблем города Юрга 61
5.2 Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития
экономики города Юрга 66
5.3 Социальные программы, реализуемые Юргинским машиностроительным
заводом 68
5.4 Социальные программы, реализуемые субъектами бизнеса на территории
города Юрги и Юргинского района 71
5.5 Экологическая ответственность предприятий в городе Юрга 74
Заключение 77
Список использованных источников 78
1 Обзор литературы 12
1.1 Зарубежный опыт модернизации экономики моногородов 12
1.2 Стратегия модернизации моногородов России 25
2 Объект и методы исследования 30
2.1 Объект исследования 30
2. 2 Методы исследования 33
3 Расчет и аналитика 34
3.1 Особенности развития моногородов в России 34
3.2 Особенности развития моногородов в США 36
3.3 Сравнительный анализ развития моногородов в России и США 39
3.4 Особенности развития моногорода Бирмингем 42
3.5 Особенности развития моногорода Юрга 43
3.6 Анализ промышленного потенциала города Юрга 45
4 Результаты проведенного исследования 49
4.1 Возможность применения опыта модернизации экономики города
Бирмингем на город Юрга 49
4.2 Анализ и возможности потенциала землепользования в городе Юрга 50
4.3. SWOT - анализ моногорода Юрга 52
4.4 Принципы и механизмы управления процессом модернизации
экономики моногорода Юрга 55
4.5 Создание и развитие экономических кластеров в городе Юрга 57
5 Социальная ответственность 61
5.1 Анализ социальных проблем города Юрга 61
5.2 Социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития
экономики города Юрга 66
5.3 Социальные программы, реализуемые Юргинским машиностроительным
заводом 68
5.4 Социальные программы, реализуемые субъектами бизнеса на территории
города Юрги и Юргинского района 71
5.5 Экологическая ответственность предприятий в городе Юрга 74
Заключение 77
Список использованных источников 78
Финансовый кризис 2008-2009 гг. привел к проблемам, возникшим в работе многих градообразующих предприятий. Некоторые из них прекратили свою деятельность полностью, а некоторые - лишь частично. Проблемы этих предприятий не могли не сказаться на жизнедеятельности монопрофильных населенных пунктов. Глобальность проблемы усиливает и тот факт, что в этих городах сосредоточено четверть городского населения страны - 25%.
В связи с этим для государства одной из первостепенных задач стала поддержка экономики моногородов. Однако, несмотря на всю значимость данной проблемы для страны, нельзя не отметить, что многие стратегические и тактические приемы, а также инструментарий не имеют достаточного экономического обоснования.
По исследовательским данным института регионального развития 500 моногородам в нашей стране необходима поддержка. Ситуацию осложняет то, что есть города, формально не подходящие под статус моногорода, но находящиеся в той же зоне риска. Монопрофильные города в России составляют 14% всех городов страны, а проживает в этих городах около 35 миллионов человек. Для того чтобы решить проблемы моногородов в стране необходимо консолидация всех направлений жизнедеятельности городов - это и социальная политика, и социальная ответственность бизнеса, и диферсификация экономики страны, определение политики будущего малых городов и их инновационного развития.
Монопрофильный город - сложная структура. Основная ее особенность - градообразующее предприятие и город тесно связаны друг с другом во всех направлениях. Например, градообразующее предприятие отвечает не только за экономическую составляющую в городе, но и за социальный аспект, создавая социальные блага для лучшей жизнедеятельность в населенном пункте. Отсюда следует и одна из главных
проблем предприятия - высокая себестоимость продукции, так как расходы на поддержание социальной инфраструктуры включается в конечную стоимость произведенной продукции, что зачастую приводит к ее неконкурентоспособности. Таким образом, большинство градообразующих предприятий в моногородах немедленно нуждаются в реструктуризации , так как их финансовые трудности негативно скажутся на экономической и социальной жизни города, в котором данное предприятие находится.
Актуальность темы исследования в данной работе обусловлена прежде всего скорейшей необходимостью усовершенствования модернизационного процесса экономики моногородов, так как это является важным условием как их успешного и устойчивого развития, так и улучшения социально-экономического роста уровня жизни населения. Ситуация осложняется тем, что модернизация экономики в моногородах и внедрение инноваций еще не становятся определяющими направлениями в стратегии развития моногорода, не приобретает характер необходимости. Складывается ситуация, когда отсутствует мотивация к внедрения новых технологий и использованию новых знаний.
В связи с этим необходимость развития теории и методологии управления факторами устойчивого социально- экономического развития территорий моногородов, разработка научно- обоснованных рекомендаций по совершенствованию управления их модернизацией.
Степень изученности проблемы. Основу общетеоретических и методологических подходов в исследованиях городов, управления их экономикой составили труды А.Вебера, А.Леша, Артура О.Салливана, И. фон Тюнена и др., сформировавших научное направление «Urban economics». Последующее развитие данного направления нашло отражение в научных трудах В.Кристалера, разработавшего теорию центральных мест с обоснованием определенной закономерности расположения населенных пунктов.
Однако, несмотря на немалую базу и основу теоретических исследования, представленную выше, большинство авторов освещают проблему управления инновационным потенциалом развития моногородов недостаточно полно.
Исходя из этого, актуальным и практически значимым направлением исследования в данной работе становится разработка стратегии, механизмов и программ, которые будут направлены на преобразования экономики моногородов и наиболее эффективное использование их потенциала модернизации для дальнейшего развития. Необходимо развитие взаимоотношений между органами власти, бизнес-структурами и населения.
Цель работы состоит в обосновании теоретических положений и методических основ модернизации экономики монопрофильных городов, с учетом долговременной стратегии государственного, регионального и муниципального развития.
В рамках исследования решаются следующие задачи:
1 проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта модернизации экономики монопрофильных городов.
2 выявляются возможности адаптации зарубежного опыта модернизации экономики к моногородам Кемеровской области, в том числе к моногороду Юрга.
3 определяются принципы и механизмы управления процессом модернизации экономики моногорода Юрга.
Объектом является исследование зарубежный и отечественный опыт модернизации экономики моногородов.
Предметом исследования является выявление возможности адаптации зарубежного опыта модернизации экономики к моногороду Юрга.
В связи с этим для государства одной из первостепенных задач стала поддержка экономики моногородов. Однако, несмотря на всю значимость данной проблемы для страны, нельзя не отметить, что многие стратегические и тактические приемы, а также инструментарий не имеют достаточного экономического обоснования.
По исследовательским данным института регионального развития 500 моногородам в нашей стране необходима поддержка. Ситуацию осложняет то, что есть города, формально не подходящие под статус моногорода, но находящиеся в той же зоне риска. Монопрофильные города в России составляют 14% всех городов страны, а проживает в этих городах около 35 миллионов человек. Для того чтобы решить проблемы моногородов в стране необходимо консолидация всех направлений жизнедеятельности городов - это и социальная политика, и социальная ответственность бизнеса, и диферсификация экономики страны, определение политики будущего малых городов и их инновационного развития.
Монопрофильный город - сложная структура. Основная ее особенность - градообразующее предприятие и город тесно связаны друг с другом во всех направлениях. Например, градообразующее предприятие отвечает не только за экономическую составляющую в городе, но и за социальный аспект, создавая социальные блага для лучшей жизнедеятельность в населенном пункте. Отсюда следует и одна из главных
проблем предприятия - высокая себестоимость продукции, так как расходы на поддержание социальной инфраструктуры включается в конечную стоимость произведенной продукции, что зачастую приводит к ее неконкурентоспособности. Таким образом, большинство градообразующих предприятий в моногородах немедленно нуждаются в реструктуризации , так как их финансовые трудности негативно скажутся на экономической и социальной жизни города, в котором данное предприятие находится.
Актуальность темы исследования в данной работе обусловлена прежде всего скорейшей необходимостью усовершенствования модернизационного процесса экономики моногородов, так как это является важным условием как их успешного и устойчивого развития, так и улучшения социально-экономического роста уровня жизни населения. Ситуация осложняется тем, что модернизация экономики в моногородах и внедрение инноваций еще не становятся определяющими направлениями в стратегии развития моногорода, не приобретает характер необходимости. Складывается ситуация, когда отсутствует мотивация к внедрения новых технологий и использованию новых знаний.
В связи с этим необходимость развития теории и методологии управления факторами устойчивого социально- экономического развития территорий моногородов, разработка научно- обоснованных рекомендаций по совершенствованию управления их модернизацией.
Степень изученности проблемы. Основу общетеоретических и методологических подходов в исследованиях городов, управления их экономикой составили труды А.Вебера, А.Леша, Артура О.Салливана, И. фон Тюнена и др., сформировавших научное направление «Urban economics». Последующее развитие данного направления нашло отражение в научных трудах В.Кристалера, разработавшего теорию центральных мест с обоснованием определенной закономерности расположения населенных пунктов.
Однако, несмотря на немалую базу и основу теоретических исследования, представленную выше, большинство авторов освещают проблему управления инновационным потенциалом развития моногородов недостаточно полно.
Исходя из этого, актуальным и практически значимым направлением исследования в данной работе становится разработка стратегии, механизмов и программ, которые будут направлены на преобразования экономики моногородов и наиболее эффективное использование их потенциала модернизации для дальнейшего развития. Необходимо развитие взаимоотношений между органами власти, бизнес-структурами и населения.
Цель работы состоит в обосновании теоретических положений и методических основ модернизации экономики монопрофильных городов, с учетом долговременной стратегии государственного, регионального и муниципального развития.
В рамках исследования решаются следующие задачи:
1 проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта модернизации экономики монопрофильных городов.
2 выявляются возможности адаптации зарубежного опыта модернизации экономики к моногородам Кемеровской области, в том числе к моногороду Юрга.
3 определяются принципы и механизмы управления процессом модернизации экономики моногорода Юрга.
Объектом является исследование зарубежный и отечественный опыт модернизации экономики моногородов.
Предметом исследования является выявление возможности адаптации зарубежного опыта модернизации экономики к моногороду Юрга.
В настоящее время уделяется повышенное внимание малым монопрофильным городам и тем градообразующим предприятиям, которые в них расположены, в виду их значительного неблагополучия. Проблема моногородов - одно из наиболее ярких проявлений структурного, длительного и вялотекущего экономического кризиса, который только обострился из-за нестабильности мировой экономики. Монопрофильные города и градообразующие предприятия являются взаимозависимыми элементами общей экономической системы отдельно взятого региона. Модернизация экономики моногорода — это важнейшая комплексная задача, которой необходимо уделять больше внимания, опираясь на опыт как зарубежных стран, так и Российской Федерации.
На примере сравнения модернизации экономики в зарубежных моногородах и российских можно сделать вывод, что российский опыт является недостаточным и неполноценным, чтобы быть признанным успешным.
Сравнивая промышленность и экономику американского моногорода Бирмингем и российского моногорода Юрга, мы увидели, что в США к вопросу переориентации градообразующего производства пришли еще в середине XX-го века, тогда как в Юрге эта проблема до сих пор не исследована. Проведя исследования и сравнив моногорода Бирмингем и Юрга, мы пришли к выводу, что в моногороде Юрга необходимо создание экономических кластеров, чтобы позволить моногороду Юрга пережить непростое экономическое время, модернизировать инфраструктуру. Осуществление модернизации экономики моногорода Юрга позволит изменить уровень жизни, даст возможность для комплексного развития и укрепит ее экономическую стабильность и позволит в будущем быть более устойчивым к изменяющимся условиям рынка.
На примере сравнения модернизации экономики в зарубежных моногородах и российских можно сделать вывод, что российский опыт является недостаточным и неполноценным, чтобы быть признанным успешным.
Сравнивая промышленность и экономику американского моногорода Бирмингем и российского моногорода Юрга, мы увидели, что в США к вопросу переориентации градообразующего производства пришли еще в середине XX-го века, тогда как в Юрге эта проблема до сих пор не исследована. Проведя исследования и сравнив моногорода Бирмингем и Юрга, мы пришли к выводу, что в моногороде Юрга необходимо создание экономических кластеров, чтобы позволить моногороду Юрга пережить непростое экономическое время, модернизировать инфраструктуру. Осуществление модернизации экономики моногорода Юрга позволит изменить уровень жизни, даст возможность для комплексного развития и укрепит ее экономическую стабильность и позволит в будущем быть более устойчивым к изменяющимся условиям рынка.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА В РАМКАХ ПРОГРАММ
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОНОГОРОДОВ: ОЦЕНКА И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - Управление развитием моногорода
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие малых городов Красноярского края при железнодорожных узлах (на примере городов Уяр, Заозерный, Канск, Иланский)
Магистерская диссертация, архитектура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Внедрение инновационных институтов в процессе управления моногородами Республики Татарстан
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Моногорода Республики Татарстан: инструменты оценки устойчивости социально-экономического развития
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ МОНОГОРОДОВ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Реформирование пенсионной системы в условиях модернизации общества: отечественный и зарубежный опыт
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020



